3. Детские сады (группы) общеразвивающего вида.
Здесь возможно интегрированное обучение глухих, слабо-
слышащих или позднооглохших дошкольников со слышащи-
ми. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы
индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учите-
лем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом), педагогом-
психологом.
4. Дошкольные группы, отделения в специальных (кор-
рекционных) школах, школах-интернатах для неслыша-
щих, слабослышащих и позднооглохших детей.
Дошкольные группы при школах для неслышащих или
для слабослышащих и позднооглохших детей рассчитаны
на обеспечение развития и подготовку их к школе. В до-
школьные отделения (группы) принимаются дети с 2—3 лет
в зависимости от имеющихся условий. В случае необходи-
мости организуются группы для детей старшего дошколь-
ного возраста, специальное обучение которых по разным
причинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие
заболевания ребенка и др.) начинается в более поздние сро-
ки. В течение двухлетнего периода проводится общеразви-
вающая и коррекционная работа, направленная на подго-
товку дошкольников к обучению в первом классе школы
для глухих или для слабослышащих детей.
5. Образовательные учреждения для детей дошкольно-
го и младшего школьного возраЪпа «начальная школа —
детский сад» компенсирующего вида для глухих или для
слабослышащих детей.
В структуре данного образовательного учреждения мо-
гут быть группы детей преддошкольного возраста, детского
сада, а также классы начальной школы для слабослышащих
или для глухих детей. В образовательных учреждениях
«начальная школа — детский сад» реализуются две образо-
вательные программы: дошкольного образования и началь-
ного школьного образования глухих или слабослышащих
и позднооглохших детей.
6. Сурдологические центры и кабинеты. Центры ди-
агностики и консультирования, психолого-медико-педа-
гогической реабилитации и коррекции.
Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с на-
рушениями слуха оказывается в сурдологических кабине-
тах и центрах. Сурдопедагоги проводят коррекционно-раз-
вивающие занятия с детьми, консультируют родителей по
вопросам воспитания и обучения детей в семье, ведут конт-
роль за развитием детей, интегрированных в дошкольные
образовательные учреждения.
8. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.
Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии суровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1-я ступень — начальное общее образование (в течение 5—6 лет или лет — в случае обучения в подготовительном классе);
2-я ступень — основное общее образование (в течение 5—6 лет);
3-я ступень — полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре вечерней школы).
Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. В первый класс принимаются дети с 7 лет.
Вся учебная деятельность пронизана работой по формированию и развитию словесной устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе. Дети учатся использовать остатки слуха для восприятия речи на слух и слухозрительно с использованием звукоусиливающей аппаратуры.
С этой целью регулярно проводятся групповые и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи.
В школах, работающих на билингвистической основе, осуществляется равноправное обучение языку словесной и языку жестовой речи, но учебный процесс ведется на языке жестовой речи.
В составе специальной школы 1 вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.).
Количество детей в классе (группе) не более б человек, в классах для детей со сложной структурой дефекта до 5 человек.
Специальная школа II вида, где обучаются слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь), имеет два отделения:
первое отделение — для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха;
второе отделение — для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха.
Если в процессе обучения возникает необходимость перевода ребенка из одного отделения в другое ребенку трудно в первом отделении или, наоборот, ребенок во втором отделении достигает такого уровня общего и речевого развития, которое позволяет ему учиться в первом отделении), то с согласия родителей и по рекомендации ПМПК происходит такой переход. В первый класс в любое из отделений принимаются дети, достигшие семилетнего возраста, если они посещали детский сад. Для детей, которые по какой-либо причине не имеют соответствующей дошкольной подготовки, во втором отделении организуется подготовительный класс.
Наполняемость класса (группы) в первом отделении до 10 человек, во втором отделении до 8 человек.
В специальной школе II вида образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1-я ступень — начальное общее образование (в первом отделении 4—5 лет, во втором отделении 5—6 или 6—7 лет);
2-я ступень — основное общее образование (6 лет в первом и во втором отделениях);
3-я ступень — среднее (полное) общее образование (2 года в первом и во втором отделениях).
Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи проводятся на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов.
Развитие слухового восприятия и автоматизация навыков произношения продолжаются на занятиях фонетической ритмикой и в различных видах деятельности, связанных с музыкой.
9. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом.
Система профессионально-трудовой подготовки
Вопросам профессионально-трудовой подготовки всегда уделялось большое внимание в школах для детей с нарушениями слуха. Профессионально-трудовое обучение как учебный предмет в специальной школе охватывает все классы — с подготовительного по 12-й.
Профессионально-трудовое обучение и воспитание призвано решать следующие задачи:
• обучать учащихся политехническим знаниям и профессионально-техническим умениям и навыкам;
• воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда;
• развивать техническое мышление и творческие способности;
• способствовать всестороннему развитию личности школьника с нарушениями слуха;
• повышать уровень общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации при широком использовании остаточного слуха;
• осуществлять профориентационную работу, готовить учащихся к профессионально-трудовой деятельности в различных сферах народного хозяйства.
В школе глухих оно осуществляется в 3 этапа:
I этап — предметно-практическое обучение и выращивание растений в подготовительном, 1—4 классах.
II этап — общетрудовая подготовка в 5—8 классах с дифференцированным обучением мальчиков и девочек: а) технический труд — для мальчиков; б) обслуживающий труд: — для девочек.
Эта подготовка является базой для последующего профильного и профессионального обучения в 8—11 классах.
III этап — общетрудовая, профильная и профессиональная подготовка в 8—11 классах.
Основной организационной формой трудового обучения как на I, так и на II этапе является урок. Но если уроки ППО проводит классный учитель, то уроки трудового обучения проводит учитель труда. Проводятся они в школьных учебных мастерских и кабинете обслуживающего труда. Основное содержание новых программ отводится практическим работам, что примерно составляет 50—75% учебного времени.
Особое внимание уделяется ознакомлению глухих школьников с техникой безопасности и культурой труда.
В конце каждого учебного года учащиеся выполняют комплексные работы, изготавливая несложные изделия. Основной задачей комплексных работ является закрепление полученных ранее теоретических (политехнических) знаний и практических умений.
Большое внимание в процессе трудового обучения учащихся 5—7 классов уделяется развитию речи. В программе по каждой теме определены словарь и фразеология, которые должны быть усвоены учащимися в процессе трудовой деятельности.
На III этапе трудового обучения — в 8—11 классах — осуществляется общетрудовая подготовка, предусматривающая овладение глухими школьниками едиными для всех профилей знаниями, умениями и навыками по планированию, организации и самоконтролю своего труда; общетехническая подготовка, которая строится с учетом специфики избранного учащимся профиля подготовки; специальная профессиональная подготовка, целью которой является формирование у учащихся первоначальных умений и навыков труда по избранной специальности.
Обучение на этом этапе проводится на базе учебно-производственных комбинатов, учебных цехов, участков промышленных предприятий Общества глухих.
Формы организации трудового обучения глухих старшеклассников разнообразны. К ним относятся различные типы уроков, лабораторно-практические и практические занятия, учебно-производственные работы, экскурсии, производственная практика. Все они тесно взаимосвязаны и обусловлены содержанием обучения, последовательностью видов трудовой деятельности учащихся, мастерством педагога.
По окончании трудового обучения проводят квалификационные экзамены в установленном порядке.
При основных требованиях, обеспечивающих приобретение учащимися соответствующих знаний и навыков по трудовому обучению, программа предусматривает на производственно-трудовую подготовку учащихся старших классов 1-го отделения меньшее количество часов, чем во 2-м отделении. Школам предоставляется возможность расширить профиль трудовой подготовки учащихся старших классов 1-го отделения; в этом случае можно использовать программу массовой школы для 10—11 классов (трудовые политехнические практикумы по электротехнике, техническому черчению, машинописи, плодоводству, овощеводству, животноводству).
Профессиональное образование лица с нарушенным слухом могут получить в системе начального, среднего или высшего профессионального образования в соответствии с медицинскими показаниями.
Современное развитие рыночных отношений в нашей стране требует от молодых людей более раннего жизненного и профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности.
Юноши и девушки с нарушенным слухом приобретают разные специальности:
на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества глухих;
в профессионально-технических училищах, колледжах, вузах; непосредственно на предприятиях, как государственных, так и частных.
Преобладающими профессиями для лиц с нарушениями слуха остаются инженерно-технические.
Из высших профессиональных учреждений, предла-
гающих совместное обучение лиц с нарушениями слу-
ха и зрячеслышащих, можно отметить следующие:
• Российская академия предпринимательства, организую-
щая курсы брокеров для лиц с физическими и сенсор-
ными нарушениями;
• Владимирский государственный технический универси-
тет, который принимает лиц с нарушениями слуха на
факультет «Программное обеспечение ЭВМ и информа-
ционные технологии»;
• Московский областной государственный институт фи-
зической культуры (заочное отделение), обучающий сту-
дентов с физическими нарушениями на кафедре физ-
культурно-оздоровительной работы;
• Факультет коррекционной педагогики и специальной
психологии РГПУ им. А.И. Герцена;
• Институт физической культуры им. Лесгафта (Санкт-
Петербург);
• Университет технологии и дизайна (Санкт-Петербург).
11. Принципы образования детей с нарушенным слухом.
Первая группа: общедидактические принципы:
1.принцип научности, доступности
2. связь обучения с жизнью
3. Принцип наглядности. Каменский «как можно больше анализаторов должно быть подключено»
4. принцип прочности, последовательности и сестематичности
Вторая группа: принципы спец.педагогики:
- принцип педагогического оптимизма
- принцип ранней педагогической помощи
- коррекционнло-компенсирующей направленности
- социально-адаптирующей напрвленности образования
- принцип деятельностного подхода и необходимости специального педагогического руководства
Третья группа: Впервые теоретически обоснованно специфические
принципы обучения представил А.И. Дьячков, выде-
лив важнейшие из них:
• связь процесса обучения основам наук и словесной речи;
• обучение в деятельности;
• единство процесса обучения и формирования личности
глухого ребенка;
• концентричность и пропедевтика;
• индивидуальный и дифференцированный подходы.
12. Педагогические системы сурдопедагогики: коммуникационная система, билингвистическая система, верботональная система, метод раннего дошкольного семейного обучения (материнская школа).
Важнейшие положения коммуникативной системы таковы:
• Развитие речи следует осуществлять в тесной свя-
зи с развитием практической деятельности детей
Данное требование сложилось на основе материали-
стического представления о труде как условии возник-
новения языка. Оно обосновано также психологической
концепцией Л.С. Выготского, в которой язык рассмат-
ривается как система знаков, опосредствующих процесс
перехода внешней, практической деятельности в план
внутренних, мыслительных действий и участвующих
в возникновении психических функций.
•В ходе обучения языку должно происходить и разви-
тие мышления детей. В коммуникационной системе
предполагается одновременное обучение глухих языку
и вооружение их знаниями об окружающем мире. Тем
самым достигается связь умственного и речевого раз-
вития в ходе обучения. Кроме того, овладение языком
способствует формированию мыслительной деятельно-
сти, особенно при организации специальных языковых
наблюдений над речевыми средствами.
•Для успешного речевого развития глухих детей необ-
ходимо организовать речевую среду. Следует всемер-
но расширять речевые контакты учащихся вне класса
и вне школы. Требования к построению и оформлению
высказываний школьников, а также к развитию пони мания обращенной речи должны быть едиными во всех
условиях общения и поэтапно усложняться.
•В ходе обучения языку усиливается внимание к вос-
питанию у детей потребности в общении. Постоян-
ная речевая практика не только формирует конкретные
коммуникативные навыки и умения, но и способствует
развитию самой потребности общения. Не будет речевой
среды — не появятся мотивационно-побудительные ком-
поненты речевого поведения у неслышащих школь-
ников.
•Практическое усвоение словесных форм общения
должно предшествовать систематическому изуче-
нию языка. Это положение базируется на утвердив-
шемся в языкознании противопоставлении языка и речи
и на признании того, что исторически речь предшест-
вует языку. Речь усваивается подражанием, а язык
требует для своего усвоения осознанных действий
• В системе коммуникативных форм языка значитель-
ная роль отводится дактилологии (табл. 5). Она вы-
ступает в подготовительном классе как исходная форма
речи, а на других этапах обучения становится вспомога-
тельным средством в усвоении языка.
• Установление взаимодействия форм речи, их места
и объема на каждом этапе обучения — важное требо-
вание системы. Использование наряду с устной формой
речи дактилологии в развитии общения глухих детей
позволяет реализовывать потребность в межличностных
отношениях на адекватном задачам коммуникации
речевом материале, который не ограничен рамками фо-
нетических трудностей.
Обучение языку следует вести в плане развития
у детей языковой способности, в плане формирования
разных видов речевой деятельности и в плане под-
ведения их к усвоению языка как системы.
Все педагогические системы новейшего времени возника-
ют в ответ на изменения отношения общества к правам и возможностям детей с особыми проблемами. Именно так на современном этапе возникают концепции интеграции (обучение в общем потоке) и билингвизма (двуязычие), который демонстрирует реализацию права неслышащих на собственную культуру, собственный язык (жестовый), собственную систему обучения, ставящую своей целью воспроизводство этой культуры, а не культуры слышащего большинства.
Рассматривая разговорный жестовый язык глухих как
высокоразвитую лингвистическую систему, сторонники би-
лингвистического подхода отстаивают необходимость ситуа-
ции словесно-жестового двуязычия учащихся и обучения
словесному языку как второму языку глухого ребенка.
Сейчас общество готово воспринимать людей с врожден-
ной глухотой не как «неполноценное», а как «культурное и лингвистическое» меньшинство. Г.Л. Зайцева
пишет, что от глухих больше не требуется «быть как боль-
шинство»
Верботональная система реабилитации детей с нарушения-
ми слуха разработана выдающимся хорватским ученым, ака-
демиком П. Губерина. Данная система используется прежде
всего для диагностики и реабилитации слуха и речи у глухих
и слабослышащих, а также для диагностики и реабилитации нарушений голоса и речи у слышащих, для диагностики
и реабилитации речевых нарушений при задержке психиче-
ского развития, центральных поражениях без снижения слу-
ха, при развитии речи у детей, живущих в неблагоприятной
социально-культурной или учебно-воспитательной среде, при
изучении иностранных языков (коррекции произношения
в соответствии с фонетической системой изучаемого языка),
для обучения письму, для фонетического и фонологического
определения национального языка (в странах, где из-за долгой
колониальной зависимости не был определен национальный
язык), изучения родного языка (в странах с большим количест-
вом эмигрантов).
Верботональная система базируется на основных за-
кономерностях развития речи при нормальном слухе.
Изэестно, что в младенческом и раннем возрасте слуховые
ощущения ребенка, его моторная деятельность, а также вес-
тибулярные, тактильцые, проприоцептивные, зрительные
ощущения помогают развитию речи. Поэтому в верботональ-
ной системе особое значение придается комплексному ис-
пользованию анализаторов.
В настоящее время во всем мире получает признание гу-
манистический подход в обучении, который успешно реа-
лизует штайнеровская, или вальдорфская, педагогика,
основной целью которой является воспитание в ребенке
Человека — творчески мыслящего, разносторонне образо-
ванного, социально активного.
Мировое педагогическое движение, которое в центр сво-
его внимания ставит заботу о детстве как о цельном и зна-
чимом периоде жизни человека, стало известно под назва-
нием вальдорфская педагогика, так как первая школа была
открыта в 1919 и предназначалась для детей сотрудников
фабрики «Вальдорф — Астория» в Штутгарте (Германия).
Широко используется и другой термин — штайнеровская
школа (педагогика) по имени ее основателя австрийского
философа Рудольфа Штайнера.
В настоящее время более чем в 60 странах мира работает
около 700 школ, 1200 детских садов, 320 лечебно-педаго-
гических центров — для детей с проблемами, открыто более
100 институтов по подготовке воспитателей и педагогов для
штайнеровской школы. В России в более чем 20 городах
функционирует около 30 школ, 50 детских садов