Как осуществляется обучение письму и письменной речи на немецком языке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как осуществляется обучение письму и письменной речи на немецком языке.



 

Что мы понимаем под этими терминами?

Следует сказать, что в методической литературе их часто не разграничивают. А между тем это существенно.

В практике обучения ИЯ термин «письмо» используется главным образом в значении «письменная фиксация речи, знаков языка», т. е. имеется в виду его технологический, процессуальный аспект.

Под письменной.речью понимают относительно самостоятельный вид РД, направленной на выражение мыслей в письменной форме. Ее рассматривают как сложную творческую деятельность, имеющую в качестве способа иноязычного общения значительно меньшее распространение, чем устная речь.

Исходя из этого и учитывая существующие условия обучения ИЯ в массовой школе (дефицит учебного времени), в действующей про­грамме развитие письменной речи как целевого умения не преду­сматривается.

Что касается письма, то оно выступает как одно из важнейших средств обучения. Представляется, что если целенаправленно не обучать письму и в определенной мере письменной речи, то они не могут стать действенными средствами обучения.

Однако, следуя требованиям программы, в УМК по немецкому языку перед обучением письму ставятся весьма скромные задачи:

овладение немецкой графикой, т. е. начертанием букв и типич­ных для немецкого языка буквосочетаний, их соотнесенностью со звуками и звукосочетаниями данного языка, и формирование на этой основе графических навыков;

овладение орфографически правильным письмом, т. е. орфографи­ческими знаниями и навыками (имеются в виду знания письмен­ных образов слов, следование определенным орфографическим пра­вилам, например: как изображать на письме долготу гласного и т. п.);

овладение умением пользоваться графическим кодом для пись­менной фиксации речи, главным образом на репродуктивном уровне, т. е. списывание, выполнение различных, преимущественно условно-коммуникативных упражнений в письменной форме.

Относительно творческое использование письменной речи рас­сматривается как факультативное: имеющиеся упражнения такого плана, как правило, помечены звездочкой как необязательные, ха­рактеризующиеся повышенной трудностью.

Организация обучения письму охватывает три этапа, а именно: 1) первый год обучения, где происходит овладение графикой и основными орфографическими навыками, а также складываются самые элементарные умения письменной речи (например, письмен­ные ответы на данные вопросы, самостоятельная письмен­ная постановка вопросов и т. п.); 2) второй год обучения, где эти навыки и умения целенаправленно совершенствуются, и 3) остальная часть курса, когда все эти навыки и умения развиваются главным образом попутно в процессе решения других задач.

Начинается обучение письму после нескольких чисто устных уроков и осуществляется в тесном взаимодействии с обучением чтению.

Как именно? (См. введение к «Книге для учителя» к учебнику || 4-го класса.)

Чтение и письмо вводятся на протяжении первого полугодия небольшими дозами и осуществляются практически параллельно: все что пишется — читается, почти все, что читается — пишется (точнее, списывается: полностью или частично).

При этом учитывается специфика формирования психофизиологи­ческих механизмов письма, основанных на взаимодействии двигательно-моторного, речемоторного и зрительного анализаторов. Имен­но эта взаимосвязь обусловливает обязательное устное прогова­ривание во внешней или внутренней речи того, что пишется. Поэтому проговаривание должно в самом начале обучения сопровождать все письменные упражнения.

В целом обучение письму строится на трех сериях упражнений.

I. Упражнения, направленные на формирование графических и орфографических навыков, ориентирующих в письме как деятель­ности:

списывание прописей букв, буквосочетаний, слов и их печатных эквивалентов;

списывание, сопровождаемое звуко-буквенным анализом: с по­мощью подчеркивания букв и буквосочетаний, их выписывания, заполнения ими пропусков и т. п.;

списывание или выписывание слов, на основе их группиров­ки по выделенному графическому или орфографическому признаку (например, с удвоенными согласными и т. п.);

списывание или выписывание слов на основе их группировки по словообразовательным признакам.

II. Упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических знаний и навыков и осуществляемые с помощью письма (письмо здесь средство обучения):

списывание, выписывание слов, словосочетаний, предложений, целого текста с целью закрепления лексических и грамматических явлений в памяти;

письменное выполнение лексических и грамматических тренировоч­ных упражнений: на подстановку, на завершение предложений и т. п.;

письменные ответы на данные вопросы с использованием опре­деленной лексики или определенного грамматического явления;

постановка вопросов с использованием определенного лексиче­ского и грамматического материала.

Короче говоря, сюда относятся все лексические и граммати­ческие упражнения, выполняемые в письменной форме.

III. Письменные упражнения, служащие средством развития других видов РД: говорения, чтения, аудирования:

письменные ответы на вопросы в качестве опоры для устного высказывания или для проверки понимания прочитанного или про­слушанного текста;

письменная постановка вопросов по теме или проблеме или к тексту в тех же целях, что и выше;

составление подписей к картинкам или их описание по данному образцу;

письменная формулировка тезисов (составление плана) сообще­ния;

выписывание цитат из текста к данным или самостоятельно составленным тезисам (плану);

письменная фиксация придуманных реплик для замены данных в диалоге;

письменное составление микродиалога по данному образцу;

краткая письменная передача содержания текста, например: в виде развернутого ответа на данный вопрос и т. д.

Сюда следует отнести все коммуникативные упражнения, вы­полняемые в письменной форме. Однако все они одновременно слу­жат и развитию письменной речи учащихся. Особенно полезны в этом плане следующие упражнения:

составление описания (природы, пионерлагеря, деревни, города) по аналогии с данными в учебнике (т. е. написание так назы­ваемых сочинений);

составление кратких сообщений, рассказов в виде подписей к серии картинок с разворачивающимся сюжетом;

составление письма с опорой на данное начало и концовку, а также поздравительных открыток по приведенному образцу.

Надо заметить, что таких упражнений, к сожалению, немного, как, собственно, и письменных упражнений в целом.

Следовательно, проблема разработки письменных упражнений, создание целостной системы таких упражнений, взаимодействующих с теми или иными устными упражнениями, является в настоя­щее время весьма важной и актуальной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.7 (0.007 с.)