Устная и Письменная речь (4ч) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устная и Письменная речь (4ч)



УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ (4ч)

Урок 1. Тема: Речь. Устная и письменная речь (с. 3-5).

Цель: показать значение речи в жизни людей; познакомить с видами речевой деятельности, с устной и письменной формами речи; отрабатывать каллиграфию письма; воспитывать прилежание.

Ход урока

I.Организационный момент:

Много летних дней весёлых

Провели мы без забот,

Здравствуй, осень!

Здравствуй, школа!

Впереди учебный год!

II. Знакомство второклассников с учебным предметом:

- В прошлом году вы попрощались со своей первой книгой – Букварём. Сегодня вы можете сказать «Здравствуй, новая книга!». Прочитайте, как она называется. (Учащиеся рассматривают первую страницу учебника.) О чём говорит название книги? (Высказывание учащихся.) Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. Вы узнаете, как пишутся новые слова, как нужно правильно говорить и писать, чтобы другие люди понимали ваши мысли. Белорусский, русский, украинский – близкие славянские языки.

Как прекрасен и велик

Русский, близкий нам язык.

 

III. Подготовка к письму:

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

 

IV. Чистописание:

я яя яг ям ся

язык язычок ябеда

 

Держать язык за зубами.

- Объясните значение пословицы.

- Докажите, что это предложение. Сколько в нём слов?

- В каких предложениях не совпадает количество букв и звуков? Почему?

Работа над многозначностью слова язык.

V. Создание проблемной ситуации:

- Условный знак нашего учебника – вопросительный знак на мониторе компьютера. Компьютеру можно задавать вопросы, он всегда найдёт правильный ответ. Какой вопрос можно задавать сегодня? (Учащиеся читают вопрос урока на с. 3): («Для чего людям нужна речь?»)

VI.Сообщение темы и цели урока:

- Животные общаются друг с другом при помощи сигналов – издаваемых звуков. Речью владеет только человек. Она нужна для того, чтобы разговаривать друг с другом, писать письма, читать книги, вместе делать что-нибудь (работать, играть в хоккей). Сегодня на уроке мы узнаем, какую речь называют устной, а какую – письменной.

VII. Объяснение нового материала:

1. Упр. 1 (с. 3). Учащиеся дополняют подписи под рисунками словами говорит, пишет, читает, слушает.

2. Работа с правилом (с. 4).

- Для чего нужна речь?

- Из чего она состоит?

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять! Раз, два, три, четыре, пять!

Научились мы писать, Топаем ногами.

Отдыхать умеем тоже – Раз, два, три, четыре, пять!

Руки мы на стол положим, Хлопаем руками.

Голову поднимем выше Раз, два, три, четыре, пять!

И легко-легко подышим. Будем мы писать опять.

Упр. 2 (с. 5).

- В каких пословицах говорится об устной речи, в каких – о письменной?

4. Работа с правилом (с. 5).

- Какую речь мы называем устной, а какую – письменной?

VIII. Закрепление изученного:

1. Отгадайте загадки. О какой они речи – устной или письменной?

Лежит на полке и молчит. Без языка живёт,

Возьми открой – заговорит, Не ест, не пьёт,

Расскажет вам про всё на свете, А говорит и поёт.

Дружите крепко с нею, дети. (Радио.)

(Книга.)

- Запишите отгадки. Подчеркните буквы, которые обозначают согласные звуки.

2. Письмо с комментированием предложения.

Берегите русский язык!

- Как вы понимаете это предложение?

- От чего нужно беречь русский язык?

- Какое слово нельзя перенести? (Язык.)

IX. Подведение итогов урока:

1. Дополните предложения (устно.)

Человек владеет … (речью). Речь нужна для того, чтобы …(общаться) с другими людьми. Она состоит из … (предложений). Речь бывает … (устная) и … (письменная).

2. Заполните таблицу (запись на доске):

 

Устная речь Письменная речь
1. Говорим 2. Слушаем. 1. Читаем 2. Пишем

 

X. Рефлексия.

X I. Домашнее задание:

Упр. 3 (стр. 5), правило (с. 4,5).

 

 

 

 

Урок 2. Тема: Монолог и диалог. (6-10).

Цель: познакомить с диалогической и монологической речью; формировать умение вести диалог с учётом ситуации общения; расширять знания учащихся о профессиях; воспитывать трудолюбие.

Ход урока:

I.Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Введение в тему

1. Зачеркните повторяющиеся буквы. Какое слово получилось? Запись на доске:

 

ДЕЕИТНАТЛНОГ (диалог)

 

- Что такое диалог?

2. Зачеркните буквы, которых нет в русском алфавите. Какое слово получилось?

 

QMOWHROYЛFОГ (монолог)

- Что такое монолог?

 

I V. Чистописание:

О д од до одо

Д и алог м о н о л о г реч ь

Монолог – речь одного лица.

- Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки. Дайте характеристику буквам и звукам в выделенном слове.

V. Объяснение нового материала:

1. Упр. 4 (с. 6). Чтение по ролям стихотворения Э. Успенского с использованием жестов и мимики. Анализ стихотворения.

- Кто задаёт вопрос?

- Кто отвечает на них?

- Почему в квартире был беспорядок?

- Что бы вы посоветовали Серёже?

2. Упр. 5 (с. 7). Чтение отрывка из книги Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино» по ролям, определение участников разговора.

 

Физкультминутка.

3. Работа с правилом (с. 8)

- Что такое диалог, монолог?

4. Разучите считалку (запись на доске).

- Заяц белый, куда бегал?

- В лес дубовый.

- Что там делал?

- Лыко драл.

- Куда клал?

- Под колоду.

- Кто украл?

- Родион.

- Выйди вон!

 

- Это диалог или монолог?

5. Упр.6 (с.8). Чтение текста и ответы на вопросы.

ВЫВОД. Данный текст – монолог, поскольку это высказывание одного лица, которое обращено ко всем читателям.

 

VI. Закрепление изученного:

1. Чтение учителем стихотворения Дж. Родари Чем пахнут ремёсла?»:

 

У каждого дела Доктор в халате -

Запах особый: Лекарством приятным.

В булочной пахнет Рыхлой землёю,

Тестом и сдобой. Полем и лугом.

Пахнет маляр Пахнет крестьянин,

Скипидаром и краской. Идущий за плугом.

Пахнет стекольщик Рыбой и морем

Оконной замазкой. Пахнет рыбак.

Куртка шофёра Только бездельник

Пахнет бензином. Не пахнет никак.

Блуза рабочего – Сколько ни душится

Маслом машинным. Лодырь богатый,

Пахнет кондитер Очень неважно

Орехом мускатным. Он пахнет, ребята!

 

- Определите: это монолог или диалог.

- Как относится поэт к лодырям?

2. Кем работают ваши родители? Кем хотели бы вы стать, когда вырастете?

Загадки «Кем быть?»:

 

Лес охраняет, Он в работе круглый год,

Животным помогает, На платья, костюмы

От браконьеров защищает. Ткани нам ткёт.

(Егерь.) (Ткач.)

Его орудия – поднос, Он по глухой тайге пройдёт,

Салфетки и посуда. И спустится в каньон,

Момент – и он тебе принёс Знаток земли, её пород,

Любимейшее блюдо. Откроет тайны он.

(Официант.) (Геолог.)

 

 

Смешит он в цирке малышей, Его велению всегда

Выкидывая трюки. Послушно будет стадо.

До пола нос, рот до ушей И побредёт она туда

И шире юбки брюки. Куда ему и надо.

(Клоун.) (Пастух.)

 

Он всегда вооружён, В колпаке стоит он белом,

Охраняет он закон, Очень важным занят делом.

На посту зимой и летом Варит кашу и бульон

Он дежурит пистолетом. И печёт оладьи он.

(Милиционер.) (Повар.)

 

3. Работа в группах. Составление теста – диалога на тему «Кем быть?» в виде интервью (устно.).

4. Письмо по памяти.

Все профессии важны.

Все профессии важны.

С. Маршак

 

- Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки.

5. Упр. 8 (с.9).

- Запишите слова бабушки. Подчеркните буквы, которые обозначают глухие согласные звуки (вариант І), звонкие согласные звуки (вариант ІІ).

6. Тест.

1) Обведите кружком правильный ответ.

Вариант І.

 

Диалог – а) речь одного лица;

б) речь двух или нескольких лиц.

 

Вариант ІІ.

 

Монолог – а) речь двух или нескольких лиц;

б) речь одного лица;

 

2) Определите: это диалог или монолог:

Вариант І. Вариант ІІ.

 

- Ухвачу-ка! - Дайте чемоданчик, дети!

Проглочу-ка! – - Где же он? – На табуретке!

Щёлкает зубами щука.

Е. Григорьева, И. Гамазкова Г. Виеру

 

3) Дополните диалог мамы и дочки.

Вариант І.

- Мама, что купить в магазине?

- …, …, ….

 

Вариант ІІ.

- Мама, чем тебе помочь?

- …, …, ….

 

VIII. Рефлексия.

ІХ. Домашнее задание

Вариант І – упр. 9 (с. 10).

Вариант ІІ – составить и записать диалог из двух предложений.

 

Урок 3. Тема: Построение диалогов по образцу, по данной речевой ситуации. (с. 10-14)

Цель: учить вести диалог с учётом ситуации общения по образцу, отрабатывать каллиграфию письма; развивать речь, обогащать словарный запас; учить быть воспитанными, соблюдать правила речевого этикета, общения.

Ход урока

I.Организационный момент:

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам.

Доброе утро

Улыбчивым птицам.

И каждый становится

Добрым. Доверчивым.

Доброе утро

Длится до вечера.

В. Кривошеева

 

ІІ. Проверка домашнего задания:

Учащиеся зачитывают составленные диалоги.

 

ІІІ. Сообщение темы и цели урока:

- Люди постоянно общаются друг с другом. В общении надо стараться не обидеть, не унизить другого. Существуют правила поведения и общения. Они называются этикетом. Сегодня мы будем учиться вежливо и правильно общаться друг с другом.

 

Много случается злого

В любой человечьей судьбе.

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, всё же

Мы вслух произносим его.

М. Шехтер

 

IV. Актуализация знаний:

Учитель считает стихотворные строки, а ученики хором произносят недостающее слово.

1. Игра «Доскажи словечко».

 

Растает даже ледяная глыба

От тёплого слова … (спасибо).

 

Зеленеет старый пень,

Когда услышишь… (добрый день).

 

Если больше ест не в силах,

Скажем маме мы … (спасибо).

 

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь … (здравствуйте).

 

Когда меня бранят за шалости,

Я говорю … (прости, пожалуйста).

 

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят … (до свидания).

 

2. Игра – соревнование «Кто больше».

Вариант І – назвать вежливые слова, которые говорят при встрече.

Вариант ІІ – при расставании.

Вариант ІІІ – слова, которые употребляются при обращении к кому – либо с просьбой.

 

V. Чистописание.

И из им ми

 

Извините простите спасибо

 

- Что объединяет эти слова? (Это вежливые слова).

- Определите количество слогов в каждом слове. Назовите ударные слоги.

 

Добрые слова не лень

Повторять мне каждый день.

О. Дриз

 

- Назовите слова, в которых больше букв, чем звуков. Назовите слово, в котором больше звуков, чем букв.

 

V I. Работа с учебником:

1. Упр. 10 (с. 10). Чтение предложений по ролям.

- Какие вежливые слова сказала Красная Шапочка маме и бабушке?

2. Упр. 11 (с. 11).

- Можно ли вежливые слова назвать добрыми? Почему? (Они делают людей добрее, заставляют улыбнуться.)

3. Упр. 12 (с. 12).- Составьте предложения по данным рисункам, используя вежливые слова. (Запись с комментированием одного из предложений).

 

Физкультминутка.

4. Упр. 13 (с. 13).

Спишите пословицу, подчеркните буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки (вариант I), глухие согласные звуки (вариант I I).

 

V I I. Закрепление изученного:

1. На доске записаны слова.

- Составьте из данных слов пословицы. Объясните, как вы понимаете их смысл.

Слово, кошке, доброе, и, приятно.

Дело, слово -, доброе, это, доброе.

2. Работа в группах.

- Подготовьте диалог с использованием вежливых слов. I группа – на тему «Разговор по телефону», I I группа – «В магазине».

 

V I I I. Подведение итогов урока:

1. Кого мы называем воспитанным, культурным человеком?

- В ходе общения каждому приходится не только говорить, но и слушать собеседника. Какими качествами должен обладать хороший слушатель? (Смотреть в глаза собеседника, не перебивать, сочувствовать, подбадривать, поддерживать разговор, выглядеть заинтересованным, проявлять терпение, уметь держать паузу, не пытаться постоянно высказывать своё мнение.)

2. Игра «Доскажи словечко».

Учитель читает четверостишие, в котором дети должны закончить последнюю строчку.

 

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

Когда повсюду говорят …

(спасибо, до свидания и т.д.)

IХ. Рефлексия.

 

Х. Домашнее задание.

Вариант І – упр. 14. (с14).

Вариант ІІ – составить и записать предложения со словами из упр. 14.

 

Урок 4. Тема: Понятие о тексте. Тема текста. (с. 14-17)

Цель: познакомить с основными признаками текста; формировать представление о тексте и его теме; учить восстанавливать деформированный текст, развивать орфографическую зоркость; учить бережному отношению к домашним животным; повторить правила сбора грибов.

 

Ход урока:

I.Организационный момент

I I. Проверка домашнего задания:

Учащиеся зачитывают предложения, составленные дома.

V I I. Работа с учебником

1. Упр. 15 (с. 15).

- Какая группа предложений является текстом?

- О ком этот текст?

- Какое заглавие ему можно дать?

 

2. Работа с правилом (с.15).

- Что такое текст?

Как определить тему текста?

- На что указывает заглавие текста?

3. Упр. 16 (с.16). Работа с деформированным текстом.

- Как можно озаглавить данный текст? («Щенок пропал», «Олина потеря», «Щенок».)

 

4. Упр. 17 (с.16). Составление рассказа со счастливым концом об Оле и её щенке по рисункам.

- Как мы должны относится к домашним животным?

- Правильно ли поступают люди, которые, наигравшись с котёнком или щенком, выбрасывают его за двери, чтобы он не портил им мебель?

 

5. Объясните следующие строки:

Мы в ответе за тех, кого приручили.

А. Сент – Экзюпери

 

6. Чтение и обсуждение стихотворения.

Предупредить хочу ребят:

Не троньте маленьких щенят!

Их захотите в руки взять –

Собака будет защищать.

И даже может укусить.

Нельзя к ним близко подходить!

Вот подрастут – тогда играйте,

Нот малышей не обижайте!

Г. Шалаева

 

- Почему опасно подходить к собаке, у которой есть маленькие щенки?

 

Физкультминутка

Гришка шёл – шёл – шёл,

Бел Гриб нашёл,

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положи их в кузовок.

 

 

2. Письмо по памяти.

Золотым осенним днём

За грибами мы идём.

А. Барто

 

- Подчеркните гласные буквы.

- Укажите сверху цифрами количество слогов в каждом слове.

 

3. Игра «Восстанови стихотворение».

- Старуха Шапокляк стерла буквы. Попробуйте записать стихотворение по оставшимся частям слов.

Идё.. бы.. к качает..,

Взды.. на х..,

Во.. до.. конча..,

Сей.. я уп..!

А. Барто

 

- Докажите, что это текст. Определите его тему. Как его можно озаглавить?

- Объясните написание выделенных слов.

 

ІХ. Подведение итогов урока

- Что нового Вы узнали на уроке?

- Что такое текст? Что можно определить по заглавию текста?

 

Х. Рефлексия.

Х. Домашнее задание.

Упр. 19 (с. 17).

 

ЗВУКИ И БУКВЫ (43 Ч.)

Урок 1. Различение звука и обозначающей его буквы. Смыслоразличительная роль звуков (букв) в речи. (с. 18-21)

Цель: развивать умение слышать и правильно произносить по порядку звуки, составляющие слово; называть буквы, составляющие написанное слово; формировать представление смыслоразличительной роли звуков в речи; развивать речь; отрабатывать каллиграфию письма.

 

Ход урока

 

І. Организационный момент

ІІ. Проверка домашнего задания

ІІІ. Введение в тему:

- Проследите за стрелкой и отгадайте тему сегодняшнего урока.

 

З И У В Б

• ̇ •

̇ Ы

К В У К

 

(Звуки) (Буквы)

 

V. Чистописание

в / в/ во/ вя/ вб/ вд

в о рона в о рота тр а ва

 

- Какое слово лишнее? Почему? (Трава; в нём 2 слога, в остальных – 3.)

 

Проворонила ворона воронят.

- Как вы понимаете эту поговорку?

- Определите количество букв в каждом слове. Какие звуки они обозначают?

 

VI. Объяснение новой темы

Физкультминутка

4. Работа с правилом (с. 20)

 

!!! Запомните:

Букву в слове поменяешь –

Сразу слово не узнаешь!

Поменяешь букву снова –

Снова новым станет слово.

А. Потапова

 

5. Упр. 22 (с.20).

Запись в тетради: ч айка – м айка.

ІХ. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чем отличается звук от буквы?

 

Игра «Дополни слово.»

 

Воронья грамота

 

Мне доставила пакет,

В нём широкий листик клёна,

Что ни строчка – то секрет.

КАР -----

--КАР----

КАР--

-- КАР --

--- КАР-

«кар-р!» - А рядом в клетках пусто.

Но размысли, посиди

И с вороньего на русский

Все слова переведи.

В. Волина.

 

(Ответ: картошка, лекарство, маскарад, пекарня, пескарь.)

-Определите количество букв и звуков в слове пескарь.

- Отметьте кружком своё отношение к уроку.

 

Дети подходят к доске, на которой размещена таблица, и прикрепляют кружок к соответствующей записи:

v Было интересно

v Было трудно

v Узнал (а) много нового

ІХ. Рефлексия.

Х.Домашнее задание

Упр. 23 (с. 20), правило (с. 19,20).

Урок 2. Тема: Смыслоразличительная роль звуков (букв).

(с. 21-24).

Цель: формировать понятие о смыслоразличительной роли звуков (букв) в речи; развивать фонематический слух учащихся, речь; отрабатывать каллиграфию письма.

 

ХОД УРОКА

І.Организационный момент

ІІ.Проверка домашнего задания

- Произнесите по порядку звуки в слова – отгадках.

IV.Чистописание

 

п а ук п а рад п а утина

 

- Какое слово лишнее? Почему?

- Продолжите ряд родственных слов. (Паучиха, паучок, паучище).

Паучонка, паучиха,

Делать сети научи – ка!

Н. Гоголь

 

- Рассмотрите рисунок. В паутинке спрятались буквы. Составьте из них слова, запишите. Подчеркните буквы, которыми отличаются слова. (Жук – лук – сук – бук; сок – рок; дом – сом – лом – том – ром.)

 

 

V. Работа с учебником

1. Упр. 24 (с. 21). Разгадайте ребусы и запишите полученные слова. (Сова, трава, дрова, корова, острова).

- Укажите сверху цифрами количество слогов в каждом слове.

 

2.Упр. 25 (с. 21).

- Какие слова составил мальчик? Составьте и запишите свои слова из этих букв. (Танк, так, он).

 

Физкультминутка

3. Упр. 26 (с.22-23).

Запись в тетради: дочка – ночка – почка – кочка – мочка – бочка – ночка.

 

VI. Закрепление изученного

1. Дифференцированная работа.

І группа – упр. 27 (с.23).

ІІ группа – равзгадайте шарады. Запишите отгадки. Подчеркните буквы, которыми отличаются слова (Карточки).

 

Коль меня напишешь В ранце я всегда лежал,

Через букву О, Букву как – то потерял.

Лягу я под дверью Если руки с мылом мыли,

Дома твоего. То меня с водою смыли.

Коль меня напишешь (пенал - пена).

Через букву И,

На тарелку лягу

В праздничные дни.

(порог - пирог).

ІІІ группа (карточки).

Письмо по памяти:

Паучок поехал на базар,

Мухам он привёз товар.

По В. Орлову

 

- Подчеркните буквы, которые обозначают согласные звуки.

- Назовите слово, в котором не совпадает количество звуков и букв.

 

2. Игра «Весёлые звуки».

На доске записано стихотворение.

- Допишите предложения подходящими по смыслу словами.

 

На десятом этаже Десять – сено… (ворошили),

Жили буквы Ж и Ш И сороки не тужили:

То грустили, то смеялись У реки пожар…(тушили),

И квартирами менялись А журавль рыбу жарил,

Каждый час. Шмель в цветах душистых… (шарил).

И вот что, кстати, И беседовал с ужами

Получилось в результате. Заяц, хлопая … (ушами).

Две вороны ворожили, В. Волина.

 

- Выпишите парами слова, которые отличаются одним звуком. Объясните значение данных слов. Дайте характеристику данным звукам.

 

3. Игра «Составь слово».

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в чёткий ряд –

Превратятся буквы в слово

И – с тобой заговорят.

А. Шибаев.

 

- Составьте из данных букв слова, запишите.

 

Р, а, с, а, к, ь. Ч, я, м, и, к. А, и, н, ц, и, с.

Н, а, с, е, в. Л, ж, о, к, а. Б, я, о, л, к, о.

Р, ь, е, л, а, г. М, и, н, а, ш, а.

 

(Карась, весна, лагерь, мячик, ложка, машина, синица, яблоко).

- Назовите буквы и звуки в словах.

 

VII. Подведение итогов.

- Какова роль звуков (букв) в речи?

VIII. Рефлексия

IX. Домашнее задание.

Упр.28. (с. 24).

 

 

Урок 3. Тема: Алфавит. (с. 24-28).

Цель: познакомить с алфавитом; показать необходимость знания алфавита; формировать орфоэпические навыки; отрабатывать каллиграфию письма, развивать речь.

 

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Проверка домашнего задания

ІІІ. Актуализация знаний

- Отгадайте шарады. Какими буквами отличаются слова? Дайте характеристику звукам, которые они обозначают.

 

С «Б» - мучительной бываю, Чтоб отгадать, имей терпенье:

С «М» - одежду потираю, С «Л» - часть лица,

С «Р» - актёру я нужна, а с «Б» - растение.

С «С» - для повара нужна. (Лоб – боб.)

(Боль – моль – роль – соль.)

 

С «С» на дереве расту, С «Ю» я по воде скольжу,

С «Ж» по дереву ползу. С «Я» на голове сижу.

(Сук - жук). (Шлюпка – шляпка).

С буквой «М» - сладкая,

С буквой «К» - горькая.

(Малина - калина).

В. Волина

 

IV.Введению в тему

- Отгадайте тему сегодняшнего урока

Загадка:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей.

(Алфавит.)

- Что такое алфавит? Для чего его нужно знать?

 

VI. Чистописание

х хх хо ха ох ух

 

х о р о шо холо д х о рёк

 

- Составьте со словами предложения (устно).

Хорошо летом в лесу!

- Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки.

Самооценка написанного:

 

Наш Незнайка изменился:

Писать красиво научился.

А как дела твои, дружок?

Спрячь буквы худшие в кружок.

Сколько их? Не удивляйся

И писать всегда старайся.

В. Бунёва

 

Листопад

Опавшей листвы - С осинки…

Разговор еле слышен: - С черёмухи…

- Мы с клёнов… - С дуба…

- Мы с яблонь… Везде листопад:

- Мы с вязов… На пороге – морозы!

- Мы с вишен… Ю. Капотов

- Запишите названия деревьев в алфавитном порядке.

4. Упр. 33 (с. 27).

Запись в тетради: книга.

- Сделайте звуко – буквенный анализ слова.

 

Ж и ли в азбуке у нас

Буквы.

Ж и ли, не туж и ли,

Потому что все друж и ли.

Б. Заходер

- Объясните написание выделенных букв.

Х. Рефлексия.

ХІ. Домашнее задание.

Упр. 34 (с. 24). Выучить алфавит наизусть.

 

 

Урок 4. Тема: Алфавит. (с. 28-31)

Цель: формировать умение располагать слова в алфавитном порядке; показать необходимость и полезность знания алфавита; дать представление о школьном орфографическом словаре, формировать умение пользоваться им, развивать фонетический слух учащихся; формировать орфоэпические навыки; учить дорожить дружбой.

 

Ход урока

І. Организационный момент

Раз, два, три – звенит звонок,

Начинается урок.

Вы проверьте, всё ль в порядке,

Есть ли книги и тетрадки,

Улыбнитесь всем, друзья,

И послушайте меня.

Т. Правирина

 

- Сегодня на уроке мы убедимся в необходимости хорошо знать алфавит, научимся располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться школьным орфографическим словарём.

 

ІІ. Проверка домашнего задания

ІІІ. Актуализация знаний

1. Учитель читает стихотворение Б. Заходера и просит назвать пропущенные буквы алфавита. (Ё, Й, Ъ, Ы, Ь.)

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружится!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха!

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –

Вот и все они, друзья!

 

2. Игра – соревнование «Буквы в клетке».

На доске вывешиваются две одинаковые таблицы. Учитель предлагает представителям двух команд побыстрее отыскать и показать буквы алфавита по порядку.

 

 

Г И Ф Х К Б
М Е Ш Ъ Ё Н
Р Ц А Ю Ч Ц
Ы Э * Я * Ь
Т Ж Щ * З У
В Л О П Й Д

 

 

IV. Чистописание

а @ аз ал аа

а збука а лф а вит А нн а

Словарная работа.

Слово «Азбука» - русское, а «алфавит» - греческое, образованы они одинаково – из названий первых букв. Раньше буква «а» называлась «аз», а «б» - «буки». Эти названия сохранились в слове «азбука». В греческом языке первая буква называлась «альфа», вторая - «вита». Отсюда слово «алфавит».

- Составьте со словами предложения (устно).

Запись на доске:

Учат азбуку букашки,

Чтобы грамотными стать,

Потому что это мало –

Только ползать и летать.

С. Михалков

 

- Для чего нужно знать азбуку?

- Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему?

 

V. Работа с учебником

1. Упр. 35 (с. 28).

Запись в тетради: Драгунский, Купала, Маршак, Носов, Пушкин.

- Почему эти слова нужно писать с большой буквы?

 

2. Правило (с. 29).

- Для чего нужно знать алфавит?

 

3. Практическая работа.

Учитель показывает детям школьный орфографический словарь, объясняет, как им пользоваться, помогает найти в словаре какое – либо слово (машина, ручка).

 

4. Отработка умения располагать слова в алфавитном порядке.

І группа – упр. 36 (с. 29).

ІІ группа – упр. 37 (с. 29).

- Понравился ли вам поступок девочки? Хотели бы вы себе такого друга?

-

VI. Закрепление изученного

 

1. Письмо по памяти.

 

Как положено друзьям,

Всё мы делим пополам.

М. Пляцковский

- Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки.

 

2. Игра «Буквенные ряды».

- Установите закономерность в расположении букв и продолжите буквенные ряды. (Запись на доске).

А или АБ

ББ БВ

ВВВ ВГ

…. ГД

 

 

3. Тест «Звуки и буквы».

1). Обведите кружком букву с правильным ответом.

 

Слова, которые мы произносим, состоят:

а) из букв и звуков;

б) из звуков.

 

Слова, которые мы пишем, состоят:

а) из букв и звуков;

б) из звуков.

 

2). Обведите кружком букву с правильным ответом.

 

В русском алфавите:

а) 32 буквы;

б) 33 буквы.

 

3). Допишите по порядку 5 следующих букв алфавита.

 

Вариант І – К, Л …

Вариант ІІ – О, П …

Вариант ІІІ – Ф, Х …

 

4). Из данных букв составьте слово, запишите его.

 

Вариант І – А, Р, П, А, Т.

Вариант ІІ – И, К, У, Е, Ч, Н.

Вариант ІІІ- А, Ш, Л, О, К.

 

5). Расшифруйте и запишите слово, зная порядковый номер букв в алфавите.

 

VIII. Рефлексия.

ІХ. Домашнее задание

Упр. 38 (с. 30).

 

 

Урок 5. Тема: Гласные звуки и буквы для их обозначения

На письме (с. 31-34).

Цель: учить определять гласные звуки среди других звуков речи по их акустико – артикуляционным признакам; развивать умение выполнять звуко – буквенный анализ слов; убедить в необходимости рациональногот питания, употребления в пищу ягод, фруктов, овощей.

 

Ход урока

І.Организационный момент

ІІ.Проверка домашнего задания

ІІІ.Актуализация знаний

- О каких буквах идёт речь?

Загадки:

Вот два столбика наискосок, В этой букве нет угла,

А между ними поясок. Оттого она кругла,

Ты эту букву знаешь, да? До того она кругла,

Перед тобою буква … (А) Покатится бы могла. (О)

С Маршак Е. Тарлапан

Вот топор. Полено рядом. Буква …(И) наискосок

Получилось то, что надо! Примеряла поясок.

Получилась буква …(Ы) - Снизу вверх его тянула –

Все мы знать её должны. К правой ножке пристегнула.

В. Степанов Г. Ванюхина

Удобная буква! - Эге – гей! – крикун кричит,

Удобно в ней то, Изо рта язык торчит. (Э)

Что можно на букву Г. Виеру

Повесить пальто. (У)

Е. Тарлапан

 

- Какие звуки обозначают эти буквы? Легко ли они произносятся? Слышится ли голос или шум?

Учитель:

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный.

 

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают шипеть и ворчать.

В. Волина

 

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

 

V. Чистописание

д б а м в о н т у р с э

буквы звуки слоги

- Составьте из данных слов предложения (устно).

 

Мы изучаем гласные звуки.

- Определите количество букв и звуков в выделенных словах.

 

Физкультминутка

Руку потяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

(имитируют движения)

И трудно яблочко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву.

 

2. Упр. 41 (с. 32).

- Сделайте звуко – буквенный анализ полученных слов.

 

3. Дифференцированная работа.

І группа – упр.42 (с. 33).

ІІ группа – карточка.

- Расположите в клетках слова по алфавиту: холода, голова, колосок, волосок, полдоса.

 

 

в о л о с о к
г о л о в а  
К о л о с о К
п о л о с  
х о л о д а  
               

 

- Какое правило объединяет данные слова?

- Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.

 

ІІІ группа – карточка.

- Вставьте пропущенные буквы. Расположите в клетках слова по алфавиту: к..рова, д..рога, в..р..бей, х..рош..й, с..рока.

 

ббьв о р о б е й
д о р о г а  
к о р о в а  
с о р о к а  
х о р о ш и й

 

- Какое правило объединяет данные слова?

- Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.

 

ІХ. Подведеие итогов урока

 

1. Почему гласные звуки так называются?

- Назовите все гласные звуки, все гласные буквы.

- Какие гласные буквы обозначают два звука и когда?

- С какой гласной буквы не начинаются слова?

- Какие бывают гласные буквы в слове в зависимости от ударения?

 

2. Создайте алгоритм определения гласных звуков.

 

Гласные звуки

 

При произношении Образуют слог

воздух не встречает

преград Состоят из тона Легко петь

(голоса) и кричать

 

Х. Рефлексия.

ХІ. Домашнее задание

І группа – упр. 43 (с. 33).

ІІ группа – составить два предложения на тему “В школе”. Подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки.

 

Урок 6. Тема: Согласные звуки и буквы для их обозначения на письме. (с. 34-37).

Цель: учить определять согласные звуки среди других звуков речи по их акустико – артикуляционным признакам; развивать речь, фонематический слух; отрабатывать каллиграфию письма; расширить знания учащихся о повадках сороки.

 

Ход урока

І.Организационный момент

Эй, послушай, детвора!

Поработать нам пора.

Вот пришло мгновенье

Проявить терпенье.

Будем слушать и запоминать.

Отвлекаться нам нельзя.

За работу все, друзья!

 

ІІ.Проверка домашнего задания

ІІІ.Введение в тему

1. Игра “Доскажи словечко”.

 

Со мной в поход можно идти, Я в любую непогоду

Со мною весело в пути. Уважаю очень воду.

И я крикун, и я буян, Я от грязи берегусь –

Я звонкий круглый …(барабан). Чистоплотный серый …(гусь).

 

Как зовут меня, скажи. И бежит Айболит

Часто прячусь я во ржи. К бегемотикам,

Скромный полевой цветок, И хлопает их по …(животикам).

Синеглазый …(василёк.).

К. Чуковский

 

- Назовите первый звук в каждом слове – отгадке. Понаблюдайте, как проходит воздух через рот – свободно или преодолевая преграды. Легко или трудно петь эти звуки?

 

!!! ЗАПОМНИТЕ

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

 

С-с-с… - змеиный слышен свист.

Ш-ш-ш… - шуршит опавший лист.

Ж-ж-ж… - шмели в саду жужжат.

Р-р-р… - моторы тарахтят.

В. Волина

 

2. Игра “Звук заблудился”.

- Какие звуки “заблудились”? Дайте им характеристику.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.744 с.)