Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности и особенности психического развития детей с нарушениями слуха.



). В зависимости от состояния речи
среди глухих выделены две категории. Первая категория —
дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух
в период, предшествующий формированию речи (примерно
до 2 лет), — это ранооглохшие дети. Вторая категория —
дети, потерявшие слух в период, когда их речь была сфор-
мирована, при этом уровень развития речи может быть раз-
личен — это позднооглохшие дети.

К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным
слухом, при котором возможно самостоятельное речевое раз-
витие, хотя бы в минимальной степени.

С учетом состояния речи выделены две категории слабослы-
шащих детей: слабослышащие дети, которые к моменту
поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи
(отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы,
грубые нарушения лексического, грамматического, фонетиче-
ского строя речи), и слабослышащие дети, владеющие раз вернутой фразовой речью с небольшими отклонениями
в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

На основании выделения различных групп детей с нару-
шениями речи P.M. Боскис определила дифференцированные
условия их обучения,
основанные на различных способах вос-
приятия речи и различных способах ее формирования. В соот-
ветствии с выделенными категориями детей были созданы раз-
личные типы школ: специальная школа для глухих детей
и специальная школа для слабослышащих и позднооглох-
ших детей с двумя отделениями: первое — для детей, вла-
деющих развернутой речью; второе — для детей с глубо-
ким недоразвитием речи.

По наличию или отсутствию дополнительных от-
клонений в развитии выделяют следующие группы
детей с нарушенным слухом:

• не имеющие дополнительных отклонений в развитии;

• имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно
или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-
двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.

1. упрощенность психич. Деятельности в следствии обедненности внешних воздействий

2. Отличие в темпах по сравнению с нормальнослышащими сверстниками: запаздывыает развитие речи, познавательной деятельности, долго задерживаются на наглядно-образном мышлении.

И.М. Соловьев выделяет две закономерности, характерные

для детей с нарушенным слухом. Объем внешних воздейст-

вий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со средой

обеднено, общение с окружающими людьми затруднено.

Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка уп-

рощается, реакции на внешние воздействия становятся менее

сложными и разнообразными. Формирующаяся система меж-

функциональных взаимодействий изменена. Поэтому компо-

ненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются

в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях, на-

пример, наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-

образного и словесно-логического мышления; письменная речь

в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной

(письмо) приобретает большую роль по сравнению с устной;

импрессивная форма речи превалирует над экспрессивной. Эта

закономерность учитывается при организации обучения де-

тей с нарушениями слуха.

 

Отличия в темпах психического развития у детей с нару-

шениями слуха по сравнению с нормально слышащими

детьми: замедление психического развития после рождения

и ускорение в последующие периоды. Изменения в темпе психического развития внутренне связаны с отличиями

в структуре психики. И.М. Соловьев путь психического раз-

вития ребенка с нарушенным слухом представлял в сле-

дующем виде: различия в психической деятельности меж-

ду слышащим и глухим ребенком, незначительные на

начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение после-

дующего времени. Так происходит до определенного этапа,

когда вследствие систематического сурдопедагогического

воздействия различия перестают нарастать и даже умень-

шаются. Чем благоприятнее условия, тем раньше возника-

ет поворот в сторону пути слышащего ребенка, тем быстрее

и значительнее сближается развитие ребенка с нарушен-

ным слухом с развитием нормально слышащего ребенка.

Эта закономерность учитывается при определении сроков

обучения детей с нарушениями слуха. Исходя из представ-

ления о структуре нарушения анализ особенностей разви-

тия познавательной сферы детей с нарушениями слуха це-

лесообразно начать с рассмотрения особенностей развития

речи.

Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью

только обходными путями, в условиях специального обучения.

На определенной ступени развития отношения глухого ребенка

к предметам и людям, которые его окружают, старые способы

общения оказываются несоответствующими новому содержа-

нию его деятельности. При наличии правильно построенного

педагогического процесса осуществляется переход к новым

формам общения — речевым. У детей с нарушенным слухом

речевое общение формируется в процессе различных видов

деятельности. Они овладевают словесной речью в ее разных

формах (устной, письменной, дактильной), развиваются обе

ее стороны — импрессивная (восприятие речи зрительно,

слухозрительно, на слух) и экспрессивная (говорение, дак-

тилирование, письмо). Асинхрония, свойственная психиче-

скому развитию глухих детей, проявляется в разной степени

недоразвития одних систем восприятия при сохранности

других.

7. Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха.

1. Детский сад компенсирующего вида для глухих или
для слабослышащих детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.009 с.)