Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сведений об авторе не найдено
ОБУЧЕНИЕ РОДНОМУ ЯЗЫКУ В СЕМЬЕ 1 Корсаков Е. К. Обучение родному языку в семье // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. - СПб., 1902. — Вып. XLVIH — XLIX, - С. 3- 17.
Родной язык ребенка развивается с того самого времени, как он научается говорить, и число слов его обогащается с каждым новым днем, — когда он узнает названия разных окружающих его предметов. Песенки и сказки, которым он научается от матери и няни, приобщают его к языку народному, а маленькие стихотворения вводят его в знакомство с раннего возраста с языком литературным. Таким образом, перед ребенком, с помощью языка его окружающих, мало-помалу открывается область представлений и понятий, в которых вращается как материальная, так и духовная жизнь его народа. Владеть языком — значит уметь свободно выражать словом свою внутреннюю жизнь во всем разнообразии ее проявлений. <...> В наших русских интеллигентных семьях начальное обучение родному языку большею частью ведется дома, под руководством матери, отца или учительницы. (с.141) Лучше всего вести начальное обучение в семье самой матери. Если у нее меньше опытности в преподавании, чем у школьной учительницы, зато кто больше матери способен вложить в дело любви, внимания, наблюдательности и знания индивидуальных свойств ребенка, его слабостей и достоинств. <...> Домашними занятиями, особенно начальными, надо дорожить как залогом более правильного индивидуального развития ребенка. Сохранение и правильное развитие хороших индивидуальных свойств ребенка — одна из серьезных и важных задач воспитания; исполнение этой задачи более достижимо, если начальное обучение ребенка ведется дома в сообществе одного, много двух товарищей. Класс и целая школа есть уже начало более широкой общественной жизни. <...> В школе контингент учеников разнообразный по индивидуальным свойствам, способностям, подготовке и умственному развитию. Здесь рамки определяются общим планом программы, независимо от индивидуальности детей, здесь трудно считаться с особенностями каждого ученика. Учитель приноравливается лишь к среднему умственному уровню данного возраста. <...> Дома другое дело. Мать, отец или учительница имеют полную возможность следить неуклонно за степенью напряжения мысли ребенка, степенью понимания и усвоения им предмета; имеют полную возможность выяснять предмет ребенку, путем непосредственной беседы с ним, сообразуясь с индивидуальными его особенностями, степенью понимания и развития. То, что целым классом может быть усвоено, скажем в течение получаса, то при начальных домашних занятиях с одним-двумя детьми может быть преподано минут в 15 не более. Это сохраняет время, которое ребенок может употребить на игры, физические упражнения и др[угие] занятия на свободе, столь необходимые в детской жизни. <...> Учебные занятия представляют собою лишь один из факторов развития ребенка: природа, жизнь в семье, со всем разнообразием интересов дружной, нормальной культурной семьи и вообще все окружающее дают ребенку большую пищу для наблюдения и общего умственного развития; надо оставить ему время для того, чтобы он мог, мало-помалу, всматриваться в жизнь природы и в жизнь людей и привыкать понимать и изучать то и другое. <...>
Умственное напряжение ученика при домашних занятиях гораздо сильнее, чем при занятиях классных, и потому домашние уроки должны быть значительно короче классных, особенно если ребенок занимается один. Это последнее однако нежелательно. Самое лучшее, если занимаются двое или трое вместе, для начала лучше не больше троих. Уроки идут живее и интереснее с товарищами. (с.142) Спешить идти вперед, пользуясь тем, что при домашних занятиях ребенок усваивает материал быстро, отнюдь не следует. В большом количестве усвоенный материал, не повторенный и не упроченный, усваивается поверхностно, не надолго и лишь напрасно поведет к излишнему вредному напряжению и утомлению ребенка. Раз положенное дурно основание будет шатко поддерживать все на нем укрепляющееся. На эту прочность основ и должно быть обращено главное внимание в домашних занятиях. Не следует переходить ни к чему новому прежде, чем в памяти и в сознании ребенка не запечатлелось прочно прежнее. На прочно положенном основании строится все дальнейшее посредством постепенных и несложных прибавок. <„.>
Задача матери или учительницы... поставить дело обучения родному языку так, чтобы поддержать в ребенке... любовь к книге и к знанию, чтобы на этой почве, путем разумных систематических занятий, развились впоследствии истинная любознательность и серьезная любовь к занятиям. ●●● Начало обучения — дело важное; от него зависит очень многое в будущем. Если дело начато с любовью, разумением и вовремя, если на первых же порах дитя не встретило больших трудностей, напротив, все идет легко, свободно усваивается учащимся — это является залогом, что и к дальнейшему, более сложному и трудному, ребенок отнесется с любовью, интересом и живою любознательностью. Пользоваться детскою любознательностью в деле обучения грамоте и слишком рано обучать не следует; не следует, при малейшем желании ребенка учиться читать, поощрять это стремление, особенно если ребенок обнаруживает слишком раннее умственное развитие; лучше постараться незаметно отклонить его от преждевременного засаживания за книжку. Пусть побольше бегает, свободно развивается и тратит свои силы на игры и забавы, в которых дети умеют быть столь изобретательными и интересными и которые так необходимы для их правильного как физического, так и умственного развития. Дети, которые проявляют в раннем возрасте большое умственное развитие и выдающиеся способности, удивляя взрослых обилием знаний, нередко вступают в жизнь с самыми посредственными умственными способностями, притом со слабым неокрепшим организмом и расстроенной нервной системой. Поэтому гораздо правильнее, при выдающемся развитии ребенка, не только не способствовать такому развитию, но по возможности задерживать его. (с.143) Иногда дети, не проявившие в раннем детстве хороших способностей, впоследствии оказывают хорошие успехи. Не следует только спешить с заключением о малых способностях ребенка. Если ребенок здоров... то некоторая запоздалость в умственном развитии не должна пугать родителей. <...> Пройдет некоторое время — год или полгода, а иногда месяц — другой — и вы вдруг замечаете, что то же самое занятие стало ребенку гораздо легче, доступнее, усваивается им без особых усилий. Если обучение начато преждевременно и трудно дается ребенку, то лучше на время его приостановить; но к этому надо прибегать лишь в крайнем случае и соблюдать при этом большую осторожность. Лучше, если можно, не прерывать совсем, а лишь придержать, не идти вперед. Не надо забывать психической жизни ребенка, особенно если он мало энергичен, скорее пассивен. Полный перерыв может подорвать веру в самого себя и вызвать упадок духа. Бесспорно, лучше начинать позже, время от времени испытывая почву, чем начав, приостанавливать. Невозможно точно указать возраст, который можно было бы признать за нормальный для начала систематического обучения. Многое зависит от физического и умственного развития ребенка, состояния его здоровья, обстановки, окружающих условий и т.п. <...> Средним возрастом для начала правильного обучения можно признать приблизительно 7 лет. <...> С 5 —6 лет примерно, в виде подготовки к систематическим занятиям, можно присаживать ребенка минут на 10—15 в день за черчение прямых линий, рисование различных фигур, четырехугольников, треугольников и разных фигурных звезд, с раскрашиванием их. Такие упражнения приучают ребенка к вниманию, развивают наблюдательность и руку и являются подготовительными для упражнений в письме. В то же время можно предоставить ребенку рассматривать книжки с картинками, внизу под которыми подписаны слова или целые выражения. Дети очень любят такие книжки и, большею частью, рассматривая картинки, громко называют все предметы, на них изображенные. Встречая незнакомый предмет, ребенок, естественно, спросит — что это такое, расспросит разные подробности о нем. Этим способом дитя знакомится с новыми предметами, их признаками и, таким образом, приобретает запас новых слов и понятий. <...> Прежде чем приступить к систематическому обучению родному языку, мать, отец или воспитательница должны конечно ознакомиться с методикой преподавания предмета и составить себе определенный план занятий, применительно к индивидуальным особенностям ребенка. (с.144) Люблинская Анна Александровна (1903—1983), педагог, психолог, доктор педагогических наук.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.007 с.) |