Вопрос № 41 Стиль и техника педагогического общения на разных ступенях обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 41 Стиль и техника педагогического общения на разных ступенях обучения.



Стиль пед. общ-я- это устойчив. форма способов и средств педаг. взаимодействия между уч-ком и преподом.

Основ. 4 хар-ки стиля: 1) пристальное внимание к мыслительной д-ти учащ-ся (должно сопровождаться поощрениями, одобрениями в условиях психолог. комфортности); 2)У.должен обладать эмпатией,т.е. симпатией, сочувствием, умением поставить себя на место уч-ка, препод должен понять, почему уч-к неправильно что-то сделал, и скорректировать это действие; 3)Доброжелательное заинтересованное отношение к успехам уч-ка; 4) рефлексия- осознание преподом своей педаг. д-ти. Доверчивость, отзывчивость, проявлять радость, раскованность, психолог. комфортность.

Взаимодействие между преподом и учен. должно осуществл-ся в форме коллективной д-ти. Акцент должен быть перенесён с обучающей ф-ции препода на познавательную деят-ть уч-а.
Стили пед. деят-ти.: (по Марковой -)1) демократический (уч-к – равный партнёр в уч. проц., коллега в совм. поиске знаний, привлекается к принятию решений. Педагог оценивает не только успеваемость, но и личностные кач-ва. Методы воздействия: побуждение к действию, совет и просьба.) 2) авторитарный (уч-к – субъект педагогического воздействия У. У. принимает решение единолично, жёсткий контроль, не учитывается мнение уч-ка, в рез-те – агрессия и низкая самооценка. Методы воздействия: приказ, поучение, требование) 3) либеральный (У. уходит от принятия решения, передаёт инициативу уч-ку. Организация уч. проц. и контроль осущ-ся бессистемно. У.проявляет нерешительность, в классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты).

 

(из лекции Никитенко):

Стиль общ-ия Эффект учебн процесса во многом опред умением организ пед общ-ние с учащимся, поэтому проблема общ-я изуч педагогами (Амонашвили), психологами (Зимняя, Леонов, Канн Калик) и методистами (Рогова, Китайгородск).

Совр пр-сс обуч ИЯ понимается как особым обр организованное общ-е, и важнейш ф-ция этого общ – ИЯ – установл-е взаимод межд преподом и уч-ся, а также межд самими уч-мися.

В осн взаимод-ия лежат разные стили общ-ия:

общ-е на основе увлеченности совместн творч деят-тью

общ-е – устрашение

общ-е-дистанция

общ-е на осн дружеского расположения

общ-е-заигрывание

Самый эффективный стиль – 1ый!

Вопрос № 10 - Целостный педагогический процесс, его сущность и структура.

Пед. процесс – совокупность многих процессов, в ходе которых социальный опыт, к-ый передается от поколения к поколению и становится качеством личности. Пед процесс включает в себя следующие процессы: обучение (цель – обучить), развитие (цель – развитие памяти, мышления, творческих способностией) и воспитание (цель – формирование мировоззрения и нравственности). (Пед процесс – не просто совокупность, а некое новое образование, к-ое имеет свои закономерности. Все процессы, входящие в пед процесс ориентированны на формирование гармонично развитой личности.

Специфика пед. процесса.

1.Каждый процесс имеет свою функцию, выполняя при этом и побочную функцию. Если мы говорим об образовании, побочными выступают воспитание и развитие. Когда мы занимаемся развитием, мы затрагиваем обучение и воспитание. Все процессы неразрывно связаны между собой.

2. Каждый из этих процессов имеет свои цели и задачи.

3. Каждый из этих процессов имеет свое содержание, методы, ср-ва и форма усвоения этого содержания.

4. Каждый из этих процессов имеет продукт и результат.

Пед. процесс обусловлен 3 факторами:

1. Потребности общества и личности.

2. Материально-технические и экономические возможности ограниз условий пед процесса.

3. Сами пед условия и их содержание.

Структура пед. процесса.

Наиболее точно описал Подласый. Выделял две группы.

1. Структурные компоненты: обучаемый \ обучающий, воспитуемые, условия обучения и воспитания.

2. Целевой компоненты: цели, задачи, содержание обучения, деятельностный компонент, результативный компонент.

Радченко выделял следующие компонеты структуры:

1. Цели и задачи, опред деятельность в рамках пед процесса.

2. Пед кадры, к-ые обеспечивают построение пед процесса.

3. Научно-методич кадры (ученые-дидактики, обеспеч научное обоснование)

4. Обучаемые.

5. Материально-техническая база.

6. Финансовая обеспеченность системы.

 

 

Представления о ЦПП есть в работах Каптерева, Бабанского и др. ЦПП включает всю дидактику, всю педагогику, все вопр воспит, образов, обуч. Понятие пед процесс б. введено Каптеревым. По Каптереву обучение, образов, приучение, воспитан, развит, наставлен, увещевание, взыскание и др. обозначают различные свва, средства и моменты 1 большого ЦПП. В разных учебн пособиях даются разн определения ЦНН. Подласый определил ЦПП как процесс, в qом социальный опыт переплетается в качво личности. Бабанский характеризовал процесс как систему типа школы, вуза, внешкольных учреждений и т.д. в qых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, субъект и объект воспитания, т.е. пед.системы. Процесс реализующий цели образования и воспитания в условиях таких систем, называется пед.процессом. В целом, под пед.процессом поним направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образов, воспит, обуч в условиях пед.системы. В структуру пед процесса входят: · Целевой компонент: 1)становление самос-й,своб-й,культ-й и нравст-й личн-ти; 2)ориентация на самоценность чел-й лич-ти;3) полноценное развитие личсти, тех способ-й qые нужны ей и общву, включение лич-ти в социально-ценную активность, в результате qй происходит процесс социализации воспитания; 4) воспитание в духе общечеловеческих ценностей; · Содержательный компонент: 1) образование и содержание обр-я; 2) требования к содерж.обр-я; 3) уровни содерж.обр-я; 4) теории содерж.обр-я (форм,матер, прагматич.); 5) современ концепции общего средн образования, непрерывного образования, основные реформы; · Операционно-деятельностный: 1) методы. Формы орг-ции процесса; 2) традиц-ые техн./методы, средства обучения и их оценка с точки зрен развития личсти; 3) программированное/проблемное обучение; 4) инновационные технологии, формы организации учеб.процесса, урок как основная форма, вспом. Формы- семинары. ·Оценочно-результативная: оценка и проверка знаний. ·Пед общение, фции, стили. Структура пед.процесса совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам пед.системы. 1. обучен-целенаправл проц 2сторон деятсти педагога и уащ по передаче и усвоен зн. 2. развитие-проц становлен личсти под воздейств внеш и внутр, управляем и неуправл, соц и природн факторов. 3. воспит-систематич и целенапр воздейст воспитателя на воспитуем с целью формиров у них желамого отнош к окруж 4. формиров личсти-процесс изменения личсти в ходе взаимодействия ее с реальн действит, появлен физич и соц-психол новообразований в структуре лиясти 5. образован-процесс и результат усвоения определен сист зн и обеспечение на этой основе соответствующ уровня развития личсти. Компоненты пед.системы: · Целевой (определение целей воспитания, обучения) ·Содержательный (разработка содержания образния) ·Операционно-деятельностный (процедуры по обучен, воспитан и взаимодействию участников процесса) ·Оценочно-результативный (проверка и оценка зн, результатов обучен, воспитан) Структура пед проц и деятелсти отражает реальную работу педагогов. Знание ее помог учителю анализир, осознавать и совершенствов свою деятелсть Цель -научное понятие- осознанное представление конечного результата определенной деятсти. Пед. цели м.б. разного масштаба и составляют ступеньчатую систему. Высш ступень - гос цели (обществ. заказ, стандарт образования. Они разрабатываются специалистами, принимаются правитвом, фиксируются в законах и др. документах. Цели отдельных образовательных систем и эталонов образования: например, цели обуч в сред школе и на его отдельных уровнях. Внутренней движущей силой пед проц явл противоречие м\ду требованиями к реб, возник в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем его развития. Это противоречие становится толчком к процессу воспит и дальнейш росту, если требов соответств возратн особен, не явл слишком легким или наобор слишк трудн.- по Выготск – зона ближайш развития. Разрыв м\ду зонами порождает пед процесс, пед ситуац – такое состоян пед проц, когда имеет расхождение м\ду желаемым и реальным, достигнутым в формировании личности. Цепь пед ситуац образует пед процесс. Закономерности пед.процесса – это объективно существующие, повторяющ, устойчивые существенные связи м\ду явлениями, отдельными сторонами пед.процесса. Общие закономерности пед.процесса: ·Связь воспит и социальн системы (хартер восп в конкретных историч условиях определяется потребностями общва, экономики, национально-культурными особенностями); ·Связь м\ду обучен и воспит (обозначает взаимосвязь этих процессов, их разностороннее взаимодействие); ·Связь воспит и деятсти (1 из основных законов педагогики гласит: воспитать - значит включить реб в различн виды деятсти); ·Связь воспит и активности личсти (воспитание успешно, если объект его-реб- является одновременно субъектом, т.е. обнаруживает активность поведения, самостоятность, потребность к деятсти); ·Связь воспит и общения (воспит всегда протекает во взаимодействии людей (учителей - учеников), реб формируется в зависимости от богатства межличностных связей).

Представления о целостном педагогическом процессе имеются в работах П.Ф. Каптерева, Бабанского и др.

Целостный педагогический процесс включает всю дидактику, всю педагогику, все вопросы воспитания, образования, обучения. Понятие педагогический процесс было введено Каптеревым. По Каптереву обучение, образование, приучение, воспитание, развитие, наставление, увещевание, взыскание и др. многочисленные слова обозначают различные свойства, средства и моменты одного большого целостного пед. процесса.

В разных учебных пособиях даются разные определения целостного педагогического процесса.

Подласый определил пед.пр. как процесс, в котором социальный опыт переплетается в качество личности.

Ю.К. Бабанский характеризовал процесс как систему типа школы, вуза, внешкольных учреждений и т.д. в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, субъект и объект воспитания, т.е. пед.системы.

Процесс реализующий цели образования и воспитания в условиях таких систем, называется пед.процессом.

Мы под пед.процессом понимаем направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования, воспитания, обучения в условиях пед.системы.

В структуру педагогического процесса входят:

· Целевой компонент: 1)становление самос-й,своб-й,культ-й и нравст-й личн-ти; 2)ориентация на самоценность чел-й лич-ти;3) полноценное развитие личности, тех способ-й к-ые нужны ей и обществу, включение лич-ти в социально-ценную активность, в результатек-й происходит процесс социализации воспитания; 4) воспитание в духе общечеловеческих ценностей;

· Содержательный компонент: 1) образование и содержание обр-я; 2) требования к содерж.обр-я; 3) уровни -\\-; 4) теории -\\- (форм,матер, прагматич.); 5) современные концепции общего среднего образования, непрерывного образования, основные реформы;

· Операционно-деятельностный: 1) методы. Формы орг-ции процесса; 2) традиц-ые техн./методы, средства обучения и их оценка с т.з. развития личности; 3) программированное/проблемное обучение; 4) инновационные технологии, формы организации учеб.процесса, урок как основная форма, вспом. Формы- семинары.

· Оценочно-результативная: оценка и проверка знаний.

· Педагогическое общение, функции, стили.

Структура пед.процесса – совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам пед.системы.

Компоненты пед.системы таковы:

· Целевой (определение целей воспитания, обучения)

· Содержательный (разработка содержания образования)

· Операционно-деятельностный (процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса)

· Оценочно-результативный (проверка и оценка знаний, результатов обучения, воспитания)

Цель-научное понятие- это осознанное представление конечного результата определенной деятельности.

Пед. цели могут быть разного маштаба и составляют ступеньчатую систему.

Высшая ступень- государственные цели(обществ. заказ, стандарт образования. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и др. документах.

Цели отдельных образовательных систем и эталонов образования: например, цели обучения в средней школе и на его отдельных уровнях.

Закономерности: каждая наука открывает закономерности. З. дают знания о том, как протекают процессы.

Закономерности пед.процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед.процесса.

Общие закономерности пед.процесса:

· Связь воспитания и социальной системы (характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями);

· Связь между обучением и воспитанием (обозначает взаимосвязь этих процессов, их разностороннее взаимодействие);

· Связь воспитания и деятельности (один из основных законов педагогики гласит: воспитать- значит включить ребенка в различные виды деятельности);

· Связь воспитания и активности личности (воспитание успешно, если объект его-ребенок- является одновременно субъектом, т.е. обнаруживает активность поведения, самостоятельность, потребность к деятельности);

· Связь воспитания и общения (воспитание всегда протекает во взаимодействии людей(учителей - учеников), ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.023 с.)