Управление инновационным процессом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление инновационным процессом



 

Предвидеть – значит управлять Блез Паскаль

 

Инновация как экономическая категория является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Последний воздействует как на процессы создания, реализации, реализации и продвижения инноваций, так и на экономиче-ские отношения, возникающие между продуцентами, продавцами и покупателями инноваций. Место возникновения этих отношений – рынок. Воздействие хозяйст-венного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и стратегии управления. Приемы и стратегия образуют механизм управ-ления инновациями – инновационный менеджмент.

 

Инновационный менеджмент представляет собой систему управления ин-новациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

 

Он базируется на основополагающих моментах: 1) целенаправленного поиска идеи, служащей фундаментом для данной инновации; 2) организации инноваци-онного процесса для данной инновации (что предполагает проведение организа-ционно-технического комплекса работ по превращению идеи в вещь (новый про-дукт, материализованная форма операции), готовую для продвижения на финан-совом рынке и для продажи); 3) процесса продвижения и реализации инновации

 


на рынке (что составляет определенное искусство, требующее творческого подхо-да и активных действий продавцов).

 

Управление инновациями включает функционирование двух подсистем: управляющей (субъекта управления)и управляемой (объекта управления).Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством движения информации. Это движение информации (поток документов) и пред-ставляет собой сам процесс управления.

 

Субъект управления в деле управлении инновациями–это отдельный работ-ник (группа работников), который(ые) посредством приемов управленческого воздействия осуществляет(ют) целенаправленное функционирование объекта управления.

 

Объектом управления в деле управлении инновациями являются инновации(продукты, операции), инновационный процесс и экономические отношения меж-ду участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, а также покупателей).

 

Третьим элементом системы управления инновациями является информаци-онный продукт. Процесс управления инновациями осуществляется через движе-ние информации: внешней, командной, о состоянии объекта управления до управления им и после управления и др. Движение информации означает процесс сбора, хранения, переработки, передачи информации, контроля за её движением и оценку результативности её использования для воздействия со стороны субъекта управления на объект управления.

Схема управления инновациями приведена ниже на рисунке 10.

 

Информация обратной связи     Внешняя информация (о ситуации на  
(о состоянии объекта управления)     рынке, постановления правительства,  
     
      приказы министерства и т.п.)  
Вход  
   
   

 

Субъект управления

 

Менеджер Аналитики, консультанты, эксперты

 

        Командная информация
         
      Объект управления
           
  Новый Новая Инновационный   Экономические отношения
  продукт операция процесс   между участниками инновации
           
           

 

Рис. 10. Схема управления инновациями

 

В управлении инновациями выполняются функции, которые определяют фор-мирование структуры системы управления.

 


Различают два типа функций: 1) функции субъекта управления; 2) функции объекта управления.

 

К первым относятся: 1) прогнозирование; 2) планирование; 3) организация; 4) координация; 5) регулирование; 6) стимулирование; 7) контроль.

 

Функции субъекта управления представляют собой общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношения людей в хо-зяйственном процессе.

 

Эти функции есть конкретный вид управленческой деятельности. Они после-довательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения инфор-мации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду.

 

Функция прогнозирования (от греч. prognosis – предвидение) в управлении инновациями охватывает разработку на длительную перспективу изменения тех-нико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей. Результатом прогнозирования являются прогнозы, т.е. предвидение соответствующих изменений.

 

Функция планирования – охватывает комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и их воплощению.

 

Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализую-щих некоторую программу на базе каких-либо правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управле-ния, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разра-ботка методических указаний, инструкций и т.п.

 

Функция координации означает согласование работ всех звеньев системы управления. Координация «работает» на обеспечение единства отношений субъ-екта и объекта управления.

 

Функция регулирования в управлении инновациями заключается в воздейст-вии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической системы в случае, когда эта система отклоня-ется от установленных параметров.

 

Функция стимулирования выражается в побуждении работников к заинтере-сованности в результатах труда по созданию и реализации инноваций.

 

Функция контроля в управлении инновациями заключается в проверке орга-низации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций. По-средством контроля собирается информация об использовании инноваций, о ходе жизненного цикла инновации, вносятся изменения в инвестиционные программы, в организацию управления инновациями. Контроль предполагает анализ технико-экономических результатов. Анализ также является частью планирования. Кон-троль в инновационном менеджменте должен рассматриваться как оборотная сто-рона планирования инноваций.

 

Объект управления (управляемая подсистема)в управлении инновациямивыполняет функции: 1) рискового вложения капитала; 2) организации инноваци-онного процесса; 3) организации продвижения инноваций на рынке, а также её диффузии.

 

Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчур-

 


ного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в но-вый продукт (операцию) всегда связано с неопределенностью. Поэтому оно обычно осуществляется через создание венчурных фондов.

 

Содержанием функции организации инновационного процесса является ра-

 

циональная организация деятельности по созданию, реализации и диффузии ин-новаций. Действие этой функции затрагивает весь инновационный процесс.

 

Функция продвижения и диффузии инновации проявляет себя на рынке и состоит в создании эффективной системы мер по распространению новых про-дуктов: рекламные мероприятия, захват новых рынков сбыта.

 

Организация управления инновациями представляет собой совокупностьпроцессов (действий), ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвя-зей между частями целого.

 

Элементами любого трудового процесса являются работник, орудия труда, предмет труда и применяемая в процессе труда технология. Для нормального осуществления трудового процесса все его элементы надо скоординировать во времени и пространстве, что и делает организация. Таким образом, организация любого процесса (трудового, хозяйственного, управленческого) является деятель-ностью по связыванию во времени и пространстве всех элементов этого процесса.

 

Организация инновационного менеджмента (управления инновациями) пред-ставляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание его эле-ментов в процессе управления инновациями. Элементы процесса управления ин-новациями: а) орудия труда; б) предметы труда; в) технология менеджмента.

 

В инновационном менеджменте орудием труда служат различные технические средства (аппараты, предназначенные для сбора анализа, хранения и передачи информации (компьютеры и сети (в том числе Интернет), терминалы, электрон-ные устройства, телефаксы и т.п.). Предметом труда является информационный продукт (прежде всего командная информация), а технология инновационного менеджмента представляет собой совокупность методов и форм реализации ин-формационного продукта как управляющего воздействия на создание, продвиже-ние и диффузию инноваций.

 

Организация инновационного менеджмента связывает в систему функциони-рования во времени и пространстве указанные элементы процесса. Управление инновациями включает: 1) инновационный процесс; 2) определение цели управ-ления инновацией; 3) выбор стратегии менеджмента инновации; 4) определение приемов управления инновацией; 5) разработку программы управления иннова-цией; 6) организацию работ по выполнению программы; 7) контроль за выполне-нием намеченной программы; 8) анализ и оценку эффективности приемов управ-ления; 9) корректировку приемов менеджмента инновации.

 

Организация инновационного менеджмента закладывается уже при создании и реализации инновации – в самом инновационном процессе. Инновационный про-цесс – это базис, от которого зависит в дальнейшем эффективность использования приемов управления инновациями.

 

При организации управления инновациями определяется цель управления данным новым продуктом или операцией. Это может быть прибыль, привлечение

 


денежных средств, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок, поглоще-ние других институтов, поднятие имиджа и т.п.

 

Важным этапом организации является выбор стратегии управления иннова-циями. От этого зависит и правильность выбора приемов управления инновацией, их результативность и эффективность.

 

Подходы к решению задач по управлению инновациями зависят от цели управления, конкретных задач по управлению и могут быть разнообразными. Управление инновациями обладает вариативностью. Последнее означает сочета-ние стандартов и неординарности комбинаций, неповторимость способов дейст-вия в конкретной ситуации (ad hoc – от англ. – по случаю, ситуационно).

 

Управление инновациями отличается динамичностью, а его эффективность за-висит от быстроты реакции на изменение условий рынка и экономической ситуа-ции. Поэтому управление инновациями должно базироваться на знании стандарт-ных приемов менеджмента, умении правильно оценивать конкретную ситуацию в стране и регионе, состояние рынка. Готовых рецептов в инновационном менедж-менте нет, но, зная приемы решения задач, можно добиться успеха в конкретной ситуации. Важный этап управления инновациями – разработка программы и орга-низация деятельности по выполнению намеченных в ней работ.

 

Программа управления инновацией – это комплекс действий исполнителей, согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению для достиже-ния поставленной цели. Программы могут быть целевые, рабочие, комплексные.

 

Приемы управления инновациями и их сущность. Прием инновационногоменеджмента – это способ воздействия субъекта управления на объект управле-ния, который включает в себя инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации. Движение инновации от её возникновения до диффузии связано с движением инвестиций, вложенных в эту новацию. Поэтому все приемы инновационного менеджмента основаны на денежных отношениях, возникающих в процессе движения инноваций на рынке. Общим содержанием всех приемов управления инновациями является воздействие на инновации де-нежных отношений, возникающих между продуцентом или продавцом иннова-ции, с одной стороны, и покупателем этой инновации – с другой.

 

Приемы обычно подразделяют на группы (табл. 10).

 

Маркетинговая деятельность –это управление спросом.Следовательно,маркетинговая деятельность в области инноваций означает управление спросом на инновации на основе классификации спроса, анализа рыночных возможностей, разработки и применения маркетинговых комплексов (ценовая политика, комму-никационная политика, диффузия инноваций). Она начинается с разработки схе-мы классификации спроса на новые продукты и операции. Такая классификация спроса создает основу для изучения спроса, сегментирования рынка инноваций, отбора целевых сегментов и для позиционирования инноваций на рынке. В осно-ву классификации спроса могут быть положены, например, следующие признаки: интересы и привычки покупателя; психофизиологическую реакцию покупателя на новый продукт; реакцию поведения покупателя на инновации; степень удовле-творения потребностей покупателя (табл. 11).

 


    Таблица 10
  Приемы управления инновациями
     
Группа Область приложения Перечень приемов
  Стадия производства Способы маркетинговых воздействий на иннова-
  инновации ции (способы маркетинговых исследований, пла-
    нирование маркетинга инноваций), бенчмаркинг
     
  Все фазы жизненного цикла ин- Инжиниринг, реинжиниринг инновации, брэнд-
  новации (производство, реали- стратегия инновации
  зация, продвижение, диффузия)  
  Стадии реализации, продвиже- Ценовой прием управления, фронтирование
  ния и диффузии инновации рынка, мэрджер

 

Маркетинг инноваций как функция менеджмента направлен на эффективную реализацию инновации, применяет программно-целевой метод планирования и системный подход к управлению реализацией инноваций. Он предполагает изу-чение рынка и приспособление к функционированию рынка в данный момент и воздействие на него, означает активные действия продуцентов, продавцов, поку-пателей на рынке реализации инновации.

 

    Таблица 11
  Классификация спроса на инновации
       
Признак Вид спроса Характеристика  
Интересы и На новый продукт Устойчивость спроса на новый продукт  
привычки На новую операцию Устойчивость спроса на техпроцесс или опе-  
покупателя   рацию  
  По видам новшеств Спрос на конкретный продукт (операцию)  
Психофизиологическая Фиксированный Устойчивый спрос на конкретные виды ин-  
реакция   новаций, постоянно предоставляемые про-  
покупателя на новый   давцом  
продукт Альтернативный Спрос на инновации покупателя, сделавшего  
    свой выбор на базе анализа финансов, соот-  
    ношения уровня доходности и степени риска  
    и др.  
  Импульсный Неожиданность спроса на инновацию. Поку-  
    патель, сделав выбор в пользу какого-то но-  
    вого продукта меняет свое решение в пользу  
    другого нового продукта  
Реакция поведения по- Постоянный Устойчивость спроса на новые продукты  
купателя   (операции), вызванная интересами покупате-  
    ля  
  Случайный Спрос на новые продукты (операции), вы-  
    званный действиями покупателя  
Степень удовлетворе- Реализованный Полная удовлетворенность предъявленного  
ния потребностей по-   спроса на новый продукт (операцию)  
купателя Неудовлетворенный Отсутствие предложения инновации. Объем  
    спроса на инновацию намного превышает  
    предложение  

 


  Формирующийся Спрос нечетко выражен и постоянно меняет-
    ся под воздействием каких-либо факторов

 

Маркетинговая деятельность начинается с определения потребностей покупа-теля инновации. Затем производится комплексное исследование рынка. Исследо-вание целесообразно начинать с сегментирования рынка, что означает разбивку рынка на четкие группы продавцов и покупателей по различным признакам. Сег-ментирование рынка служит основой для капитального исследования рынка по секторам. Целью исследования является выявление спроса, его емкости и рыноч-ных возможностей, определение перспектив дальнейшего улучшения и расшире-ния вида новых продуктов, технологий, а также позиционирование инновации.

 

Маркетинг инноваций – это целевой маркетинг. Он основан на выборе опреде-ленного сегмента рынка с последующей разработкой инноваций и комплексов маркетинга применительно к данному сегменту. Характерной чертой целевого маркетинга является направленность его не на весь рынок и не на его отдельные звенья, а на его отдельные части, которые заранее выбираются на основе сегмен-тации рынка. Это позволяет сосредоточить внимание и сконцентрировать марке-тинговые исследования на конкретном сегменте рынка, обеспечивающем наи-большую прибыль для продуцента, продавца и покупателя инноваций.

 

Бенчмаркинг (от англ.bench–место,marking–отметить) –способ изучениядеятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с це-лью использования и положительного опыта в своей работе. Он включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать и организо-вывать использование всех положительных достоинств чужого опыта в работе своей компании.

 

Применительно к инновациям бенчмаркинг означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для раз-работки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций. При бенчмаркинге важное значение имеет преодоление психологической закомплек-сованности специалистов. Последняя включает: 1) самоуспокоенность руководи-теля хозяйствующего субъекта достигнутыми результатами; 2) нежелание риско-вать денежными средствами, что означает нежелание тратить деньги на покупку информации, оплачивать консультации аналитиков и экспертов, экономию всех видов ресурсов и денежных затрат на маркетинговых исследованиях; 3) опасение, что сделать лучше, чем конкурент, очень трудно или невозможно из-за больших затрат всех ресурсов, в том числе денег.

 

Бенчмаркинг бывает двух видов: общий и функциональный. Первый представ-ляет сравнение показателей производства и продажи своих продуктов с показате-лями бизнеса достаточно большого количества продуцентов или продавцов ана-логичного продукта. Функциональный бенчмаркинг означает сравнение парамет-ров работы отдельных функций (операций, процессов, приемов работ и т.п.) про-давца с аналогичными параметрами наиболее лучших предприятий (продавцов), работающих в похожих условиях.

 

 


Инжиниринг инноваций. Происходит от англ.engineering– «изобретатель-ность, знание» и означает комплекс инженерно-консультационных услуг по соз-данию новых объектов или крупных проектов. Он затрагивает прежде всего соз-дание инновационного проекта.

 

Инжиниринг инноваций – это комплекс работ и услуг по созданию инноваци-онного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диф-фузию определенной инновации. В комплекс входит:

 

1) проведение исследований рынка и выбор перспективного сегмента рынка для нововведений;

 

2) установление цели финансовых изменений на рынке и определение задач, встающих перед инновациями;

 

3) технико-экономическое обоснование инновационного проекта;

4) разработка рекомендаций по созданию нового продукта/операции;

 

5) определение объема затрат всех видов ресурсов и численности работников, необходимых для создания проекта, сроков выполнения работ по проекту и эко-номической эффективности инновационного проекта в целом;

 

6) оформление проекта в виде документа;

 

7) консультации работников-исполнителей мероприятий по проекту. Инжиниринг инноваций ставит задачей получение наилучшего экономическо-

 

го эффекта от вложения инвестиций в новый продукт и определение будущих перспективных направлений инновационной деятельности.

 

Инжиниринг инноваций имеет специфические особенности:

 

1) воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте. Полезный эффект может иметь материальный носитель в виде документации, чертежей, планов, графиков и т.п. или не иметь такого носителя, например, обу-чение персонала, консультации и т.п.;

 

2) инжиниринг инноваций является объектом купли-продажи, поэтому он должен иметь не только материализованную форму в виде имущества или имуще-ственных прав, но и коммерческую характеристику. Последняя воплощается, прежде всего, в бренде;

 

3) инжиниринг инноваций в отличие от франчайзинга и ноу-хау имеет дело с воспроизводимыми услугами, т.е. услугами, стоимость которых определяется об-щественно необходимыми затратами времени на их производство и поэтому имеющими множество продавцов их реализации.

 

На практике оказание инжиниринговых услуг зачастую сочетается с продажей ноу-хау. Это ведет к смешению понятий инжиниринговых услуг и обмена техно-логиями. В действительности инжиниринговые услуги – это способ передачи но-вых технологических и других знаний, а сами услуги представляют собой товар, отличный от технологии.

 

Стоимость услуг оценивается как: 1) повременная оплата специалистов; 2) оп-лата фактических услуг плюс фиксированное вознаграждение; 3) процент от стоимости инновационного проекта; 4) оплата фактических услуг плюс процент прибыли от реализации инновационного проекта.

 

 


При разработке крупных инновационных проектов продуцент может привлечь к работе специалистов на основе прямых переговоров с ними (трудовой контракт) или путем проведения подрядных торгов (тендеров).

 

Реинжиниринг инновации представляет инженерно-консультацион-ные ус-луги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инноваций. М. Хаммер, вводя в научный оборот термин «реинжи-ниринг», дал ему такое определение: «Реинжиниринг – это фундаментальное пе-реосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достиже-ния резких, скачкообразных улучшений, решающих, современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы»33.

 

Специалисты различают кризисный реинжиниринг и реинжиниринг развития. Первый вызывается резким падением объема продажи продукта в связи со сниже-нием спроса на него или в связи с падением имиджа продавца инновации. Такое положение является свидетельством наметившейся тенденции к снижению кон-курентоспособности на рынке, а возможно, и к его банкротству. Поэтому возни-кает потребность в реализации мер по ликвидации наметившегося кризиса.

 

Реинжиниринг развития вызывается снижением объема продажи продукта (операции) в связи с тем, что действующая структура организации и управления хозяйственным процессом продавца по своему уровню развития уже достигла предела, выше которого продажа инновации невозможна. Он рассчитан на вне-дрение инновации для перспективной перестройки бизнес-процесса. Он предпо-лагает переход от бизнес-процесса к бизнес-процесс-реинжинирингу.

 

Последний представляет собой оптимизацию и управление хозяйственным процессом. Его целесообразно организовывать на принципах: 1) ориентации на весь процесс; 2) ориентации на качественный скачок; 3) ликвидации закомплексо-ванности в бизнесе; 4) использования эффективных технологий.

 

Первый принцип означает, что действенный результат при перестройке биз-нес-процесса может быть получен только при реорганизации всего процесса в це-лом, а не при решении отдельных задач этого процесса.

 

Ориентация на качественный скачок означает, что хозяйствующий субъект при перестройке бизнес-процесса ставит целью не устранение отдельных недос-татков в работе, а революционный прорыв в технологии производства и продажи продукта. Это невозможно осуществить без перехода на новые принципы дейст-вия в работе всех подсистем (технико-технологической, организационно-психологической, экономико-управленческой) производственных систем, без зна-ния законов развития систем.

 

Ликвидация закомплексованности предполагает отказ от устоявшихся правил работы, от незыблемых принципов ведения хозяйственного процесса и переход к новым технологиям бизнеса.

 

 

33 Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе / М. Хаммер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. – 304 с.

 


Принцип использования эффективных технологий информационного продукта направлен на применение результативных форм рекламы и СМИ, которые соот-ветствуют новым целям работы в современных условиях и в конкретной ситуа-ции. Сюда можно отнести использование Интернет, консультаций в СМИ и др.

 

Бренд-стратегия инновации. Причиной выхода инновации на рынок являетсяжесткая конкуренция между хозяйствующими субъектами. Успех победы в этой конкурентной борьбе во многом определяется правильно разработанной бренд-стратегией, а также эффективностью её применения.

 

В широком понимании бренд-стратегия означает комплексную проработку имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брендов на рынке. Бренд (от англ. brand – клеймо, фабричная марка) представляет собой совокуп-ность материальных (вещественных) и нематериальных (неосязаемых) характери-стик товара (услуги), которые, соединенные воедино, формируют сознание потре-бителя и определяют место хозяйствующего субъекта на рынке. Бренд – это цело-стный маркетинговый комплекс по созданию дополнительных конкурентных преимуществ у данного предпринимателя на рынке. Это понятие достаточно тес-но связано с понятием гудвилл (от англ. good will – престиж), означающим де-нежную оценку имиджа фирмы, её деловых связей на рынке.

 

Как прием управления инновациями брэнд-стратегия означает управление процессом реализации на рынке новых продуктов и операций на основе продви-жения брендов инноваций. Бренд инновации можно определить как систему ха-рактерных (материальных и нематериальных) свойств нового продукта или опе-рации, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место этой инновации, а также её продуцента или продавца. Бренд содержит материаль-ные и нематериальные характеристики, которые в совокупности и составляют предмет продажи. К материальным характеристикам относятся такие характери-стики продукта, имеющего форму вещи, как сырье, из которого сделан данный продукт, его вес, внешний вид, его устройство и т.д.

 

Нематериальные характеристики инновации включают в себя преимущества или удобства, которые дает владельцу пользование данной инновацией, например продолжительность операции, реклама, цена и т.п.

 

Бренд-стратегия инновации включает в себя следующие этапы:

1) анализ ситуации на рынке и выбор пути разработки инновации;

 

2) поиск идеи и планирование выпуска инновации;

 

3) организационные мероприятия (маркетинговые исследования, изучение спроса, проведение рекламной компании и т.п.);

 

4) организацию выпуска инновации;

5) оценку результатов инновации на рынке;

6) разработку и осуществление мер по продвижению инновации.

 

Бренд инновации имеет определенные свойства. Под свойствами бренда по-нимаются функциональные и эмоциональные ассоциации, которые покупатели присваивают новому продукту или операции. При этом под ассоциацией понима-ется связь, образующаяся при определенных условиях между ощущениями, вос-

 

 


приятиями, представлениями, идеями и другими психо-физиологическими ком-плексами человека.

 

Использование предприятием эффективной бренд-стратегии дает ему многие конкурентные преимущества, к которым можно отнести:

 

1) Бренд предприятия создает естественную преграду на пути конкурентов, вынуждая конкурентов к инвестированию капитала в исследование рынка, прове-дению маркетинговых исследований, занятию бенчмаркингом, рекламными кам-паниями;

 

2) Наличие эффективного бренда облегчает предприятию вывод на рынок но-вых продуктов и операций (технологий), захват новых ниш на отечественном рынке, захват зарубежных рынков;

 

3) Бренд дает предприятию дополнительное время для реинжиниринга его деятельности на рынке в условиях кризиса. Однажды сформированный хороший бренд может защитить долю субъекта рынка без больших затрат на рекламную кампанию и без резкого снижения цен на продукт.

Важно отметить, что у современных предприятий изначально узкое понимание

 

брэнда сегодня расширяется до понятия «бренд-капитал». Не случайно бизнес-стратеги компании «Pricewaterhouse Coopers»34 говорят о «перевертывании» пира-миды традиционного бизнеса (рис. 11). Они отмечают неизбежность больших пере-мен, которые обусловлены Интернет и электронным бизнесом и проистекают из таких явлений, как глобализация и интеграция рынков капитала, упрощение про-изводственных процессов и трансформация промышленности.

 

В ушедшем веке компании имели мощную материальную базу. Различие акти-вов определялось различием бизнеса (производственные центры, центры распре-деления, финансовые институты, больницы или магазины, телекоммуникацион-ные компании, системы кабельного телевидения, развлекательные центры). Одна-ко эффективное управление активами в последние 20 лет потребовало концентра-ции усилий на выстраивании или интеграции национальных и глобальных опера-ций компаний, упрощения цепочек взаимоотношений «поставщик-покупатель», интеграции с поставщиками и дистрибьюторскими сетями, стандартизации и со-вершенствовании бизнес-процессов, общем улучшении характеристик и повыше-нии эффективности бизнеса. Параллельно финансовые менеджеры концентриро-вали внимание на уровне прибыли на капитал, прибыли на вложения, оборачи-ваемости активов и других показателях эффективности управления предприятием. Процессы концентрации промышленности, помимо прочего, вели к консолидации физического капитала на национальном и глобальном уровнях с целью обеспече-ния роста объемов производства.

 

В 90-е гг. внимание компаний было сосредоточено на эффективном использо-вании оборотного капитала (сырья, запасов, незавершенного производства, гото-вой продукции) с целью повышения оборачиваемости запасов, снижения текущих издержек на хранение запасов, а также на повышении эффективности исполни-

 

 

34 Минс, Г. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в ХХI веке пер. с англ. / Г. Минс, Д. Шнайдер. – М.: Альпина Паблишер, 2001.

 


тельных систем для уменьшения устаревания и повышения спроса. Ключевыми индикаторами были производительность, оборачиваемость запасов и эффектив-ность капитала, в т.ч. оборотного.

 

Это внимание, уделявшееся в 90-х гг. эффективности использования оборот-ного капитала, было результатом экономических сдвигов, происшедших в преды-дущее десятилетие, ведь до 80-х гг. реальная стоимость капитала была равна ну-лю или отрицательной величине в течение ряда десятилетий. По сути, реальная доходность капитала (равная разнице между номинальной доходностью и инфля-цией) была близка к нулю или отрицательной величине из-за высокой инфляции. В этих условиях оборотный капитал был в известном смысле бесплатным, и ме-неджеры не уделяли достаточного внимания совершенствованию управления оборотным капиталом.

 

Бренд-капитал

 

 

Человеческий капитал

 

Оборотный капитал

 

Физический капитал

 

 

Е-бизнес

Традиционный бизнес

 

Рис. 11. Схема перехода к электронному бизнесу

 

Однако резкое изменение реальной процентной ставки в 80–90-е гг. изменило ситуацию в целом. Компании стали иметь дело с реальной стоимостью операций и осознали, что обладание и управление всеми составляющими производства (с соответствующей потребностью в оборотном капитале) не может быть предпоч-тительной экономической моделью.

 

Работники компаний (человеческий капитал) в 90-е гг. концентрировали свое внимание на составляющих производства. В моделях производства учитывались все элементы цепочки взаимоотношений «поставщик-потребитель»: источники снабжения, производство, дистрибуция, финансовый учет, разработка новой про-дукции и вывод её на рынок, маркетинг и реклама, реализация. И хотя в послед-ние годы все большее внимание уделялось запросам потребителя и его ответной реакции, т.е. бренд-капиталу, в большинстве крупных компаний преобладающую роль играла разработка новой продукции, её производство и реализация через «навязывание» потребителям, а не его «притягивание».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.135 с.)