Глоссарий. Экономика фирмы. Мокий М. С. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глоссарий. Экономика фирмы. Мокий М. С.



Глоссарий. Экономика фирмы. Мокий М.С.

Глава 1. Общие положения

Понятия «экономика» и «экономика фирмы»

Экономика – термин, обозначающий экономические отношения и экономическую науку.

Экономические отношения – связи между людьми в обществе, возникающие по поводу производства, обмена и распределения благ, формирования потребностей и ценностей.

Экономическая науку – система знаний или наука об экономических отношениях

Блага – то, что удовлетворяет потребность.

Потребность – надобность, нужда, требующая удовлетворения.

Ценность – существующее или сформированное в сознании человека отношение к потребностям.

Система – это порядок, обусловливающий единство элементов.

Экономическая система – это условно выделенный фрагмент экономических отношений между людьми, в котором реализуется в процесс производства и потребления благ.

Развитие – процесс изменения состояния системы (в данном случае предприятия), в результате чего система переходит в новое качественное состояние.

Развитие коэволюционное – процесс совместного направленного развития всех элементов планетарной системы.

Домашнее хозяйство – ключевой объект экономических отношений. Оно выступает главным и конечным потребителем благ и поставщиком рабочей силы. Именно для удовлетворения потребностей домашнего хозяйства возникают экономические отношения, именно в этом состоит цель экономических отношений. Другие совокупности людей (организации) либо создают блага, либо создают среду, в которой происходит удовлетворение потребностей домашнего хозяйства.

 

Сущность, роль и место фирмы в экономических отношениях.

Внешняя среда фирмы

Организация – совокупность людей, действующих совместно для достижения какой-либо цели.

Фирма (предприятие) – это организация созданная для производства благ в целях получения прибыли.

Учреждение – организация, созданная для производства благ.

Внешняя среда фирмы – двухуровневая система, состоящая из микросреды. Которая оказывает прямое воздействие на деятельность фирмы, и макросреды, которая оказывает косвенное воздействие на ее деятельность. Включает в себя потребителей, поставщиков, конкурентов и государство (в виде различных организаций)

Государство – в виде государственных органов и учреждений организаций создает условия существования и функционирования всех участников экономических отношений.

Конкуренты – люди и организации, производящие аналогичные товары, товары заменители (субституты)

Поставщики – люди и организации, поставляющие ресурсы для обеспечения деятельности фирмы.

Потребители – люди и организации, нуждающиеся в благах.

 

Типология организаций.

Основы управления фирмой

Менеджмент – целенаправленное воздействие на людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ.

Управление – процесс целенаправленного воздействия на что-либо или кого- либо.

Структура – строение, устройство системы, которое обеспечивает осуществление функций.

Функции управления – необходимые действия по поводу целенаправленного воздействия на людей. К основным относятся планирование, организация, мотивация и контроль.

План – заранее разработанная система мероприятий, определяющая последовательность их проведения для достижения намеченной цели.

Планирование – процесс выработки целей, разработки системы мероприятий, определения порядка и последовательности их проведения для достижения цели.

Система планирования основные – директивная и индикативная.

Методы планирования – способы разработки планов. Включают в себя балансовый, нормативный, программно-целевой, аналитический, экономико-математические методы.

Прогноз – научное заключение о предстоящем развитии чего-либо.

Организация управления деятельностью людей – определение прав и обязанностей работников и разработка путей прохождения управленческой информации или организационной структуры.

Организационная структура управления фирмой – зависит от размера предприятия, отрасли, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; может быть линейной, линейно-функциональной, продуктовой, проектной, дивизионной.

Мотивация – процесс побуждения людей к деятельности для достижения целей фирмы. Современные теории мотивации делятся на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на определении потребности человека, процессуальные – на элементах психологии и поведении людей.

Контроль – процесс обеспечения достижения фирмой своих целей; как функция управления обеспечивает обратную связь в процессе управления. Контроль подразделяют на предварительный (входной), текущий и заключительный.

 

Продукция фирмы

Продукция (производимые блага) – в натурально вещественном виде может иметь вид готовой продукции, предназначенной для продажи, неготовой продукции (незавершенного производства) и продукции, изготавливаемой для собственного потребления.

Товар – продукция, предназначенная для продажи. Продукция в натурально-вещественном виде может принимать вид изделия, услуг (работ) и продукта.

Изделие – продукция, получаемая из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукция приобретает самостоятельную потребительскую ценность.

Услуга (работа) – вид продукции, результатом которой является удовлетоворение потребностей и при которой происходит улучшение потребительской ценности продукта.

Продукт – вид продукции, имеющий либо нематериальную форму (программный продукт), либо непосредственно само изделие или услуга и так называемые периферийные факторы, без которых потребитель не будет полностью удовлетворен.

Номенклатура – перечень видов продукции, выпускаемой предприятием.

Ассортимент – состав и соотношение отдельных видов продукции в продукции определенного вида в рамках одной позиции номенклатуры.

Товарная политика – это деятельность предприятия, направленная на определение необходимой номенклатуры и ассортимента, создание новых товаров, а также исключение из производственной программы товаров, утративших потребительский спрос.

Система показателей объёма продукции включает:

· Натуральные, условно-натуральные показатели (шт., кг, м и т.п.)

· Трудовые или временные показатели (нормо-, станкочасы, машиносмены; человеко-, трудодни);

· Стоимостные, или денежные, показатели:

- Валовая продукция – денежное выражение всего результата производственно-хозяйственной деятельности фирмы за определенный период, включая товарную продукцию, незавершенное производство и работы и услуги, выполненные для себя;

- Товарная продукция – денежное выражение продукции, имеющий вид товара, включая готовую продукцию на складе и отгруженную продукцию;

- Реализованная продукция – денежное выражение проданной продукции или выручка от реализации;

- Чистая продукция – денежное выражение реализованной продукции за вычетом материальных затрат и амортизационных отчислений.

Производственная программа – планируемый объем производства продукции в заданной номенклатуры и ассортименте.

Качество продукции

Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Стандарт – документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристика процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Существуют международные (мировые), национальные (государственные), отраслевые стандарты, стандарты внутрифирменные или стандарты организаций.

Стандартизация – нормотворческая деятельность, которая закрепляет требования к качеству продукции в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и т.п.

Сертификация соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что исследуемая продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Технический регламент – это государственный документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения юридическими и физическими лицами требования к объектам технического регулирования.

Квалиметрия – наука, которая разрабатывает методы количественной оценки качества.

 

2.3. Цена и ценообразование

Цена – денежная форма товара.

Цена исходная – то количество денег, которое продавец хочет получить с покупателя.

Виды цен:

· Фиксированные;

· Договорные;

· Закупочные;

· Свободные;

· Регулируемые;

· Оптовые;

· Розничные.

Цена договорная – количество денег, при котором продавец готов прдать, а покупатель готов купить товар.

Франко-цены – цены, применяющиеся в оптовой торговле для обозначения пункта или места, в котором ответственность за товар переходит от продавца к покупателю и продавец свободен от дальнейших расходов.

Методы ценообразования – способы определения цены предприятием: затраты плюс фиксированная прибыль; на основе безубыточности и обеспечения целевой прибыли; на основе безубыточности и обеспечения целевой прибыли; параметрический метод; на основе текущих цен.

Ценовая политика – это совокупность действий в области ценообразования, направленных на расширение (или сохранение) объемом продаж. Виды ценовой политики: «снятие сливок» политика проникновения, политика вытеснения.

Ценовая дискриминация – это продажа одного и того же товара по разным ценам.

 

Основной капитал фирмы

(основные фонды, основные средства)

Капитал – ресурс, который может принести доход и возрастать при этом. Капитал в натурально-вещественной форме называется фондами, в стоимостной, денежной форме – средствами.

Основной капитал – это часть капитала, которая, участвуя в производственном процессе, меняет свою натурально-вещественную форму постепенно и поэтому его стоимость включается в готовый продукт по частям.

Основные фонды – натурально-вещественная форма основного капитала. Делятся на производственные и непроизводственные основные фонды. В свою очередь, производственные подразделяются на промышленно-производственные (прямо или косвенно участвующие в производстве промышленной продукции) и непромышленные. В основных фондах выделяют активную и пассивную части. Активная часть включает в себя передаточные устройства, машины и оборудование (без учета отраслевой специфики), транспортные средства. Пассивная часть основных фондов является вспомогательной и обеспечивает процесс работы активных элементов.

Износ – потеря потребительских свойств, т.е. изменение натурально-вещественной формы основного капитала.

Износ моральный – износ, наступающий тогда, когда утрачивается такое потребительское свойство, как эффективность использования данного элемента основных фондов.

Износ физический – утрата потребительских свойств в результате использования или бездействия основных фондов.

Реновация – воспроизводство основного капитала в натурально-вещественном виде. Для этого необходимо включать часть стоимости капитала на готовой продукции.

Амортизация – процесс включения, «переноса» стоимости основного капитала на готовую продукцию с последующим возмещением.

Амортизация равномерная (пропорциональная, линейная) – процесс, предполагающий списывание стоимости основных фондов равными долями в течение всего срока службы.

Амортизация ускоренная – процесс, используемый для нивелирования последствий морального износа и, частично, инфляции. Смысл ускоренной амортизации состоит в том, чтобы в первые годы эксплуатации перенести большую часть стоимости и тем самым увеличить возможности для реновации основных фондов.

Основные средства – денежная оценка основного капитала. Осуществляется по полной первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости.

Полная первоначальная стоимость основных фондов – сумма фактических затрат предприятия на их приобретение, сооружение, изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость.

Остаточная стоимость основных фондов – та часть стоимости основных средств, которая не перенесена на готовую продукцию и представляет собой разницу между полной первоначальной стоимостью (ППС) конкретного объекта и суммой амортизационных отчислений, начисленных за время существования объекта.

Восстановительная стоимость основных средств – показывает, сколько стоит объект на момент его воспроизводства в современных условиях.

Ликвидационная стоимость – стоимость реализации объекта после окончания его срока службы.

Фондоотдача – показатель, отражающий, сколько рублей продукции приносит 1 руб. капитала.

Фондоемкость – показатель отражающий, сколько рублей капитала необходимо для производства 1 руб. продукции.

Экстенсивное использование оборудования – использование оборудования по времени и количеству.

Интенсивное использование оборудования – использование оборудования по проектной мощности (производительности).

Коэффициент сменности работы оборудования – коэффициент, показывающий среднюю продолжительность работы оборудования в сменах в течение суток. Например, если коэффициент сменности работы оборудования равен 1,5, это означает, что в среднем оборудование работает полторы смены в сутки.

Оборотный капитал

(оборотные фонды, оборотные средства)

Оборотный капитал – часть капитала, которая изменяет свою натурально-вещественную форму в течение одного производственного цикла и стоимости которого полностью включается в стоимость готовой продукции. Натурально- вещественный состав оборотного каптала подразделяется на оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Коэффициент оборачиваемости (или скорость оборота) – показывает, сколько оборотов совершают оборотные средства предприятия за определенный период (год, квартал).

Коэффициент загрузки оборотных средств – обратен коэффициенту оборачиваемости. Он характеризирует сумму оборотных средств, затраченных на 1 руб. реализованной продукции.

Длительность одного оборота – средняя продолжительность одного оборота (в днях). Этот показатель не совпадает с фактическим сроком производства и реализации определенных видов продукции.

 

 

Прибыль и рентабельность

Прибыль – величина превышения выручки над затратами; цель развития предприятия. Это абсолютный показатель эффективности.

Сумма покрытия (средняя величина покрытия) – разница между ценой реализации единицы продукции и средними переменными издержками. Этот показатель еще иногда называют средним маржинальным доходом. Задача это суммы – покрыть поястоянные расходы.

Рентабельность (прибыльность, доходность) – относительный показатель эффективности, показывающий, сколько прибыли получают с 1 руб. затрат, ресурсов. Выражается в процентах.

Общая рентабельность – показатель, отвечающий на вопрос «Сколько прибыли приходится на рубль имущества?», так как деньги, которые вкладываются в предприятие, приобретают форму имущества предприятия или его активов.

Рентабельность продукции – показатель, отвечающий на вопрос «Сколько прибыли приходится на рубль себестоимости продукции?». Если предприятие выпускает не один вид продукции, то для анализа и планирования прибыли необходимо вычислять рентабельность (прибыльность) отдельных видов продукции.

Рентабельность продаж (оборота) – показатель, отвечающий на вопрос «Сколько прибыли приносит каждый рубль выручки от реализации продукции?».

Рентабельность собственного капитала – показатель, отвечающий на вопрос «Сколько прибыли приходится на каждый рубль собственного капитала?». Так как активы предприятия в большинстве случаев формируются за счет собственных и заемных средств, то собственников интересует данный вопрос.

Коэффициент финансового рычага (финансовый леридж) – показатель, отражающий соотношение стоимости имущества (активов) предприятия и размеров заемных средств.

Коэффициент операционного или производственного рычага (производственная леверидж) – показатель, характеризирующий чувствительность объемов продаж. Высокий уровень операционного рычага наблюдается на тех предприятиях, где высока доля постоянных затрат.

 

Инновации и инвестиции

Глоссарий. Экономика фирмы. Мокий М.С.

Глава 1. Общие положения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.191.134 (0.058 с.)