Основные методы психогенетики и их разрешающая способность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы психогенетики и их разрешающая способность



Человек как объект генетических исследований: невозможность произ-

вольного экспериментирования, позднее наступление репродуктивного пе-

риода, малое число потомков. Поэтому методические возможности психоге-

нетики ограничены.

Анализируются четыре метода: популяционный, генеалогический, при-

емных детей и близнецов. Максимальная разрешающая способность — у двух

последних и их сочетаний с генеалогическим методом.

2.3.1. Популяционный метод. Определение популяции, изолята, дема. При-

меры популяционных (прежде всего — межрасовых) исследований психоло-

гических признаков и неправомерность генетической интерпретации популя-

ционных различий (Фогель, Мотульски, 1990).

Исследования самих популяций. Межиндивидуальная и межпопуляци-

онная вариативность. Генетический полиморфизм как один из видов при-

родных ресурсов. История как фактор формирования генофонда популяции

(Ю.Г. Рычков, 1986, 1997).

2.3.2. Генеалогический метод. Работа Ф. Гальтона «Наследуемый гений»

(1869). Основная схема метода, построение родословных, принятая символика.

Генограмма. Примеры родословных. Невозможность надежно развести генети-

ческую и культурную передачу. Общая и индивидуальная среды.

2.3.3. Метод приемных детей. Теоретически — наиболее чистый метод. Ос-

новная схема, история возникновения, современные программы. Взаимодей-

ствие генотипа и среды в изменчивости психологических признаков — как

оно исследуется этим методом.

Исследования семей, имеющих и биологических, и приемных детей.

Ограничения метода: юридические и психологические. Возможность не-

случайного распределения детей по семьям-усыновительницам; субъектив-

ные «легенды» о родных родителях; различия в частотах встречаемости внеш-

него и внутреннего локуса контроля.

2.3.4. Метод близнецов и его разновидности. Близнецы в мифах и культах.

Начало близнецовых исследований — работа Ф. Гальтона «История близнецов

как критерий соотносительной роли природы и воспитания» (1875). Работы

Сименса (1925, 1927) и оформление научного «метода близнецов».

Основная схема метода; происхождение моно- и дизиготных (МЗ, ДЗ)

близнецов, постулат о равенстве средовых влияний в парах обоих типов. Раз-

новидности метода: разлученных близнецов, семей близнецов, контрольного

близнеца, близнецовой пары. Генетические и общепсихологические задачи,

решаемые этими вариантами метода.

Ограничения метода: пре- и постнатальные. Их возможные влияния на

оценку наследуемости. Дискуссия вокруг постулата о равенстве сред МЗ и ДЗ,

экспериментальные проверки его и их результаты. Необходимость оценки не

общего сходства сред, а тех компонентов среды, которые значимы для фор-

мирования изучаемого признака.

 

Биология близнецовости; частота многоплодной беременности в разных

популяциях и ее динамика. Условия переноса данных, полученных методом

близнецов, на популяцию одиночнорожденных.

Разлученные близнецы (главным образом — МЗ) как своеобразный кри-

тический эксперимент психогенетики. Обзор имеющихся работ: влияние воз-

раста разлучения, различий в образовании и т.д. на внутрипарное сходство.

Анализ феномена «разлученности», данный Л. Кэмином.

Метод семей близнецов (тоже главным образом МЗ) — способ обнаруже-

ния биологического «материнского эффекта», связанного с цитоплазмати-

ческой наследственностью. Информативность метода для оценки других фе-

номенов — например, ассортативности.

Метод контрольного близнеца. Работа А. Гезелла, положившая начало этому

варианту близнецовых исследований. МЗ близнецы как идеальный контроль

друг к другу: возможность оценки эффективности тренировки или разных ее

форм, длительности эффекта тренировки и т.д. Работы Медико-генетического

института, японских и норвежских исследователей.

Метод близнецовой пары. Работа Р. Заззо: «эффект близнецовости», его

влияние на развитие детей-близнецов. Две противоположные тенденции: к

идентификации с партнером и к индивидуализации, их возрастная динамика

и половые особенности.

2.3.5. Генетико-математические методы психогенетики. Работа Р. Фишера.

Коэффициенты наследуемости Игнатьева, Холзингера. Оценки долей фено-

типической дисперсии, определяемых общей и индивидуальной средой; ин-

формативность психогенетических исследований для дифференциации раз-

ных типов средовых воздействий.

Более сложные методы разложения фенотипической дисперсии: подбор

моделей, структурный анализ. Возможность объединения данных, получен-

ных разными генетическими методами и повышения, тем самым, точности

оценок компонентов дисперсии.

Разложение фенотипических корреляций на генетические и средовые. Ге-

нетические корреляции как способ оценки генетически заданных синдромов;

новый аспект в анализе межуровневых соотношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.009 с.)