Предмет и задачи сурдопедагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи сурдопедагогики



Сурдопедагогика (от лат. surdus — глухой) — наука о воспитании, образовании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха. Советская сурдопедагогика входит в систему педагогических наук и развивается на основе марксистско-ленинской философии, материалистической диалектики.

Советская сурдопедагогическая наука развивается в органической связи с практикой воспитания и обучения глухих и слабослышащих, на основе ее всестороннего изучения и обобщения. Она разрабатывает научно обоснованные пути и средства предупреждения и компенсации дефекта, определяет условия развития личности и оказывает преобразующее влияние на практику воспитания и обучения, учащихся с нарушением слуха.

Задачи сурдопедагогики:

всестороннее педагогическое изучение детей с дефектом слуха;

изучение объективных закономерностей воспитания и обучения детей с дефектом слуха, определение сущности специально организованного воспитания и обучения;

теоретическое обоснование и разработка системы обучения основам наук;

совершенствование систем развития слухового восприятия, обучения родному языку, устной речи (произношения) и др;

разработка научных основ содержания обучения (учебных планов, программ, учебников), а также принципов, методов и организационных форм обучения и воспитания в специальных учреждениях;

совершенствование трудового обучения, системы общественно полезного производительного труда, профессиональной ориентации школьников;

создание и совершенствование технических средств коррекции и компенсации дефекта слуха;

усиление сотрудничества дошкольных учреждений, школы-интерната, семьи в деле воспитания подрастающего поколения;

пропаганда специальных педагогических знаний и достижений советской сурдопедагогики.

Возникнув как наука о воспитании глухонемых детей, сурдопедагогика по мере расширения границ воспитания и обучения в жизни общества, развития путей и средств компенсации дефекта становится наукой о закономерностях специального педагогического воздействия на детей с нарушенным слухом.

Сурдопедагогика тесно связана с сурдопсихологией, раскрывающей закономерности психического развития детей с нарушением слуха, формирования их личности. Совершенствование обучения и воспитания, глухих и слабослышащих требует знания теоретических положений сурдопсихологии о своеобразном развитии таких детей, о путях коррекции недостатков их развития и компенсации дефекта. Естественнонаучное понимание процесса компенсации дает возможность предусмотреть такую систему обучения, которая учитывала бы особенности развития детей с недостатками слуха и обеспечивала бы их всестороннее развитие. Повышению качества обучения и воспитания в специальных школах способствуют сурдопсихологические исследования познавательной деятельности и умственного развития глухих и слабослышащих.

Результаты исследований в области физиологии, анатомии, оториноларингологии, аудиологии используются сурдопедагогикой при решении проблем дифференцированного обучения детей с недостатками слуха, развития и использования слухового восприятия, формирования устной речи.

В специальных школах широко применяются звукоусиливающая аппаратура, визуальные и тактильно-вибрационные приборы. Сурдопедагогика разрабатывает вопросы развития и использования остаточного слуха, обучения глухих и слабослышащих произношению на основе широкого применения сурдотехнических средств. Этим обусловлена ее тесная связь с сурдотехникой.

Методы сурдопедагогики -

Советская сурдопедагогика опирается на марксистско-ленинское учение о диалектической взаимосвязи теории с практикой. На его основе ученые и практики-сурдопедагоги проводят педагогические исследования, определяют суть изучаемых явлений, объективные закономерности и ход их развития. Сурдопедагогика широко использует разнообразные методы исследования для изучения и совершенствования процесса обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

Изучение литературных источников. Изучение одной из проблем сурдопедагогики начинается с работы с литературными источниками и документами. К их числу относятся:

современная специальная литература по сурдопедагогике (монографии, учебные и методические пособия, сборники статей, учебники и др.);

периодическая печать (статьи в научных журналах);

научная литература по смежным областям знаний (педагогике, психологии, сурдопсихологии и другим отраслям дефектологии, аудиологии и т. п.);

справочная литература («Дефектологический словарь», «Педагогическая энциклопедия» и др.);

труды выдающихся сурдопедагогов;

труды сурдопедагогических учреждений (отчеты, доклады, материалы съездов и др.).

Работа с литературой позволяет изучить опыт обучения и воспитания детей с недостатками слуха в разные периоды развития сурдопедагогики, проследить методические поиски сурдопедагогов, выявить сущность и пути формирования различных систем воспитания и обучения глухих. Работа над литературными источниками необходима при определении научной4 проблемы, задач и объекта исследования, при анализе собранного материала. % Изучение литературных источников предусматривает применение таких видов работы с литературой, как конспектирование, реферирование, составление аннотаций, библиографии и т. д. При составлении библиографии (список литературных источников) необходимо четкое оформление сведений: фамилия, инициалы автора, название работы, издательства, место, год издания; для статьи— название, номер журнала, год публикации.

Педагогическое наблюдение — целенаправленное, систематическое исследование учебно-воспитательного процесса в школах-интернатах для детей с нарушениями слуха. При организации наблюдения определяются цели, задачи педагогического процесса, план его проведения, точно и объективно фиксируются наблюдаемые явления. Задачей наблюдения является накопление фактов, их систематизация и научно-педагогический анализ. Исследователь наблюдает за деятельностью учителя и учащихся на уроке, внеклассных занятиях, за воспитательным процессом в интернате. Возможно наблюдение за работой значительного числа учителей или воспитателей. При изучении состояния учебно-воспитательной работы и ее результатов педагогическое наблюдение дает возможность собрать как положительные, t?i; неотрицательные факты. Для научного анализа необходимо иметь достоверные факты, поэтому наряду со стенографированием уроков и внеклассных занятий широко используются современные приемы регистрации наблюдений: магнитофонная запись на пленку, фото- и киносъемка, наблюдение с помощью телевидения в специально оборудованных классах.

Изучение передового педагогического опыта. Большинство сурдопедагогических исследований, включает углубленное изучение опыта передовых учителей и воспитателей специальных школ. Исследователь, изучая опыт работы передового учителя, сравнивает его с работой других учителей, обнаруживает объективные закономерные связи между деятельностью учителя и учеников и педагогическими результатами. Изучение передового педагогического опыта должно раскрывать взаимосвязь всех его сторон: средства, методы, приемы педагогического воздействия, знания, умения и навыки, приобретенные учениками, изменения в их развитии и воспитании. Углубленное изучение передового педагогического опыта проводится планомерно в течение длительного времени по тщательно продуманной программе. Оно должно показать, как происходит сложный диалектический процесс развития школьника

с нарушением слуха, обеспечивающий его переход с одной качественной ступени на другую, более высокую. Изучение педагогического опыта способствует его обобщению и разработке возможных путей дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Педагогический эксперимент — научно поставленный опыт в процессе учебной или воспитательной работы. Исследователь создает или изменяет условия педагогического процесса в соответствии с намеченной целью. Главная цель эксперимента - практическая проверка научных предположений, более глубокое (по сравнению, например, с наблюдением), целенаправленное исследование учебно-воспитательной работы. Постановка эксперимента требует знания и учета условий его проведения, объективной фиксации хода эксперимента и его результатов. На основе эксперимента получают подтверждение выдвинутой исследователем научной гипотезы или основание для внесения изменений в постановку вопроса либо в методику. При анализе полученных данных для обработки массового материала часто применяют математические методы, что позволяет более точно определить педагогическую эффективность эксперимента.

Опрос. Широкое распространение в исследованиях получил метод опроса в виде анкетирования (письменный опрос) и интервью (устный опрос). При проведении опросов большое значение имеет четкость формулировки вопросов, соответствие их задаче исследования. Метод опроса позволяет проследить за интересами, взглядами, склонностями учащихся, учителей или родителей, глубже вникнуть в суть изучаемых явлений.

Беседа проводится с глухими и слабослышащими учащимися, с родителями, с сурдопедагогами для получения необходимых исследователю сведений. Эффективность беседы зависит от создания естественной психологической обстановки, от умения исследователя установить непринужденный контакт с собеседником. Педагог заранее должен подготовить целенаправленные вопросы. Содержание беседы фиксируется в протоколе.

Изучение детских работ. Метод изучения продуктов деятельности детей важен для определения уровня их знаний и умений. Проводится анализ рисунков, различных изделий учащихся — из пластилина, бумаги и др. Анализируется не только конечный результат деятельности, но и этапы ее выполнения, учитываются ошибки, поиски способов преодоления трудностей. При изучении тетрадей школьников может быть получен материал о системе работы учителя. Для оценки знаний учащихся исследователь может провести контрольные работы, сочинения и др.

Изучение школьной документации. Изучение педагогической документации (конспекты уроков и внеклассных занятий, планы учебно-воспитательного процесса, протоколы и отчеты педагогических советов, методических объединений учителей и т. д.) позволяет узнать об организации учебно-воспитательного процесса в школе и достигнутых педагогическим коллективом результатах.

Изучение личных дел учащихся, их психолого-педагогических характеристик, дневников индивидуальных занятий помогает выявлять особенности каждого учащегося и вооружает исследователя необходимыми объективными данными. Результаты знакомства с документацией специальных учебно-воспитательных учреждений могут быть использованы для постановки научной проблемы и ее исследования или материалом для научных обобщений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.007 с.)