Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношения России с народами, населявшими ее южные и западные границы
Если с середины XVI в. открылся почти беспрепятственный путь расширения российских границ на восток, и в состав Российского государства без особых коллизий входили все новые этносы, то на западных и южных рубежах Руси обстановка была намного сложнее. Между южными границами Московии и враждебным ей Крымским ханством лежало так называемое Дикое Поле. Это была огромная малонаселенная, а местами вообще необитаемая территория между Доном и левыми притоками Десны и Днепра. Сейчас здесь расположены промышленно развитые Харьковская, Белгородская, частично Ростовская, Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская и другие области России и Украины. Хозяйственное освоение Дикого Поля началось в XVI в. русскими крестьянами, бежавшими от своих феодалов. Земли здесь были обильные и плодородные, но жизнь — небезопасной из-за набегов крымцев. Крымское ханство образовалось в ходе распада Золотой Орды в 1443 г. Татаро-монголы вторгались в степную часть Крыма еще в 30-х годах XIII в. и покорили издавна проживавшее там разноплеменное население — греков, армян, славян, половцев и др. Для завоевателей степной Крым первоначально был местом кочевок, преимущественно зимних. Но постепенно они стали оседать и обособляться от Золотой орды. В 1475 г. в Крым вторглись турецкие войска, разгромили генуэзские колонии, и Крымское ханство стало вассалом турецкого султана. С этого времени политика крымских ханов попала в русло Стамбула, что сыграло немаловажную роль во взаимоотношениях России, Турции и Польши. Неспокойное соседство крымских ханов серьезно мешало освоению земель Дикого Поля. Постоянными были набеги на южнорусские земли, угон в плен мирного населения России, Украины, Польши, разорение поселений Северного Кавказа. Только в первой половине XVII в. в Крым было уведено около 200 тыс. пленников, большинство из которых продано в рабство. Во второй половине XVII в. Москва предприняла против Крыма два похода, но оба окончились неудачно. За спиной крымских ханов стояла могущественная в то время Турция. В XVIII в. Россия стала наносить серьезные удары по Османской империи, и тогда позиция крымских ханов пошатнулась. В 1774 г. по условиям Кучук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией, Крым перестал быть вассалом последней и был объявлен независимым государством под протекторатом России, а в 1783 г. вошел в состав Российской империи. Крым быстро интегрировался в экономическую и культурную жизнь России, стал довольно значимым в его внутренней политике.
Крымские татары создали свою культуру, отличающуюся от культуры родственных им казанских и астраханских татар. Бахчисарай, бывшая столица ханства, в прошлом столетии стал известным центром крымско-татарской литературы и идей либеральной модернизации ислама, приспособления его к развивающимся капиталистическим отношениям. Эта идеология получила название джадидизма. Одним из теоретиков этого течения был образованный крымский помещик Измаил-Бей Гаспринский. Будучи сторонником панисламизма и пантюркизма, Гаспринский в то же время ратовал за необходимость овладения русским языком мусульманами России и восприятия ими достижений русской, российской и западноевропейской культур. Противников этих взглядов он и его сторонники называли приверженцами искаженного ислама, хотя и считали, что ислам как религиозная и нравственная система превосходит другие этические принципы и кодексы. В 1944 г. крымских татар постигла та же трагедия, что и несколько ранее в 1943-1944 гг. калмыков и некоторых народов Северного Кавказа. Они были огульно обвинены в измене советской власти и высланы из Крыма в Среднюю Азию. Как и другие репрессированные и депортированные из родных мест народы в настоящее время крымские татары как этнос полностью реабилитированы. Но их возвращение в Крым растянулось на годы. На западной границе Дикого Поля большую политическую роль играла Запорожская Сечь. Эта уникальная социально-политическая и военная организация возникла за днепровскими порогами, где сейчас находится территория Днепропетровской и Запорожской областей Украины. Отдельные казачьи поселения появились здесь еще в XV в. Их жители занимались рыбной ловлей, охотой, добычей соли и т.д. Но постоянные набеги крымских татар и притеснения польских феодалов (Правобережная Украина входила в то время в состав Польши) заставляли вольных поселенцев защищать свободу с оружием в руках. Так сформировались объединения казаков (сечи). В начале XVI в. они объединились в Запорожскую Сечь, ставшую своеобразной республикой, в которой все официальные должности были выборными. Запорожская Сечь была щитом на пути набегов крымских татар в центральные районы Руси. Запорожцы вели длительную борьбу и против самой Турции, неоднократно путая карты политиков Стамбула. Запорожская Сечь просуществовала три столетия.
Свободолюбивый, антифеодальный и антибюрократический дух запорожцев, их неизменная приверженность вольнице и демократии, стремление к независимости от высших центральных властей не устраивали российских монархов, и Петербург решил ликвидировать Сечь, что и было сделано в 1775 г. по приказу Екатерины II. Казачьи укрепления были разрушены, а запорожское войско распущено. Часть запорожцев была поселена в пограничных районах на Южном Буге. В 1787 г. из них было организовано Черноморское казачье войско, которое в 1792-1793 гг. было переведено на Кубань. Оно и положило начало кубанскому казачеству. В 1775 г. часть запорожцев бежала за Дунай, где на территории Добруджи, входившей в состав Оттоманской империи, организовала Задунайскую Сечь. Однако антиславянская и антихристианская политика Стамбула на Балканах заставила задунайских казаков уйти с турецкой службы. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. многие из них перешли на сторону русских войск и приняли участие в боях против Турции. А позже было организовано Азовское войско, просуществовавшее до 1865 г., после чего казаки с семьями были переведены в крестьянское сословие. Основная причина этого — нежелание казаков-азовцев переселяться на Северный Кавказ. К этому времени юго-восток Украины был уже заселен достаточно плотно. С отменой крепостного права стали набирать темпы капиталистические методы хозяйствования. Казачество в России не превратилось в самостоятельный этнос. Его члены вместе с тем сохранили свои самобытные традиции и привычки, вновь официально признанные и восстановленные уже после распада СССР в настоящее время. Пример его развития в нашей стране еще раз подтверждает тот факт, что многие люди, даже с неярко и не до конца выраженными национальными характеристиками, не подвергались насильственной ассимиляции. В XVI — начале XVII вв. Москва вела напряженную борьбу с Литвой, Польшей, Швецией за русские северо-западные земли. С 1569 по 1795 гг. Польша и Литва представляли единое федеративное государство, именовавшееся Речью Посполитой. В начале XVII в. под ее властью находилась часть западных русских земель, включая Смоленск, всю Белоруссию, Правобережную Украину (земли по правому берегу Днепра) и даже часть Левобережной. По инициативе прусского короля Фридриха II в 1772 г. произошел первый раздел Польши между Пруссией, Австрией и Россией. По нему в состав России вошла часть земель, населенная белорусами и украинцами. В 1793 г. произошел второй, а в 1795 г. — третий раздел, в результате которого Польша полностью потеряла свою государственность. По третьему разделу в состав России вошли земли, населенные литовцами и латышами. Кроме того, на ставших российскими землях проживало многочисленное еврейское население. В XVIII в. Польша была крупнейшим в мире центром расселения евреев.
Польский вопрос был сложным и больным для России. Отношение к этой проблеме менялось в зависимости от личности, занимавшей императорский престол. Екатерина вела более жесткую политику, Павел и Александр — более либеральную. Поляки не могли примириться с потерей независимости. Их свободолюбивый дух проявлялся в неоднократных крупных вооруженных восстаниях, после подавления которых положение поляков ухудшалось. Первоначально Польша сохраняла свою конституцию, имела самоуправление. Официально она называлась королевством Польским в составе Российской империи, управлявшимся наместником. Но затем рамки самоуправления все больше сужались, и лишь после Первой мировой войны Польша вновь стала самостоятельным государством. Что же касается прибалтийских народов, то в большей степени латыши и эстонцы, в меньшей — литовцы многие века жили бок о бок с жителями России, а часто и входили в ее состав. Славяне и представители других национальностей по мере своих возможностей и в силу исторически сложившихся обстоятельств поддерживали с ними дружественные отношения. Часто они оказывали им и соседскую помощь: экономическую, политическую, военную. Русские люди обнаружили способность интегрироваться в жизнь местного общества, с уважением относились к обычаям и традициям коренного населения, заимствовали их хозяйственный опыт, адаптируясь к местным условиям. Реакция различных народов, оказавшихся в составе нашей страны, на приход русских не была однозначной, а проявлялась в многообразии отношений и контактов: от прямого противодействия до «насильного» или добровольного сотрудничества с ними. «Когда одни исследователи говорят, что во взаимоотношениях народов все было «плохо», они также не правы, как и ученые, утверждающие, что, наоборот, все было «хорошо» [105. — С. 77].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.007 с.) |