Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финно-угорские народы России
Финно-угорские народы нашей страны (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы), проживающие в северной, центральной и южной частях Урала ведут свое происхождение от ананьинской археологической культуры (VII-III вв. до н.э.), когда начали формироваться пермские и волжские финны — предки представителей этой этнической общности. Все эти народы, а также еще финнов, карелов и венгров объединяет общее происхождение, сходный язык, некоторые идентичные элементы в культуре и своеобразные национально-психологические особенности. К последним можно отнести: v трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность и аккуратность во всех видах деятельности; v неприхотливость в повседневной жизни и в быту; v твердость, рассудительность, неторопливость и последовательность в действиях и поступках; v обостренное чутье в выборе средств и способов достижения в любом деле продуктивных положительных результатов; v стремление к эмоциональной и интеллектуальной близости с другими людьми, пониманию их образа жизни и мышления, уважению их мнений, традиций, обычаев и привычек; v высокая степень чувствительности в межличностных отношениях, готовность понять и простить заблуждения и ошибки представителей иных этнических общностей. Мордва. Представители мордовской национальности просты и добродушны в общении с представителями других этносов, обладают живостью ума, хорошей памятью, постоянством и стабильностью поведения, честолюбием. У мордвин высоко развито чувство национально гордости, но они предпочитают, чтобы прежде всего отмечали их индивидуальные заслуги и личное достоинство.
«Сильного человека и гора боится». Мордовская пословица
Удмурты — достаточно многочисленный народ России, представители которой в отличие от других финно-угорских народов довольно монолитны и расселены сравнительно компактно на востоке Восточноевропейской равнины в междуречье Камы и Вятки. Современные психологи и этнографы выделяют в национальном характере удмуртов такие качества, как природную сообразительность, доброжелательность, терпимость, скромность, внутреннюю культуру, тактичность, музыкальность, поэтичность. Особо бросается в глаза их деликатность, которую иногда принимают за пассивность, мнительность, излишнюю стеснительность, замкнутость, некоммуникабельность. Хотя часто это не соответствует действительности.
Кроме того, в системе социальных ценностей удмурты всегда отводили важное место оптимальным отношениям со своими близкими и дальними родственниками, соседями, в целом с добрыми людьми. В семейном быту они необыкновенно уживчивы и ради семейной выгоды приносят в жертву свои личные интересы, терпят известное подчинение, лишают себя в некотором роде самостоятельности. Именно от этого, считают они, во многом зависит социальное благополучие, общая атмосфера жизни, успех или неудача в хозяйственной и прочей совместной деятельности. И по этой причине у них никогда не было в чести нищенство и попрошайничество. Удмурты чрезвычайно дорожат своей репутацией среди родственников, односельчан, соплеменников. Очень многое, по их мнению, зависит от того, «что говорят другие», «что сказали», «что подумают». Удмурты легко сходятся с людьми и очень трудно расстаются с ними. У них высокая культура межличностных отношений. Издревле самым тяжким преступлением среди них считалось инициирование вражды и ссор между людьми. Вместе с тем по этой причине часто складывается впечатление, что они излишне застенчивы, нерешительны, мнительны, безынициативны.
«Видимо, у нас, финно-угорских народов, есть какая-то общая генетическая программа. Поражает эта удивительно уязвимая хрупкость души. Мы всегда ориентируемся на похвалу. В этом смысле мы художники. С.Л. Рубинштейн говорил: «Художнику нужна похвала, похвала и еще раз похвала». В этом смысле мы действительно очень талантливые художники. Когда нас хвалят, мы становимся лучше. Если нас критикуют, мы становимся хуже. В душе происходит надлом, от которого очень больно. Китайцы говорят: критика подобна голубю, она возвращается обратно. Нас не надо критиковать — мы не «китайцы». Нас, вообще-то, как и других, лучше не надо критиковать, лучше хвалить. И мы обязательно станем лучше. Кто-то с критикой может как-то сосуществовать, кто-то может уживаться, удмурт — нет».
М.Г. Иванова [92]
Марийцы - представители своеобразного народа, проживающего в Волжско-Ветлужско-Вятском междуречьи, Прикамьи и Приуральи и по своей национальной психологии и культуре похожего на чувашей. Они трудолюбивы, гостеприимны, скромны, стремятся к знаниям, терпеливы, расчетливы и экономны, в многонациональном коллективе своим поведением почти ничем не отличаются от чувашей и русских, разве что чуть более замкнуты и сдержанны. Старательно и очень внимательно относятся к выполнению своих профессиональных и общественных обязанностей, дисциплинированны, исполнительны, самолюбивы. «Сеет, жнет, молотит — а все языком». Марийская пословица
Представители карельской национальности, коренное население Карелии, как показывают социально-психологические исследования, трудолюбивы, несколько медлительны в мышлении и поведении, малоразговорчивы, но, как правило, тверды в решениях и поступках, рассудительны и последовательны в своих действиях, опрятны и скромны в быту. Коми и коми-пермяки — родственные удмуртам народы, проживающие на севере Архангельской, Мурманской, Омской, Тюменской и Пермской областей и сходные с ними по своим национально-психологическим особенностям, отличаясь при этом лишь несколько отличной эмоциональностью и чувствительностью, большей способностью к адаптации к жизни в сложных экстремальных условиях. Коми-пермяки, кроме того, более замкнуты и недоверчивы. Ханты и манси — родственные, смешавшиеся друг с другом народы, населяющие районы Западной Сибири по Оби и ее притокам. Отличаются практическим складом ума, большой сообразительностью, трудолюбием, выдержкой и выносливостью, художественными способностями [105; 156; 161; 168].
Буряты и калмыки
Буряты и калмыки — представители группы монгольских народов, проживающих на территории нашей страны. Они ведут свое происхождение от потомков монгольского суперэтноса, сформировавшегося в XII-XIV вв., консолидировавшихся в составе российского государства. Буряты проживают в Иркутской и Читинской областях в достаточно сложных условиях. Развитие и жизнь бурят с давних пор их существования характеризовались низким уровнем экономических отношений, длительное время определялись патриархально-родовым строем, тесными и устойчивыми связями только внутри узкого круга близких и родственников. Как правило, они вели кочевой образ жизни, были изолированы от внешнего мира, что сформировало их серьезную зависимость от сил природы, способствовало появлению множества связанных со взаимоотношениями с ней традиций и обрядов. Каждое племя, каждый род могли надеяться только на собственные силы и возможности, неоткуда было ждать помощи. Вместе с тем суровые условия Забайкалья и Прибайкалья не прощали поспешных решений, туманных размышлений и многословья. Подрастающее поколение также воспитывалось через непосредственное включение людей в систему традиционного для бурят миросозерцания, определяемого условиями жизни в степи, лесостепи, тайге. Основной упор делался на наглядно-действенное видение мира и был направлен главным образом на формирование особой сенсорной чувствительности и конретно-образного мышления. Для выживания существенное значение имело высокое развитие пространственной ориентации, физической выносливости, наблюдательности, хорошего глазомера, внимательности и собранности, т.е. весьма своеобразного комплекса черт, занимавших особое место в национальном характере бурят.
Вот почему в национальной психологии бурят утвердились, с одной стороны, такие качества, как выдержанность, рассудительность, немногословность, слабое выражение эмоций и чувств, внутренняя уравновешенность а с другой, — активно функционировали коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, исполнительность, устойчивость родственных связей, немногословность и сдержанность в межличностных отношениях, уважительное отношение к старшим, стремление обойти острые углы, конформность, терпеливость во взаимоотношениях [75; 248]. Сегодня буряты — это люди со своеобразной психикой, особенности которой нужно принимать во внимание в межнациональных отношениях.
Девять доблестей бурятского мужчины 1. Превыше всего — согласие. 2. На море — пловец. 3. На войне — богатырь. 4. В учении — глубина мысли. 5. Во власти — отсутствие лукавства. 6. В речах — мудрость. 7. На чужбине — непоколебимость. 8. В работе — мастерство. 9. В стрельбе — меткость.
Калмыки — народ, проживающий в степном пространстве юго-востока европейской части России и ведущий свое происхождение от племени ойратов, пришедшего из Монголии. Исторические хроники свидетельствуют, что с древних времен ойраты по своему национальному характеру были по сравнению с монголами более независимыми, сплоченными, самостоятельными, настойчивыми и старательными. Впоследствии мигрировав в Южную Россию, калмыки освоили огромное степное пространство, крайне редко заселенное. Сухая и безводная степь стала местом выпаса рогатого скота, овец, лошадей и многочисленного поголовья верблюдов. В их хозяйстве были новые для России породы сельскохозяйственных животных, наиболее приспособленных к нелегким условиям Нижнего Поволжья и предгорий Кавказа. Калмыки разработали свою оригинальную систему использования обширных степных пастбищ. Академик И.И Лепехин в конце XIX в. писал о калмыках: «От них польза есть. Они занимают пустые степи ни к какому обитанию не пригодные. В них мы должны видеть не только представителей военной службы, защищающих наши пределы от набегов киргиз-кайсаков и кубанцев, но хороших и многочисленных обитателей, получающих от скотоводства наилучший убойный и рабочий скот» [цит. по: 20. — С. 46].
Многие исследователи поэтому считают, что такие национально-психологические особенности калмыков, как выносливость, неприхотливость, настойчивость, старательность, умение довольствоваться малым обеспечивали успешность жизни калмыков в достаточно трудных природно-климатических условиях. Во главе калмыцкой семьи стоял отец, и все остальные члены семьи должны были беспрекословно подчиняться ему и выполнять все его распоряжения. Домашним же хозяйством руководила мать, несмотря на то, что калмычка находилась в полном подчинении мужчины и под его контролем она пользовалась свободой и самостоятельностью в ведении хозяйства и в быту. Известный исследователь обычаев и традиций этого народа П. Небольсин писал: «Калмыки тем разнятся от племен, исповедующих ислам, что у них женщины имеют человеческое, а не рабское значение. У многих мусульман они исключены из общения с мужским полом не только в забавах, но и даже и в молениях. У калмыков права женщины уравновешены и в том, и в другом случае с правами мужчины. Мужчины, хотя бы это был сам владелец (улуса или аила), заметив, что встретившаяся ему женщина хочет сойти с лошади, должен сам спешится и помочь ей сойти с седла. Женщина, жена или дочь сама угощает гостей» [цит. по: 20. —С. 64]. В результате в психологии калмыков в целом сформировались такие черты, как ровное и равное отношение практически ко всем другим людям, независимо от их пола и социального положения, стремление мирно решать спорные проблемы в общении и взаимодействии с партнерами и даже оппонентами, ориентация на бесконфликтное поведение, достижение согласия ненасильственными средствами.
«Калмыки в домашней жизни ровные в отношениях к жене, далеко не деспотичны и в дела жен не любят вмешиваться. Калмыки всячески избегают ссор с женами и заводить их считают ниже своего достоинства. К тому же мужчины (не говорю уже о женщинах) совершенно чужды сквернословия, всякую ругань считают «кислым словом» и презирают любителей «словесной кислятины». Женщина в калмыцком обществе, в семье — это советчица и помощница мужа». Я.И. Дуброва [81]
Кроме того, оказывал серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности калмыков буддизм, в качестве религии перешедший к ним по наследству от монголов, что не могло не найти отражения в их психологии. По этой причине в ней закреплялись проповедуемые им такие социальные ценности, как довольство тем, что есть в жизни в настоящее время, самоограничение себя в желаниях и мечтах, стремление не задумываться о трудностях жизни, умение легко и быстро их преодолевать, безразличие к чужим страданиям. У калмыков формировались и такие качества, как трезвость мысли и рационализм, стойкость к страданиям, неприхотливость, непритязательность, настойчивость при достижении реально существующих целей [20]. Калмыки — достаточно своеобразный народ, знание психологии которого позволяет строить с его представителями устойчивые взаимовыгодные и равноправные отношения.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.172 (0.022 с.) |