Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поведенческие техники при различных расстройствах
Поведенческая терапия включает в себя, прежде всего, избавление от неэффективных, вызывающих расстройства сексуальных привычек и замену их более позитивными и здоровыми моделями поведения. Поведенческие терапевты стремятся к тому, чтобы побудить своих пациентов к решению следующих основных задач (Келли Г., 2000): 1) обретение терпимости при оценке своих сексуальных качеств; 2) выделение дополнительного времени для совершенствования своих сексуальных качеств; 3) устранение элементов, блокирующих сексуальные реакции; 4) ослабление беспокойства по поводу собственных сексуальных качеств; 5) использование специальных упражнений для совершенствования сексуального функционирования. Некоторые расстройства, такие как вагинизм и преждевременная эякуляция, поддаются лечению поведенческими методами лучше, чем нарушения оргазма или гипоактивность сексуального желания. Терапия оказывается более эффективной в случае молодых пар и тех, чье отношение друг к другу в начале лечения было особенно позитивным. Расстройства возбуждения. Метод фокусирования на ощущениях был разработан Мастерсом и Джонсон. Он применим к пациентам с любыми сексуальными дисфункциями, однако наиболее часто используется в терапии расстройств возбуждения. Фокусирование на ощущениях предполагает наложение запрета на половое сношение на фоне чувственных сексуальных занятий возрастающей интенсивности. Главная цель фокусирования — устранить давление необходимости адекватно функционировать, переключить внимание пары на приятные ощущения, вернуть партнеров к «основам» занятий сексом, побудить пару получать удовольствие от различных форм стимуляции. Многие пары бывают удивлены и озабочены тем, что им запрещают вступать в половое сношение. Такие рекомендации следует тщательно обосновать, иначе пара может досрочно прекратить терапию. Следовательно, психотерапевт обязательно должен четко разъяснить цель фокусирования на ощущениях. Можно объяснить партнерам, что занятия сексом приносят наибольшее удовлетворение, когда каждый из партнеров сосредотачивает внимание на своих ощущениях. Пары, испытывающие сексуальные проблемы, часто уделяют чрезмерное внимание адекватному функционированию в ущерб собственным ощущениям. Фокусирование на ощущениях призвано снять напряжение, связанное с необходимостью соответствовать определенному стандарту поведения, что позволяет паре вновь наслаждаться приятными ощущениями.
Каждую неделю психотерапевт и пара оговаривают конкретное упражнение на фокусирование. Предписывая такие упражнения, психотерапевт должен ясно представлять себе следующее: · в чем заключается упражнение; · как часто его следует выполнять (как правило, 1-3 раза каждую неделю); · какова его продолжительность (обычно 15-30 минут); · какие цели оно преследует (например, фокусирование на физических ощущениях, практика обсуждения занятий сексом); · что не является целью упражнения (например, достижение возбуждения, достижение оргазма, половое сношение); · кто из партнеров должен проявить инициативу в выполнении упражнения. Конкретные упражнения варьируют в зависимости от потребностей и уровня комфорта каждой пары. Во многих случаях фокусирование на ощущениях начинается с массажа, не затрагивающего область половых органов. Начинать можно в раздетом или одетом виде, как партнерам удобно. Психотерапевт предлагает партнерам во время массажа сообщать друг другу о том, какие формы стимуляции им нравятся больше всего, с положительной обратной связью (без критики). Когда партнеры привыкнут к обычному массажу, можно переходить к массажу с прикосновением к половым органам. Давая такое задание, психотерапевт должен подчеркнуть, что не ставится задача достичь возбуждения, а тем более оргазма. Основными целями по-прежнему остаются получение удовольствия и близость. Партнеры должны четко себе это представлять, приступая к выполнению упражнения. Следующим шагом обычно становится проникновение без фрикций. На этом этапе целесообразно напомнить партнерам о том, что при невозможности проникновения (например, из-за недостаточной эрекции) можно продолжить занятия сексом с другими формами стимуляции. Это способствует снижению тревоги и подкрепляет мысль о том, что сексуальное удовлетворение не зависит от полового сношения.
Заключительный этап фокусирования на ощущениях включает занятия сексом с возможным половым сношением. «Разрешая» половое сношение, психотерапевт продолжает ограничивать требования к функционированию и подкрепляет идею о том, что пара не обязательно должна вступать в половое сношение. Можно напомнить партнерам, что они уже научились получать удовольствие от различных форм стимуляции. Следовательно, хотя половое сношение теперь «разрешено», оно не обязательно должно играть главную роль. Описанные выше шаги можно разбить на серии более мелких упражнений в зависимости от потребностей конкретной пары. Например, массаж без стимуляции половых органов может начаться с того, чтобы партнеры держались за руки в одетом виде, далее постепенно переходя к массажу спины в раздетом виде. Каждая пара начинает со своей точки отсчета. Иногда движение вперед происходит крайне медленно, пара прорабатывает один шаг неделями или месяцами, прежде чем переходить к следующему. В таких случаях необходимо периодически напоминать обоим партнерам, что они вместе стремятся к одной цели — удовлетворительным сексуальным отношениям. Помимо помощи в планировании упражнений психотерапевту следует разбирать упражнения на очередной сессии. Целесообразно предложить партнерам записывать свои мысли и переживания во время выполнения упражнений, чтобы впоследствии обсудить их на сессии. Психотерапевт помогает паре реструктурировать искаженные мысли, проанализировать возникшие проблемы, выявить и проработать избегающее поведение. Преждевременная эякуляция. Первый шаг в терапии преждевременной эякуляции часто заключается в психологическом просвещении относительно нормального латентного периода эякуляции. Психотерапевт информирует пациента, что большинство мужчин эякулируют спустя 2-8 минут после проникновения. Возраст пациента и время после эякуляции также влияют на длительность отсрочки эякуляции. Одним из возможных вариантов для мужчины с ускоренной эякуляцией может быть модификация стереотипа сексуального поведения. Пара может продолжать половое сношение, пока это возможно, уже после эякуляции. Когда эякуляция перестает означать окончание полового сношения, становится менее значимой способность мужчины ее контролировать. Это снижает тревогу, связанную с адекватностью поведения, и может принести к отсрочке эякуляции. Сходный подход состоит в продолжении сексуальной активности, когда половое сношение уже невозможно. И снова снижается психологическое давление на мужчину, поскольку эякуляция больше не сигнализирует об окончании занятий сексом. Если эякуляция происходит слишком быстро (например, до проникновения), или мужчина пользуется презервативом во время занятий сексом, продолжение полового сношения после эякуляции вряд ли имеет смысл. Такие пациенты могут применить технику сдавливания. Приближаясь к моменту эякуляции, мужчина сжимает пенис прямо под головкой, причем большой палец лежит на нижней части полового члена, где головка соединяется со стволом, а указательный палец напротив большого, другие пальцы — вокруг ствола полового члена. Сжимать следует достаточно сильно в течение 10 секунд. Мужчина может применять эту технику до проникновения. Или можно вынуть половой член уже после проникновения, а после применения техники сдавливания продолжить половое сношение. Эту технику можно многократно использовать во время одного и того же сексуального контакта. Кроме того, данную технику целесообразно применять при мастурбации, чтобы научиться лучше контролировать эякуляцию.
Мужское и женское оргазмические расстройства. Психотерапевт должен удостовериться, что пара имеет реалистичные представления об оргазме (например, необходимая степень стимуляции, нормативная частота и интенсивность), а также знает об индивидуальной вариабельности. При наличии реалистичных ожиданий необходимо выяснить у пациента с оргазмическим расстройством, адекватна ли стимуляция при сексуальной активности. В случае отрицательного ответа психотерапевт дает рекомендации по усилению стимуляции. Пациенты, достигающие оргазма только при мастурбации, но не по время сексуального общения с партнером, могут показать партнеру тип стимуляции, который их возбуждает. Пациенты, не достигающие оргазма ни при мастурбации, ни при сексуальной активности с партнером, могут выполнить упражнения, чтобы лучше узнать о видах возбуждающей стимуляции. Пациенту и партнеру рекомендуют составить перечень благоприятных и неблагоприятных условий для сексуальной активности. Это поможет обоим партнерам научиться учитывать обстоятельства, в которых возникает возбуждение. Пациента поощряют читать литературу, листать журналы, смотреть видеофильмы, которые он находит возбуждающими. Этот материал может быть использован для помощи пациенту в формировании сексуальных фантазий. Поощряется использование сексуальных фантазий во время сексуальной активности. Предписывается серия упражнений на самостимуляцию. Пациент должен выполнять эти упражнения ежедневно приблизительно по 10-20 минут. Цель занятий — приучить пациента к собственному телу и помочь больше узнать о возбуждающих стимулах. Не ставится конкретная задача достичь оргазма — необходимо повысить удовольствие от сексуальной активности. Типичная последовательность упражнений: - пациент рассматривает свое обнаженное тело в зеркале; - пациент рассматривает свои обнаженные половые органы в зеркале; - пациент стимулирует/раздражает эрогенные зоны тела помимо гениталий;
- пациент стимулирует свои половые органы (психотерапевт должен убедиться в том, что пациент понимает, какие типы генитальной стимуляции обычно вызывают у людей возбуждение; не следует исходить из того, что пациент понимает значение слова «мастурбация»); - пациент демонстрирует партнеру тип стимуляции, наиболее для него возбуждающий. Упражнения с зеркалом следует повторять до тех пор, пока пациент с ними не освоится. Упражнения на стимуляцию повторяются до тех пор, пока пациент не ощутит удовольствия от такого типа стимуляции («удовольствие» может означать расслабление, возбуждение или другие приятные ощущения). Психотерапевт помогает справиться с отвлекающими или негативными мыслями, которые могут возникать во время сексуальной активности с партнером. Наконец, пара может прийти в возбуждение от сексуального белья, сексуальных игрушек, вибраторов, необычного поведения, поз или условий. Хотя пара работает над тем, чтобы усилить возбуждение пациента, психотерапевту следует внимательно следить за тем, чтобы подход к сексуальной активности не был переориентирован на достижение результата. Можно разъяснить паре, что оргазм не является необходимым для приносящей удовлетворение сексуальной активности. Психотерапевт напоминает партнерам, что иногда сексуальные контакты, приносящие наибольшее удовлетворение, не сопровождаются оргазмом, и наоборот. Болевые и аверсивные сексуальные расстройства. Оценивая состояние пациента с болевым расстройством или сексуальным аверсивным расстройством, психотерапевт должен выяснить, какие действия трудны для пациента или вызывают у него тревогу. Большинство пациентов имеют проблемы с половым сношением. Пациентки могут испытывать затруднения при пользовании тампонами, гинекологическом обследовании и даже при разглядывании себя обнаженными в зеркале. В начале вмешательства психотерапевт вместе с пациентом составляет перечень из 10-15 действий, вызывающих тревогу. Эти действия варьируют от умеренно сложных до очень сложных. Вмешательство предполагает постепенную проработку иерархии с использованием повторных экспозиций и когнитивного реструктурирования. Пациент начинает с наименее тревожных действий, не предполагающих участия партнеров (например, пациентка рассматривает свою обнаженную грудь в зеркале в течение пяти минут). Это действие следует повторить несколько раз до очередной сессии. Пациентка может записать свои мысли и уровень тревоги во время каждой экспозиции.
Таблица 9.2. Стратегии проработки факторов, которые могут снижать половое влечение (Бах Э.К. с соавт., 2008)
На следующей сессии психотерапевт помогает пациентке оспорить неадаптивные мысли и анализирует уровни ее тревоги. Каждый шаг в иерархии следует повторять до тех пор, пока пациент с ним не свыкнется. В конце концов, пациент может приступить к действиям, требующим участия партнера (например, партнер-мужчина касается половых губ своей партнерши). И снова каждый шаг необходимо повторять, пока пациент с ним не свыкнется. Пациент должен в любой момент контролировать упражнения на экспозицию, чтобы прекратить их выполнение при чрезмерном повышении уровня дискомфорта. Партнер должен дать предварительное согласие на соблюдение данного условия до начала упражнений. Снижение сексуального влечения. Первый шаг в терапии гипоактивного сексуального влечения состоит в выявлении личностных и межличностных факторов, которые могут тормозить сексуальное влечение. Примерами таких факторов служат сексуальное насилие в анамнезе, недостаток физического влечения к партнеру, негативные установки в отношении сексуальной активности. Когда эти факторы выявлены, их можно проработать в ходе вмешательства. В таблице 9.2 перечислены стратегии проработки психосоциальных факторов, часто способствующих снижению сексуального влечения. Помимо рассмотрения личностных или межличностных вопросов пациент может читать или рассматривать эротические материалы для усиления сексуального влечения. Разные пациенты сочтут возбуждающими разные материалы. Следовательно, хотя можно дать какие-либо конкретные рекомендации, лучше оставить это домашнее задание открытым. Это позволяет каждому пациенту исследовать наиболее приемлемые и возбуждающие варианты. Работая с чрезмерно религиозными или консервативно настроенными пациентами, терапевт должен творчески подойти к поиску образов, одновременно возбуждающих и не обидных для пациентов. Пациент может также повысить свое сексуальное влечение, отправившись в отпуск, изменив стереотип (другие условия или другое время дня для занятий сексом), подобрав новое белье или «вспомогательные средства» (например, вибратор, сексуальные игрушки).
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.023 с.) |