Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование восприятия ударения.
Правильное словесное ударение — одно из необходимых условий разборчивости русской речи. В процессе логопедических занятий формируется восприятие словесного ударения на основе слухо-моторных дифференцировок, усвоенных на первом этапе работы с учетом того, что ритм регулирует не только движение, но и слово. В качестве подготовительных выполняются упражнения, развивающие умение определять местоположение акцентированного (выделенного интенсивностью) слога в серии слогов. Детям предлагается из серии слогов типа СГ с правильно произносимым согласным звуком и различными гласными определить место ударного слога в серии, отхлопав предъявленную серию по образцу, выделяя сильным хлопком акцен- j тированный слог, назвать его местоположение в серии. Основная цель этой работы — сформировать одну из важнейших функций словесного ударения — словоопознавательную. \ В ходе занятий логопед объясняет детям, что части произно-симого слова (слоги) звучат не одинаково по длительности и громкости. В каждом многосложном слове есть часть, которая звучит громче и продолжительнее других. Такая часть; слова называется ударной и выделяется посредством ударения. Перенос ударения с одного гласного на другой меняет значение слова или делает его бессмысленным. Затем детей знакомят со знаком, обозначающим ударение. Детям предлагается игра «Путаница»: называются слова с правильным и неправильным местоположением удар- ] ного слога, дети должны определить верно или нет было произнесено слово. В тех случаях, когда ребенок опознает слово как неправильное, его просят назвать это слово правильно. Если ребенок затрудняется выполнить задание, демонстрируются предметные картинки, из которых он должен выбрать нужную. Затем дети выполняют задания: • определи, какое слово было произнесено: длинное • положи картинки (названные логопедом) под длинной и короткой полосками бумаги; • самостоятельно разложи картинки (без называния их логопедом) под длинной и короткой полосками бумаги; • самостоятельно подбери и назови длинные и короткие слова; • отхлопай ритмический рисунок слова; выдели более громким хлопком ударный слог (на материале двусложных, трехсложных слов с различным местоположением ударного слога);
• подбери картинки, название которых соответствует определенной акцентно-ритмической схеме слова (-;-----; - — -;- — -;- —-и т. п.); • подбери слова, соответствующие предъявленной акцентно-ритмической схеме (двусложные, трехсложные слова с различным местоположением ударного слова); • назови ударный слог слова; • «узнай» картинку, «названную» логопедом посредством отхлопывания акцентно-ритмической структуры слова; • отхлопай последовательно ритмические структуры двух слов, отличающиеся местоположением ударного слога (например, замок — замок; кружки — кружки; стрелки — стрелки и т. д.); • разложи картинки, название которых отличается лишь Обучение детей воспринимать логическое ударение начинается с уточнения звуковых средств его выражения: усиления словесного ударения, достигаемого динамическим, длительным и напряженным произнесением ударного слога выделяемого слова, и специфической мелодики, характеризующейся чаще всего понижением основного тона. Детям объясняют, что в высказывании голосом выделяются те слова, которые считаются наиболее важными. Они произносятся несколько громче и медленнее всех остальных слов в предложении. Анализируя вместе с детьми интонационно-смысловое содержание предложений, их учат выделять наиболее существенное с точки зрения данной ситуации слово в предложении, определять, почему именно это слово наиболее важное, называть средства выделения слова логическим ударением. Для этого используются следующие задания: • сравнить двусоставные высказывания, предъявленные • «разделить» прослушанные высказывания на слова путем отхлопывания ритма (одно слово — один хлопок), выделить более громким хлопком слово, отмеченное логическим ударением;
• определить местоположение логического ударения в 103 • ответить на вопросы по сюжетной картинке с помощью указательного жеста (например, Девочки собирают ягоды. — Покажи: Кто? Что делают? Что собирают?); • ответить на вопросы по сюжетной картинке (например, Бабушка вяжет шарф. — Кто? Что делает? Что вяжет?); • ответить на вопросы. Детям дважды предъявляется одно и то же по составу словоформ предложение, но с различным местоположением выделенного логическим ударением слова, и предлагается определить, отличаются ли предложения по звучанию и в чем состоит это различие {Кате купили туфли, а Оле платье. Кате купили туфли, а Оле платье); • выбрать картинку, соответствующую выделенному логическим ударением слову; • зарисовать схему предложения, отражающую местоположение выделенного логическим ударением слова; • подобрать схемы с определенным местоположением ни деленного логическим ударением слова к предлагаемым для прослушивания предложениям. Навык определения выделенного логическим ударением слова формируется в процессе работы с распространенными предложениями. В качестве речевого материала используются пословицы и поговорки, в которых изменение положения иогического ударения ведет к изменению смысла высказывания. Дети анализируют высказывания, выделяют на схеме предложения место акцентированного слова в нем, находят иерный вариант прочтения, отражающий его смысл, и аргументируют свой ответ. Для этого используется игра «Что изменилось?». Логопед предлагает детям послушать пословицы и определить, какое слово выделено голосом, как изменится смысл пословицы, если выделить логическим ударением другое слово. Предлагаются пословицы из трех значащих слов. 104 Пример: Друзья познаются в беде. Друзья познаются в беде. Друзья познаются в беде. Дело мастера боится. Выше головы не прыгнешь. Копейка рубль бережет. Каши маслом не испортишь. Первый блин комом. Семеро одного не ждут. У страха глаза велики. Всему свое время. Цыплят по осени считают. Один в поле не воин. Таким образом, положительный эффект достигается при включении в работу заданий, направленных не на «механическое» опознавание слова, выделенного в предложении логическим ударением, а на формирование понимания связи между выделенным словом и смыслом высказывания. 6. Формирование восприятия различных коммуникативных типов высказывания, знакомство со средствами их выражения и способами обозначения. А. Изучение данных онтогенеза детской речи показывает, что восприятие, а затем и воспроизведение повествовательных высказываний формируются раньше, чем высказываний других коммуникативных типов. Эти данные определяют выбор модели завершенного повествования как отправной точки развития восприятия и опознания коммуникативных типов предложений. При формировании восприятия повествовательных высказываний отрабатываются ИК-1, ИК-2, ИК-3. На начальных этапах работы для восприятия предъявляются предложения, соответствующие ИК-1 (с понижением основного тона к концу высказывания). Детей обучают слушать предложения с интонацией завершенного повествования и определять его коммуникативную направленность, уточняют звуковые средства выражения повествовательной
интонации (поддержание одинаковой высоты голоса и небольшое его понижение к концу предложения), которые сопровождаются соответствующим движением руки и изображаются графически. ИК-2 в повествовательном предложении используется для реализации завершенного высказывания с логическим выделением заданного слова. Предударная часть произносится обычным средним тоном или с незначительным повышением, заударная — с понижением тона. Ударная часть отличается усилением словесного ударения по отношению к другим словам интонационной конструкции. В процессе восприятия таких высказываний создаются специальные ситуации общения, в которых используются повествовательные высказывания со значением уточнения. При этом закрепляются знания детей о сред-с шах выражения логического ударения. ИК-3 используется в повествовательных высказываниях при перечислении: предударная часть произносится обычным средним тоном, на ударном слоге тон резко повышается, на шударной части понижается. Восприятие мелодического оформления повествовательных высказываний со значением перечисления формируется в процессе наблюдения за мелодическими изменениями интонационного контура высказывания. После произнесения понес j вовательного предложения со значением перечисления детям объясняют, что в таких предложениях голос повышается на каждом слове, называющем предметы, которые перечисляются. Объяснение сопровождается соответствующим /пшжением руки и демонстрацией графической схемы голосоведения. Обучаясь воспринимать различные интонационные кон-с i рукции повествовательных высказываний, дети знакомятся СО знаком препинания, которым предложения данного коммуникативного типа обозначаются на письме. При закреплении навыка опознавания и выделения из текста повествовательных предложений дети поднимают карточки с изображением точки, выкладывают фишки, количество которых соответствует количеству повествовательных предложений, «пишут» графические диктанты. Примерный речевой материал для развития восприятия повествовательных высказываний Развитие восприятия интонации законченного повествования 1. ИК-1 в завершенном повествовательном высказыва Дом. Вот дом. Это дом. Мы играем. Вот игрушки. Вот кукла. Это кубики. Мы идем гулять. На улице тепло. Светит солнце. Вот песочница. Это птицы. Вот птицы. Наступила осень. Листья пожелтели. Вот листья. Вот желтые листья. Птицы улетают. Птицы улетают на юг. Наступают холода.
Поздняя осень, Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели. Н. А. Некрасов 2. ИК-2 в завершенном повествовательном высказыва — Саша ушел. — Кто ушел? Я не понял? — Саша ушел. — Дети гуляют во дворе. — Я не понял. Что делают дети? — Дети гуляют во дворе. — Дима принес кубики. — Я не понял. Что он принес? — Дима принес кубики. 3. ИК-3 в завершенном повествовательном высказывании при перечислении. В вазе лежат яблоки, груши и бананы. На столе лежали книги, журналы и раскраски. На улице сегодня тепло и солнечно. Мы гуляем с Сашей, Машей и Аней. На праздник пришли мамы, папы, бабушки и дедушки. Б. В соответствии с данными онтогенеза детской речи логопедическое воздействие предполагает формирование восприятия интонационной конструкции вопросительного предложения в следующей последовательности: общий, а затем специальный вопрос. Для этого используются естественные ситуации общения и вопросно-ответная форма речи. Детям предлагается прослушать предложения и узнать (выделить) среди них вопросы (хлопнув в ладоши). Затем обсуждаются особенности мелодического оформления общего вопроса (в конце вопросительного предложения голос резко повышается). Значительный подъем тона в интонационном центре сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически. Прежде чем приступить к формированию восприятия специальных вопросов, детей знакомят с вопросительными словами. Например, детям читается стихотворение: Разные вопросы задаются всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Что? Кому? Который? Чья? Каким? О чем? А. Тетивкин В процессе беседы детям объясняют, что эти вопросительные слова могут находиться в начале, в середине, в конце предложения. При произнесении предложений с вопросительными словами происходит повышение, а затем понижение голоса. Объяснение подкрепляется соответствующим 108 движением руки и демонстрацией графической схемы голосоведения. При обучении восприятию различных интонационных конструкций вопросительных высказываний детей знакомят со знаком препинания, которым предложения данного коммуникативного типа обозначаются на письме. Навыки восприятия и опознавания вопросительных предложений совершенствуются в ходе выполнения следующих заданий: графический диктант (записать столько вопросительных знаков, сколько вопросительных предложений содержится в тексте); выделяя из текста вопросительные высказывания, ответить на вопрос; из вопросительных высказываний выделить только специальный вопрос; на схеме предложения отметить местоположение вопросительного слова, обозначив его вопросительным знаком.
Примеры игр, развивающих восприятие вопросительной интонации Общий вопрос «Подними сигнал». Логопед предлагает детям прослушать предложения и выделить среди них вопросительные, сигнализировав об этом поднятием карточки с вопросительным знаком. Они гуляют? Они гуляют. Дети играют в кубики. Дети играют в кубики? Наступила осень. Наступила осень? На улице идет снег. На улице идет снег? «Сосчитай вопросы». Логопед просит детей прослушать рассказ и написать столько вопросительных знаков, сколько вопросительных предложений встретится в тексте, сосчитать их. Холодным зимним днем Саша и Таня катались на санках. Возле горки их ждала мама. Мама смотрела на них и удивлялась: «Разве вы не замерзли? Может быть, пора и домой собираться?». 109 Но ребята никак не хотели уходить. Им очень нравилось кататься на санках. Специальный вопрос «Назови вопросительные слова». Логопед предлагает детям прослушать предложения и назвать в них вопросительные слова, понаблюдать за изменениями высоты и силы голоса. Что это? Кто это? Где она? Сколько? Сколько стоит? Куда ТЫ? Кто пришел? Где кукла? Какая книга? Почему ты ушел? Где лежат кубики? Что ты принес? Какого цвета платье? Сколько тебе лет? «Сосчитай вопросы-2». Дети должны прослушать рассказ и написать столько вопросительных знаков, сколько вопросительных предложений встретится в тексте, сосчитать их, а также назвать вопросительные слова, встретившиеся в тексте. Как научиться кататься на коньках? Для этого нужно желание и терпение. Ведь лед очень скользкий, можно и упасть. Но если научиться, то катание на коньках станет любимым развлечением. Где этому учат? В нашем городе есть красивые Дворцы спорта. Там опытные тренеры учат кататься на коньках, воспиты-вают будущих фигуристов. В. Так как восклицательные высказывания являются особым коммуникативным типом, основная задача которого состоит в передаче эмоционального отношения к объекту раз-гонора, то достаточно трудно объяснить детям особенности носклицания, а также разъяснить термин «восклицатель-ность». Поэтому формирование восприятия восклицательной интонации осуществляется в процессе сравнения с уже изученными коммуникативными типами высказываний. С этой целью в процессе беседы с детьми повторяются и уточняются знания о повествовательных и вопросительных предложениях. Затем предлагается прослушать стихотворение, содержащее восклицательные высказывания, прочитан- 110 ные радостным, гордым тоном. После этого обсуждаются произносительные особенности восклицательной интонации: значительное повышение голоса или резкое повышение с последующим небольшим понижением к концу. Изменение мелодики восклицательных предложений сопровождается соответствующим движением руки и демонстрацией графической схемы голосоведения. При восприятии интонационных конструкций восклицательных высказываний дети знакомятся со знаком препинания, которым предложения данного коммуникативного типа обозначаются на письме. Совершенствование навыков восприятия и опознавания восклицательных высказываний происходит аналогичным образом (как повествовательных и вопросительных). Примеры игр, развивающих восприятие восклицательной интонации «Выучи наизусть». Логопед предлагает детям понаблюдать за интонацией восклицательных высказываний, содержащихся в стихотворении, выучить его наизусть. Восклицательный знак Друзья мои, приятели! Живу я много лет! Примите восклицательный Мой пламенный привет! Обычно в предложениях стою я для того, Чтоб выражать волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, то предложение С особым выражением Произносить должны! А. Тетивкин Ill «Подними сигнал». Логопед предлагает детям прослушать предложения, определив среди них восклицательные, и сигнализировать об этом поднятием карточки с соответствующим знаком. Какой прекрасный день! Светит солнце! Дети гуляют во дворе. Как весело играть в футбол! «Рисуем настроение». Игра проводится на основе уже изученных пиктограмм, символизирующих радость и гнев. Логопед просит детей послушать предложения и определить но голосу, является оно похвалой или, наоборот, передает недовольство. Затем дети заканчивают изображение пикто-i раммы (рисуют брови и рот в соответствии с эмоционально-оценочным значением высказывания). а) положительная оценка. Красота! Какая погода! Чудесная кукла! Как радуют твои успехи! Какой ты веселый! Лето наступило! Какой мультфильм! Какие краски! б) отрицательная оценка. Какая плохая погода! Какие грязные ботинки! Опять этот дождь! Как он мне надоел! «Удивленный». Логопед предлагает детям послушать текст и определить, какие предложения звучат с интонацией удивления. Ребенок должен объяснить, что удивило героев рассказа, нарисовать соответствующую пиктограмму. — Саша, ты знаешь, что мы идем на день рождения? — Да. А что мы подарим? — Вот эту куклу Барби? — Вот эту? Отлично. Вот это кукла! Г. Дифференциация коммуникативных типов высказываний в импрессивной речи. Работа по дифференциации коммуникативных типов высказываний в импрессивной речи осуществляется на мате- 112 риале стихотворений и текстов. Предлагаются следующие виды заданий: • выделить из текста (стихотворения), содержащего высказывания всех изученных коммуникативных типов, поднятием карточки с изображением соответствующего знака препинания только повествовательные (вопросительные, восклицательные) предложения; • записать с помощью знаков препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) последовательно опознанные интонационные конструкции; • «интонационный диктант»: прослушать два (три) предложения с одинаковым составом словоформ, но различного коммуникативного типа; после прослушивания каждого записать соответствующий знак препинания, объяснить свой выбор; • прослушать два (три) предложения одного и того же коммуникативного типа с одинаковым составом словоформ, составить графическую схему каждого, указывая на схеме предложения местоположение слова, выделенного логическим ударением. Формированию восприятия и понимания комплекса суп-расегментных средств способствуют упражнения на материале «лингвистических сказок». Например: «Веселая сказка». Логопед предлагает детям послушать необычную сказку, на «волшебном» языке. Дети должны попытаться рассказать, о чем была сказка. После прочтения первого абзаца сказки логопед помогает детям подобрать с опорой на ритмический абрис «слов» интонационные средства, слова-ассоциации, подходящие по смыслу и звучанию. Затем дети совместно с логопедом анализируют основной тон и мелодическое оформление высказываний, определяют их коммуникативные типы: сообщения, вопросы, восклицания. В итоге дети совместно с логопедом придумывают собственный вариант трактовки сказки. из Пуськи бятые Сяпала калуша по напушке и увозила путявку. И волит: — Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бу- И калуша волит: — Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усякала с напушки. А калуша волит за напушкой: Калушата подудонились! Калушата придудонились! Зюмо неку-зявые! Пуськи бятые! Л. Петрушевская Использование таких сказок помогает понять влияние основного тона высказывания на его смысл, выявляет эмоционально-оценочную направленность высказываний, развивает творческое слуховое восприятие, умение дифференцировать коммуникативные типы высказываний. Логопедическая работа
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.058 с.) |