Национальная экономика(НЭ): понятие, цели, стр-ра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальная экономика(НЭ): понятие, цели, стр-ра



Национальная экономика(НЭ): понятие, цели, стр-ра

С сер.XX в. НЭ рассм. в 2-х аспектах: 1-как науку и дисципл. (обект исслед -ния- нац. хоз. сис-ма; предмет исслед-ния – соц., эк. процессы воспр-ва, закономерности функц-ния и разв-я хоз. сис-мы, её структ-х эл-тов, потенциалов, мех-мов; субъект – органы управления и научн. стр-ры; инструментарий – комплекс общенаучн. и спец-х методов познания. Напр., системн. (сис-ма упорядрчен. множ-во эл-тов, объединён-х взаимосвязями и отн-ями в единое целое) и структурно- функцион. подход (в рамках дан. подхода модель эк-ки мож. представить как сис-му институтов, их целей, ф-ий, видов деят-ти). 2- как область хоз.практики: НЭ – хоз. сис-ма страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, нац. ориентации. Хар-ные черты и усл-я: суверенитет нации и гос-ва,террит. целостность, единство эк. простр-ва и юр. среды, наличие един.платёжн. ср-ва и целостн.фин. сис-мы, развитость внутр. рынка и стабиль. внешнеэк. и геополит. отнош-й). НЭ структурируют по признакам: 1) по организационному признаку (НЭ – совок-сть хоз-щих субъ-в различных организационно-правовых форм и форм собст-ти); 2) по структурному (НЭ – сов-ть хоз-венных комплексов: промыш-сть, АПК, воен.-промышл., топл.-энерг., строительн. комплексы и т.д.); 3) по функциональному (НЭ – сов-сть потенциалов (П): природ.-ресурсн. П, демограф., труд., научн., инновацин., производствен., эколог. П); 4) по институциональному (НЭ – сов-сть институтов рынка и сегментов нац.рынка(Р): Р фак-ров пр-ва Р тов. и усл., валютн. Р фонд Р, Р объектов интел. соб-сти, жилья и т.д.).

НЭ нах-ся в сложном трансформационном состоянии. Поэтому её осн. целями явл.: -формир-ние полной совокупности институтов и хар-тик эк. сис-мы суверенного гос-ва; -преобразование действующих, построение новых институтов соц.ориентиров-го смешанного хоз-ва; - преоброзавание стр-ры эк-ки на основе нов. высоких тех-гий, миров. тенденций глобализации, эффект-го МРТ(м/нар. раздел-я труда).

Осн. МЭ показатеои: опред-е, методика расчета.

ВВП -совок ст-ть пр-й произвед. в стране за год. Методы расчета: произ-ный -исключ из ст-ти всех выпущ тов-в и услуг той их части,к-я была израсх в пр-се пр-ва.Или же как сумма добавл ст-ти.Добавл ст-сть-ст-ть создан в пр-се пр-ва не вкл сырье и мат-лы.В ВВП также вкл чистые налоги(разн между налог и субсид). Распред метод (по источн доходов)-сум-ся поток доходов к-е получ влад ф-ров пр-ва. Метод конечн использ -сумма расходов субъек нац эк на конечн потребл:расх дом хоз,фирм,гос-ва,чистый экспорт.ВВП –реальн(в баз ценах) и номинальн(в тек ценах).

ВНП -пр-во тов и услуг резидентами страны за год.» метода расч ВНП:по расх и по доходам.Должно быть равенство,если нет то сущ теневая эк-ка.

ЧНП =ВНП-Ам;

ВНД -сумма первичн дох-в получ резид данного гос-ва в связи с их прямым или косвен участием в пр-ве ВВП своей страны и ВВП др гос-в.

ЧНД =ВНД-Ам.

Располог нац дох( РНД)=ЧНД+Тек трансф из-за границы.

ВНРД =ВВП+ЧНПИм+Субсид+ОТ+дох от собст+предпр дох.

ЧНРД =ВНРД-Потребл осн капит.ВНС(вал нац сбер)=ВНРДк-й не идет на кон потр и равно суме вал сбер.

ЧНС =ВНС-Потр осн капит.

Факторы, определяющие ЭР национальной экономической системы.

Факторы,влияющие на ЭР принято делить на 2 группы: 1) Подгруппа А (факторы предложения)-кол-во и кач-во труд.рес-сов,капитал,технологии. 2) Подгруппа В (факторы спроса и распред-я)-эф-ть исп-я всех видов рес-сов,эф-ть и справедливое распред-е как рес-сов,так и гот.прод-и. Различ.также факторы: внутренние- опр-ся сост-ем нац.эк-ки(капитал,труд.рес-сы,емкость рынка,инвестиции,институцион.среда); внешние- зависят от сост-я мир.эк-ки и конъюнктуры мир.рынка(м/нар.разделение труда,политич.факторы-орг-я союзов,блоков). Факторы: экстенсивные, интенсивные. Кроме эк-их на темпы ЭР оказ.влияние и не эк.факторы(военно-пол.,клим.,демограф.).

Отраслевая стр-ра НЭ

Отр.стр-ра -совок-ть отраслей нар.-хоз-го комплекса,хар-ся опред. пропорциями и взаимосвязями. Отрасль -сов-ть предпр-й,произв-х однородную прод-ю или оказыв -х однор.услуги.В нар-хоз. комплексе к отраслям,произв-м товары относят: -пром-ть;-с/х;-лесное хоз-во;-строит-во.В нар-хоз. к-с вкл-ся также инфраструктура- сов-ть разл. матер-х средств,необх-х для обеспеч-я произв-х и социально-бытовых потребностей.Среди отраслей нар.хоз-ва особое место отводится пром-ти.Она выполн.комплексообразующие и районообраз-е ф-ии.Отраслевая стр-ра эк-ки хар-ся:1)стр-рой ВВП2)распредел-м числ-ти занятых по отраслям3)концентрация осн.фондов.

В отрасл.стр-ре РБ за период независ-ти произошли существ-е структ-е сдвиги и уд.вес пр-ва услуг превысил уд.вес пр-ва товаров.Такие измен-я явл-ся признаком перехода страны в постиндустриальную стадию разв-я.

Хар-ка АПК.

2-й по значим-ти компл-с-АПК.Заним. 11,5%ВВП. В АПК выделяют 3 сферы:1) отр-ль пром.,обеспеч-я АПК ср-ми пр-ва и кап.строит-во в АПК.2) с/х и лесное хоз. 3) отр-ли,осущ-ее заготовку,перераб-ку с/х прод-ии и доведение её до потребителей. Гл.звено-с/х. (даёт более пол-ны всей прод-ии АПК). Стр-ра с/х: -пр-во зерна и зернобобовых,-картофеля,-овощ.и фрукт,-льна,-сах.свеклы,-рапса,-кормовых культур,-пр-во по выращ-ю кр.рог.скота,свиней и птицы. К отр-м,перерабат-м с/х сырьё относят:пищ.пром-ть,отр-ли лег.пр-ти,связ. с первичной обраб-й льна и шерсти,мукомольно-крупяную,комбикормовую пром-ть.Их доля в АПК-21-22%.Среди отр-й растен-ва осн. явл-ся зерновое хоз-во:рожь-23%,ячмень-27%,пшеница-15,5%,тритикале-15,5%. Лен-долгунец явл. осн. технической культурой. Картофилев-во ориентир-но на пр-во прод-ии для пищ.,технич.и кормовых целей.Относ.нов. напр-м раст-ва явл-ся возделывание рапса (потребность в растит. масле).В животнов-ве ведущая роль принадл.развед-ю кр.рог.скота.Равном. распр-на по террит. страны.2-я по знач-ти отр-ль- свин-во (сам.высок. убыточность). Птицев-во разв-ся в пригор. р-нах,местах концентрации Зернов.пр-ва.Состояние разв-я АПК-1 из проблем. моментов при присоед-ии к ВТО.2-я по знач-ти- пищ.пром-ть. Вкл. 3 осн. гр.отр-й:1)пищевкусовую(сахар.,кондит..)2)мясомолочную 3)рыбную.Пр-я таких отр-й имеются в каждой обл-ти,р-не,городе.

Хар-ка строит. комплекса.

Строит. комплекс включает: • строит. индустрию; • пром-ть строит. материалов; • пр-во машин и оборудования для пром-ти строит. материалов; • дорожное машиностроение. Строит. индустрия – сов-ть подрядных строит. и монтаж. орган-ций. На долю строит. комплекса прих-ся ок. 7,3% объема ВВП. В период с 1991г. по 1997г. хар-ся резким спадом. С 1997г. набл-ся тенденция ускорен. роста. Проблемы отрасли: -устаревш. технологии и нормативы; -дефицит раб. силы; -низкий ур-нь оплаты труда. Пр-во строит. материалов представлено: •цемент. пром-тью;• пр-вом стеновых и кровельных материалов; • стекольной, фарфорофаянсовой пром-тью. Проблема – недост. объем пр-ва в силу или изношенности ОФ или отсутствие произв. мощностей.

 

 

Соц-потребит. комплекс.

СПК. Отрасли,производящие матер-ые блага для насел-я:оптово-розничную торговлю,общ-ное питание,ЖКХ,бытовое обслуживание.Наиб.значимая отрасль- торговля. Её значимость опред-ся тем,что свыше 70% ден.доходов населения направл-ся на покупку товара.На размеры товарооборота влияет ур-нь транспортного обслуживания,экологич-е факторы.В РБ наблюд-ся тенденция увел-я общего числа магазинов,но по сравнению с 1990 почти в 2 раза сократилось кол-во магазинов самообслуживания.При тенденции роста числа магазинов наблюд-ся уменьш-е среднеторговой площади 1 магазина.Сущ-ет норматив обеспеченности торговой площади.Он сост.320кв.м на 1000чел.В РБ он выполняется.Растёт число фирменных магазинов.Увел-ся кол-во рынков.Начиная с 2000г.развивается такой тип магазинов как магазины-склады на базе оптовых организаций.Приоритетной задачей развития соц-потребит-го комплекса явл.обеспечение высоких темпов роста платных услуг.

Фонд. Р:пон-е,ф-ии,стр-а.

ФР явл. одним из баз-ых рын. инстит-ов и одноврем-о частью рынка кап-ла,где осущ-ся эмиссия,купля-продажа ЦБ.Его разв-е рассм-ся как одно из направ-ий активиз-ии инвест-ой деят-ти. Стр-ра:1- инвесторы(стратегич-ие и институцион-е); 2- эмитенты(орг-ии, заинтерес-ые в привлеч-ии ден. ср-в для разв-ия пр-ва); 3- инфрастр-ра(связ-ет все выше перечис-ое).

Ф-ии:1- инвест-ая(образ-ие и распред-ие инвест.рес-ов,необх-ых для разв-ия пр-ва и НТП); 2- передел собств-ти путем исп-ия пакетов ЦБ(акций). Особен-ть в РБ:объем сделок на первичн. рынке больше чем на вторичном.В объеме опер-ий на ФР преобл-ют сделки с гос-ми ЦБ,их доля в бирж-ом обороте за 2007—98%.Бирж. сделки с акциями в 2007 носили эпизод-ий хар-р.Объем бирж.торгов 7,9 млрд.руб.Опер-и с акциями на внебирж.рынке более попул-ы(2007—6 трлн.руб).В РБ с 2004 сущ-ет нац.биржевой индекс.Предпринят ряд мер для актив-ии опер-ый на ФР;снижена ставка налога на дох-ды до24%;поэтап-но сним-ся мараторий на обращ-е акций,приоб-ых в ходе льгот. приватиз-ый;сниж-ся комисион-ые биржи;расшир-ся перечень ЦБ,обращ-е кот. разрешено только на бирж.рынке.

 

Цели и ф-и гос.рег-ия

Цели гос-ва-совок-ть осн.приорит.напр-ий развития НЭ,обесп-их реал-ию гос.интер-ов. Цели подразд.на 4 гр.:1.Общ.(сов-ть гос.приор-ов,опр.общеэк.пол-ку)2.коллич-опред(эк.хар-ки развития НЭ,кот-ые позволяют установить колл.задания).3.Соц.(сов-ть мер-ий,напр-ых на реал-ию соц.инт-ов отд.рег-ов соц.групп суб-ов хоз-ия)4.Спец.(сов-ть гос.мер-ий,напр.на реал-ию конк.эк.задач в рамках рег-ия текущей деят-ти). Фун-и гос.рег-я:1.эмиссия ден.,ден-кр.и нал-бюдж.рег-ие. 2.обесп-е гарантий прав и свобод лич-ти,прав собс-ка и суб-та хоз-ия3.обесп-ие мин.соц.станд-ов по предост-ю благ и услуг общ.пол-ия(обр-ие,кул-ра и тд).4.форм-ие устойч.макроэк.ситуации,вкл.эффект.функц-ие финн.учр-ий.5. реал-ия антимон.мер и поддержка конкур.среды.6.развитие науки,иннов.дея-ти и инф.тех-ий.7.проведение акт.внешэк.пол-ки,разв-е интегр.связей.8.форм-ие произ.,соц. и экол.инфрастр-р общегос.знач-ия,обесп.усл-ия для роста эк-ки и улуч-ия жизнедеят-ти нас-ия.9.поддержка соц-но незащищ.групп нас-ия.10.охрана окр.среды,межд.сотр-во при реш-и экол.проблем.11.форм-ие рац.тер.пропорций воспр-ва и комплек.развитие произ.сил регионов.12.обеспеч-е нац.без-ти стр.13.созд-е прав.базы рын.отн-ий и обес-е собл-я зак-в.14.разр-ка и реа-ия стратегии соц.-эк.развития. Мет-ды гос.рег-ия:1.админ.2.экон.

Подходы к проб-ме иерарх.разм-ия целей.1.эк.(критерий ранжиро-ия-пок-ль мин.издержек.фак-ов пр-ва,необ.для реа-ии)2.програм.-принятие нац.прог-м раз-ия по приорит.напр-ям.3.ситуац.-на основе реально слож.эк.ситуации.4.ранжир-ие целей эк.пол-ки с учетом инт-ов прав.пол.партии.

Планир-е и прогн-ние в эк-ке: цели, задачи, ф-ии.

Планирование – процесс, с помощью к-ого система приспосабливает свои рес-сы к изм-ям внешних и внутр. условий задачиформул-е состава предстоящих плановых проблем, опред-е системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возм-стей развития эк-ки;- обоснов-ие выдвигаемых стратегий, целей и задач, кот. планирует осущ-ть страна в предстоящий период, проектирование желаемого будущего;- план-е осн-х ср-в достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необх-мых ср-в для приближения к желаемому будущему;- опред-е потребности ресурсов, планирование объемов и стр-ры необх-мых рес-сов и сроков их поступления;- проектир-е внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением. Цель:создание интегрированной системы принятия решений, к-ая предст. собой основу для всей ее деят-ти. Фун-и: выбор цели, опр-ние рес-сов, орг-ция процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач.

Ф ормы планирования: директивное, стратегическое, индикативное. 1)Директивное план-е предполагает разработку планов и доведение плановых заданий до всех звеньев эк-ки, к-ые обязательны к выполнению, т.е. план принимает силу закона. 2)Стратегическое план-е — процесс опр-ния целей и значений эк.показателей по основным, наиб.важным направлениям соц.-эк.развития страны (отрасли, объединения, предприятия и др.) на перспективу. Оно предполаг. учет ф-ров внешней среды. Его назначение -сделать оперативные и текущие управленческие реш-я обоснованными не только с т.зр-я сложившейся конъюнктуры, но и в первую очередь с позиций завтрашнего дня. 3)Индикативное план-е явл. Осно-м рабочим инструментом по реал-ции целей, поставленных в стратегич.плане развития с учетом конкретно складывающейся эк.ситуации.На практике могут применяться все 3 формы планирования: стратегическое, директивное, индикативное. Стратегическое план-е целесообразно применять на всех ур-нях эк-ки, директивное может исп-ся в ЧС, для решения важных народнохоз-ых проблем. Индикативное план-е носит рекомендательный, ориентирующий хар-р. Оно предполагает сочетание интересов гос-ва и предприн-лей. Цели прогн-ния: создать научн. предпосылки для принятия реш-ий. Они включ.: 1) научн. анализ тенденций разв-я эк-ки; 2)вариантное предвидение предстоящего разв-я; 3)оценку возможных последствий принимаемых реш-й;

39(2). Система планирования и прогнозирования(ПиП) национальной экономики.

Основа законодат-ой базы в области ПиП-Закон «О гос ПиП соц-эк развития РБ»,принятый в 1998г. Гл цель гос прогн-ния:достижение устойч-го эк роста,выс степени занят-ти,стабил-ия цен внешнеэк равновесия и на этой основе повышение ур-ня жизни нас-ния. С-ма гос прогн-ов вкл-ет:-на долгоср-ую перспективу(Нац стратегия уст-ого соц-эк развития РБ на 15лет и Осн напр-ия развития РБ на 10лет);-среднеср-ую перспективу(Прогр-ма соц-эк р-тия РБ на 5лет);-краткоср-ую перс-ву(год-ой прогноз соц-эк р-тия РБ). Прогнозы соц-эк р-тия вкл-ют колич-ые показ-ли и кач-ные характ-ки макроэк-ой ситуации,эк и соц стр-ры,научно-техн р-тия,внешнеэк деят-ти,динамики пр-ва и потр-ния,ур-ней кач-ва жизни,эколог обстан-ки. Они разраб-ся исходя из комплекс-го анализа сложив-ся соц-эк,демограф и эколог ситуации,научно-техн и произв потенциалов РБ,внешн усл-вий,состояния прир рес-ов и персп-вы изм-ния указ-ых факторов.Прогнозы разраб-ся в целом по респ-ке,по народнохоз-ым компл-ам и отр-ям эк-ки,по админ-террит ед-цам в неск-их вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутр и внеш полит,эк и др факторов.

Внешнеэкономическая деятельность(ВЭД)

Приоритетным напр-нием во внешнеэк-ой стратегии РБ останется развитие внешнеторговых связей со странами СНГ, и, прежде всего, с Российской Федерацией.

Интересам РБ отвечает также развитие интеграционных связей в рамках Евразийского эк-ого сообщества, долгосрочное сотрудничество с Украиной, странами Балтии, Польшей, гос-ами Центр. и Восточной Европы. Перспективным явл-ся расширение ВЭ связей со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки, к-ые заинтересованы в импорте из Б. пр-ции машиностроения, электроники, НТ разработок.Развитию ВЭ связей и созданию условий для продвижения бел-их товаров на р. стран дальнего зарубежья послужит реал-ция мер по вступлению РБ во Всемирную торговую организацию, активное участие республики в работе междунар-ых эк-их и финн-вых орг-ций.Намечается опережающий рост экспорта товаров и услуг по сравнению с ростом пр-ва пр-ции промышл-сти, ВВП и напр-ние значительной части экспортной выручки на инвест-ый импорт. В стр-ре экспорта услуг приоритет будет отдан транспортным, деловым, строительным услугам и услугам связи. С введением в эксплуатацию газопровода Ямал – Европа возрастут услуги по транзиту газа. К 2005 г. предусматривается увеличить данный вид услуг в 2,2 раза по сравнению с 2000 г.Кач-но новый ур-нь функц-ния эк-ки в 2006–2010 гг. позволит проводить политику внешнеторговой экспансии путем избирательного ее применения как к отдельным гос-вам, так и к группам стран и союзам.

Важным ф-ром снижения дефицита внешнеторгового баланса послужит наращивание экспорта услуг как наименее капиталоемкого пути развития экспортного потенциала. Исходя из геогр-ого положения Б., расширение объемов транспортных услуг будет наиболее реальным источником валютных поступлений.

В целом реал-ция поставленной задачи и предусм-мых мер позволит к 2010 г. по сравнению с 2000 г. увеличить экспорт товаров и услуг в 1,5–1,6 раза, сбалансировать внешнеторговый оборот и выйти на пол-ное сальдо внешней торговли.

Национальная экономика(НЭ): понятие, цели, стр-ра

С сер.XX в. НЭ рассм. в 2-х аспектах: 1-как науку и дисципл. (обект исслед -ния- нац. хоз. сис-ма; предмет исслед-ния – соц., эк. процессы воспр-ва, закономерности функц-ния и разв-я хоз. сис-мы, её структ-х эл-тов, потенциалов, мех-мов; субъект – органы управления и научн. стр-ры; инструментарий – комплекс общенаучн. и спец-х методов познания. Напр., системн. (сис-ма упорядрчен. множ-во эл-тов, объединён-х взаимосвязями и отн-ями в единое целое) и структурно- функцион. подход (в рамках дан. подхода модель эк-ки мож. представить как сис-му институтов, их целей, ф-ий, видов деят-ти). 2- как область хоз.практики: НЭ – хоз. сис-ма страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, нац. ориентации. Хар-ные черты и усл-я: суверенитет нации и гос-ва,террит. целостность, единство эк. простр-ва и юр. среды, наличие един.платёжн. ср-ва и целостн.фин. сис-мы, развитость внутр. рынка и стабиль. внешнеэк. и геополит. отнош-й). НЭ структурируют по признакам: 1) по организационному признаку (НЭ – совок-сть хоз-щих субъ-в различных организационно-правовых форм и форм собст-ти); 2) по структурному (НЭ – сов-ть хоз-венных комплексов: промыш-сть, АПК, воен.-промышл., топл.-энерг., строительн. комплексы и т.д.); 3) по функциональному (НЭ – сов-сть потенциалов (П): природ.-ресурсн. П, демограф., труд., научн., инновацин., производствен., эколог. П); 4) по институциональному (НЭ – сов-сть институтов рынка и сегментов нац.рынка(Р): Р фак-ров пр-ва Р тов. и усл., валютн. Р фонд Р, Р объектов интел. соб-сти, жилья и т.д.).

НЭ нах-ся в сложном трансформационном состоянии. Поэтому её осн. целями явл.: -формир-ние полной совокупности институтов и хар-тик эк. сис-мы суверенного гос-ва; -преобразование действующих, построение новых институтов соц.ориентиров-го смешанного хоз-ва; - преоброзавание стр-ры эк-ки на основе нов. высоких тех-гий, миров. тенденций глобализации, эффект-го МРТ(м/нар. раздел-я труда).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.021 с.)