Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели индивидуальной и культурной эмпатии
Для эмпатии необходимо, чтобы вы вошли в мир клиента, видели все окружающее его глазами, “влезли бы в его шкуру”. Эта глава должна помочь развить ваши способности к эмпатии. Мы преследуем следующие цели: 1. Дать определение эмпатии и показать его историческую эволюцию. 2. Как можно более расширить понятие эмпатии с помощью учета культурного и этнического контекста как психолога, так и клиента. 3. Дать определения непосредственности, конкретности и искренности. Именно эти термины определяют пути к культурной и индивидуальной эмпатии. Понятие эмпатии имеет долгую и значительную историю. В работе, вышедшей в 1957 г. и озаглавленной “Необходимые и достаточные условия терапевтических изменений личности” Карл Роджерс сделал категорическое утверждение, что эмпатия и близкие ей понятия — это все, что требуется для развития личности клиента. Чтобы помочь клиенту, писал Роджерс, необходимо: 1. Установить интегрированные, конгруэнтные отношения с клиентом. 2. Безусловно, априорно положительно относиться к клиенту. 3. Суметь передать ему это отношение. Роджерс приводит определение эмпатии, характерное для того времени: “Вам надо только выслушать человека и дословно повторить то, что вы услышали. Никогда не вмешивайте в вашу речь свои собственные представления, не приписывайте клиенту то, что он не говорил... Чтобы убедиться, что вы все поняли, вставьте в свою речь одно-два предложения, которые точно передают смысл сказанного клиентом. Пусть это будет сказано своими словами, но для обозначения ключевых проблем используйте слова клиента”. В этом определении видны определенные параллели с навыками наблюдения, с методами пересказа, отражения чувств и резюме, которые описывались в предыдущей главе. Более того, факторный анализ эмпатии (Зиммер и Парк, 1967, Зиммер и Андерсон, 1968) показывает, что психолог с высоким уровнем эмпатии имеет тенденцию часто применять навыки внимания. Показано также, что невербальные навыки внимания, такие, как визуальный контакт, жесты, физическое расстояние имеют прямое отношение к эмпатии (Хааз и Теппер, 1972). Таким образом, элементарный уровень эмпатии достигается с помощью эффективного использования навыков и методов внимания. Эган (1975) выявил два типа эмпатического понимания. Первый тип — “первичная эмпатия” — напрямую связан с пониманием в стиле Роджерса и включает в себя основные навыки внимания. Второй тип — “усиленная точная эмпатия” — требует больше вкладывать себя, и часто требует прямых попыток повлиять на клиента. Используя такие методы воздействия, как самораскрытие, директива, интерпретация, психолог может повысить уровень эмпатии. Полезно описать два типа эмпатии на примере интервью с м-ром С. из предыдущей главы:
С.: Мне вспомнилось кое-что из прошлого. Я что-то занял у брата и не сказал ему об этом. А когда он это обнаружил, то он обрушил на меня ругань, вышел из себя и раскричался. Кажется, мне было 6 лет. Он просто вошел ко мне в комнату и закричал. Я был несчастен. (Глаза у м-ра увлажняются...) Пример эмпатии первого вида: Д.: Да, я вижу, что вы были очень несчастны. Пример точной усиленной эмпатии: Д.: Я тоже была бы несчастна на вашем месте. Насколько я поняла…, вы боитесь обидеть людей потому, что вас когда-то обидели. Пример первичной эмпатии включает отражение чувства, что и 66 лет назад. Комментарий Джоан здесь носит “обменный” характер и идет с его точки зрения. В примере усиленной эмпатии (начало в п. 53 и более глубокая —в п. 59) Джоан добавляет самораскрытие и интерпретацию, которые продвигают м-ра С. в нужном направлении на новый уровень осознания своих проблем. Грамотно применяемый, этот прием помогает клиенту, как это и случилось в данном интервью. Однако, примененный наспех и недостаточно обдуманный, этот прием может оказать деструктивное воздействие. Усиленная точная эмпатия и методы воздействия всегда добавляют в психотерапии элементы риска. Исключительно внимательное отношение к клиенту приводит к такого рода отношениям, когда воздействие слов психолога многократно возрастает. Кархафор (1969) рассматривал ту же проблему, используя несколько иную терминологию. Он писал о пяти уровнях эмпатии, среди которых упоминаются деструктивная (первый уровень), “взаимоувязанная реакция” (третий уровень) и в конце “добавочная эмпатия” (уровень 4 и 5), которая по смыслу близка к понятию усиленной точной эмпатии”, введенного Эганом. Далее эти подходы к эмпатии будут обобщены в разделе “Эмпатия — шкала рейтинга”. Популярность термина эмпатия привела к дальнейшим исследованиям в этой области. В ранних работах нашли свое подтверждение взгляды Роджерса. В более поздних обзорах, однако, появились сомнения в том, является ли эмпатия на самом деле основным условием эффективной терапии и так ли уж она важна, как считалось ранее. Вы можете обратиться к главе XIII, где приводится обзор исследований по этой противоречивой теме. Парлов, Васкоу и Вольф, например, критикуют эмпатию и утверждают, что исследования приводят к необходимости расширять деятельность терапевта с учетом разных групп пациентов и конкретных условий лечения (1973).
Однако же трудно себе представить сеанс психотерапии без кого-нибудь, пусть самого минимального уровня эмпатии. Последние теории доказывают, что основные условия психологической помощи и эмпатии — понятия гораздо более сложные, чем казалось раньше. Осложнения вызывает культурный фактор. Именно он затрудняет понимание иной личности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.006 с.) |