Тема 6.2. Этапы управления конфликтом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6.2. Этапы управления конфликтом



«Диагностика состояния агрессии» по методике Басса – Дарки, анализ полученных результатов.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности; враждебность - общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; агрессия - активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21 плюс- минус 4, а враждебности – 6,5–7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности

Критерии оценки: корректная последовательность выполнения работы, получение результата в соответствии с числовыми значениями, интерпретация результатов, уровень рекомендаций, учет особенностей тестируемого, корректность формулировок.

Оценка 3 балла выставляется, если задание выполнено в полном объеме, полученным результатам дана корректная интерпретация. Разработанный перечень рекомендаций носит конкретный характер и учитывает индивидуальные особенности испытуемого.

Оценка 2 балла выставляется, если задание выполнено в полном объеме, полученные результаты корректно проинтерпретированы, перечень рекомендаций не учитывает в полной мере индивидуальные особенности испытуемого.

Оценка 1 балл выставляется, если задание выполнено в полном объеме, в интерпретации допущены некорректные формулировки, перечень рекомендаций ограничен и не учитывает индивидуальных особенностей испытуемого.

Оценка 0 баллов выставляется, если выполнена только диагностическая часть практикума.

8.9.Примерные вопросы для подготовки к зачету

  1. Исторические особенности отношения общества к конфликту. Предмет конфликтологии.

2. Теоретические предпосылки возникновения конфликтологии.

3. Этапы развития конфликтологии.

4. Конфликтный функционализм Г.Зиммеля.

5. Социал-дарвинистская концепция конфликта: представители, особенности. Равновесная и конфликтная модели: сравнительный анализ

6. Диалектическая теория конфликта К.Маркса.

7. Функциональная концепция конфликта Т.Парсонса.

8. Особенности рассмотрения конфликта в теории Л.Козера.

9. Концепция конфликта Р.Дарендорфа.

10. Общая теория конфликта Р.Боулдинга.

11. Теория согласия и структурного насилия И.Гальтунга.

12. Конфликт как форма воспроизводства общества А.Турена.

13. Теория агрессии К.Лоренца.

14. Интрапсихические теории возникновения конфликта.

15. Когнитивистские теории конфликта.

16. Ситуационные теории конфликта.

17. Особенности отношения к конфликту в отечественной науке.

18. Понятие конфликта: позиции, их специфика.

19. Структурная модель конфликта.

20. Причины и факторы конфликтов.

21. Проблема типологии конфликтов.

22. Функциональность конфликта.

23. Признаки конфликтной ситуации.

24. Динамическая модель конфликта.

25. Динамика межгрупповых конфликтов.

26. Понятие эскалации конфликта: механизм и сущность.

27. Поведенческие и структурные изменения сторон конфликта на этапе эскалации.

28. Тактики поведения на этапе эскалации конфликта.

29. Понятие конфликтогена, типология конфликтогенов.

30. Понятие управления конфликтом, факторы неуправляемости.

31. Прогнозирование конфликта как форма стратегического управления.

32. Способы предупреждения конфликта.

33. Социальные технологии регулирования конфликтов.

34. Способы регулирования конфликтов.

35. Посредничество как способ регулирования конфликтов (формы, методы).

36. Роль руководителя коллектива в регулировании конфликтов.

37. Роль органов власти в регулировании конфликтов.

38. Формы завершения конфликта.

39. Политические конфликты (причины, формы, способы регулирования).

40. Социальная напряженность и социальные конфликты.

41. Конфликты в организации: типология, специфика.

42. Понятие стиля поведения в конфликте.

43. Внутриличностные конфликты: общая характеристика, специфические черты, способы предупреждения и регулирования.

44. Интерпсихические конфликты: формы и сферы проявления, особенности возникновения и развития.

45. Способы управления межличностными конфликтами.

46. Понятие группового конфликта: типология, специфика, формы регулирования.

47. Власть как содержание конфликтов в сфере ГМУ.

48. Правовые отношения сторон как основная форма регулирования конфликтов в сфере ГМУ.

49. Особенности внеинституционального государственного управления конфликтами.

50. Социальное государство как «конфликторазрешающее государство» и как «конфликтопроизводящее государство».

51. Типология конфликтов в сфере государственного и муниципального управления.

52. Конфликты на уровне государства.

53. Конфликты на уровне организации государственно-административной сферы

54. Конфликты на уровне конкретного государственного органа.

55. Понятие конфликта интересов, причины и специфика протекания.

56. Механизмы предупреждения и урегулирования конфликта интересов.

57. Организация, функционирование и особенности деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

58. Экономические конфликты

59. Конфликты в сфере культуры.

60. Этнические конфликты. Межнациональные конфликты в регионе.

61. Трудовые конфликты, пути их разрешения.

62. Вмешательство в конфликт (конфликтная интервенция) со стороны третьих лиц.

63. Консультация, арбитраж, третейский суд, наблюдение как способы вмешательства в конфликт: границы использования, специфика.

64. Понятие медиации.

65. Принципы медиации.

66. Руководитель как посредник в конфликте.

67. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.

68. Метод принципиальных переговоров Гарвардской школы.

8.10. Итоговая письменная работа по дисциплине

Тематика итоговой работы выбирается студентом из современной и актуальной повестки дня международных конфликтов.

Примерные темы работ.

Вооружённые конфликты на постсоветском пространстве:

1. Грузино – абхазский кнфликт

2. Грузино – южно-осетинский конфликт

3. Карабахский конфликт

4. Молдавско – гагаузский конфликт

5. Приднестровский конфликт

6. Гражданская война в Таджикистане

7. Вооруженный конфликт на востоке Украины

 

Вооружённые конфликты в мире:

1. Внутренний вооружённый конфликт на Филиппинах

2. Военная операция против «Исламского государства»

3. Индо-пакистанский конфликт

4. Конфликт в секторе Газа‎

5. Ливано-израильский конфликт‎

6. Межэтнические конфликты в Нигерии

7. Палестино-израильский конфликт‎

8. Конфликт в Македонии

9. Политический кризис в Кении

10. Протест в Гвинее

11. Сомалийская война

12. Туарегское восстание

13. Турецко-курдский конфликт

14. Французско-ивуарский конфликт

15. Гражданская война в Судане

16. Гражданская война в Ираке

17. Гражданская война в Сирии

18. Война с наркокартелями в Мексике

19. Гражданская война в Афганистане

20. Гражданская война в Пакистане

21. Гражданская война в Сомали

22. Гражданская война в Колумбии

23. Гражданская война в Ливии

24. Шиитское восстание в Йемене

25. Война в Бирме (Мьянме)

26. Террористическая война на Северном Кавказе

27. Конфликт в дельте Нигера

28. Движение наксалитов в Индии

29. Террористическая война в Магрибе

30. Террористическая война на юге Таиланда

31. Террористическая война на северо-востоке Индии

32. Племенные столкновения в Южном Судане

33. Война исламистов в Йемене

34. Сепаратистское движение в Турции

35. Движение исламистов на Филиппинах

36. Израильско-палестинский конфликт

37. Сепаратистское движение в Белуджистане

38. Революция в Египте

39. Сепаратистское движение на юге Йемена

40. Война в Мали

41. Движение курдов в Иране

42. Война в Центральноафриканской республике

43. Столкновения в Ливане

44. Движение исламистов на Синайском полуострове

45. Коммунистическое движение в Перу

46. Сепаратистское движение в Восточном Туркестане

47. Сепаратистское движение в Кабинде

48. Сепаратистское движение в Казамансе

49. Сепаратистское движение в Хузистане

50. Сепаратистское движение в Папуа

51. Движение Ирландской республиканской армии

52. Сепаратистское движение в Западной Сахаре

53. Движение Парагвайской Народной армии

54. Своя тема

2. Работа выполняется по следующему алгоритму:

1. Выбирается конкретная тема исследования и приводится аргументация в пользу выбора и актуальности темы.

2. Описывается контекст конфликта: политическая, международная (геополитическая), социальная, экономическая, технологическая ситуация; предыстория конфликта или его современной стадии.

3. Вычленяются факторы, поводы, причины и иные условия развития конфликта. Среди описанных условий выделяются главные и второстепенные, объективные и субъективные.

4. Обрисовывается полная структурная модель конфликта (стороны конфликта с перечнем и анализом всех ролей, статусов, рангов, интересов и позиций, мотивов, ресурсного потенциала, образы конфликтной ситуации; объект конфликта и его тип, зона разногласий).

5. Очерчивается динамика конфликта, начиная с его предконфликтной ситуации, типа и формы проявления инцидента, последующих этапов вплоть до современного его состояния.

6. Дается типология конфликта по всем основаниям, которые важны для понимания конфликта.

7. Описываются варианты и попытка регулирования конфликта в предыдущие периоды, (если они были), дается анализ того, почему конфликт не разрешен, какие силы или факторы остались не учтены.

8. Предлагается аналитика на предмет возможных форм управления или регулирования конфликта на современном этапе его развития на разных «этажах» его проявления (межгосударственный, внутригосударственный, межгрупповой, внутригрупповой, межличностный и т.д.). Описываются возможные формы управления конфликтом (правовые, институциональные, структурные и т.д.), субъекты управления (регулирования), институты и группы. Как различные государственные, межгосударственные институты (органы и службы, ветви власти) пытаются работать с конфликтом, что им мешает, что следует сделать на Ваш взгляд.

9. Решите, является ли конфликт управляемым, если нет, каковы факторы неуправляемости, как их можно «смягчить», удалить, использовать для перевода конфликта в управляемую форму. Если конфликт принципиально управляем, на каком уровне, какими ресурсами и какими методами это можно сделать.

10. Дайте свой персональный прогноз развития этого конфликта. Если он завершен или находится в «спящей» фазе, опишите, как он завершился, каковы его уроки и прогнозы на послеконфликтное развитие отношений всех заинтересованных сторон. Если конфликт находится в «спящей» фазе, что может его актуализировать и каков прогноз в этом случае.

11. Определите, насколько данный конфликт типичен для данной страны (стран), данного региона и можно ли инструментарий управления им экстраполировать на иные страны, регионы и ситуации.

3. Формальные требования к выполнению проекта:

Чтобы раскрыть содержание заданной темы, необходимо: во-первых, хорошо знать материал, а во-вторых, быть готовым передать его содержание в письменной форме, сделать логически обоснованные выводы. Контрольная работа может быть написана по заданной теме на основе нескольких источников (не менее трех).

1. Во Введении раскрывается актуальность темы, сопоставляются основные подходы (позиции, точки зрения) к решению данного вопроса (проблемы), формулируется цель и задачи проводимого в контрольной работе анализа. Примерный объем введения – не более 1 страницы компьютерного текста формата А4.

2. В основной части работы раскрывается основное содержание темы (2-3 раздела), проводится анализ теоретических, эмпирических и документальных источников, формулируются ключевые понятия и положения. Контрольная работа имеет учебно-исследовательский характер, содержит результаты творческого поиска автора. Объем основной части – не более 10 страниц.

3. В заключении (0,5 страницы) подводятся итоги работы в соответствии с поставленной целью и задачами, делаются обобщенные выводы. Объем заключения – не более 2 страниц.

 

4. Критерии оценки итоговой работы:

В проекте оценивается выбор темы – ее актуальность и обоснованность выбора; соблюдение алгоритма и полнота его представления; требования по оформлению работы; нарушение логики изложения и соблюдение последовательности шагов - от выдвижения гипотез (описания предпосылок) до формулировки выводов и результатов; соответствие излагаемого материала конфликтологическому подходу; умение использовать терминологию, принципы и подходы данной дисциплины.

Оценка «отлично» (18-20 баллов) выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, содержание проекта строго соответствует теме, весь алгоритм изложения и формальные требования в полной мере соблюдены, во всех диагностических шагах не допущены ошибки.

Оценка «хорошо» (15-17 баллов) выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, содержание проекта в целом соответствует теме, алгоритм изложения и формальные требования в целом соблюдены, в большинстве диагностических шагов не допущены ошибки или ошибки не являются существенными.

Оценка «удовлетворительно» (12-14 баллов) выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, испытывает затруднения при выявлении логики рассматриваемого процесса, явления, содержание проекта не в полной мере соответствует теме; алгоритм изложения и формальные требования соблюдены лишь частично, в диагностических шагов допущены явные ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» (менее 12 баллов) выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, содержание проекта не соответствует теме, либо выходит за рамки предметного поля изучаемого курса, в изложении проекта не соблюден алгоритм, формальные требования нарушены.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ

Для бакалавровочной формы обучения применяется балльно-рейтинговая система обучения, текущий и итоговый контроль осуществляется в соответствии с технологической картой дисциплины:

Семестр Недели Виды учебных занятий и количество часов в неделю Домашние контрольные работы по про­й­денным темам (в баллах) Тестирование (в баллах) Контрольная работа на лекциях Конспект базовых источников в форме презентаций (в баллах) Работа на семинарских занятиях (в баллах) Оценка преподавателя по итогам работы студента в семестре (в баллах) Итоговая письменная работа (в баллах)
3-й семестр   0 – 5 за одну к/работу 0 – 3 за одно тестирование 0-3 за одну контрольную работу 0 – 3 за один источник не более 3 баллов на одном занятии 2 – 5 0 – 20
  2 (Л)     1-я контрольная работа        
  2 (С)            
  2 (С)            
  2 (Л) 2 (С) 1-я контр. работа   1-й конспект      
  2 (С)            
  2 (Л)            
  Первая текущая аттестация    
  2 (С)     2-я контрольная работа        
  2 (Л)            
  2 (С) 2-я контр. работа Тестирование 2-й конспект      
  2 (Л)            
  2 (С)            
  2 (Л)            
  Вторая текущая аттестация    
  2 (С) 3-я контр. работа     3-й конспект      
  2 (С)              
  2 (С)              
  2 (С) 4-я контр. работа            
  2 (С)   Тестирование   4-й конспект      
Сессия               Итоговая работа
Итого 36 часов 16 баллов 6 баллов 6 баллов 12 баллов 36 баллов 4 баллов 20 баллов
    4 контрольных работы тестирования   конспекта 12 семинарских занятий 1 бонус 1 итоговая работа

 

Итоговая оценка по дисциплине выставляется:

- «зачтено», если суммарно начислено не менее 50 баллов;

- на зачете предлагается итоговая письменная работа в проектном формате;

- положительная оценка итоговой письменной работы – не менее 12 баллов;

- в том случае, если студент получает за итоговую письменную работу менее 12 баллов, он получает итоговую оценку «не зачтено» независимо от общей суммы набранных баллов.

Работы сдаются в указанные в технологической карте сроки. Опоздание сокращает набранные баллы, за каждую просроченную неделю снимается 1 балл.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.074 с.)