Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Парадоксы интерпретации сущности межнациональных отношений в России
После революции 1917 г. под воздействием точки зрения В.И. Ленина несколько поколений советских людей воспитывалось на установке «Россия — тюрьма народов», прочно вошедшей в их общественное сознание, во все школьные и другие учебные издания, в научные работы. «Нигде в мире нет такого угнетения большинства населения страны, как в России, — писал он в 1915 г., — великороссы составляют только 43% населения, т.е. менее половины, а все остальные бесправны, как инородцы. Из 170 млн. населения России около 100 млн. угнетены и бесправны» [133. — С.318]. Весомую лепту в развитие стереотипизированного образа внес и сталинский «Краткий курс истории ВКП(б)», который длительное время был официальным учебником в вузах и всех формах политического образования в СССР. «Царская Россия была тюрьмой народов, — говорилось в нем. — Многочисленные нерусские народности царской России были совершенно бесправны, беспрестанно подвергались всяческим унижениям и оскорблениям. Царское правительство приучало русское население смотреть на коренные народности национальных областей как на низшую расу, воспитывало презрение и ненависть к ним». Здесь присутствует очевидная подмена фактов, манипуляция сознанием советских людей. Россия, как и многие зарубежные государства, была многонациональной страной, но отношения между народами здесь не носили сугубо антагонистического и непримиримого характера. Политика царских властей, заключавшаяся, с одной стороны, в стремлении упрочить свое господствующее положение во всех регионах страны, а с другой, — в желании не оттолкнуть от себя коренные народы, которые приносили казне немалые прибыли, способствовала установлению в стране хотя и не безоблачных, но все же более-менее конструктивных отношений. Не в меньшей, если не в большей степени этому благоприятствовало осознание людьми из разных этнических групп пользы и выгоды от взаимных контактов. Выигрыш этот проявлялся прежде всего от того, что представители разных этносов многому учились друг у друга. Положение и взаимоотношения народов России не было таковым, каким его пытались представить большевики. Последние в интересах завоевания ими полноты власти в стране перевернули национальный вопрос с ног на голову.
Россия вплоть до последней четверти XIX века была многонациональной крестьянской страной. Основу ее социальной структуры составляли два класса (сословия): крестьянство и дворянство, основа взаимоотношений между которыми регулировалось крепостным правом. Последнее как порождение феодализма существовало в той или иной форме и в других европейских государствах, хотя возникло и было отменено там раньше. Но бремя крепостного права в огромной многонациональной России несло в основном русское, украинское, белорусское, литовское, латвийское и эстонское население. Народности Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока его почти не испытывали. Они находились в более выгодных условиях, так как обладали личными правами и относительной хозяйственной самостоятельностью. А некоторые народы, например, башкиры, калмыки, ногайцы до середины 30-х годов XIX в., почти не несли вообще никаких повинностей, либо в значительно более меньшем объеме, чем русское население. Что же касается второго основного сословия России — дворянства, то оно по своему этническому происхождению наполовину имело нерусские корни: в нем сильны были тюркский, особенно татарский компонент. Армянские, грузинские, азербайджанские и другие дворяне имели те же права, что и этнические русские. В дооктябрьской России не было законов, ограничивающих права граждан в зависимости от национальной принадлежности, которая официально и не фиксировалась. В документах отмечались только подданство и вероисповедание. Национальный состав России по первой общероссийской переписи 1897 г. определялся по родному языку того или иного жителя. В России существовала государственная религия. И, следовательно, не было равноправия конфессий. Господствующее положение занимала православная церковь. Это было исторически обусловлено, ибо православная церковь сыграла выдающуюся роль в становлении и укреплении Российского государства. Роль православной церкви коротко можно охарактеризовать как патриотическую. Она не способствовала нагнетанию межнациональной напряженности, а, наоборот, стремилась ее не допустить.
«Россия — самая нешовинистическая страна в мире. Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины. Россия — самая небуржуазная страна в мире, в ней нет того крупного мещанства, которое так отталкивает и отвращает русских на Западе. Россия — страна бытовой свободы, неведомой народам Запада...» Н.А. Бердяев
Таким образом, национальный вопрос как форма отношений, доставляющая беспокойство людям и настраивающая их друг против друга, практически, не существовал в России. Более того, если и были какие-то межнациональные проблемы, то они практически всегда регулировались мирными и приемлемыми для всех народов средствами и способами. И хотя периодически в различных регионах возникали конкретные трения между представителями тех или иных национальностей, они являлись в большинстве случаев результатом психологического или бытового несоответствия традиций и привычек одних людей другим. Или же были следствием своеобразного влияния исторического развития разных народов, когда между ними в течение длительного времени накапливались определенные обиды.
Вопросы для повторения 1. Охарактеризуйте историческую специфику формирования русской национальности. 2. Опишите политические, психологические и экономические условия формирования многонациональной государственности в России. 3. В чем состоит своеобразие межнациональных отношений в России. 4. Перечислите социально-психологические качества русских, которые проявлялись в их отношениях с другими народами России.
Вопросы для самостоятельных исследований 1. Постарайтесь объяснить, почему в России всегда существовали объективные условия для сохранения и развития национальной психологии народов, ее населяющих. 2. Постарайтесь осмыслить, какие обстоятельства способствовали возникновению недопонимания и трения в отношениях между конкретными народами России. 3. Нарисуйте карту компактного проживания народов России с идентичными национально-психологическими особенностями. 4. Составьте таблицу, в которой отразите общее и особенное в развитии психологии различных народов России.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.008 с.) |