Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся



Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности,

хранимые в культурных, этнических, семейных традициях и передаваемые от поколения к

поколению.

Традиционными источниками нравственности являются:

- патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

- социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к

людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие,

милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское

общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и

вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

- семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье,

достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении

рода;

- личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония,

самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к

личностному и нравственному выбору;

- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлѐнность и

настойчивость, трудолюбие;

- наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

- традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни

человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности;

- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный

выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,

экологическое сознание;

- человечество — мир во всѐм мире, многообразие и уважение культур и народов,

прогресс человечества, международное сотрудничество.

Программа объединяет все виды деятельности учащихся (урочную, внеурочную,

внешкольную), в которых можно решать задачи их воспитания.

1. Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках

учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при

решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру

и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей

«на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими

коллективного взаимодействия.

2. Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые

учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах,

праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.

3. Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в

процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное

сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего

Направления работы Содержание Урочная деятельность Внеурочная деятельность Внешкольная деятельность
Воспитание нравственных чувств и этического сознания Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов; - получение первоначальных представлений об исторических и культурологическ их основах традиционных российских религий, ознакомление с деятельностью традиционных религиозных организаций (по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей); - ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки; - усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности, - получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье. Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно- оценочным линиям развития в разных предметах Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребѐнка и т.д.). Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д. Окружающий мир(«связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.). Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии. Проблемный диалог (это развитие культуры общения), продуктивное чтение (интерпретация текста порождает нравственную оценку), групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища. Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных мероприятий: - беседы и классные часы по темам о добре и зле, долге и совести, милосердии и справедливости; - просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения; - коллективно- творческие дела (театральные постановки, выставки поделок, игрушек); - осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их; - ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора; туристические походы; смотры строя и песни Посильное участие в оказании помощи другим людям: - подготовка праздников, концертов для ветеранов войны и груда; - встречи с ветеранами войны и труда.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации; - ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; - ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников; Знакомство с подвигами Российской армии, защитников Отечества; - получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми —представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойный пример гражданственности и патриотизма. Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах.Окружающий мир. «Современная Россия - люди и государство», «Наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «Права и обязанности граждан, демократия», «Государственные символы», «Общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребѐнка». Литературное чтение. Сказки народов России и мира; произведения о России, еѐ природе, людях, истории. Групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях. Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антиобщественных поступков: - беседы и классные часы по темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?» - просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения; - экскурсии по родному краю; - коллективно- творческие дела; - встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться; - посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях, участие в проектах. Участие в организации национально- культурных праздников: «Масленица», «Рождество» Участие в детско-взрослых социальных проектах: «Моя школа – без мусора».
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Формирование первоначальных представлений о роли знаний, труда, и значении творчества в жизни человека и общества; - знакомство с различными видами труда и представителями разных профессий; - приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома; - знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализм а, творческого отношения к труду и жизни. Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учѐбы в жизни людей. Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата; занятие народными промыслами; получение трудового опыта в процессе учебной работы. Окружающий мир –знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учѐных) в развитии общества, преобразования природы. Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка - роль творческого труда писателей, художников, музыкантов. Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца. Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания. Творческое применение предметных знаний на практике. Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества. Презентация своих учебных и творческих достижений. Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных мероприятий: - экскурсии, видеопутешествия с целью с разными профессиями своего края и мира; - коллективно- творческие дела по подготовке праздников «Золотая осень», «Мастерская Деда Мороза»; - встречи- беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами; - ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации; - совместные проекты с родителями «Труд моих родных». Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством: - украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы; - расширение - возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе; - отдельные трудовые акции, например «Мой чистый двор».
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Приобретение знаний о здоровье, и способах укрепления здоровья; представление о режиме дня, санитарно- гигиенических нормах труда и отдыха; - получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, экологически грамотного питания; - получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей Физкультура– овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья.Окружающий мир –устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья. Технология– правила техники безопасности. Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы: - осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учѐбы; - регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и учебных курсах. Образовательные технологии, построенные на личностно- ориентированных подходах, партнѐрстве ученика и учителя, обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде. Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных мероприятий: - спортивные праздники «Дни Здоровья», подвижные игры на переменах; - занятия в спортивных секциях; - туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности); - классные часы, беседы, коллективно- творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей - табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением»; Риторика - влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («словом может убить, словом может спасти»). Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды: - соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи; - составление и соблюдение режима дня; - организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе; - отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой; получение первоначального опыта эмоционально- чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе. Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил. Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы. Литературное чтение –опыт бережного отношения к природе разных народов, отражѐнный в литературных произведениях. Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы – сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги. Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных мероприятий: экскурсии по окружающей местности, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края; - классные часы, беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник – праздник для человека и беда для природы?»; - ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия; - проектная деятельность. Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы: - забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах - домашних и в дикой природе; - участие в посильных экологических акциях: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц сбор макулатуры; - создание текстов (объявления, рекламы, инструкции) на тему «Бережное отношение к природе».
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культуры народов России; - ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами; - получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества. Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям. Изобразительное искусство и музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности. Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ, разучивание стихотворений. Технология– приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности. Знакомство с художественным и идеалами, ценностями в ходе различных мероприятий - классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Что такое некрасивый поступок?», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»; - занятия в творческих кружках («Театральный», хор, изостудия)- опыт самореализации в художественном творчестве; - участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров. Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности: - участие в художественном оформлении класса, школы; - опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями.

Рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности

Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности через:

- реализацию целевых установок программы духовно-нравственного

- развития и воспитания средствами образовательной системы «Школа России»;

- создание и использование условий реализации программы духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся;

- включѐнности материала в содержание уроков;

- способы организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеурочной деятельности;

- организацию сотрудничества взрослого и ребѐнка;

- организацию индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся;

- организацию специальных событий, спроектированных с учѐтом определѐнной ценности и смысла;

- нравственный пример педагога.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности,

социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов: образовательная система «Школа России», программ курсов внеурочной деятельности.

В содержании образовательной системы «Школа России»заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлѐн с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников

«Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, является важнейшей задачей деятельности школы.

В школе организованы пространства:

тематически оформленные рекреации;

школьный музей (на первом этаже),

имеются актовый зал для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов и т.п.,позволяющие обучающимся: изучать символы российской государственности и символыродного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю,

культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами; осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.

В МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска» реализуются следующие целевые программы

- Программа «Одарѐнные дети»;

- Целевая программа развития школьного самоуправления.

Таким образом, в школе создано социально открытое пространство, в котором педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера педагога; социально-педагогического партнѐрства; индивидуально личностного развития ребѐнка; интегративности программ духовно-нравственного воспитания.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации.

Процесс воспитания осуществляется в форме воспитательных модулей, в каждом из которых определено яркое традиционное дело.

Цели воспитательных модулей:

- создание периодов повышенной творческой активности;

- задание четкого ритма жизни школьного коллектива, избегая стихийности;

- прогнозирование и отслеживание результатов;

- привлечение родителей и других представителей социального сообщества.

Таким образом, в школе созданы условия для урочной и внеурочной деятельности, направленной:

- на расширение кругозора, развитие общей культуры;

- на ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;

- на формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной

жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой

деятельности;

- на развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;

- на формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим

миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Текущий контроль результатов обучающихся по достижению ими планируемых результатов реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется в рамках общешкольных мероприятий, традиционных дел в соответствии с планом работы МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.046 с.)