Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каковы характеристики системы упражнений для обучения чтению, содержащейся в действующих умк по немецкому языку.
В действующих УМК принята поэтапная организация обучения чтению: от ориентировки в отдельных действиях на разных уровнях организации материала (слово, словосочетание, отдельное предложение, связный текст) к исполнению этих действий и осуществлению собственно деятельности чтения в целом, причем сначала в форме громкого чтения (чтения вслух) с формированием в его русле некоторых действий по снятию энтропии текста, например опознание интернационализмов, затем — через специально организованный переход — обучение чтению про себя и дальнейшее формирование в его русле действий по распознаванию текста. Указанная стратегия реализуется с помощью следующей системы упражнений, предусматривающей формирование всех выделенных в предыдущем параграфе действий. I тип упражнений: А — это ориентирующие в осуществлении данной деятельности упражнения, направляющие внимание учащихся на отдельные стороны техники чтения вслух (озвучивание букв, буквосочетаний, правильное интонационное оформление — ударение, паузы и т. п.) и на развитие отдельных механизмов чтения. Например: На уровне слова: — Прочитайте слова. Обратите внимание на выделенные буквосочетания: der Tisch, die Schule, die Stadt и т. д. — Lest und sprecht richtig aus: windig, fleiSig,... (оба упражнения на формирование механизма идентификации, узнавания). — Прочитайте слова, различая ei и ie: die, drei, wie... — Lest und schreibt richtig: der Mantel — die Mantel... (оба упражнения на формирование механизма дифференцировки). — Hort zu und lest! (имитация и воспроизведение готового образца чтения) На уровне словосочетания: — Lest und sprecht richtig aus: neu — viel Neues, nichts Neues... (на установление ассоциативных связей по общности формы).— Hort zu und lest! Wo? — im Norden, im Sflden, im Osten... (на установление смысловых ассоциаций). — Sprecht nach und lest mit! die Revolution die Oktoberrevolution die GroBe Sozialistische Oktoberrevolution der Geburtstag der GroBen Sozialistischen Oktoberrevolution (на расширение поля чтения). На уровне предложения: — Hort zu und lest die Satze! (имитация готового образца чтения). — Lest die Satze, beachtet die Betonung! (чтение с опорой на выделенный ориентир). — Lest zuerst die Fragen, dann die Antworten! (осуществление смыслового выбора с опорой на формальные признаки). — Lest und vollendet die Satze: Im Schulgarten arbeiten heute viele... (на развитие механизма прогнозирования). На уровне связного текста: — Hort zu und lest mit! (Чтение за диктором и самостоятельное выделение ориентиров: можно предложить карандашом отметить паузы, ударение или наиболее важное по смыслу предложение, выделяемое интонацией. Следы карандаша надо затем удалить.)
- Прочитайте текст, обращая внимание на значение и написание выделенных слов. Назовите их русские соответствия (развитие догадки с опорой на опыт в родном языке). — Прочитайте текст, вставляя выпущенные слова (развитие антиципации, прогнозирования, установление контекстуальных связей). Б — упражнения, ориентирующие в технике чтения про себя. Они, как правило, осуществляются на уровне предложения и связного текста. На уровне предложения: — Прочитайте предложения вполголоса с выраженными речедвижениями, водя карандашом по строчкам. — Прочитайте предложения про себя с выраженными речедвижениями, водя карандашом по строчкам. - Прочитайте предложения про себя, водя карандашом по строчкам. Все эти упражнения направлены на постепенный пошаговый переход к чтению про себя, на полный перевод его во внутренний план. На уровне связного текста это могут быть те же упражнения, а кроме того — чтение текста за единицу времени для совершенствования техники чтения про себя, главным образом его темпа. II тип упражнений — исполнительские, на уровне тренировки в собственно чтении как опосредованном общении (ИУ). Они осуществляются на связном тексте, предполагают многократное возвращение к нему и фиксируют внимание школьников как на содержательной стороне текстов, так и способах снятия помех, т. е. на том, как читать, чтобы добиться понимания: с опорой ли на догадку или с использованием словаря. Они могут содержать различные опоры: изобразительные (рисунки, шрифт), вербальные (сноски с комментарием, переводом, синонимами). III тип упражнений — исполнительские, требующие большей самостоятельности (ИУ2), фиксирующие внимание учащихся главным образом на содержательной стороне читаемого и нацеленные больше на результат, чем на сам процесс распознавания. Границы между ИУ) и ИУ2 при чтении крайне условны. IV тип упражнений — контролирующие, специально используются для определения сформированноcти умения читать. Это практически могут быть те же упражнения, но нацеленные именно на контроль, а также специальные тесты: на множественный выбор, на восстановление пропущенных слов и др.
Контролирующие упражнения могут как бы входить в программу действий с текстом, а могут выступать и в качестве самоцели, например, при итоговом контроле чтения в конце работы над параграфом. Сам процесс обучения чтению материализован в виде программы, заданной в структуре упражнения. Первый структурный компонент упражнения — задание, которое может, как отмечалось, иметь вид экспозиции, т. е. содержательно-смыслового введения к тексту. Например: Wollt ihr wissen, wie die Thalmannpioniere ihre Freizeit verbringen? Lest den nach-folgenden Artikel aus der «Trommel», urn nur das Wichtigste zu verstehen und euren Banknachbarn dartiber zu informieren. Вопрос, с которого начинается задание (он-то и является собственно экспозицией), должен активизировать потребностно-мотивационную сферу ученика, сформировать установку на чтение. Следующее за ним предложение заключает в себя КЗ: с какой целью и как читать, т. е. задается вид чтения и способ использования извлеченной информации. Одновременно определен и способ контроля и самоконтроля (вынесение понимания во внешний план). Второй структурный компонент упражнения в чтении — сам текст. Третий структурный компонент может содержать указание на способ использования извлеченной информации, как бы дублируя данное выше в задании (в нашем примере — передачу информации соседу по парте, т. е. использование ее в другом виде РД — говорении). Однако этого дублирующего задания может и не быть, хотя само это действие, запрограммированное в исходном задании, непременно должно иметь место после прочтения текста. Описанная трехчастная структура упражнения в чтении наиболее типична, но она может быть расширена за счет дополнительных заданий, направляющих поисковые действия ученика на специальное выделение существенной информации из текста (например: «Найдите абзац, в котором говорится о...» или: «Определите, сколько частей можно выделить в тексте по смыслу»). Часто подобные задания одновременно служат способами контроля понимания. Следовательно, программа действий с текстом может быть и довольно разветвленной, предполагающей повторное обращение к тексту. В этом случае формулируется новая задача, которая может нацеливать учащихся на углубление смысловой переработки текста и может предполагать обращение к справочникам (например, типа лексикона и др.), к дополнительной литературе. Все эти действия носят обобщенное название «работа с книгой», которая является важным общеучебным, а в нашем случае и специфическим учебным умением, ибо осуществляется на иноязычном материале. В целом же к упражнениям в чтении могут быть предъявлены те же требования, что и к упражнениям в аудировании. А именно какие? Все упражнения в своей совокупности должны реализовывать основные функции общения через книгу: 1) познавательную (и в этом плане очень важен удельный вес страноведческой информации); 2) ценностно-ориентационную (здесь можно использовать тексты разных жанров — художественные, публицистические, научно-популярные, которые способствовали бы формированию ценностных ориентации: взглядов, интересов, убеждений, умения их отстаивать);
3) регулятивную (для ее реализации нужны тексты, отражающие опыт практической, трудовой и общественной деятельности, которые бы побуждали учащихся следовать этому опыту, осуществлять аналогичные или иные действия; на это направлены, в частности, тексты-инструкции). Надо сказать, что в действующих УМК по немецкому языку в основном реализуются все эти функции, но, несомненно, вторую и третью следовало бы усилить. Важно, кроме того, сформировать у школьников привычку заполнять свой досуг, в том числе и чтением на ИЯ (для удовольствия, для разрядки). Это можно было бы рассматривать как реализацию конвенциональной функции чтения: как проявление норм жизни современного культурного человека (111). Если рассматривать систему упражнений в чтении для начальной и средней ступеней в динамике, то следует, вероятно, выделить следующие основные этапы: 1. Обучение чтению и письму на первом году обучения после устных вводных уроков строится на базе уже приобретенных за это время элементарных навыков и умений устной речи. Отталкиваясь от известных звуков, учитель знакомит учеников с буквами, порядок введения которых предопределяется функциональным подходом. Это значит, что ученики овладевают начертанием прежде всего именно тех букв (и умением их озвучивать!), которые дают возможность зафиксировать на письме и прочитать первые речевые образцы и как бы повторно пройти путь знакомства с ними уже с опорой на их зрительный образ. Обучение чтению осуществляется на этом этапе небольшими дозами и очень тесно связано с обучением письму. Этот период охватывает все первое полугодие 4-го класса. 2. Во втором полугодии 4-го класса чтение начинает приобретать относительно самостоятельное значение как способ иноязычного опосредованного общения, хотя этот процесс мог бы быть интенсифицирован, например, за счет увеличения числа текстов, дающих возможность в большей мере реализовать ценностно-ориентационную и регулятивную функции чтения. Одновременно осуществляется постепенный переход к чтению про себя. 3. На втором, третьем и четвертом году обучения значительно увеличивается удельный вес чтения. Учащиеся знакомятся с отрывками из оригинальной немецкоязычной литературы — публицистической, художественной. Делается попытка усилить коммуникативную направленность обучению чтению: с 6-го класса часто, а с 7-го систематически на дом даются разные тексты для чтения (на выбор), чтобы, с одной стороны, учитывать интересы и возможности школьников — тексты бывают разного объема, с другой — иметь возможность осуществить на следующем уроке их обсуждение не формально, а путем взаимного информирования (работа ведется в парах, в которые объединены ученики, читавшие разные тексты).
Такая организация работы позволяет использовать также чтение вслух как чтение для других, т. е. в коммуникативном плане. Объем читаемого, как известно, увеличивается за счет включения в учебник книг для чтения, а с 7-го класса и за счет привлечения газетного материала, лингвострановедческого справочника, о назначении которого речь была выше. На средней ступени делается, таким образом, попытка индивидуализировать процесс обучения чтению, в большей мере учитывать интересы школьников, уровень их обученности. К концу средней ступени умения учащихся в этом виде РД должны быть настолько сформированными, чтобы стало возможным чтение с пониманием основного содержания, предполагающее использование в комплексе всех умений чтения: и умений добиваться понимания, преодолевая помехи всеми доступными способами, и умений игнорировать помехи, извлекая из текста только самую существенную информацию, его смысл. Чем больше обучаемый читает, тем больше он погружается в атмосферу языка, тем успешнее формируются в целом его речевые знания, навыки и умения, лучше развивается «чувство языка», устойчивее становится интерес к ИЯ как учебному предмету. Не случайно слова А. С. Пушкина выбраны в качестве эпиграфа к данной главе — они имеют прямое отношение и к иноязычному чтению. Следует отметить, что на начальной и средней ступени обуче-1ия способы контроля понимания дифференцируются в зависимости от того, выступает ли чтение как цель или как средство обу-1ения. Если мы хотим выявить, достигли ли учащиеся поставленной 1ели в плане овладения чтением как видом РД, т. е. состоялся 1и прием информации, то мы часто ограничиваемся в 4-м и 5-м классах невербальными способами контроля, а именно: 1) тестированием с помощью: а) цифрового кодирования (указание номера предложения, соответствующего или несоответствующего содержанию текста); б) кодирования знаками (+) (соответствует) или (—) (не соответствует); в) использования сигнальных карт: зеленой (понял), красной (не понял), желтой (не знаю, не уверен); 2) выбором картинок из данных в учебнике в качестве иллюстраций к тексту или самостоятельным подбором таких картинок; 3) перенумерацией абзацов в соответствии с логическим и смысловым содержанием текста. В этом случае контролируется понимание как бы в чистом виде. Если чтение выступает как средство обучения, например в качестве опоры для говорения, естественно, преимущество отдается вербальным способам контроля, а именно: 1) ответам на поставленные к тексту вопросы, касающиеся его содержания; 2) самостоятельной постановке учащимися вопросов к тексту; 3) замене заголовка другим, данным в готовом виде; 4) самостоятельному подбору подходящего заголовка; 5) исправлению логической последовательности пунктов плана к тексту (приведение их в соответствие с его содержанием); 6) самостоятельному составлению плана к тексту; 7) нахождению цитат из текста: к пунктам плана, сформулированным тезисам и т. п.; 8) краткому личностно-преломленному пересказу путем ответа на вопросы: Was hast du Neues erfahren? Was war dir fruher bekannt? Большинство из этих заданий могут выполняться как устно, так и письменно.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.015 с.) |