Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности,
хранимые в культурных, этнических, семейных традициях и передаваемые от поколения к
поколению.
Традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к
людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие,
милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское
общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и
вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье,
достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении
рода;
- личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония,
самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к
личностному и нравственному выбору;
- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлѐнность и
настойчивость, трудолюбие;
- наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни
человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности;
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,
экологическое сознание;
- человечество — мир во всѐм мире, многообразие и уважение культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество.
Программа объединяет все виды деятельности учащихся (урочную, внеурочную,
внешкольную), в которых можно решать задачи их воспитания.
1. Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках
учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при
решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру
и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей
«на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими
коллективного взаимодействия.
2. Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые
учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах,
праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.
3. Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в
процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное
сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего
Направления работы
| Содержание
| Урочная деятельность
| Внеурочная деятельность
| Внешкольная деятельность
|
Воспитание
нравственных
чувств и
этического
сознания
| Получение
первоначального
представления о
базовых
ценностях
отечественной
культуры,
традиционных
моральных
нормах
российских
народов;
- получение
первоначальных
представлений об
исторических и
культурологическ
их основах
традиционных
российских
религий,
ознакомление с
деятельностью
традиционных
религиозных
организаций (по желанию
обучающихся и с
согласия
родителей
(законных
представителей);
- ознакомление
с основными
правилами
поведения в
школе,
общественных
местах, обучение
распознавать
хорошие и плохие
поступки;
- усвоение
первоначального
опыта
нравственных
взаимоотношений
в коллективе
класса и
образовательного
учреждения —
овладение
навыками
вежливого,
приветливого,
внимательного
отношения к
сверстникам,
старшим и
младшим детям,
взрослым,
обучение
дружной игре,
взаимной
поддержке,
участию в
коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности,
- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
| Изучение
материала и
выполнение
учебных заданий
по нравственно-
оценочным
линиям развития
в разных
предметах
Литературное
чтение (анализ и
оценка поступков
героев; развитие
чувства
прекрасного;
развитие
эмоциональной
сферы ребѐнка и
т.д.).
Русский язык –
раскрытие
воспитательного
потенциала
русского языка,
развитие
внимания к слову и чувства
ответственности
за сказанное и
написанное и т.д.
Окружающий
мир(«связь
человека и мира»,
правила
поведения в
отношениях
«человек –
человек» и
«человек –
природа» и т.д.).
Реализация
нравственных
правил поведения
в учебном
взаимодействии.
Проблемный
диалог (это
развитие
культуры
общения),
продуктивное
чтение
(интерпретация
текста порождает
нравственную
оценку),
групповая форма
работы,
требующая
помощи и
поддержки
товарища.
| Знакомство с
правилами
нравственного
поведения,
обучение
распознаванию
плохих и
хороших
поступков, черт
характера в ходе
различных
мероприятий:
- беседы и
классные часы
по темам о добре
и зле, долге и
совести,
милосердии и
справедливости;
- просмотр и
обсуждение
видеофрагментов, фильмов,
представляющих
противоречивые
ситуации нравственного
поведения;
- коллективно-
творческие дела
(театральные
постановки,
выставки
поделок,
игрушек);
- осуществление вместе с
родителями
творческих
проектов и
представление
их;
- ролевые
игры,
моделирующие
ситуации
нравственного
выбора;
туристические походы;
смотры строя и
песни
| Посильное
участие в
оказании помощи
другим людям:
- подготовка
праздников,
концертов для
ветеранов войны
и груда;
- встречи с
ветеранами
войны и труда.
|
Воспитание
гражданственности, патриотизма,
уважения к
правам, свободам и обязанностям человека
| Получение
первоначальных
представлений о
Конституции
Российской Федерации ознакомление с
государственной
символикой —
Гербом, Флагом
Российской
Федерации;
- ознакомление
с героическими
страницами
истории России,
жизнью
замечательных
людей, явивших
примеры
гражданского
служения,
исполнения
патриотического
долга, с
обязанностями
гражданина;
- ознакомление
с историей и
культурой
родного края,
народным
творчеством,
этнокультурными
традициями,
фольклором,
особенностями
быта народов
России;
знакомство с
важнейшими
событиями в
истории нашей
страны,
содержанием и
значением
государственных
праздников;
Знакомство с
подвигами
Российской
армии,
защитников
Отечества;
- получение
первоначального
опыта
межкультурной
коммуникации с
детьми и
взрослыми —представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойный пример гражданственности и патриотизма.
| Изучение
материала и
выполнение
учебных заданий
по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах.Окружающий
мир.
«Современная
Россия - люди и
государство»,
«Наследие
предков в
культуре и
символах
государства,
славные и
трудные
страницы
прошлого»,
«Права и
обязанности
граждан,
демократия»,
«Государственные символы»,
«Общечеловеческие правила
поведения в
многоликом
обществе, права
человека и права
ребѐнка».
Литературное
чтение.
Сказки народов
России и мира;
произведения о
России, еѐ
природе, людях,
истории.
Групповая работа
на разных
предметах – опыт
оказания
взаимной помощи
и поддержки,
разрешения
конфликтных
ситуаций,
общения в разных
социальных
ролях.
| Знакомство с
правилами,
образцами
гражданского
поведения, обучение
распознаванию
гражданских и
антиобщественных поступков:
- беседы и
классные часы
по темам: «Что
значит любовь к
Родине?», «Что
связывает меня с
моими друзьями,
моими
земляками, моей
страной?», «Что
я могу сделать
для своего
класса, своих
земляков, своих
сограждан?»,
«Кем из наших
предков я
горжусь?»
- просмотр и
обсуждение
видеофрагментов, фильмов,
представляющих
образцы
гражданского и
примеры
антигражданского поведения;
- экскурсии по
родному краю;
- коллективно-
творческие дела;
- встречи-беседы
с ветеранами
войны и труда,
людьми, делами
которых можно
гордиться;
- посредством
технологии
оценивания опыт
следования
совместно
выработанным
единым для всех
правилам,
умение
отстаивать
справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях, участие в проектах.
| Участие в
организации
национально-
культурных
праздников: «Масленица»,
«Рождество»
Участие в
детско-взрослых
социальных
проектах: «Моя
школа – без
мусора».
|
Воспитание
трудолюбия,
творческого
отношения к
учению, труду,
жизни
| Формирование первоначальных
представлений о
роли знаний,
труда, и значении
творчества в
жизни человека и
общества;
- знакомство с
различными
видами труда и
представителями
разных
профессий;
- приобретение
умений и навыков
самообслуживания в школе и дома;
- знакомство с
биографиями
выпускников,
показавших
достойные
примеры
высокого
профессионализм
а, творческого
отношения к
труду и жизни.
| Изучение
материала и
выполнение
учебных заданий:
знакомство с
разными
профессиями, их
ролью и ролью
труда, творчества,
учѐбы в жизни
людей.
Технология –
роль труда и
творчества, его
различные виды,
обучение разным
трудовым
операциям,
важность их
последовательности для получения
результата;
занятие
народными
промыслами;
получение
трудового опыта
в процессе
учебной работы.
Окружающий
мир –знакомство
с профессиями и
ролью труда (в
т.ч. труда учѐных)
в развитии
общества,
преобразования
природы.
Литературное
чтение,
изобразительное искусство, музыка - роль
творческого труда
писателей,
художников,
музыкантов.
Настойчивость в
исполнении
учебных заданий,
доведение их до
конца.
Оценивание
результатов
своего труда в
рамках
использования
технологии
оценивания.
Творческое
применение
предметных
знаний на
практике.
Работа в группах
и коллективные
учебные проекты
– навыки
сотрудничества.
Презентация
своих учебных и
творческих
достижений.
| Знакомство с
правилами
взаимоотношений людей в
процессе труда в
ходе различных
мероприятий:
- экскурсии,
видеопутешествия с целью с
разными
профессиями
своего края и
мира;
- коллективно-
творческие дела
по подготовке
праздников
«Золотая осень»,
«Мастерская
Деда Мороза»;
- встречи-
беседы с людьми
различных
профессий,
прославившихся
своим трудом,
его
результатами;
- ролевые
игры,
моделирующие
экономические,
производственные ситуации;
- совместные
проекты с
родителями
«Труд моих
родных».
| Опыт принесения
практической
пользы своим
трудом и
творчеством:
- украшение и
наведение
порядка в
пространстве
своего дома,
класса, школы,
улицы;
- расширение
- возможностей и навыков по
самообслуживанию и устройству
быта близких,
товарищей дома,
в школе;
- отдельные
трудовые акции,
например «Мой
чистый двор».
|
Формирование
ценностного
отношения к
здоровью и
здоровому образу
жизни
| Приобретение
знаний о
здоровье, и
способах
укрепления
здоровья;
представление о
режиме дня,
санитарно-
гигиенических
нормах труда и
отдыха;
- получение
навыков следить
за чистотой и
опрятностью
своей одежды, за
чистотой своего
тела,
экологически
грамотного
питания;
- получение
знаний о возможном
негативном
влиянии
компьютерных
игр, телевидения,
рекламы на
здоровье
человека.
| Изучение
материала и
выполнение
учебных заданий
по знакомству со
здоровым
образом жизни и
опасностями,
угрожающими
здоровью людей
Физкультура–
овладение
комплексами
упражнений,
разнообразными
навыками
двигательной
активности,
спортивных игр, а
также понимание
их смысла,
значения для
укрепления
здоровья.Окружающий
мир –устройство
человеческого
организма,
опасности для
здоровья в
поведении людей,
питании, в
отношении к
природе, способы
сбережения
здоровья.
Технология–
правила техники
безопасности.
Получение опыта
укрепления и
сбережения
здоровья в
процессе учебной
работы:
- осмысленное
чередование
умственной и
физической
активности в
процессе учѐбы;
- регулярность
безопасных
физических
упражнений, игр
на уроках
физкультуры, на
переменах и
учебных курсах.
Образовательные
технологии,
построенные на
личностно-
ориентированных
подходах,
партнѐрстве ученика и учителя, обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.
| Знакомство с
правилами
здорового образа
жизни,
укрепления
здоровья,
взаимосвязи
здоровья
физического,
психического и
здоровья
общества, семьи
в ходе
различных
мероприятий:
- спортивные
праздники «Дни
Здоровья»,
подвижные игры
на переменах;
- занятия в
спортивных
секциях;
- туристические походы
(развитие
выносливости,
интерес к
физической
активности);
- классные
часы, беседы,
коллективно-
творческие дела
по примерным
темам: «Вредные
и полезные для
здоровья
привычки»,
«Человек есть
то, что он ест»,
«Убийцы людей
- табак,
алкоголь,
наркотики»,
«Болезни,
которые
порождают
увлечения
компьютерными
играми,
телевидением»;
Риторика -
влияние слова на
физическое и
психологическое
состояние
человека
(«словом может
убить, словом
может спасти»).
| Опыт
ограждения
своего здоровья и
здоровья близких
людей от
вредных
факторов
окружающей
среды:
- соблюдение
правил личной
гигиены, чистоты
тела и одежды,
корректная
помощь в этом
младшим,
нуждающимся в
помощи;
- составление и
соблюдение
режима дня;
- организация
коллективных
действий (семейных
праздников,
дружеских игр)
на свежем
воздухе, на
природе;
- отказ от
вредящих
здоровью
продуктов
питания,
стремление
следовать
экологически
безопасным
правилам в
питании,
ознакомление с
ними своих
близких.
|
Воспитание
ценностного
отношения к
природе,
окружающей
среде
(экологическое воспитание).
| Усвоение
элементарных
представлений об
экокультурных
ценностях, о
традициях
этического отношения к
природе в
культуре народов
России, других
стран, нормах
экологической
этики, об
экологически
грамотном
взаимодействии
человека с
природой;
получение
первоначального
опыта
эмоционально-
чувственного
непосредственного взаимодействия
с природой,
экологически
грамотного
поведения в
природе.
| Изучение
материала и
выполнение
учебных заданий
по изучению
правил
взаимоотношений человека и
природы,
экологических
правил.
Окружающий
мир –
взаимосвязи
живой и неживой
природы,
природы и
хозяйства
человека,
экологические
проблемы и пути
их решения,
правила
экологической
этики в
отношениях
человека и
природы.
Литературное
чтение –опыт
бережного
отношения к
природе разных
народов,
отражѐнный в
литературных
произведениях.
Получение опыта
бережного
отношения к
природе в
процессе учебной
работы –
сбережение
природных
ресурсов в ходе
учебного
процесса:
выключение
ненужного
электроосвещения, экономное
расходование
воды,
упаковочных
материалов,
бумаги.
| Знакомство с
правилами
бережного
отношения к
природе в ходе
различных
мероприятий: экскурсии по
окружающей
местности,
знакомящие с
богатствами и
красотой
природы
родного края;
- классные
часы, беседы по
примерным
темам: «Как
помочь природе
убрать наш
мусор?», «Выезд
на пикник –
праздник для
человека и беда
для природы?»;
- ролевые
игры,
моделирующие
природоохранные мероприятия;
- проектная деятельность.
| Опыт
практической
заботы о
сохранении
чистоты
природы:
- забота (в т.ч. вместе с родителями) о
живых существах
- домашних и в
дикой природе;
- участие в
посильных
экологических
акциях: посадка
растений,
очистка
территории от
мусора,
подкормка птиц
сбор макулатуры;
- создание
текстов
(объявления,
рекламы,
инструкции) на
тему «Бережное
отношение к природе».
|
Воспитание
ценностного
отношения к
прекрасному,
формирование
представлений об эстетических
идеалах и
ценностях
(эстетическое
воспитание).
| Получение
элементарных
представлений об
эстетических
идеалах и
художественных ценностях
культуры России,
культуры народов
России;
- ознакомление
с эстетическими
идеалами,
традициями
художественной
культуры родного
края, с
фольклором и
народными
художественными
промыслами;
- получение
первоначального
опыта
самореализации в
различных видах
творческой
деятельности,
умения выражать
себя в доступных
видах и формах
художественного
творчества.
| Изучение
материала и
выполнение
учебных заданий,
направленных на
приобщение к искусству,
красоте,
художественным
ценностям.
Изобразительное
искусство и
музыка –
приобщение к
законам
изобразительного
и музыкального
искусства; опыт
творческой
деятельности.
Литературное
чтение –
приобщение к
литературе как к
искусству слова,
опыт создания
письменных
творческих работ,
разучивание
стихотворений.
Технология–
приобщение к
художественному
труду; осознание
красоты и
гармонии изделий
народных
промыслов; опыт творческой деятельности.
| Знакомство с
художественным
и идеалами,
ценностями в
ходе различных
мероприятий - классные
часы, беседы по
примерным
темам: «Красота
в жизни людей»,
«Что такое
некрасивый
поступок?»,
«Как сказать
правильно?»,
«Красота
родного языка»;
- занятия в
творческих
кружках
(«Театральный»,
хор, изостудия)-
опыт
самореализации
в
художественном
творчестве;
- участие
вместе с
родителями в
проведении
выставок
семейного
художественного
творчества,
музыкальных
вечеров.
| Опыт реализации
идеалов красоты
в значимой для
людей
деятельности:
- участие в художественном
оформлении
класса, школы;
- опыт
следования
идеалам красоты,
выражения
своего
душевного
состояния при
выборе
поступков,
жестов, слов,
одежды в
соответствии с
различными
житейскими
ситуациями.
|
Рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности
Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности через:
- реализацию целевых установок программы духовно-нравственного
- развития и воспитания средствами образовательной системы «Школа России»;
- создание и использование условий реализации программы духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся;
- включѐнности материала в содержание уроков;
- способы организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеурочной деятельности;
- организацию сотрудничества взрослого и ребѐнка;
- организацию индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся;
- организацию специальных событий, спроектированных с учѐтом определѐнной ценности и смысла;
- нравственный пример педагога.
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности,
социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов: образовательная система «Школа России», программ курсов внеурочной деятельности.
В содержании образовательной системы «Школа России»заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлѐн с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников
«Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, является важнейшей задачей деятельности школы.
В школе организованы пространства:
тематически оформленные рекреации;
школьный музей (на первом этаже),
имеются актовый зал для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов и т.п.,позволяющие обучающимся: изучать символы российской государственности и символыродного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю,
культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами; осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.
В МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска» реализуются следующие целевые программы
- Программа «Одарѐнные дети»;
- Целевая программа развития школьного самоуправления.
Таким образом, в школе создано социально открытое пространство, в котором педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера педагога; социально-педагогического партнѐрства; индивидуально личностного развития ребѐнка; интегративности программ духовно-нравственного воспитания.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации.
Процесс воспитания осуществляется в форме воспитательных модулей, в каждом из которых определено яркое традиционное дело.
Цели воспитательных модулей:
- создание периодов повышенной творческой активности;
- задание четкого ритма жизни школьного коллектива, избегая стихийности;
- прогнозирование и отслеживание результатов;
- привлечение родителей и других представителей социального сообщества.
Таким образом, в школе созданы условия для урочной и внеурочной деятельности, направленной:
- на расширение кругозора, развитие общей культуры;
- на ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;
- на формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной
жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой
деятельности;
- на развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;
- на формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим
миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Текущий контроль результатов обучающихся по достижению ими планируемых результатов реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется в рамках общешкольных мероприятий, традиционных дел в соответствии с планом работы МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска».