Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые ограничения и практическое применение экзистенциально-гуманистической традиции
Красота и сила экзистенциально-гуманистической традиции основывается на вере в человека, в возможность его роста, в бесконечное разнообразие его опыта. Однако некоторые наивные психологи восприняли из всего этого только “бесконечность возможностей” и ведут клиента к деструктивному, замкнутому циклу существования. В Стендфорском университете изучались 17 групп встреч общей численностью 20 человек. Основной результат заключается в том, что для одной трети результат положительный, для второй — без изменений, для третьей части результат был явно отрицательным. Важнее то, что результатом этих коротких встреч было: 1 тяжелый случай и 17 отрицательных перемен. Среди них были случаи попыток самоубийств и госпитализации в психиатрические клиники. Лидеры групп встреч были разбиты на категории по стилю поведения, и выяснилось, что все, кроме одного случая, исходят от трех-пяти лидеров, которые можно назвать “стимуляторами агрессии”. Эти люди любят вызывать конфронтацию между членами группы. Они склонны к авторитарности, ищут немедленного самораскрытия и выражения глубоких чувств, их мало заботят мысли членов группы. Один из лидеров (три тяжелых случая) говорил так: “Я вижу, что большинство группы не хочет что-то делать, поэтому я шел вперед и хорошо проводил время” (Я лом и Либерман, 1971) Эти исследования, конечно, не определяют характер всех групп встреч, и мало что говорят о психологах экзистенциально-гуманистической направленности. Просто мы хотели еще раз подчеркнуть, какой вред может принести даже хорошая теория, если ее применять без учета человеческой натуры. Индивидуальная терапия гуманистической традиции представляет величайшие ценности человечности. В то же время некоторые “новейшие” терапии приклеивают на себя этикетку экзистенциально-гуманистических и развивают крайнюю степень зависимости клиента от психолога, вплоть до того, что поощряют сексуальные связи между психологом и клиентом. Психоанализ и бихевиоризм, которые часто обвиняют в манипуляторстве и отсутствии гуманизма, имеют строгие этические нормы, высокий уровень профессионализма, чего не скажешь о некоторых неконтролируемых формах экзистенциального гуманизма.
Нельзя оставить без внимания, что экзистенциально-гуманистическая терапия постоянно делает упор на индивидуальный рост клиента. Хотя в теории уделяется достаточно внимания отношениям с другими (промежуточная сфера), на практике мы всегда прежде всего имеем дело с индивидуумом, с тем, что он хочет, меньше обращая внимание на отношения со средой. Вот как говорил основоположник гештальт-терапии Перлс: “Вы делаете по-своему, я — по-своему. И если случайно наши пути пересекутся — что ж, тем лучше”. Можно критиковать его за нежелание вступить во взаимоотношения, за неумение преодолеть рамки собственного Я. Разнообразие жизни, которое подчеркивается экзистенциальной традицией, может привести к проблеме отчуждения личности от других. Как и психодинамическая теория, экзистенциально-гуманистический подход является вербальным по своей природе. Занимаясь проблемой смысла жизни, внутренней удовлетворенностью человека, эта терапия неизбежно многословна, а потому больше подходит представителям верхнего и среднего классов. Позитивная философия Карла Роджерса может встретить понимание у небелых клиентов, но, поскольку у ее методов медленная отдача, мало непосредственного действия и она не умеет рассматривать сиюминутные проблемы, то она часто не подходит для этих групп. Кроме того, существенным недостатком с точки зрения небелого клиента является игнорирование отношений личности — окружение. Учитывая все эти проблемы и трудности, что же делает экзистенциальный гуманизм полезным для начинающего психолога? Пожалуй, главным вкладом Роджерса было его стремление к эмпатии, тщательное выслушивание клиента и его готовность предоставить интервью для исследования с помощью звукозаписи или фильма. Методы внимания (глава III) взяты большей частью из его классификации, которую он сделал еще в своих ранних работах. Качественные условия (глава VI) — теплота, уважение, конкретность — тоже берут свое начало из теории Роджерса. Методическая ценность этой теории в том, что он научил нас внимательно слушать клиента, быть открытым во время интервью. Только так мы и можем расти, только так мы поймем свои возможности, которые могут обогатить жизнь других людей.
Работы Фрица Перлса дали нам ряд эффективных техник, которые можно использовать не только в гештальт-терапии, но и в сопряжении с другими теориями. Теория Виктора Франкла с его сбалансированными методами выслушивания и воздействия занимают центральное место в экзистенциально-гуманистической традиции. У Элизабет Лукас, его ученицы, мы находим полезное обсуждение работ Франкла. Этот подход открыто и честно ведет разговор о проблемах человеческой души, преодолевая их через действия личности и с помощью поддержки психолога. Все эти теории всегда заняты поиском позитивного в человеческом опыте и развивает взаимоотношения личности и его окружения.
Краткий обзор главы Овладев материалом данной главы, вы должны уметь: 1. Давать определение и обсуждать элементарные понятия экзистенциального гуманизма. В частности, надо знать термины: экзистенция, внутренняя сфера, средняя сфера, внешняя сфера, экзистенциальная тревожность, интенциальность, гуманизм, самораскрытие, отношения “Я — Ты”. Также очень важно понимать отношение Карла Роджерса и Виктора Франкла к ключевым понятиям экзистенциально-гуманистической традиции. 2. Описать революцию в психологии, которую осуществил Роджерс. До появления методов Роджерса психологи работали в основном в рамках психоанализа. Позитивистские ясные формулировки Роджерса изменили лицо психологии и психотерапии. 3. Определять и обсуждать основные аспекты роджеровской теории: роджеровское мировоззрение, важность понимания того, как клиент воспринимает мир, расхождение между реальным и идеальным образами “Я”, стремление к самоактуализации. 4. Уметь рассказать о трех основных этапах эволюции взглядов Роджерса: бездирективный этап, клиентоцентрированный этап и этап сильного личного участия. 5. Понимать методы воздействия и техники Фрица Перлса в рамках гештальт-терапии. Среди всех экзистенциально-гуманистических направлений гештальт-терапия является самым сильным и спонтанным подходом. Поскольку техники достаточно мощные, то необходимо помнить о предосторожностях. 6. Понимать место логотерапии в психотерапии. Виктор Франкл построил философию психологии и жизни. Элизабет Лукас показала, как широко эту теорию можно применять в практической работе. В главе VII был показан фрагмент интервью, где с точки зрения логотерапии происходила смена отношения к объекту. Ключевые методологические понятия: смена отношения, парадоксальные намерения, переключение и техника призыва. 7. Уметь обсуждать проблемы ограничений экзистенциально-гуманистического направления и его практическое применение. Отдельные терапевты, которые называют себя экзистенциалистами, могут своими непрофессиональными действиями нанести ущерб клиенту. В целом эта система, хотя и философски привлекательна, слишком многословна, поэтому часто не подходит для небелого населения или представителей низших классов.
Глава ХI. Когнитивно-бихевиоральное направление
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.007 с.) |