Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности ранней детской и подростковой алкоголизации
Злоупотребление алкоголем и привыкание к чрезмерному употреблению – серьезная проблема современного общества. В последние годы отмечается значительный рост детской и подростковой алкоголизации и зависимости от употребления алкоголя. Поведение, вызванное употреблением психоактивных веществ (без сформированной зависимости) называется аддиктивным* поведением. Становление аддиктивного поведения отличается широким индивидуальным разнообразием, но в целом можно выделить ряд достаточно закономерных этапов. Первый этап – первые пробы – совершаются обычно под чьим- либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповая конформность** и мотивы группового самоутверждения. Вероятность того, что первые пробы перерастут в болезнь, тем больше, чем меньше возраст. Второй этап – поисковое аддиктивное поведение – это следующий за первыми пробами этап. Он отличается экспериментированием с различными видами ПАВ. Обычно характерен для младшего подросткового возраста. На этом этапе индивидуальной психической зависимости еще нет, но может сформироваться групповая психическая зависимость. Третий этап – в течение которого осуществляется переход аддиктивного поведения в болезнь – проходит под влиянием множества факторов. Эти факторы можно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические. Аддиктивное поведение, вызванное употреблением алкоголя, называется ранней алкоголизацией. Для этого явления характерно знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет и регулярное употребление алкоголя без признаков болезни в более старшем подростковом возрасте – 16-18 лет. Характерным для ранней алкоголизации является групповое употребление алкоголя. Побудительными (начальными) мотивами в этом случае обычно являются нежелание отстать от сверстников, любопытство, ложно понимаемый путь к статусу взрослого человека. В дальнейшем психологические мотивы повторных потреблений алкоголя связаны с желанием испытать «веселое настроение», чувство раскованности, уверенности в себе.
Ранняя алкоголизация и сопутствующие ей формы девиантного поведения ведут, как правило, к тяжелым последствиям. Это социальная дезадаптация подростка, педагогическая запущенность, прогулы, бродяжничество, трудности профессиональной ориентации и подготовки. Первая стадия характеризуется формированием и прогрессированием психической зависимости, при которой перерыв в употреблении приводит к психическому дискомфорту, подавленности, тревоге с резким обострением влечения к употреблению алкоголя. Помимо этого, дополнительно угасают защитные рефлексы на передозировку, растет толерантность***, начинает усугубляться социальная дезадаптация. На второй стадии формируется физическая зависимость и углубляется психическая зависимость. На этом этапе влечение к алкоголю становится навязчивым, неодолимым; утрачивается критичность к употреблению и развивается анозогнозия****, растет толерантность. На третьей стадия наблюдается падение толерантности, выраженный органический дефект личности со специфическими чертами – абстинентными (сопровождающими «ломку») психозами, глубокой социальной деградацией. Клиническая картина раннего алкоголизма подростков существенно отличается от проявлений хронического алкоголизма у взрослых. Для подростков характерно стремление употреблять алкоголь в дозах, которые вызывают наркотическое состояние («до полного отключения»), что вначале носит характер своеобразной бравады перед сверстниками, но уже через три-четыре месяца становится связанным с неодолимым патологическим влечением. В связи с изложенным необходимо подчеркнуть, что к сотрудникам, работающим с детьми в рамках профилактических программ, предъявляются особенно строгие требования. Это касается профилактики любых форм химической зависимости, а не только зависимости от алкоголя, поскольку алкоголь также как и наркотики является психоактивным химическим соединением. Работа по профилактике и выявлению детей и подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ (ПАВ), как никакая другая, требует целенаправленности, системности, ответственности и профессиональной компетентности.
Специалист должен иметь свою четкую позицию в отношении употребления ПАВ. При проведении бесед в подростковой аудитории следует помнить, что подростки остро чувствуют фальшь и некомпетентность, не прощают их, и даже задают провокационные вопросы. Специалист (педагог) должен обладать определенными педагогическими навыками: - уметь войти в контакт с подростком, не нарушая границ личности (своей и подростка); - уметь создать безопасную и поддерживающую обстановку общения; - уметь передать знания «между слов», то есть владеть невербальным компонентом общения; - помнить и уважать особенности подросткового возраста; - знать стили подросткового поведения, общения, овладения материалом.
Терминологический словарь: * аддикция – феномен психологической зависимости. ** конформность – податливость личности реальному или воображаемому давлению группы. Конформизм проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с ранее не разделяемой позицией большинства. Внешний конформизм – демонстративное подчинение личности мнению группы с тем, чтобы избежать давления группы. При этом человек продолжает внутренне сопротивляться общей точке зрения. *** толерантность (в данном контексте) – чувствительность, устойчивость, отсутствие ответа организма на воздействие разрушающего фактора, в данном случае алкоголя. **** анозогнозия – отсутствие критической оценки своего дефекта; наблюдается преимущественно при поражении правой теменной доли головного мозга. ПРИЛОЖЕНИЕ 11 «Методические рекомендации по профилактике
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.009 с.) |