Оценка эффективности инноваций и инновационной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности инноваций и инновационной деятельности



 

Ощущался лишь недостаток достатка,

 


все остальное было в избытке Владимир Шойхер

 

Эффективность использования инноваций. В зависимости от учитываемыхрезультатов и затрат специалисты различают следующие виды эффекта (табл. 18). Исходя из временного периода учета результатов и затрат можно выделить пока-затели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.

 

Продолжительность принимаемого временного периода зависит от факторов продолжительности инновационного периода, срока службы объекта инноваций, степени достоверности исходной информации, а также требований инвесторов. Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (ре-зультата) и затрат. Это отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах, при этом показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации.

 

В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разра-ботку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначе-нию вариантов инноваций. Особенно остро возникает необходимость оценки и правильного выбора варианта в компаниях, применяющих ускоренную амортиза-цию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются. Метод исчисления эффекта инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать ре-шение о целесообразности использования новых разработок.

 

      Таблица 18
    Виды эффекта при реализации инноваций
         
  Вид эффекта   Что отражают показатели  
1. Экономический   Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды резуль-  
      татов и затрат, обусловленных реализацией инноваций  
2. Научно-технический   Новизну, простоту, полезность, эстетичность, компактность  
3. Финансовый   Расчет показателей базируется на финансовых показателях  
4. Ресурсный   В этом случае показатели отражают влияние инновации на объем  
      производства и потребления того или иного вида ресурса  
         
5. Социальный   Показатели учитывают при этом социальные результаты реализа-  
      ции инноваций  
6. Экологический   Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду.  
      В их числе может быть: шум, электромагнитное поле, освещен-  
      ность (зрительный комфорт), вибрация и т.п.  

 

Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использо-ваться следующая система показателей (табл. 19).

 

Следует отметить, что метод дисконтирования как метод соизмерения разно-временных затрат и доходов, помогает выбрать направления вложения средств в

 


инновации, когда этих средств особенно мало. Он полезен для организаций, нахо-дящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руково-дства уже жестко сверстанный бюджет, где суммарная величина возможных ин-вестиций в инновации определена однозначно. В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющихся вариантов инноваций в порядке убы-вающей рентабельности.

 

Формула индекса рентабельности отражает в числителе величину доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе – величи-ну инвестиций в инновации, продисконтированных к моменту начала процесса инвестирования. Другими словами, в ней сравниваются две части потока плате-жей: доходная и инвестиционная.

 

Норма рентабельности характеризует уровень доходности конкретного инно-вационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств. За рубежом расчет нормы рентабельности применяют в качестве первого шага количественного анализа инвестиций. Для дальнейшего анализа отбирают инновационные проекты, внутренняя норма доходности кото-рых не ниже 15–20 %.

 

  Таблица 19
  Показатели экономической эффективности инноваций
     
Показатель Сущность показателя  
1. Интеграль- Он представляет собой величин разностей результатов и инновационных  
ный эффект затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному  
(Эинт) году, т.е.с учетом дисконтирования результатов и затрат. Другие названия  
  интегрального эффекта: чистый дисконтированный доход, чистая приве-  
  денная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект  
2. Индекс Он представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным  
рентабельности на эту же дату инновационным расходам. Его другие названия: индекс до-  
(Jr) ходности, индекс прибыльности. Он тесно связан с интегральным эффек-  
  том. Если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабель-  
  ности Jr > 1, и наоборот. При Jr > 1 инновационный проект считается эко-  
  номически эффективным. В противном случае (Jr <1) проект неэффекти-  
  вен. В условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться предпоч-  
  тение тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс  
  рентабельности  
3. Норма Представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконти-  
рентабельности рованных доходов за определенное число лет становится равной иннова-  
(Ер) ционным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного  
  проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени.  
  Ее другие названия: внутренняя норма доходности, внутренняя норма  
  прибыли, норма возврата инвестиций  
4. Период Это один из наиболее распространенных показателей оценки эффективно-  
окупаемости сти инвестиций. В отличие от используемого в практике показателя "срок  
(То) окупаемости капитальных вложений", он также базируется не на прибыли,  
  а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации  
  и суммы денежного потока к настоящей стоимости  
     

 

Норма рентабельности определяется аналитически, как некоторое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инноваций. Получаемую расчетную величину Ер сравнивают с требуемой инвестором нормой рентабель-ности. Вопрос о принятии инновационного решения может рассматриваться, если значение Ер не меньше требуемой инвестором величины. Если инновационный проект полностью финансируется за счет ссуды банка, то значение Ер указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превы-шение которого делает данный проект экономически неэффективным. В случае финансирования проекта из других источников, нижняя граница значения Ер соответствует цене авансируемого капитала, которая может быть рассчитана как средняя арифметическая величина платы за пользование этим капиталом.

 

Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском и этот риск тем больше, чем длинее срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены. Этот подход неиз-менно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции. Более того, ориентация на показатель «период окупаемости» целесообразно в тех случаях, когда нет уверенности в том, что инновационное мероприятие будет реализовано и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.

 

Патентно-лицензионная деятельность организации. В результате иннова-

 

ционной деятельности рождаются новые идеи, усовершенствованные продукты, новые (усовершенствованные) техпроцессы, а также появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и её структурами.

 

Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, причем последняя может иметь как конкретную вещественную, так и неовеществленную форму (например, ноу-хау). Создатели новшеств приобретают на свои достижения авторские и смежные права.

 

В связи с этим инновационным менеджерам важно хорошо ориентироваться в правовом поле интеллектуальной собственности. Данное юридическое понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллекту-альной собственности (ВОИС), созданную в 1967 году.

 

Вообще возникновение правового регулирования интеллектуальной собственно-сти (ИС) на международном уровне связано с Парижской конвенцией (1883 г.) по охране промышленной собственности (ПС), регулированию использования патен-тов, товарных названий и др., в том числе мерам по наказанию за их незаконное использование. Право на ИС определено в III Международном пакте об экономиче-ских, социальных и культурных правах. СССР с целью обеспечения защиты отече-ственного приоритета на изобретения присоединился к Парижской конвенции с 1 июля 1965 г. Существующее законодательство РФ отражает содержание и направ-ленность большинства международных правовых актов в этой области.

 

 


В России законодательная охрана ИС гарантирована статьей 44 Конституции Российской Федерации. Кроме того, на её страже стоит пакет нормативно-правовых актов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственно-сти, включающий в себя Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», Па-тентный закон Российской Федерации, Законы РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» и «О правовой охране программ для ЭВМ и баз дан-ных», Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также Федеральный Закон об информации. Помимо этого, в Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы ох-раны служебной и коммерческой тайны (статья 139).

 

Важнейшим документом сферы регулирования отношений в сфере ИС, всту-пившим в действие с начала 2008 г., стала часть IV ГК России, посвященная це-ликом правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индиви-дуализации.

 

Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) могут использоваться пред-приятиями и организациями и приносить существенный доход. Они включаются в состав нематериальных активов (НМА) предприятий.

 

Оформление прав на изобретение осуществляется путем получения патента – до-кумента, удостоверяющего авторство и предоставляющего его владельцу исключи-тельное право. Под этим подразумевается, что никто не может использовать изо-бретение (полезную модель) без согласия владельца патента. Согласие на исполь-зование изобретения (полезной модели) выражается путем выдачи (продажи) ли-цензии на частичное использование технического решения или полную передачу патентных прав.

 

В РФ вопросы патентной защиты регулируются Российским патентным ведом-ством (Роспатентом), которое в соответствии с Патентным Законом Российской Фе-дерации от 23 сентября 1992 г.50 осуществляет единую политику в области охраны объектов промышленной собственности, принимает к рассмотрению заявки на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, осуществляет государст-венную регистрацию, выдает патенты, публикует официальные сведения, издает патентные правила и т.д.

 

Патентный закон определяет сроки действия патентов, которые зависят от вида представляемой на государственную регистрацию промышленной собст-венности. Согласно законодательству РФ, патент на изобретение действует в те-чение 20 лет, считая с даты поступления заявки в Роспатент, а на полезную мо-дель – в течение 10 лет (по ходатайству патентообладателя оно может быть про-длено Роспатентом до 3 лет). Патент на промышленный образец действует в те-чение 10 лет и может быть продлен еще до 5 лет.

 

Патентный Закон РФ определяет совокупность критериев патентоспособно-сти объектов промышленной собственности. Под ними понимаются условия, ко-

 

50 Патентный закон РФ от 23.09.92 № 3517-I (с изменениями от 27.12.2000, 30.12.2001, 24.12.2002,

7.02.2003)

 


торым должен удовлетворять данный объект для получения его создателем ох-ранного патента.

 

Полезным моделям (ПМ) охрана предоставляется, если они являются новыми и промышленно применимыми в отраслях народного хозяйства.

 

Промышленному образцу (ПО), под которым понимается художественно-конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид, предоставля-ется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым в отраслях народного хозяйства.

 

В Патентном Законе РФ также дается перечень объектов интеллектуальной собственности, которые не признаются патентоспособными. Так, в качестве изо-бретений и полезных моделей не охраняются: научные теории и математические методы; методы организации и управления хозяйством; условные обозначения, расписания, правила; методы выполнения умственных операций; алгоритмы и программы для вычислительных машин; проекты и схемы планировки сооруже-ний, зданий, территорий; решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленных на удовлетворение эстетических потребностей; топологии инте-гральных микросхем; решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали; решения, обусловленные исключительно так-тической функцией изделия; объекты архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений; печатная продукция как таковая; объекты неустойчивой формы из жидких, га-зообразных, сыпучих или им подобных веществ.

 

Патентование удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента. Патентная защита изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на между-народном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю техдо-кументацией и новейшими технологиями.

 

Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистриро-ванные в Европейском или Евразийском патентных ведомствах). Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых важно для инновационного менеджера, который должен владеть ситуа-цией на рынке инновационной продукции51.

 

Для современного российского менеджера, создающего условия для осущест-вления «прорывной» инновационной деятельности на предприятии, важно обла-дать знанием об уровне изобретений52. Ведь опережение зарубежных высокотех-нологичных компаний есть один из важнейших путей вхождения России в меж-дународное разделение труда и возможно лишь на базе систем принципиальных технико-технологических достижений. Другими словами, в основе этих достиже-

 

51 Более подробная информация об объектах интеллектуальной собственности и правоотноше-ниях в этой сфере приведена в Приложении настоящего пособия.

52 Известна пятиуровневая классификация изобретений, предложенная Г.С. Альтшуллером еще в книге «Алгоритм изобретения». Статистика, собранная Г.С. Альтшуллером (а другой нет), свидетельствует: изобретений пятого уровня – менее 0,3 %; четвертого – менее 4 %; третьего – 19%; второго – 45 %; первого – 32 %.

 


ний должны лежать изобретения высокого уровня (пионерские изобретения), соз-данные на базе открытых физических, химических или иных эффектов. Безуслов-но, в процессах создания новой техники и технологий важны изобретения разных уровней, в т.ч. средние и мелкие. Это вполне естественно для системного мира.

 

В природе нет большого без малого. Там не найти организма, состоящего лишь из скелета и хрящей (такая система неработоспособна). Образно говоря, «мясо» также крайне необходимо для гармоничного построения организма. Так же невозможно создать новые объекты техники только на базе принципиальных (пионерских) изобретений. Иллюстрацией этих процессов, отражающих диалек-тические закономерности перехода количественных изменений в качественные, служат графики, приведенные нами ранее на рис. 4.

 

Следует отметить, что мелкие изобретения эквивалентны по своей роли строи-тельным материалам, формирующим ограждающие конструкции зданий. Они «скрадывают» несущий каркас. Что касается новизны, то она у мелких изобрете-ний зачастую неочевидна и устанавливается лишь в ходе экспертизы по существу

 

в патентных ведомствах. Однако большим достоинством мелких изобретений яв-ляется их более легкая внедряемость, кроме того, они часто обеспечивают высо-кую экономическую отдачу.

 

В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осу-ществляется Роспатентом. Получению патента предшествует подача заявки, кото-рая содержит сведения об авторе, заявителе (его законном представителе), описа-ние объекта, объеме и сроках охраны.

 

Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Граждан-ском Кодексе РФ установлено средство индивидуализации продукции – товарный знак (ТЗ).

 

В Законе РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение: "Товарный знак и знак обслуживания – это обозначения, способные отличать соответственно товары и слуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц". Товарным знаком мо-жет быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п. Товарный знак выполняет задачи: ориентировки покупателя при выборе товара; указывает на наличие у товара соответствующего качества; выделяет товар из од-нородных товаров других производителей; показывает источник происхождения товара (информация о владельцах ТЗ внесена в реестр товарных знаков Патентно-го ведомства); рекламирует товар, обеспечивая производителю известность (а это стимулирует и сохраняет спрос на товары); позволяет производителю или про-давцу занять определенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака.

 

Право на использование ТЗ получают посредством их регистрации. Во всем мире ТЗ применяются и защищаются, т.к. играют важную роль как для произво-дителей и продавцов, так и покупателей новшеств. Они являются указателем на то, кто несет ответственность за определенный товар, ведь однородная продукция может выпускаться разными производителями и распространяться разными про-

 


давцами. Причем, и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно ТЗ служит ориентиром при выборе товара. Если покупатель удовлетворен приобретенным товаром, далее он будет руководствоваться товарным знаком.

 

Товарный знак, будучи составной частью интеллектуальной собственности, входит в состав НМА и является предметом лицензионных соглашений и объек-том охраны промышленной собственности.

 

Результатом инновационной деятельности являются также ноу-хау (с англ. know how – «знаю как»). Это полностью или частично конфиденциальные зна-ния, опыт и навыки (секреты производства), включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использо-вание ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выго-ду лицу, их получившему.

 

Ноу-хау могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и раз-работок; состав и рецепты материалов, веществ, а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

 

Права обладателей конфиденциальной информации закреплены в статье 139 ГК Российской Федерации. Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицен-зионными отношениями.

 

Следствием инновационной деятельности являются также новые художест-венно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия – про-мышленные образцы. Последние, отражая единство технических, функциональ-ных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышлен-ной собственности.

 

Достаточно полная классификация объектов интеллектуальной собственности приведена на рисунке 16.

 

Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются с помощью лицензией. Последние различаются по ха-рактеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и ус-ловиям использования и другим признакам (табл. 16).

 

Лицензия представляет собой разрешение отдельным лицам(или организаци-ям) использовать изобретение, защищенное патентом, технические знания, техно-логические и конструкторские секреты производства, товарный знак и т.д. Пре-доставление лицензии составляет коммерческую операцию и является объектом договора о продаже (покупке), согласно которому владелец патента (лицензиар) выдает своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использование в опреде-ленных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, товарные знаки и т.д.

 

Интеллектуальная собственность

 

 


Научно-технической и  
производственной сферы Гуманитарной сферы

 

 

Промышленная

 

собственность

 

(ПС)

 

Изобретения

 

ПМ

 

ПО

 

ТЗ, ЗО, НМПТ

 

Селекци-онные достижения


 

 

Ноу-хау и другие результа-ты НИОКР

 

 

Способ (С)

 

Устройство (У)

 

Вещество (В)

 

Штаммы (Ш)

 

На применение С. У, В, Ш по новому назначению


 

 

                         
        Объекты                
                  Объекты авторского права  
        авторского            
                       
        права                
    Произведения литературы  
                     
        Программы              
         
        ЭВМ              
                    Произведения искусства  
                         
        Базы              
    Музыкальные произведения  
        данных          
                 
                         
                         
        Топологии            
              Другие объекты  
     
        интеграль-        
                   
        ных схем            
                     
                     
        Открытия            
                   
                         

 

 

Рис. 16. Классификация объектов интеллектуальной собственности

 

Лицензирование (табл. 20) осуществляется путем принятия заинтересованны-ми сторонами лицензионного соглашения – договора, в соответствии с которым собственник изобретения, технологических знаний, опыта и секретов производ-ства выдает своему контрагенту лицензию на использование интеллектуальной собственности. В соглашении определяются производственная сфера и террито-риальные границы использования предмета лицензии.

 

Специфика потребительной стоимости и труда по созданию технологических новшеств предопределяет особенности потребления этого товара. Технологиче-ские знания используются в производственном процессе, однако характер их по-требления обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не переносится на продукт предприятия, который создается с помощью этих знаний.

 

На использование технологии, как известно, влияют: 1) темпы устаревания технологии и замены ее новой, более совершенной; 2) скорость распространения данных технологий, что обусловливает исчезновение дополнительного дохода лицензиата. Все это влияет на формирование цен на лицензии, «ноу-хау».

 

Таблица 20

 

  Классификация лицензий
   
Признак Виды лицензий
Объем прав, передаваемых Неисключительные, исключительные, полные, сублицензии
лицензиату  
Наличие правовой охраны Патентные, беспатентные
Степень освоения объекта На достижения, освоенные в производстве, исследовательские
   

Категория объектов На научно-технические знания, на промышленные образцы,
лицензирования на торговые знаки, услуги различного рода

 

Особенности формирования цен на лицензии типа «ноу-хау» состоят в сле-дующем:

 

1) цена не определяется затратами труда на создание технологии;

 

2) предельным значением цены лицензии на «ноу-хау» является сумма допол-нительной прибыли, полученной лицензиатом (покупателем лицензии) за период потребления технологии;

 

3) действительная цена лицензии «ноу-хау» составляет часть дополнительной прибыли, полученной всеми лицензиатами;

 

4) цена лицензии «ноу-хау» является монопольной ценой;

 

5) цена складывается из ежегодных отчислений от дохода лицензиата в тече-ние периода действия соглашения, то есть из роялти53.

 

Информация о фактической прибыли лицензиата в связи с использованием данной лицензии или «ноу-хау» составляет коммерческую тайну.

 

Наиболее распространен расчет роялти в процентах от стоимости продажи ли-цензионной продукции, а именно:

 

Rs=R/S, (3)

 

где Rs – роялти в % от стоимости чистых продаж; R – годовая сумма роялти; S – стоимость чистых продаж.

 

На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют факторы производ-ственного и коммерческого риска и конкуренции со стороны альтернативных технологий. Производственный риск связан с тем, что предприятие лицензиата не реализует тех показателей, которые планируются в соответствии с данной лицен-зией или «ноу-хау». Вероятность производственного риска зависит от степени разработанности новой технологии.

 

Коммерческий риск при приобретении лицензии «ноу-хау» возникает в силу того, что лицензиат не сможет реализовать произведенную продукцию и не полу-чить расчетной суммы дополнительной прибыли.

 

 

53 Помимо роялти, т.е. распределенного во времени платежа есть форма паушального (разового) платежа.

 


Базой международной торговли лицензиями и «ноу-хау» является патентная деятельность стран-экспортеров технологии. Ведущая роль в патентовании изо-бретений принадлежит промышленно развитым странам.

 

Сегодня первое место по числу заявок на патенты и выданных патентов зани-мает Япония, на втором месте – США.

 

В Российской Федерации, прошедшей через «горнило» конца 80-х – нач. 90-х гг., положение с патентованием, увы, пока весьма неважное54, хотя постепенно (год от года) улучшается (табл. 21).

 

Упрямая статистика свидетельствует о том, что до распада СССР активность отечественных изобретателей была стабильна, в то время как активность ино-странных заявителей падала. Но уже с начала 90-х гг. число российских патентов, выдаваемых зарубежным заявителям, существенно увеличилось, а количество заявок российских изобретателей сократилось.

 

К концу 90-х гг. поток заявок на получение российских патентов (на изобрете-ния) стабилизировался на уровне 22–27 тыс. в год, из них на долю иностранных заявителей приходилось около 20–25 %. Принципиально важно, что качество па-тентов, выданных на имя фирм-нерезидентов, существенно выше, чем патентов, предназначенных для отечественных заявителей. Стала складываться весьма не-хорошая тенденция к вытеснению российских производителей наукоемкой про-дукции даже на внутреннем рынке, в том числе в тех отраслях, где Россия исто-рически была конкурентоспособной: транспорт, энергетика, авиастроение.

 

Хотя за последнее десятилетие общее число заявок на объекты промышленной собственности (см. табл. 21) выросло в 2 раза, в структуре заявок в 2006 г. (по от-ношению к 1996 г.) число изобретений снизилось почти на 12 % (до 35,98 % про-тив 47,75 %). Вместе с тем возросло с нуля в 1996 г. до 9,26 % число в 2006 г. зая-вок на полезные модели. Все это является свидетельством снижения уровня но-визны патентуемых технических решений (как известно, требования достижения изобретательского уровня к полезным моделям не предъявляется).

 

Рост заявок на охранные документы (патенты) по промышленным образцам в структуре заявок на объекты промышленной собственности за истекшее десяти-летие вырос незначительно – с 2,6 % до 4,18 %, что является ярким подтвержде-нием слабого обновления промышленностью России устаревших художественно-конструкторских решений технических объектов.

 

Сохранение существенной (1/2) доли товарных знаков и знаков обслуживания (49,64 % от общего числа заявок на объекты промышленной собственности в 1996 году) к 2006 году (50,58 %) является свидетельством влияния на динамику патен-тования рыночных отношений, где субъекты рынка стремятся выделиться, от-строиться от конкурентов, сформировать «свое лицо», свой бренд.

 

Таблица 21 Динамика подачи заявок на объекты промышленной собственности

 

54 Справка: в СССР в конце 80-х годов только заявок на изобретения подавалось в год до 200 тысяч.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.174 с.)