Упражнение «Как слышал Бетховен?» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Как слышал Бетховен?»



Послушаем музыку так, как ее слушают маленькие дети, кото­рые еще не до конца различают музыку и нашу с вами речь.

Как мог слышать оркестр оглохший Бетховен?

Он улавливал вибрацию инструментов руками и телом.

Мы с вами попробуем ощутить новизну музыкального языка, слу­шая музыку так же — поверхностью всего тела.

Это не метафора, а реальный конкретный опыт.

Когда звучит музыка из любого источника, находящегося рядом, звуковые волны пронизывают все наше тело целиком, тонко воздей­ствуя на поверхность кожи и корни волос.

Эти участки особенно чувствительны, они входят в резонанс со звуками музыки. Вам хорошо знакомо это чувство: по реакции тела и волос на скрип мела по доске или на звук, который издает стекло, когда по нему проводишь жирным пальцем.

Можете воспроизвести похожий звук прямо сейчас...

Волосы «встают дыбом», не правда ли?

Нужно грубое воспоминание о звуке для того, чтобы мы вспомни­ли, как дети слушают музыку всем телом.

Мы попробуем даже сделать чуть больше — поэкспериментиро­вать с синестезией, или соединением ощущений. Они позволяют ви­деть звук или пробовать на вкус цвет.

У Бальмонта: «Флейты звук зорево-голубой, звук литавр торжествующе-алый».

У Горького: «Тонкий режущий свист, как ослепительно-белая нить».

Скрябин признавался, что для него «тональность до-мажор—крас­ного цвета». Кандинский окрашивал, как и Бальмонт, тембры музы­кальных инструментов... Всех не перечислишь: Римский-Корсаков, Блок, Бодлер, Гофман и многие другие видели цвета звуков.

Подобный опыт, хорошо знакомый поэтам, актерам и музыкан­там, очень часто объявлялся учеными или бессмысленным и беспо­лезным, или даже болезненным, несмотря на то, что многие дети, пугая просвещенных родителей, таким же образом «окрашивают» и чувствуют звуки спонтанно и естественно.

Интересно отметить, что долгое время наука считала синесте­зию (так правильно называется эта способность)... атавизмом, до­ставшимся нам от животных, — «рецидивом первобытного сенсор­ного синкретизма», то есть остатком... неизвестного инстинкта.

Сейчас мало кто интересуется происхождением этой бесполез­ной с точки зрения суетного «Я» способности. Остаются также непонятыми увлеченность человечества цветомузыкой с ее лазер­ными эффектами или появление видеоклипов как отдельной формы музыкальной культуры...

Может быть, все это свидетельствует о желании человека вспомнить свой основной инстинкт — инстинкт гениальности? Любые прорывы к нему позволяли гениям ощутить взаимосвязан­ность феноменов вселенной, их внутреннее единство.

Для нашего упражнения идеально подходят фортепьянные дуэты Моцарта. Было бы хорошо, если бы вы немножко подготовились, чтобы одежда, которая на вас сейчас надета, была легкой и удоб­ной. Желательно, чтобы вы сняли обувь и носки, потому что... ступ­ни очень хорошо воспринимают музыку. А потом включите музыку и ложитесь, лучше всего даже просто на пол или на диван. Нужно сделать так, чтобы ваше тело чувствовало себя свободно и было открыто для восприятия музыки.

Вы лежите удобно? Замечательно.

Расслабьтесь и сконцентрируйте внимание на дыхании.

Почувствуйте, как с каждым звуком, который доносится до вас, ваше тело тает... растворяется...

С каждым раскатом музыки тело превращается в музыкальную волну...

Вы как будто сливаетесь с диваном или полом...

Зоны напряжений и внутренних зажимов исчезают под влиянием доносящихся до вас звуков...

Это и есть музыкальная волна...

Когда в музыке возникнет пауза... попробуйте поиграть... так приятно растворяющей... музыкальной волной. Позвольте ей про­текать поверх вас...

А теперь пусть она течет от ступней к голове, протекая при этом сквозь вас...

Теперь она будет течь сквозь вас и вокруг вас...

Втекая и вытекая...

Маленьким ребенком играет волна у вас внутри...

Мы будем слушать Моцарта снова и снова...

Мы поучимся слушать всем телом несколько различных его ком­позиций, и во время звучания следующей мелодии вы почувствуете, что музыка стала естественной вашей частью...

Два фортепьяно как будто играют на вас, как на музыкальном инструменте... и вы издаете какой-то неведомый звук в ответ...

Вы могли заметить, что под музыку Моцарта делали какие-то спонтанные движения, возможно, мышцы рук или ног непривычно сокращались...

Ни в коем случае не пытайтесь гасить подобные ощущения.

Это музыка движет вами, убирая привычные зажимы, пробле­мы внешнего мира. Отпустите себя, позвольте ребенку Моцарту поиграть вами...

Теперь можно попробовать почувствовать цвет и фактуру му­зыки.

Вы уже ощутили, что звук материален.

Попробуйте почувствовать, какова музыка Моцарта на ощупь?.. Как она касается ваших рук? А может быть, у нее есть вкус?

Чем она пахнет? Сколько разлито в ней прохлады... или тепла?

В какой пропорции они смешаны?..

А как смешаны в этих нотах свет и темнота?..

Вы слышите игру инструментов в динамике... но всегда суще­ствует отвечающий им оркестр вашего восприятия...

Почувствуйте его целиком. Почувствуйте, как музыка способна уносить нас за наши собственные пределы...

Просто послушайте еще один фрагмент.

Когда музыка закончится, некоторое время полежите спокойно, наслаждаясь вашим телом и новым опытом.

Если вам захочется что-то сделать, например написать стихи, что-то нарисовать, промычать какую-то вечную песню, которую я иногда вспоминаю... в ответ на музыку Моцарта... может быть, за­хочется станцевать танец людоедов — пойте, рисуйте, танцуйте, делайте это прямо сейчас, не обращая ни на кого никакого внимания.

Ощущения, которые вы вспомнили, важнее, гораздо важнее лю­бых рассуждений.

Можно использовать любую музыку для того, чтобы делать это упражнение. Если вам нужна способность к пониманию других лю­дей — делайте его под музыку Бетховена.

Если вам нужна мудрость седьмого контура Роберта Уилсона — то слушайте телом музыку Баха.

Если вам нужна сила и энергия для действия, то делайте это упражнение под музыку композиторов барокко.

Вам нужен прорыв к собственному творчеству и осознанию гени­альности — тогда вам нужен именно Моцарт.

Дети очень любят выполнять это упражнение. Однако у взрослых при работе с детьми очень часто возникает соблазн поставить про­стенькую или какую-то хорошо знакомую музыку.

Но так же, как детей обогащает, гениальная поэзия, даже если они не до конца понимают ее, их обогащает и великая музыка. После того как дети послушают музыку, попросите их порисовать. Они часто создают живые и яркие рисунки, где изображен их опыт. Не выбрасывайте их. Очень многое из нарисованного они поймут позже.

 

 

Беседа пятнадцатая

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.006 с.)