Наработка мыслительного содержания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наработка мыслительного содержания



Цель: создание первого представления о предмете деятельности.

Задача: накопление мыслей о предмете деятельности.

Как это делается?

Существует алгоритм (последовательность) деятельности:

A. Определить предмет деятельности.

B. Выразить свое видение предмета деятельности, свое мнение по поводу предмета деятельности.

Источники своего видения:

* Практический (собственный жизненный и профессиональный опыт); данный источник является самым слабым в переходное время;

* Теоретический (мыслительное моделирование);

* Интуитивный; самый сильный источник

Данный этап развивает самоуважение и самостоятельность мышления.

С. Рефлексия своего видения, умение увидеть достоинства и недостатки своего мнения.

Д. Освоение чужого опыта, которое становится осознанным, избирательным, полезным и результативным.

Е. Выработка позиции.

Характеристики позиции:

- объемность мыслительного содержания;

- терминологическая расплывчатость;

- понятийная аморфность;

- отсутствие системы в голове, суммарность информации.

Образ первого этапа создания концепции – рой мыслей в голове.

I этап создания концепции – внутренний процесс, мыслительная кухня, черновой этап. Следовательно, необходимо применить метод плановой ликвидации лишних мыслей.

 

II.Систематизация мыслительного содержания: образная и логическая

Цель: решение проблемы с избыточностью информации: выделение только необходимой и достаточной информации.

Образная систематизация

Цель: создание целостного представления о предмете деятельности Задача: представить предмет деятельности в виде образа

Правила создания образа:

- За создание образа отвечает правое полушарие мозга (при создании образа возникают трудности у людей с неразвитым правым полушарием)

- Правое полушарие первично, левое – вторично, усиливает и дополняет правое полушарие

- Образ целостен

Л.С. Выготский: «Образ – это самое емкое, яркое и глубокое выражение мыслительного содержания».

Артур Шопенгауэр: «Для уразумения глубочайших и сокровеннейших истин человеку не дано иных средств, кроме образов и сравнений».

С.Л. Франк: «Всякое отвлеченное знание, выраженное в понятиях и суждениях, опирается на созерцание образов бытия».

Критерии оценки качества образа:

a) Оригинальность идеи образа

б) Конкретность образа

в) Содержательность образа (каждая деталь должна быть наполнена смыслом)

г) Ценность образа (все детали должны быть связаны друг с другом)

д) Эстетичность образа

Условия для создания образа

1.Чистота помыслов создателя образа (чем чище мысли и эмоции, чем светлее и добрее человек, тем точнее образ будет отражать предмет деятельности)

2.Интерес к предмету деятельности (без личной заинтересованности в предмете деятельности образ не получится)

3.Волевые усилия (для создания образа нужны терпение, усилия по корректировке образа)

4.Вера в созданный образ (когда образ готов, то любые сомнения не дадут ему реализоваться)

Ценность образной систематизации:

· Образная систематизация – это эффективный способ осознания глубины и красоты жизнедеятельности;

· Образ – это эффективный способ постижения уникальности, изюминки того или иного вида деятельности

Логическая систематизация

Цель: выделение из множества смыслов наиболее существенных смыслов в понимании предмета деятельности

Задачи:

·.Перевести образ на язык пяти логических категорий: цель, принципы, средства, результат, условия для достижения цели

· Сформулировать логические категории в виде денотатного графа

· Определить смысловое значение всех логических категорий, входящих в денотатный граф (составить понятийный словарь - тезаурус)

 

Логические категории:

Логическая категория Определение Отвечает на вопрос Пример
  Цель Категория, определяющая назначение предмета деятельности (главные, существенные смыслы) Зачем нужен данный предмет деятельности? Зачем я живу? Зачем детям нужен мой предмет?
  Принципы Категория, определяющая основание любой деятельности На каком основании строю свою деятельность? Чем руководствуюсь в достижении своей цели? Личностно-деятельностный, научности, системности, креативности и т.д.
  Средства Категория, определяющая направления деятельности по достижению цели, конкретные процессы Что необходимо сделать для достижения цели? Какие процессы нужно запустить для достижения цели? Концептуальное осмысление; применение; мониторинг качества преподавания и т.п.
  Результаты Категория, определяющая итоговый, конечный продукт деятельности по достижению цели. При этом результат не может быть равен цели, и должен быть измерим Что можно получить на выходе? Что можно получить в итоге работы? Повышение мотивации к учебной деятельности; углубление уровня понимания; установление конструктивного отношения к предмету; иммунитет к насилию и т.д.
  Ресурсы Категория, обозначающая необходимые условия для достижения цели Какие нужны условия для достижения цели? Кадровые, информационные нормативно-правовые, финансовые, временные, материально-технические

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.007 с.)