умения воспроизводить высказывания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

умения воспроизводить высказывания



Различных интонационных типов

Отработка интонации законченного повествования

А. Отработка ИК-1 в завершенных повествовательных высказываниях.

«Слушай и повторяй». Логопед предлагает детям повто­рять предложения с понижением голоса в конце (в интонаци­онном центре). Произнесение сопровождается соответст­вующим движением руки вниз.

Дом. Это дом. Мой дом. Мама. Моя мама. Это моя мама.


Мыло. Вот мыло. Мама мыла Милу. Мы гуляем. На улице тепло. Осень. Наступила осень. Падают листья. Это листопад.

«Мир вокруг». Детям предлагается назвать предметы, которые они видят, употребляя слова вот и это.

Вот стол. Это стол.

«Выучи наизусть». Дети должны выучить стихотворение и рассказать его, понизив тон в интонационном центре за­вершенного повествовательного высказывания. Параллельно отрабатывается навык расстановки логического ударения.

Широка и глубока

Под мостом текла река.

Под корягой,

Под мостом

Жил в реке усатый сом.

Он лежал на дне часами

Шевелил во сне

Усами.

А на берегу реки

Жили-были рыбаки.

В дождь и в солнечные дни

Сети ставили они.

С. Михалков

Б. Отработка ИК-2 в повествовательных высказываниях со значением уточнения, логического выделения.

«Повтори». Логопед предлагает детям повторять повест­вовательные высказывания с интонационным центром в не­конечной позиции. Понижение тона в интонационном центре сопровождается соответствующим движением руки.

Мама пришла. Мила ушла. Моя кукла. Вот так надо делать. Мила дала куклу.

Моя кукла. Я взял кубик.


«Уточни». Детям предлагается произнести предложение в соответствии с пояснениями, выделяя силой и высотой го­лоса слово, на которое падает логическое ударение.

Я взял кубики (а не кто-нибудь другой).

Я принес машинку (а не забыл ее).

Маша приехала сегодня (а не Таня).

Маша приехала сегодня (а не прилетела самолетом).

Мы вчера ходили в театр (а не сегодня).

Мы вчера ходили в театр (в не кто-либо другой).

В. Отработка ИК-3 в повествовательных высказываниях при перечислении.

«Запомни, повтори». Дети должны повторять предложе­ния, выделяя подъемом голоса перечисляемые предметы.

Пришли мама, папа и бабушка. Мы играем в кубики, лото и фанты. Маша принесла конфеты, печенье и торт. На улице дождливо, ветрено и пасмурно. На столе лежат бумага, ручки и карандаши.

«Расскажи сказку». Логопед предлагает детям рассказать отрывок из сказки «Репка», вьщеляя повышением голоса пере­числяемых героев. Произнесение текста сопровождается соот­ветствующим движением руки в интонационных центрах.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

Тянут-потянут, вытянуть не могут. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку -Тянут-потянут, вытянули репку.


130

Отработка воспроизведения вопросительной интонации

Общий вопрос

«Слушай и повторяй». Логопед предлагает детям повто­рять слова и предложения, резко повышая высоту голоса в интонационном центре:

а) отработка резкого повышения тона в слогах (СГ: ма,
да, но, по, то;
ГС: ам, ум, ун, он; ССГ: мне, мну, пла, пра,
кто, кры;
СГС: дом, кот, руш, нос; ССГС: смот, слон, стон);

б) отработка резкого повышения тона в словах (одно­
сложные слова: мой? твой? сам?; двухсложные слова: кош­
ка? пришла? пойдем?;
многосложные слова: весело? хоро­
ший? хорошо? Машенька? побегаем? прилетит? понрави­
лась?
и т. п.);

в) отработка резкого повышения тона в словосочетаниях
и предложениях {мой дом? твоя кукла? Лена пошла домой?
Ты пойдешь в детский сад?).

«Задай вопрос». Дети разбиваются на пары, задают друг другу вопросы (по сюжетным картинкам) и отвечают на них. При составлении вопросительных предложений используется графическая опорная модель, произнесение сопровождается движением руки вверх в интонационном центре высказывания.

Девочка рисует?

Кошка спит?

Мальчики играют в футбол?

Дети поливают цветы?

«Волшебники». Дети слушают повествовательное пред­ложение и «превращают» его в вопрос. В качестве опоры де­монстрируется графическая модель общего вопроса, мелоди­ческие изменения на протяжении высказывания сопровожда­ются соответствующим движением руки.

Дети разговаривают. Дети разговаривают? Мама любит цветы. Мама любит цветы? Саша принес кубики. Саша принес кубики? Девочка рисует семью. Девочка рисует семью?


131

«Журналист». Логопед рассказывает детям о профессии журналиста. Затем предлагает поиграть, представить себя журналистами. Дети должны задать как можно больше во­просов по сюжетной картине или по предметным картинкам на заданную лексическую тему.

«Задай вопрос-2». Логопед предлагает детям задать во­прос собеседнику:

— он собирается идти на прогулку или смотреть мульт­фильм;

— за ним придет мама или папа;

— он поедет в зоопарк или в музей;

— на улице тепло или холодно.

«Федул». Игра-драматизация, проводится в парах. Один ребенок задает вопросы, другой от имени Федула отвечает. Затем дети меняются ролями. Кроме отработки интонации общего вопроса, закрепляются навыки воспроизведения вы­сказываний жалобным, насмешливым, недоверчивым, радо­стным основным тоном.

— Федул, что губы надул? (насмешливым тоном)

— Кафтан порвался, (жалобным тоном)

— Велика ли дыра? (насмешливым тоном)

— Один ворот остался, (жалобным тоном)

— Ты пирог съел? (недоверчивым тоном)

— Нет, не я.

— А вкусный он был? (хитрым тоном)

— Очень! (радостным, довольным тоном)

Специальный вопрос

«Слушай и повторяй». Детям предлагается повторять предложения, повышая голос в интонационном центре инто­национной модели специального вопроса.

а) отработка повышения тона на ударном гласном при произношении вопросительных слов (Кто? Что? Как? Чем? Зачем? Когда? Сколько? Какой? Какая?).


132

б) отработка интонации специального вопроса с интона­
ционным центром в начале предложения (Кто ушел? Как зо­
вут? Сколько ждать? Чем играть? Какой сегодня день? Ко­
гда пойдем гулять?);

в) отработка интонации специального вопроса с интона­
ционным центром в середине, в конце высказывания (Тебе
сколько лет? У тебя какое задание? Это как? Это кто?).

«Почемучки». Детям нужно придумать как можно боль­ше вопросов, содержащих вопросительные слова. Произно­шение специальных вопросов осуществляется с опорой на графическую модель, сопровождается соответствующим движением руки вверх в интонационном центре.

«Кто больше?» Логопед раздает детям, умеющим читать, карточки, на которых напечатаны разные вопросительные слова (кто, что, как, почему, сколько, зачем и т. п.) и предла­гает составить как можно больше вопросительных предложе­ний с этими словами (на материале различных лексических тем; по предметным или сюжетным картинкам).

«Заяц». Игра-драматизация проводится в парах. Логопед предлагает одному ребенку изображать зайца, другому — его собеседника (мышку, лису, ворону и т. п.). Ребенок от лица Зайца произносит предложения с повествовательной интона­цией, а его собеседник — с вопросительной. Затем дети ме­няются ролями.

Заяц белый, Куда бегал? —В лес дубовый. —Что там делал? —Лыко драл. —Куда клал? —Под колоду. —Кто украл? —Родион. —Выйди вон!


133

Развитие навыков употребления логического ударения

Упражнение 1. Отработка навыков расстановки логиче­ского ударения:

A. Сопряженное с логопедом проговаривание сначала во­
проса с заданным местоположением логического ударения,
затем возможных подходящих по смыслу вариантов ответа:

Мама купила яблоки? — Да, мама купила яблоки. — Нет, мама купила груши.

Мама купила яблоки? — Да, мама купила яблоки. — Нет, маму угостили яблоками.

Б. Составление вопроса по инструкции логопеда, содер­жащей образец мелодического оформления высказывания с заданным местоположением логического ударения:

Спроси Катю: Саша пришел? Спроси Наташу: она пойдет играть?

B. Самостоятельное составление вопроса по инструкции,
не содержащий образец заданной интонационной структуры:

Узнай у Кати, пойдем ли мы в театр. Спроси Сашу, любит ли он рисовать.

При выполнении этих заданий не используются нагляд­ные опорные модели и схемы, так как целью упражнений яв­ляется не механическое научение акцентуации, а развитие умения выделять важные по смыслу части высказывания в зависимости от коммуникативной задачи.

Упражнение 2. Детям предлагается произнести послови­цу с повествовательной интонацией, последовательно пере­мещая логическое ударение на каждое слово. Логопед обра­щает внимание детей на связь акцентуации слова со смыслом пословицы. Затем дети упражняются в преобразовании пове­ствовательных высказываний в вопросительные.

Дело мастера боится. (?) Друзья познаются в беде. (?)


134

Копейка рубль бережет. (?)

Из песни слова не выкинешь, (?)

Утро вечера мудренее. (?)

Отработка интонации восклицательного высказывания

(ИК-5)

«Слушай и повторяй». Дети должны повторять сопря­женно с логопедом, отраженно и самостоятельно восклица­тельные высказывания на постепенно усложняющемся рече­вом материале. Движение тона в восклицательном высказы­вании сопровождается соответствующим движением руки с опорой на графическую опорную модель:

а) отработка восклицательной интонации на материале
междометий: Ах! Ох! Эх! Ух!;

б) отработка повышения силы и высоты голоса на удар­
ных гласных в словах и словосочетаниях: Мой! Дай! Весело!
Праздник! Больно! Оса! Мой дом! Укусила оса;

в) отработка воспроизведения ИК-5 на материале пред­
ложений: Это мой дом! Гости пришли! Летит оса! Саше
больно! Я люблю праздники!;

г) выразительное чтение потешек, стихотворений, содер­
жащих восклицательные высказывания:

Скворец туда!

Скворец сюда!

Вода! Вода!

Беда!

Кругом — вода!

С. Михалков

Отработка ИК-5 в эмоционально-оценочных конструкциях

«Слушай и повторяй». Детям предлагается повторять восклицательные предложения, передавая с помощью основ­ного тона положительную или негативную оценку содержа­ния высказывания. В качестве опоры используются сюжет­ные картинки, графические опорные модели интонационного


рисунка; высказывания сопровождаются движением руки вверх в интонационных центрах:

а) положительная оценка: Лето наступило! Солнце све­
тит! Какая погода! Сколько цветов! Чудесные подарки! Как
радуют твои успехи! Какие умные дети! Как хорошо уметь
читать!

б) негативная оценка: Опять дождь! Какая плохая пого­
да! Игрушки сломаны!

«Похвали». Логопед предлагает детям преобразовать по­вествовательное высказывание в восклицательное со значе­нием положительной оценки.

Я очень рад. Мама пришла. Маше подарили куклу. Кукла красивая. Вкусные конфеты.

«Мы сердимся». Логопед предлагает детям преобразо­вать повествовательное высказывание в восклицательное со значением негативной оценки.

Грузовик сломался. Кубики пропали. Мама не пришла.

Отработка ИК-5 в восклицательных высказываниях со значением неудовольствия

«Недовольный-1». Дети слушают сообщение о чем-либо и в ответ составляют предложения, выражающие эмоции не­одобрительного отношения:

А. Саша сломал машинку.

— Ох уж этот Саша! Все время все ломает!

Б. Маши еще нет, а нам пора ехать в музей.

— Ох уж эта Маша! Всегда она опаздывает!
«Недовольный-2». Ребенок должен представить ситуа­
цию и сказать, что он недоволен тем, что:

— завтра мы не пойдем в кукольный театр;

— что на улице опять сильный мороз;

— что потерялась любимая книга;

— что дети разбросали игрушки.


Отработка ИК-5 в высказываниях со значением удивления

«Слушай и повторяй». Логопед предлагает повторять восклицательные высказывания с интонацией удивления (со­пряженно, затем отраженно и самостоятельно).

Вот это машина! Вот это игра! Вот это платье! Вот это кукла! Вот это слон! Вот это спектакль! Вот это дру­зья!

«Удивительные вещи». Дети должны представить себе какое-либо удивительное событие. Например, логопед рас­сказывает: «Представьте, что вы пришли в зоопарк. И вдруг вы видите мышь такого размера, как слон». Дети должны со­ставить восклицательное предложение со значением удивле­ния. Например: Вот это мышка! Вот так мышь! И т. п.

«Удивись». Логопед предлагает преобразовать повество­вательные предложения в восклицательные со значением удивления.

Вот это рыба. Вот это рыба! Вот это робот. Вот это робот! Вот это рисунок. Вот это рисунок!

«Шутки-сценки». Дети делятся на две группы, одни го­ворят тихо: «Тише, мыши, кот на крыше!», другие отвечают: «А котята еще выше!». Затем дети, громко восклицая, обра­щаются к ребенку, изображающему спящего кота: «Лежебо­ка, рыжий кот! Отлежал себе живот!» «Кот» просыпается, «ловит» детей, один из которых становится водящим. Затем игра продолжается.

«Выучи наизусть». Дети учат наизусть и выразительно рассказывают сопряженно с логопедом, отраженно, затем са­мостоятельно потешки и стихотворения, содержащие выска­зывания различных коммуникативных типов, параллельно за­крепляя навык постановки логического ударения.


137

Ходит Леночка, вздыхая. Что с тобою?

Я плохая!

Я ногой толкнула кошку. На пол бросила картошку. Кашу манную не ела. Быть хорошей надоело!

3. Александрова

Я в лесу кричу «ау-у!». Отвечает кто-то: «у-у-у!». Я еще кричу: «чего-о!», А мне слышится: «его-о!». Кто же это среди дня Дразнит издали меня?

Кто видел у нас

В магазине Андрюшку?

Он самую лучшую выбрал игрушку —

Он выбрал ружье,

И сказал продавец:

—Ты будешь охотником.

Ты молодец!

Прибежал Петух в аптеку:

Здравствуй, Миша! Кукареку!

Что вам, Петя-Петушок!

—Мне бы новый гребешок!

«А что у вас». Дети по ролям рассказывают отрывок из стихотворения С. Михалкова, меняя повествовательную ин­тонацию на вопросительную.

— А у меня в кармане гвоздь.

— А у вас?

— А у нас сегодня гость.

— А у вас?

— А у нас на кухне газ.

— А у вас?


138

— Ay нас водопровод.

— Вот.

«Перескажи». Логопед показывает детям сюжетную кар­тину «Весенние забавы», читает текст с соответствующей ин­тонацией. Затем предлагает составить пересказ, содержащий высказывания различных интонационных типов.

Саша и Маша гуляли в парке. Была весна. Ярко светило солнце, пели птицы. «Покатаемся на каруселях?», — спросил Саша. «С удовольствием! Я так люблю кататься!», — ответила Маша. Ребята с ветерком прокатились на каруселях, а потом от­правились за мороженым. Какой был чудесный весенний день!

«Составь предложение». Логопед предлагает детям са­мостоятельно составить предложения различных интонаци­онных типов. Для этого он показывает карточку с изображе­нием точки, вопроса или восклицательного знака, ребенок должен придумать высказывание заданного типа.

Гости пришли. Гости пришли? Гости пришли! Наступила осень. Наступила осень? Наступила осень!

Примеры игр, развивающих воспроизведение речевого тембра

«Телефон». Логопед предлагает детям поговорить по те­лефону, сыграв роли различных сказочных персонажей: лисы, зайца и медведя. Содержанием разговора являются отрывки и отдельные фразы из одноименного произведения К. Чуков­ского. Задача детей — передать особенности разговорной ре­чи литературного героя так, чтобы слушатели смогли дога­даться, кто говорит «по телефону» — заяц, лиса или медведь.

«Колобок». Ребенок произносит одну и ту же фразу из сказки «Колобок» («Катится-катится Колобок, а навстречу ему...») так, чтобы по тембровой окраске голоса слушатели могли догадаться, с кем из персонажей сказки сейчас по­встречался Колобок.


«Кто это?» Дети выучивают загадки. Затем каждый ребе­нок рассказывает загадку так, чтобы передать при помощи изменений тембровой окраски голоса особенности внешнего вида, поведения животного, о котором говорится в загадке.

Кто мне спать не дает, «Кукареку» поет? У кого гребешок? Это наш... (петушок).

Кто усат, полосат, Кто мурлыкать нам рад? Кто на солнышке спит, Как калачик лежит? Кто «мур-мур» все поет? Это Васенька... (кот).

С рожками, с бородкой, Хвост совсем короткий Забодает, если зол. Кто же это? (козел)

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса. Кто же это? (лиса)

Хищный клык, Страшный рык Слышат звери, обомлев, Кто же этот хищник? (лев)

Защищая улей, Налетает пулей, Жало — игла! Кто же это? (пчела)


140

«Конкурс пародистов». Логопед объясняет детям значе­ние слова «пародист». Затем предлагает произнести фразы, подражая тембру голоса литературного героя.

1. Баба-Яга: «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, молодец?» (Тембр: старческий, хриплый, зловещий).

2. Царевна-лебедь: «Здравствуй, князь ты мой прекрас­ный. Что ты тих, как день ненастный?» (Тембр: нежный, при­ятный, высокий).

3. Кот Матроскин: «Корову заведем, молоко пить будем». (Тембр: ласковый, нежный, мурлыкающий).

4. Галчонок Хватайка: «Кто там? Кто там?» (Тембр: рез­кий, отрывистый).

5. Черепаха:

«Я на солнышке лежу, Я на солнышко гляжу, Все лежу и лежу И на солнышко гляжу». (Тембр: грудной, важный).

6. Львенок:

«Я на солнышке сижу, Я на солнышко гляжу...» (Тембр: задорный, звонкий).

«Изобрази голосом». Дети произносят звукоподражания, стараясь передать изменениями тембра голоса реальные зву­ки живой и неживой природы.

мяукает чирикает фыркает тикает

мурлычет квакает жужжит скрипит

каркает крякает шипит стучит

кукует хрюкает трещит булькает


Процесс логопедического воздействия строится на пони­мании единства языковых правил и речевого действия. «В практическом плане языковым правилом мы называем рече­вой инвариант <.. > Речевым действием называется реальный акт речи, построенный по правилам того или иного языка» (Артемов, 1969: 109).

Структурно-целостное, динамическое понимание психи­ческой жизни вообще, и навыков в частности, предопределяет постепенный переход от формирования навыков к научению — целенаправленной деятельности, в которой правила и дей­ствия образуют неразрывное единство, основанное на меха­низме обратной связи, обеспечивающей «переживание» пра­вила в виде чувства языка.

В процессе научения, представляющего собой систему последовательных, динамически развивающихся действий (операций) осуществляется не столько формирование рече­вых навыков, стереотипов, сколько выработка коммуника­тивных умений, которые носят творческий характер, застав­ляют самостоятельно подбирать фонетические средства в со­ответствии с существующими в языке правилами, коммуни­кативной задачей, четко варьировать выбор этих средств в процессе общения.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие теоретические положения необходимо учиты­вать при организации логопедической работы по развитию интонационной выразительности речи?

2. Какие принципы должны быть положены в основу ло­гопедической работы по развитию интонационной вырази­тельности речи?

3. С чего начинается работа по формированию интона­ционных средств выразительности речи. Обоснуйте свой ответ.


142

4. Сформулируйте правила проведения дыхательной гимнастики.

5. Охарактеризуйте статические и динамические дыха­тельные упражнения.

6. Приведите примеры ортофонических упражнений по развитию акустических характеристик голоса.

7. Подготовьте дидактический материал для развития слухо-моторных дифференцировок.

8. Какова роль ритмических упражнений в развитии ин­тонационных компонентов?

9. Сформулируйте основные задачи логопедической ра­боты по развитию интонационной выразительности речи.

10.Подготовьте конспект логопедического занятия на этапе проведения «интонационной пропедевтики».

11.Предложите игры на развитие восприятия и понима­ния темпа речи, громкости и тембра голоса.

12.Подберите речевой материал для развития восприятия и воспроизведения словесного и логического ударения.

13.Чем определяется последовательность работы по раз­витию восприятия различных коммуникативных типов вы­сказывания?

14. Каковы средства выражения и способы обозначения повествовательных высказываний?

15.Каковы средства выражения и способы обозначения вопросительных (общий и специальный вопрос) высказыва­ний?

16.Каковы средства выражения и способы обозначения восклицательных высказываний?

17.Составьте картотеку скороговорок и считалок.

МШ>1£>


143

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 1969.

2. Артемов В. А. К вопросу об интонации русского языка // Экспериментальная фонетика и психология речи: Ученые записки I МГПИИЯ. — М, 1969. — Т.6.

3. Артемов В. А. Речевая интонация / Экспериментальная фонетика.— Минск: Вышэйшая школа, 1971. — Вып.З.

4. Артемов В. А. Семантическая, синтаксическая, логи­ческая и модальная функция речевой интонации // Коллокви­ум по экспериментальной фонетике и психологии речи. — М., 1986.

5. Арутютян Э. А. О физиологических механизмах реа­лизации логических ударений / Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. — М.: Наука, 1966.

6. Баженов КМ., Черкашин Р.А. Выразительное чтение. — Харьков, 1960.

7. Барышникова К. К. О просодических единицах речи // Экспериментальная фонетика. —Минск, 1972.

8. Барковский М. М. Русское словесное ударение / Под ред. А. М. Бозылечко. — Минск: Вышэйшая школа, 1969.

9. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. — М.: ЧП «Секачев В. Ю.», 1998.

Ю.Блинов И. Я. О русской речевой интонации // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. — М., 1956. — Т. 89. — Вып. 6.

11. Блохина Л. П., Потапова Р. К. Просодические харак­теристики речи. — М., 1970.


144

12. Блохина Л. П., Потапова Р. К. Роль просодики в сис­теме супрасегментных единиц // Вопросы фонологии и фоне­тики. — М.: 1971.

13. Блохина Л. П. Методика анализа просодических харак­теристик речи: Методические рекомендации. — М., 1982.

14. Богомазов Г. М. К вопросу о функциях русского сло­весного ударения // Фонология и просодия слова. — М., 1984.

\5.Бондарко Л. В. Речь, артикуляция и восприятие. — М.;Л.: АН СССР, 1965.

16. Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Зиндер Л. Р. Акусти­ческие характеристики безударности // Структурная типоло­гия языков. — Л., 1976.

17. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. —М: Просвещение, 1977.

IS.Бондарко Л. В. Фонетическое описание языка и фоно­логическое описание речи. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.

19. Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина Н. В. Основы общей фонетики. —СПб., 1983.

20. Бондарко Л. В. Фонетика современного русского язы­ка.—СПб., 1998.

21. Бондарко Л. В., Вольская Н. Б., Кузнецов В. И., Свето-зарова Н. Д., Скрелин П. Я. Фонология речевой деятельности. — СПб., 2000.

22. Брызгунова Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка. — М.: Изд-во МГУ, 1963.

23. Брызгунова Е. А. Материалы по курсу «Фонетика и интонация русской речи». — М.: Изд-во МГУ, 1968.

24. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. — М.: Русский язык, 1969.

25. Брызгунова Е. А. О смыслоразличительных возможно­стях русской интонации // Вопросы языкознания. — 1971. — №4.


26. Брызгунова Е. А. Основные типы интонационных кон­струкций и их употребление в русском языке // Русский язык за рубежом. — 1973. — № 1-2.

21.Брызгунова Е. А. Интонация // Русская грамматика: В 2 т. / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. — М.: Наука, 1980. — Т. 1.

28. Брызгунова Е. А. Эмоционально-стилистические раз­личия русской звучащей речи. — М.: Изд-во МГУ, 1984.

29. Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка.

— М.: Высшая школа, 1970.

30. Вансовская Л. И. Практикум по технике речи (фона­ционный тренинг). — СПб., 1977.

31. Бахтина Н. Ю. Интонационная система в речи рус­ских детей 2-4 лет // Отнолингвистика: современное состоя­ние и перспективы развития. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

32. Веренич Н. И. Темп речи как один из компонентов просодии // Экспериментальная фонетика и прикладная лин­гвистика. — Минск: Вышэйшая школа, 1980.

33.Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и ее топи-ко-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент, 1987.

34. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. —М.: Просвещение, 1987.

ЗЪ.Витт М. В. Об эмоциях и их выражении (к проблеме выражения эмоций в речи) // Вопросы психологии. — 1964.

— №3.

36.Волконский С. Выразительное слово. — СПб.: Тип. «Cnpiyc», 1913.

37. Всеволодский-Генгросс В. Н. Теория русской речевой интонации. — Пб., 1922.

38. Выготский Л. С. Избранные психологические иссле­дования. — М.: АПН РСФСР, 1956.

39. Гальперин И. Р. Информативность единиц языка. — М.: Высшая школа, 1974.


40. Гальперин И. Р. Грамматическая категория текста / Известия ОЛЯ. — 1977. — Т. 36 — № 6.

41. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.

А2.Горбушина Л. А. Выразительное чтение и рассказыва­ние учителя. — М.: Просвещение, 1961.

43 .Давыдов М. В. Паралингвистические функции сверх­сегментных средств английского языка в сопоставлении с русским: Автореф. дис.... канд. филол. наук. —М., 1965.

44 .Давыдов М., Магидова И. Еще раз к вопросу о компо­нентах ударения // Фонетика и психология речи. — Иваново, 1980. —Вып. I.

А5.Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ер­макова И. И. Фониатрия и фонопедия. — М.: Медицина, 1990.

46 .Дубовский Ю. А. Анализ интонации устного текста и его составляющих. — Минск: Вышэйшая школа, 1978.

47. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М.: Просвещение, 1996.

А&.Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М.: АПН РФСР, 1958.

49. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. — М.: Просвещение, 1966.

50. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Пре­одоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.:. Просвещение, 1990

5\.Журба Л. Г., Мастюкова Е. М. Нарушение психомо­торного развития детей первого года жизни. — М.: Медици­на, 1981.

52. Зенкевич С. М. Аудирование. Восприятие. Понимание: Материалы XXXII международной филологической конфе­ренции. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. — Вып. 22. [Секция фонетики и методики преподавания иностранных языков. — Ч.1.]


53.Зимняя И. А. Речь как интермодальный процесс // Ак­туальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. — М.: Изд-во МГУ, 1976.

54. Зиндер Л. Р. Предисловие // Интонация. — Киев: Вища школа, 1978.

55. Зиндер Л, Р. Общая фонетика. — М.: Высшая школа, 1979.

56. Изард К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.

57.Интонация / Под ред. А. И. Чередниченко. — Киев: Вища школа, 1978.

58. Есенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. — Саратов, 1986.

59. Есенина Е. И. Роль речи взрослых в развитии досло-весной коммуникации у детей младенческого и раннего воз­раста // Дефектология. — 1990. — № 5.

60. Касевич В. Б., Шабельникова Е. М. Сегментные и суп-расегметные единицы в восприятии речи // Фонология. Фоне­тика. Интонология / Материалы к IX Международному кон­грессу фонетических наук (август, 1979, Копенгаген). — М., 1979.

в\.Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Фонетические возмож­ности гортани и их использование в русской речи // Пробле­мы теоретической и экспериментальной лингвистики. — М.: Изд-во МГУ, 1977.

62. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. — Екатеринбург: Диамант, 1992.

вЪ.Корнева Т. В. О некоторых факторах, определяющих точность аудиторской оценки эмоциональных состояний // Речь, эмоции, личность: Материалы и сообщения Всесоюзно­го симпозиума 27-28 февраля 1978. — Л.: АН СССР, 1978.

64.Кочкина 3. А. Аудирование: что это такое? // Ино­странные языки в школе. — 1974. — № 5.

65. Кравцов Н. И. Выразительное чтение. — М.: Учпедгиз, 1962.


148

66. Кузнецов П. С. К вопросу об ударении и тоне в фоно­логическом и фонетическом отношении // Теоретические проблемы прикладной лингвистики. — М.: Изд-во МГУ, 1965^

67 .Курилович Е. Структура морфем // Очерки по лингвис­тике. — М.: Изд-во МГУ, 1962.

68. Курилович Е. Система русского ударения // Очерки по лингвистике. —М.: Изд-во МГУ, 1962.

69. Лепская Н. И. Детская речь в свете теории коммуни­кации // Вопросы языкознания. — 1994. — № 2.

Ю.Лопатина Л. В. Особенности восприятия и воспроиз­ведения интонационной структуры предложения дошкольни­ками со стертой дизартрией // Психолингвистика и современ­ная логопедия. — М.: Экономика, 1997.

71. Медведева Т. Г. Место тембра в фонетической системе // Просодическая структура текста. — М., 1984. — Вып. 230.

72. Минаева Л. В. К вопросу о метаязыке просодического описания речи //Фонология. Фонетика. Интонология. — М., 1978.

73. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Заня­тие. Игры. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003.

74.Мурашева Е. И. Изучение и преподавание немецкой фонетики. — М.: Учпедгиз, 1961.

7'5. Николаева Т. М. Интонация сложного предложения в славянских языках. — М.: Наука, 1969.

16.Николаева Т. М. «Принципы замены» А. М. Пешков-ского и отдельные компоненты интонации // Вопросы фоне­тики и обучения произношению. — М.: Изд-во МГУ, 1975.

П.Николаева Т. М. Фразовая интонация славянских язы­ков. — М.: Наука, 1977.

78. Николаева Т. М. Функции акцентного выделения и се-мантико-синтаксическая структура высказывания // Фоноло­гия. Фонетика. Интонология: Материалы к IX Международ-


ному конгрессу фонетических наук (август 1979, Копенга­ген).— М, 1979.

19.Николаева Т. М. Семантика акцентного выделения. — М.: Наука, 1982.

80. Нушикян Э. А. Типология интонации эмоциональной речи. — Киев; Одесса: Вища школа, 1986.

81. Орлова О. С. Система логопедической работы по кор­рекции и предупреждению нарушений голоса у педагогов: Дис.... д-ра пед. наук. — М., 1998.

82. Петрова А. А. Интонация вопроса в онтогенезе // Се­мантические процессы на разных уровнях языковой системы.

— Саратов, 1994.

83. Петрова А. А. Психолингвистическая модель станов­ления вопроса в онтогенезе (на материале русско- и немец­коязычных школьников): Автореф. дис.... канд. филол. наук.

— Саратов, 1995.

84. Пешковский А. М. Интонация и грамматика // Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. — М., 1930.

85. Пиотровская Л. А. Интонация и смысл текста // Изу­чение и преподавание русского языка. — Волгоград, 2001.

86. Попов П. С. О логическом ударении // Вопросы языко­знания. — 1961. —№ 3.

87. Светозарова П. Д. К вопросу о функциях интонации // Звуковой строй языка. — М: Наука, 1979.

88. Светозарова Н. Д., Гельман П. И. Темпоральная и ди­намическая организация интонационного контура высказы­вания в русском языке. Фонология. Фонетика. Интонология.

— М., 1979.

89 .Светозарова И. Д. Интонационная система русского языка. —Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

90. Селезнева И. С Восприятие русского словесного уда­рения. Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1961.


150

91. Соболева Н. И. К вопросу об изучении темпа русской речи // Вопросы обучения русскому произношению. — М.: Изд-во МГУ, 1978.

92. Станиславский К. С. Работа актера над собой. — М.: Искусство, 1985.

93. Тонкова-Ямпольская Г. В. Развитие речевой интонации у детей первых лет жизни // Вопросы психологии. — 1968. — №3.

94. Торсуев Г. 77. Фонетика английского языка. — М., 1950.

95. Торсуев Г. 77. Обучение английскому произношению.

— М.: Учпедгиз, 1956.

96. Торсуева И. Г. Интонация как компонент текста // Про­блемы фонетики и фонологии. Материалы всесоюзного со­вещания. Ноябрь, 1986 (Звенигород) — М: АН СССР, 1986.

97. Федянина 77. А. Ударение в современном русском язы­ке. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Русский язык, 1982.

98. Фигуровский И. А. Введение в общее языкознание. — М: Просвещение, 1969.

99.Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детский речи. — М.: Владос, 2000.

100. Цеплитис А. К. Анализ речевой интонации. — Рига: Знание, 1974.

101. Черемисина 77. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. — М.: Русский язык, 1989.

102. Чистович Л. А., Кожевников В. А., Алякринский В. В. и др. Речь, артикуляция и восприятие. — М.;Л.: Наука, 1965.

103. Якобсон 77. М. Психология чувств. — 2-е изд, доп.

— М: АПН РФСР, 1958.

104. Bolinger D. L. Binominals and pitch accent. — Lingua.

— 1962. — V 11.


151

105. Constans H. P. An objective analysis of the «three forms of force» in speech // Studies in experimental phonetics. — 1966.

106. Leon P. Essais de phonostylistique // Studies Phonetica, — 1971.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.172 с.)