Проблемы действующего механизма исчисления и взимания акцизов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы действующего механизма исчисления и взимания акцизов



Налоговое координирование на данный момент является одним из основных элементов налогового механизма. Суть значения налогового регулирования состоит в том, что любое вмешательство в производственные процессы должно быть целесообразным и экономически обоснованным.

Акцизное налогообложение – это один из важнейших инструментов налогового регулирования. Акцизы являются одним из наиболее значимых налогов в нашем государстве.

Но, как известно, в мире нет ничего идеального, это же касается и акцизного налогообложения, а именно остается некая неясность в выполнении нужных преобразований акцизного налогообложения алкогольной продукции, табачных изделий, а также нефтепродуктов. До настоящего времени не удалось еще создать продуктивную систему взимания акцизов на приведенную продукцию. Стоит отметить, что нынешняя система акцизного налогообложения в Российской Федерации очень сложная и трудна в администрировании. Как показывает практика, данная система не эффективна с фискальной точки зрения, а зачастую и с позиций налогоплательщиков. Ведь неслучайно глава Налогового кодекса, касающаяся акцизного налогообложения, очень часто изменяется, а иногда и вовсе переписывается заново.

Не менее серьезные проблемы имеются в порядке исчисления и уплаты акцизов по табачной продукции, так как данный порядок очень трудно проконтролировать, а следовательно, это приводит в конечном итоге к минимизации налоговой базы, а также к снижению поступления налога.

В прошлом десятилетии имела место быть адвалорная система. При высоком темпе инфляции это обеспечивало стабильные доходы государства. Но в этой системе выявились и недостатки, а именно возможность занижения отпускной стоимости товаров производителями и импортерами, что побуждало снижение поступлений в бюджет, а также огромное распространение производства контрафактных товаров.

Чуть позже политика была направлена на специфическую систему налогообложения табачных изделий. Данная практика была достаточно эффективной, так как и поступления в бюджет выросли, и количество контрафактных товаров на рынке табачной продукции резко сократилось.

Однако, невзирая на это, вслед за специфической системой была введена смешанная система акцизного налогообложения табачных изделий.

Введенная в Российской Федерации комбинированная система в некотором смысле уникальна, так как она не используется ни в одной из развитых стран. Если в странах Европейского Союза адвалорная составляющая ставки исчисляется на базе фиксированной розничной цены сигарет, то в России она была определена на отпускную цену продукции. Производители табачных изделий теперь имели легальную возможность снижения налоговой базы для исчисления суммы акцизов по адвалорной ставке. Уменьшение достигалось как за счет снижения отпускных цен на табачную продукцию, так и за счет ассортиментных сдвигов в сторону увеличения выпуска сигарет более низкого ценового сегмента.[7]

Вскоре, в систему акцизного налогообложения табачной продукции вновь были внесены поправки.

Адвалорная налоговая ставка акциза на табачные изделия была привязана к максимальной розничной цене, которая обозначена на каждой пачке сигарет и папирос. Реализация данного элемента налоговой базы при взимании акциза усложнена по нескольким причинам:

1. усложнилось налоговое администрирование, которое потребовало контроль соблюдения максимальных розничных цен в каждой торговой точке;

2. у налогоплательщиков акциза серьезно увеличился документооборот;

3. возникла необходимость установления лицензирования точек розничной торговли, которые реализовывают табачные изделия;

В связи с вышеперечисленными причинами, целесообразно вернуться к специфической системе взимания акцизов на табачные изделия.

Также существуют проблемы в акцизном налогообложении алкогольной продукции. По мнению экспертов, в Российской Федерации в настоящее время практически с половины употребляемого алкоголя не уплачиваются акцизы, а бюджет в год теряет порядка 70 млрд руб. из-за производства контрафактной продукции. Государство пытается изменить ситуацию за счет создания законов, нормативно-правовых актов, которые регулируют оборот алкогольной продукции, однако эти меры безрезультатны.

Как известно, значительную долю в доходной части региональных бюджетов занимают акцизы от реализации алкогольной продукции. Причем акцизный сбор должен наполнять не только доходную часть бюджета, но и быть действенным инструментом по легализации всей алкогольной отрасли. К сожалению, действующая система взимания акцизов угнетающе действует на производство подакцизных товаров, из-за чего, прежде всего, региональные бюджеты теряют значительные доходы. О необходимости решения данной проблемы много было сказано на различных уровнях, однако, изменений к лучшему пока не происходит и этот вид бизнеса остается наиболее криминализованным.

Следует отметить, что в настоящее время ставки акциза на спирт почти в 7 раз ниже ставки акцизов на ликероводочную продукцию, в связи с чем, происходят различные манипуляции с размерами налоговых обязательств.

Для выхода из сложившейся ситуации предлагается ввести единую ставку акциза на этиловый спирт, с одновременным установлением минимальных розничных цен на алкогольную продукцию.

Кроме этого, на региональном уровне оправдано оказание государственной поддержки легальным производителям спирта и алкогольной продукции. Примером может служить Республика Мордовия, где за последние годы в форме субсидий и льготных кредитов на поддержание производства качественной алкогольной продукции выделено около 800 млн. руб. Конечно, учитывая ограниченные возможности бюджета, всех проблем решить, пока не удалось. Но принятые меры по развитию отрасли вывели республику по получению в бюджет акцизов на лидирующие позиции в Приволжском Федеральном округе. По абсолютной сумме, Мордовия находится на 4 месте после Башкортостана, Татарстана и Самарской области, а в расчете на одного жителя - на 1 месте.[8]

В настоящее время нынешняя система взимания акцизов противоречивая, так как все чаще распространяется уклонение от уплаты налога. А налоговые органы получают фальшивые документы, которые совсем не соответствуют действительности.

Таким образом, на данный момент механизм акцизного налогообложения разработан и исследован не в полной мере. Однако налоговое законодательство в отношении взимания акцизов динамично совершенствуется.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.005 с.)