Социально-психологические типы самодеятельных обществ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические типы самодеятельных обществ.



Концепции человеческих общностей:

1. Зигмунд Фрейд

1 коллективное бессознательное;

2 недовольство человека культурой.

Карл Юнг продолжил и развил учение Фрейда.

22 общность – определённый тип культуры.

 

2. Подход с позиции этологических теорий

Этология – наука о поведении животных и формах социального поведения, заимствованных из мира животных.

В животном мире род никогда себя не истребляет.

 

3. Теории фасилитации (усиление)

Сущность заключается в модели поведения – соревновании: человек в группе даёт результат превышающий сумму индивидуальных усилий.

 

4. Теория пассионарности

В результате энергетических влияний возникают люди с повышенной энергетикой и пониженным инстинктом самосохранения.

 

5. Фромм – потребность человека в ближнем.

 

Разновидности общностей:

1 Клуб как общность

o отсутствие или подчинённость инструментальных целей, приоритет мотивов к отдыху, развлечению, нерегламентированному общению;

o отсутствие строгой иерархической структуры, свобода от отношений «руководство» – «подчинение», приоритет связи по горизонтали;

o примерно одинаковый интеллектуальный и социальный статус участников;

o уединённое от посторонних место сбора, которое является условием безопасности ­­– закрытая общность;

o отрицательное отношение к чужим.

Мужчины более склонны, чем женщины.

2 Коалиция

o чётко обозначенные цели;

o формально, а иногда документально, закреплённые отношения между участниками;

o ярко выраженные инструментальные (предметные) отношения;

Пример: клуб спелеологов, клуб горнолыжников.

3 Клуб-коалиция – промежуточная форма, от клуба отличают

o открытость;

o отсутствие негативного отношения к чужим;

o более ярко выраженное стремление выработать цели, программу группы;

o возникают инструментальные отношения;

o сохраняется приоритет связи по горизонтали;

o доминирует мотивация, связанная с реализацией потребности в отдыхе, развлечению и нерегламентированному общению.

4 Клика – группа с общими интересами, но связи не инструментально завязаны, а базируются на личной зависимости лиц, занимающих в иерархии более высокие ступени; состав подбирается не по личным качествам, а по критерию преданности.

5 Секта

o единство ценностей (ценностно-ориентационное единство);

o психологическая зависимость от лидера, завоевание пространства по отношению к нему;

o закрытость от внешнего мира.

6 Банда

o приоритет связей по вертикали, обладающий большой степенью жёсткости;

o все отношения замыкаются на лидере;

o вопросы распределения благ, формирование целей и тактики действия – прерогатива лидера;

o иерархическая система 3 ступеней:

· лидер и субъекты «альфа»;

· средний слой участников;

· отличается в зависимости от открытых (резерв, молодёжь, охраняемая и опекаемая главарём) или герметичных (униженные и оскорблённые).

o сплочённость, которая блокирует страх, нерешительность, неопределённость;

o деятельность должна соответствовать групповым эталонам;

o столкновение страха неадекватности и ответственности;

o агрессивное отношение к чужим;

o завоевание и охрана территории:

· надо постоянно подтверждать своё ранговое соответствие;

· правило незаинтересованности;

· правило круговой поруки и т.д.

7 Коллектив

Понятие явилось основополагающим. Теория коллектива была названа реакционной. Идея деперсонализации лидера на основе введения институтов дежурных командиров:

1 Культурная основа;

2 Труд: «труд сам по себе нейтрален, можно заставить человека трудиться сколько угодно. Труд может воспитать раба, труд может воспитать свободного гражданина». Всё зависит от условий труда.

Коллектив – жёсткая структура, вывернутая на изнанку банда.

Признаки коллектива:

o социальная и личностная значимость цели;

o ценностно-ориентационное единство;

o психологическая совместимость, которая включает

· общность взглядов,

· высокую мотивацию деятельности,

· лидерство в каком-либо виде деятельности,

· критичность к себе и окружающим, но в рамках здравого смысла,

· доверие друг к другу,

· максимально возможная загруженность коллективной деятельностью,

· возможность уединения каждого,

· потребность ближнего;

o самоорганизованность группы;

o развитая формальная структура;

o развитая система внешних связей.

 

Такие термины как команда, стая социально-психологически не фиксируются.


2.2. Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений

принципы – это основные положения, которым должен руководствоваться или оратор или социально-просветительный работник в повседневной работе.

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся работники социально-культурной сферы. Ораторство — сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.
Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.
Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.
Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.
Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. При этом необходимо учитывать аудиторию. Аудитория – кратковременная общность людей объединенных:

1 Наличием мотива посещения учреждения или мероприятия

2 Воздействием одной и той же информацией

3 Занятостью одной и той же деятельностью

4 Наличием непосредственных межличностных контактов

5 Одновременностью присутствия в одном и тем же месте.

С аудиторией связан и второй принцип – активного сотворчества в ходе диалога или беседы

3 принцип – индивидуального подхода к собеседнику (состояние психологической заразительностью)

4 принцип – прямой межличностной связи (обратная связь, ответы на вопросы)

5 принцип – дифференцированного подхода к различным социально-экономическим, социально-психологическим и социально-демографической категориям населения

6 принцип – системный подход к отбору методов, средств и форм информации и просвещения.

 

Суть любой речи – ее функциональное назночение «СЛУЖИТЬ ЛЮДЯМ»

 

В ораторском искусстве существует несколько важных правил, которые напрямую воздействуют на слушателя.

Овладеть ораторским искусством позволит только длительная и упорная тренировка речи и мышления. Важно лишь знать основные правила и тренироваться. Умение говорить не предпологает говорить без умолку. Именно сегодня благодаря радио и телевидению, газетам мы переживаем ИНФЛЯЦИЮ слова…

 

В СКС Слово это не единственный ИНСТРУМЕНТ профессии… Со словом нужно обращаться очень бережно и с чувством ответственности. ГОВОРИТЬ МЕНЬШЕ, но лучше…

 

Принципы ораторского искусства: На них обращали внимание еще античные знатоки риторики- «УЧИТЬ, РАДОВАТЬ, ПОБУЖДАТЬ»

 

Предметом ораторского исскуства являеться РЕЧЬ, которая произноститься с целью повлиять на индивидуальное сознание слушателя и побудить его к действию.. Каждая речь обращена к разуму, чувству и желанию слушателей.

Умение хорошо говорить достигается речевыми средствами поставленной цели.

 

10 элементов хорошей речи:

1. Обьективность – глубокое согласование, обусловленное существом дела, соединение содержания и формулировок речи, что не исключает элегантной отделки.

2. Ясность выражения.

3. Образность – С помощью выразительных средств, динамичным и жизненным предстает материал

4. Целенаправленность – «Красные места», которые остаються в памяти слушателя – немногим многое сказать.

5. Повышение внимания – оратор не просто сообщает факт за фактом, настраивает речь на повышение напряжения.

6. Повторение – варианты или повторение основных мыслей.

7. Неожиданность – фактор повышения напряжения. Но! Серия шоков действует отталкивающе.

8. Смысловая насыщенность- нельзя сложные понятия давать концентрированно.

9. Лаконизм - Берегись многословия!

10. Юмор- Остроумие оратора

В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут 'помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.
Лучшая черта во внешнем облике оратора — корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер —непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты—это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора.

У ораторского искусстваи информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений могут быть общие воспитательные задачи, которые предусмотрены гражданским правом, неприкосновенностью личностью.

Оратор может показать проблемы в тексте, социально-просвет – в мероприятиях.

Единство целевой установки оратора и соц-просвет сформулировать личность пригод для жизни в данном обществе, выбираем инф материал через который можно показать данную проблему.

Общим является наличие обратной связи как способ налаживания контакта с аудиторией. Важной является опора на практический опыт – это способ ассоциативного мышления.

Общим является и идентичность всех просветительских форм (информация, лекция, рекламная акция).

СКД является одной из 3 дисциплин, лежащих в основе ораторского искусства, наряду с педагогикой и психологией.

Ораторы используют СКД скорее в теории.

 

Различия: у соц-культ работников больше изобразительных средств (там, где оператор скажет, соц-культ работник может показать). Частные методики проведения праздника разные. Частные методики СКД шире, больше изобразительных средств.

Различия в средствах:

У оратора – интонация, модуляция голоса, невербальные средства (жесты), аудио-видеотехника, наглядные средства (натуральные, объемные, плоскостные, аудиовизуальные.

Выбор методики зависит от опыта, от компетентности, от содержания, от аудитории.

Формула подготовки общая: цель – педагогический процесс – результат.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.02 с.)