Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глоссарий. Экономика фирмы. Мокий М. С.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Глоссарий. Экономика фирмы. Мокий М.С. Глава 1. Общие положения Понятия «экономика» и «экономика фирмы» Экономика – термин, обозначающий экономические отношения и экономическую науку. Экономические отношения – связи между людьми в обществе, возникающие по поводу производства, обмена и распределения благ, формирования потребностей и ценностей. Экономическая науку – система знаний или наука об экономических отношениях Блага – то, что удовлетворяет потребность. Потребность – надобность, нужда, требующая удовлетворения. Ценность – существующее или сформированное в сознании человека отношение к потребностям. Система – это порядок, обусловливающий единство элементов. Экономическая система – это условно выделенный фрагмент экономических отношений между людьми, в котором реализуется в процесс производства и потребления благ. Развитие – процесс изменения состояния системы (в данном случае предприятия), в результате чего система переходит в новое качественное состояние. Развитие коэволюционное – процесс совместного направленного развития всех элементов планетарной системы. Домашнее хозяйство – ключевой объект экономических отношений. Оно выступает главным и конечным потребителем благ и поставщиком рабочей силы. Именно для удовлетворения потребностей домашнего хозяйства возникают экономические отношения, именно в этом состоит цель экономических отношений. Другие совокупности людей (организации) либо создают блага, либо создают среду, в которой происходит удовлетворение потребностей домашнего хозяйства.
Сущность, роль и место фирмы в экономических отношениях. Внешняя среда фирмы Организация – совокупность людей, действующих совместно для достижения какой-либо цели. Фирма (предприятие) – это организация созданная для производства благ в целях получения прибыли. Учреждение – организация, созданная для производства благ. Внешняя среда фирмы – двухуровневая система, состоящая из микросреды. Которая оказывает прямое воздействие на деятельность фирмы, и макросреды, которая оказывает косвенное воздействие на ее деятельность. Включает в себя потребителей, поставщиков, конкурентов и государство (в виде различных организаций)
Государство – в виде государственных органов и учреждений организаций создает условия существования и функционирования всех участников экономических отношений. Конкуренты – люди и организации, производящие аналогичные товары, товары заменители (субституты) Поставщики – люди и организации, поставляющие ресурсы для обеспечения деятельности фирмы. Потребители – люди и организации, нуждающиеся в благах.
Типология организаций. Основы управления фирмой Менеджмент – целенаправленное воздействие на людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ. Управление – процесс целенаправленного воздействия на что-либо или кого- либо. Структура – строение, устройство системы, которое обеспечивает осуществление функций. Функции управления – необходимые действия по поводу целенаправленного воздействия на людей. К основным относятся планирование, организация, мотивация и контроль. План – заранее разработанная система мероприятий, определяющая последовательность их проведения для достижения намеченной цели. Планирование – процесс выработки целей, разработки системы мероприятий, определения порядка и последовательности их проведения для достижения цели. Система планирования основные – директивная и индикативная. Методы планирования – способы разработки планов. Включают в себя балансовый, нормативный, программно-целевой, аналитический, экономико-математические методы. Прогноз – научное заключение о предстоящем развитии чего-либо. Организация управления деятельностью людей – определение прав и обязанностей работников и разработка путей прохождения управленческой информации или организационной структуры. Организационная структура управления фирмой – зависит от размера предприятия, отрасли, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; может быть линейной, линейно-функциональной, продуктовой, проектной, дивизионной. Мотивация – процесс побуждения людей к деятельности для достижения целей фирмы. Современные теории мотивации делятся на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на определении потребности человека, процессуальные – на элементах психологии и поведении людей.
Контроль – процесс обеспечения достижения фирмой своих целей; как функция управления обеспечивает обратную связь в процессе управления. Контроль подразделяют на предварительный (входной), текущий и заключительный.
Продукция фирмы Продукция (производимые блага) – в натурально вещественном виде может иметь вид готовой продукции, предназначенной для продажи, неготовой продукции (незавершенного производства) и продукции, изготавливаемой для собственного потребления. Товар – продукция, предназначенная для продажи. Продукция в натурально-вещественном виде может принимать вид изделия, услуг (работ) и продукта. Изделие – продукция, получаемая из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукция приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Услуга (работа) – вид продукции, результатом которой является удовлетоворение потребностей и при которой происходит улучшение потребительской ценности продукта. Продукт – вид продукции, имеющий либо нематериальную форму (программный продукт), либо непосредственно само изделие или услуга и так называемые периферийные факторы, без которых потребитель не будет полностью удовлетворен. Номенклатура – перечень видов продукции, выпускаемой предприятием. Ассортимент – состав и соотношение отдельных видов продукции в продукции определенного вида в рамках одной позиции номенклатуры. Товарная политика – это деятельность предприятия, направленная на определение необходимой номенклатуры и ассортимента, создание новых товаров, а также исключение из производственной программы товаров, утративших потребительский спрос. Система показателей объёма продукции включает: · Натуральные, условно-натуральные показатели (шт., кг, м и т.п.) · Трудовые или временные показатели (нормо-, станкочасы, машиносмены; человеко-, трудодни); · Стоимостные, или денежные, показатели: - Валовая продукция – денежное выражение всего результата производственно-хозяйственной деятельности фирмы за определенный период, включая товарную продукцию, незавершенное производство и работы и услуги, выполненные для себя; - Товарная продукция – денежное выражение продукции, имеющий вид товара, включая готовую продукцию на складе и отгруженную продукцию; - Реализованная продукция – денежное выражение проданной продукции или выручка от реализации; - Чистая продукция – денежное выражение реализованной продукции за вычетом материальных затрат и амортизационных отчислений. Производственная программа – планируемый объем производства продукции в заданной номенклатуры и ассортименте. Качество продукции Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Стандарт – документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристика процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Существуют международные (мировые), национальные (государственные), отраслевые стандарты, стандарты внутрифирменные или стандарты организаций.
Стандартизация – нормотворческая деятельность, которая закрепляет требования к качеству продукции в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и т.п. Сертификация соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что исследуемая продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу. Технический регламент – это государственный документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения юридическими и физическими лицами требования к объектам технического регулирования. Квалиметрия – наука, которая разрабатывает методы количественной оценки качества.
2.3. Цена и ценообразование Цена – денежная форма товара. Цена исходная – то количество денег, которое продавец хочет получить с покупателя. Виды цен: · Фиксированные; · Договорные; · Закупочные; · Свободные; · Регулируемые; · Оптовые; · Розничные. Цена договорная – количество денег, при котором продавец готов прдать, а покупатель готов купить товар. Франко-цены – цены, применяющиеся в оптовой торговле для обозначения пункта или места, в котором ответственность за товар переходит от продавца к покупателю и продавец свободен от дальнейших расходов. Методы ценообразования – способы определения цены предприятием: затраты плюс фиксированная прибыль; на основе безубыточности и обеспечения целевой прибыли; на основе безубыточности и обеспечения целевой прибыли; параметрический метод; на основе текущих цен. Ценовая политика – это совокупность действий в области ценообразования, направленных на расширение (или сохранение) объемом продаж. Виды ценовой политики: «снятие сливок» политика проникновения, политика вытеснения. Ценовая дискриминация – это продажа одного и того же товара по разным ценам.
Основной капитал фирмы (основные фонды, основные средства) Капитал – ресурс, который может принести доход и возрастать при этом. Капитал в натурально-вещественной форме называется фондами, в стоимостной, денежной форме – средствами. Основной капитал – это часть капитала, которая, участвуя в производственном процессе, меняет свою натурально-вещественную форму постепенно и поэтому его стоимость включается в готовый продукт по частям.
Основные фонды – натурально-вещественная форма основного капитала. Делятся на производственные и непроизводственные основные фонды. В свою очередь, производственные подразделяются на промышленно-производственные (прямо или косвенно участвующие в производстве промышленной продукции) и непромышленные. В основных фондах выделяют активную и пассивную части. Активная часть включает в себя передаточные устройства, машины и оборудование (без учета отраслевой специфики), транспортные средства. Пассивная часть основных фондов является вспомогательной и обеспечивает процесс работы активных элементов. Износ – потеря потребительских свойств, т.е. изменение натурально-вещественной формы основного капитала. Износ моральный – износ, наступающий тогда, когда утрачивается такое потребительское свойство, как эффективность использования данного элемента основных фондов. Износ физический – утрата потребительских свойств в результате использования или бездействия основных фондов. Реновация – воспроизводство основного капитала в натурально-вещественном виде. Для этого необходимо включать часть стоимости капитала на готовой продукции. Амортизация – процесс включения, «переноса» стоимости основного капитала на готовую продукцию с последующим возмещением. Амортизация равномерная (пропорциональная, линейная) – процесс, предполагающий списывание стоимости основных фондов равными долями в течение всего срока службы. Амортизация ускоренная – процесс, используемый для нивелирования последствий морального износа и, частично, инфляции. Смысл ускоренной амортизации состоит в том, чтобы в первые годы эксплуатации перенести большую часть стоимости и тем самым увеличить возможности для реновации основных фондов. Основные средства – денежная оценка основного капитала. Осуществляется по полной первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости. Полная первоначальная стоимость основных фондов – сумма фактических затрат предприятия на их приобретение, сооружение, изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость. Остаточная стоимость основных фондов – та часть стоимости основных средств, которая не перенесена на готовую продукцию и представляет собой разницу между полной первоначальной стоимостью (ППС) конкретного объекта и суммой амортизационных отчислений, начисленных за время существования объекта. Восстановительная стоимость основных средств – показывает, сколько стоит объект на момент его воспроизводства в современных условиях. Ликвидационная стоимость – стоимость реализации объекта после окончания его срока службы. Фондоотдача – показатель, отражающий, сколько рублей продукции приносит 1 руб. капитала. Фондоемкость – показатель отражающий, сколько рублей капитала необходимо для производства 1 руб. продукции. Экстенсивное использование оборудования – использование оборудования по времени и количеству.
Интенсивное использование оборудования – использование оборудования по проектной мощности (производительности). Коэффициент сменности работы оборудования – коэффициент, показывающий среднюю продолжительность работы оборудования в сменах в течение суток. Например, если коэффициент сменности работы оборудования равен 1,5, это означает, что в среднем оборудование работает полторы смены в сутки. Оборотный капитал (оборотные фонды, оборотные средства) Оборотный капитал – часть капитала, которая изменяет свою натурально-вещественную форму в течение одного производственного цикла и стоимости которого полностью включается в стоимость готовой продукции. Натурально- вещественный состав оборотного каптала подразделяется на оборотные производственные фонды и фонды обращения. Коэффициент оборачиваемости (или скорость оборота) – показывает, сколько оборотов совершают оборотные средства предприятия за определенный период (год, квартал). Коэффициент загрузки оборотных средств – обратен коэффициенту оборачиваемости. Он характеризирует сумму оборотных средств, затраченных на 1 руб. реализованной продукции. Длительность одного оборота – средняя продолжительность одного оборота (в днях). Этот показатель не совпадает с фактическим сроком производства и реализации определенных видов продукции.
Прибыль и рентабельность Прибыль – величина превышения выручки над затратами; цель развития предприятия. Это абсолютный показатель эффективности. Сумма покрытия (средняя величина покрытия) – разница между ценой реализации единицы продукции и средними переменными издержками. Этот показатель еще иногда называют средним маржинальным доходом. Задача это суммы – покрыть поястоянные расходы. Рентабельность (прибыльность, доходность) – относительный показатель эффективности, показывающий, сколько прибыли получают с 1 руб. затрат, ресурсов. Выражается в процентах. Общая рентабельность – показатель, отвечающий на вопрос «Сколько прибыли приходится на рубль имущества?», так как деньги, которые вкладываются в предприятие, приобретают форму имущества предприятия или его активов. Рентабельность продукции – показатель, отвечающий на вопрос «Сколько прибыли приходится на рубль себестоимости продукции?». Если предприятие выпускает не один вид продукции, то для анализа и планирования прибыли необходимо вычислять рентабельность (прибыльность) отдельных видов продукции. Рентабельность продаж (оборота) – показатель, отвечающий на вопрос «Сколько прибыли приносит каждый рубль выручки от реализации продукции?». Рентабельность собственного капитала – показатель, отвечающий на вопрос «Сколько прибыли приходится на каждый рубль собственного капитала?». Так как активы предприятия в большинстве случаев формируются за счет собственных и заемных средств, то собственников интересует данный вопрос. Коэффициент финансового рычага (финансовый леридж) – показатель, отражающий соотношение стоимости имущества (активов) предприятия и размеров заемных средств. Коэффициент операционного или производственного рычага (производственная леверидж) – показатель, характеризирующий чувствительность объемов продаж. Высокий уровень операционного рычага наблюдается на тех предприятиях, где высока доля постоянных затрат.
Инновации и инвестиции Глоссарий. Экономика фирмы. Мокий М.С. Глава 1. Общие положения
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.191.134 (0.058 с.) |