Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитательное влияние на чувствования
Непосредственно влиять на чувствования... нельзя. Нельзя приказать воспитаннику иметь такие или иные чувствования, чувствовать так, а не иначе. Но воспитатель может опосредованно влиять на чувствования воспитанника, способствуя возникновению и усилению или ослаблению в нем таких или иных чувствований. Чувствования человека находятся в зависимости от его потребностей и наклонностей. Регулируя, потребности воспитанника, равно как вырабатывая в нем такие или иные наклонности, воспитатель тем самым может влиять на его чувствования. Затем чувствования возникают в зависимости от ощущений, представлений и мыслей, служащих к возбуждению их. Возбуждая в воспитаннике такие или иные ощущения, представления и мысли, воспитатель тем самым способствует возникновению в нем соответственных чувствований. <...> В возникновении чувствований нередко играет значительную роль пример окружающих. Воспитанник, замечая, к чему окружающие относятся сочувственно, и сам начинает сочувственно относиться к тому же, и наоборот: видя, к чему окружающие относятся с отвращением, и сам начинает относиться так же. Замечая искреннее восхищение учителя разбираемым в классе поэтическим произведением, ученик мало-помалу и сам начинает восхищаться этим же произведением. Значит, и путем примера воспитатель может влиять на чувствования воспитанника. Приучение питомца к самообладанию оказывает также влияние на его чувствование. Приучая питомца к самообладанию и задержке воплощения непохвальных чувствований, воспитатель вместе с тем способствует подавлению этих чувствований. <...> (с.128) Чувствования, связанные с потребностью к общественности Человеку присуща потребность к общественности. Еще Аристотель заметил, что «человек — существо общественное». Как пчеле необходим улей, а муравью — муравейник, так человеку необходимо общество людей. Общество представляет для каждого индивидуума ту среду, в которой он может удовлетворять своим физическим и духовным потребностям и вместе с тем развивать свои физические и духовные силы. Самый язык, в котором выражается духовное богатство народа, развивается благодаря жизни людей в обществе. Нравственные понятия воспитываются в каждом индивидууме тоже благодаря жизни в обществе.
Лицо, выросшее вне общества, стояло бы по своему умственному и нравственному развитию ниже дикарей. «Только в общении и посредством общения с другими людьми человек становится человеком». <...> Человек рождается самым слабым, беспомощным существом. Жизнь новорожденного не могла бы поддерживаться, если бы он не имел необходимого ухода со стороны родителей и других членов семьи, составляющей основную форму общежития. В связи с потребностью к общественности в человеке возникают чувствования, ведущие к объединению людей. К таким чувствованиям, между прочим, относятся: а) чувство ласки, б) дружбы и в) сочувствия. <...> а)Ребенку нравится, если мать, отец или кто-нибудь другой обращается к нему с лаской, выражая ее тоном голоса, мимикой и другими движениями. На нее он отвечает улыбкой и даже тянется к человеку, который ласкает его. Но если он замечает угрюмое, гневное, неприветливое выражение лица, он отворачивается и даже начинает плакать. Чувствуя потребность в ласке, ребенок привязывается к тому, кто относится к нему с лаской и искренней любовью. Это особенно часто замечается в закрытых воспитательных заведениях, где дети, лишенные ласк родителей и родных, привязываются к тому воспитателю, который сочувственно относится к ним и искренно любит их. Как бы тонко ни было выражено сочувствие воспитателя к детям, его любовь к ним, они чувствуют и ценят ее. <...> Нужно заметить, что человеку нравится не только принимать ласки от других, но и выказывать ласку другим. Так, иногда приходится замечать, с какой охотой старшие братья и сестры ласкают своих младших братьев и сестер. <...> б) Чувство дружбы, товарищества проявляется в детях рано, с тех пор, как они могут принимать участие в общей игре. Играть с товарищами ребенку, особенно отроку, больше нравится, чем играть одному. (с.129) Нередко между детьми или отроками устанавливается такая дружба, что они скучают друг без друга; они постоянно вместе, помогают друг другу в занятиях, разделяют свое горе и радость. Особенно в школе легко устанавливаются дружественные отношения между учащимися. Причины, благоприятствующие установлению их дружбы, бывают различны: сидение на одной скамейке, одинаковость положения в классе, общность интересов, взаимные услуги, удовольствие от общей игры и т.п. Основная же, первичная, причина установления их дружественных отношений заключается в потребности к общественности.
Чувство дружбы, товарищества — хорошее чувство. Оно нередко удерживает питомца от эгоистических проявлений, клонящихся ко вреду других. Если мальчик станет обижать товарищей, поступать с ними несправедливо, они удалятся от него, не будут принимать его в свои игры. А это для него крайне неприятно и может удержать его от несправедливых или обидных для других действий....Из чувства дружбы, товарищества вытекают другие добрые проявления питомцев, напр[имер], оказание помощи, сочувствие их положению, подчинение личных прихотей общему благу и т. п. <...> в) <...> Ребенок не безразлично относится к печали и радости других. Вот ребенок видит, что няня его плачет, опечалена чем-то, он приближается к ней, дергает ее и старается унять ее слезы; если же ему это не удается, он и сам становится печальным и даже нередко начинает плакать. Наоборот, если он видит человека, который с радостной улыбкой обращается к нему, он и сам становится веселее и улыбкой же отвечает на веселое приветствие. Среди весело играющих детей каждый ребенок становится веселым. Среди же печальных, грустных людей и ребенок становится печальным. <.„> Отзывчивость ребенка к положению других людей с дальнейшим возрастом и духовным развитием его принимает более сознательный характер и служит основанием к выработке сострадания, милосердия, уважения личности других. <...> Обладая этими чувствованиями, человек не остается равнодушным к положению других лиц. Горе и радость их будут близки его сердцу. Так как человек может сочувствовать или горю ближних, тяжелому, несчастному положению их, или же их благополучию, радости, то отсюда являются два вида сочувствия: сочувствие горю и сочувствие радости других. Сочувствие горю ближних, тяжелому положению их называется состраданием. Сила сострадания бывает различна, что зависит: а) от живости представления того страдания, которое испытывает ближний...; б) от степени духовного развития лица. Лицо, обладающее глубоким духовным развитием, скорее может понять душевное состояние ближнего, чем лицо, не обладающее таким развитием; в) от близости к нам страдающего лица. (с.130) Мы с большим пониманием отнесемся к своему родственнику или близкому знакомому, чем к постороннему лицу, сильнее сочувствуем бедствию своих сограждан, чем бедствию жителей других стран; г) от отсутствия чувствований, подавляющих сострадание к лицу, как, напр[имер], чувства гнева, зависти и друг [их]; наконец, д) от степени развития чувства сострадания. Лицо, которое не имело случаев к проявлению сострадания или которое подавляло в себе это чувство при каждом возникновении его, будет обладать менее развитым чувством сострадания, чем лицо, которое поддерживало в себе это чувство и давало ему надлежащий исход. <...>
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.004 с.) |