Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность процесса обучения и его методологические основы
Процесс обучения — это специально организованное, целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие сурдопедагога и глухих учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания «общего развития школьников. Основу обучения составляет активная планомерная познавательная деятельность детей под руководством сурдопедагогов. В процессе обучения глухой школьник познает многообразный» мир природы, человеческого общества, представленный в виде основ соответствующих наук. Специально организованная познавательная деятельность ускоряет познание учеником окружающей действительности. Она имеет свои задачи, содержание, принципы, условия, методы и формы организации, структуру и логику. Ребенок за сравнительно короткий срок усваивает основы тех- знаний,. которые приобретены человечеством за тысячелетияШ7оэтому обучение в школе является одним из специфических видов познании объективной действительности. Обучение как единый познавательный процесс протекает в форме преподавания (деятельность учителя) и учения (деятельность ученика). Преподавание — это управление сурдопедагогом учебной деятельностью глухих учащихся. Оно заключается в умении организовать учебно-воспитательный процесс, правильно планировать, стимулировать, контролировать и анализировать познавательную деятельность учащихся. Сурдопедагог активно воздействует на глухих школьников, мобилизуя их интеллектуальные, нравственные-и велевые силы для решения учебных задач. | Учение — это активный процесс усвоения глухими учащимися знаний, умений и навыков. В процессе учения формируются интеллект ученика, его моральные качества, черты характера, свойства личности. Учение — сложный для глухого познавательный процесс, зависящий от степени развития его активности и самостоятельности, требующий интеллектуальных, волевых и физических усилий. X Задача обучения в школе глухих состоит во всестороннем № гармоничном развитии каждого ученика, в подготовке выпускников школы к практической деятельности наравне со слышащими в различных отраслях народного хозяйства. Методологической основой процесса обучения глухих является марксистско-ленинская теория познания, отправным пунктом которой является признание объективности и материальности окружающего мира, его вечного движения, изменения и развития, взаимосвязи и взаимозависимости всех предметов и явлений, познаваемости мира и его закономерностей. Общую основу познания определил В. И. Ленин: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике...» Эти положения ленинской теории имеют непосредственное отношение и к 'учебному познанию, в котором живое созерцание, абстрактное мышление и практика тесно сочетаются, хотя не обязательно следуют в такой последовательности. Ступени познания в процессе обучения находятся в сложных диалектических взаимосвязях и взаимодействии.
Особо следует отметить роль и место практики как формы научного познания, источника и критерия истины. В1 процессе обучения глухих практика выступает на всех его этапам, при решении различных дидактических задач, в разнообразных видах деятельности учащихся. Единство теории и практики в процессе обучения осуществляется разными путями. Долгое время практика была главным образом связана с применением знаний и умений учащихся. Исследования показывают, что возможен и другой путь, когда практика предшествует теории. Личный опыт глухих учащихся, их практическая деятельность выступают здесь в качестве источника приобретения знаний и умений. Практикой проверяется истинность знаний в учебном процессе на всех его этапах. Она выступает и как конечная цель в процессе обучения, так как знания, умения и навыки нужны в первую очередь для практической деятельности. В дидактике школы глухих процесс обучения понимается как развивающийся, подчиняющийся общим законам диалектики. Этот процесс обладает внутренними противоречиями, которые являются движущими силами обучения и обеспечивают его развитие. Для процесса обучения в школе глухих характерны те же противоречия, которые являются источниками развития, изменения и совершенствования учебного процесса в общеобразовательной школе (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Л. Ф. Спирин и др.). Среди них выделяются более общие, основополагающие противоречия между требованиями общества к школьному образованию и реальными возможностями обучения в данных условиях; между объемом общественно-исторического опыта, накопленного человечеством, и объемом знаний, усваиваемых учащимися; между учебным предметом и соответствующей отраслью науки; между познавательными и практическими задачами, сложными, требованиями, которые выдвигаются в обучении, и имеющимися знаниями, умениями и навыками, достигнутым уровнем умственного развития учащихся, их возможностями;. требуемым и достигнутым уровнем отношения учащихся к учению; знаниями учителя и объемом знаний учащихся; знанием учителем теоретических положений и умением применять их на практике; способом усвоения знаний учеником и способом изложения материала учителем.
Наряду со всеми отмеченными противоречиями процессу обучения в школе глухих присущи свои специфические противоречия. K ним относятся, прежде всего, противоречия между уровнем развития мышления и уровнем развития словесной речи. Речь слышащего ребенка развивается в неразрывном единстве с развитием его мышления. У глухого ребенка к началу его обучения наглядно-образное мышление имеет определенный уровень развития при отсутствии словесной речи. Первостепенная задача сурдопедагога состоит в устранении расхождения в развитии мышления и речи. Советская дидактика обосновывает необходимость с самых первых шагов обучения воспитывать у глухих мышление на основе (_словесной речи. Довольно сложными являются противоречия между задачами, стоящими перед глухими учащимися, в усвоении определенных знаний, умений и навыков, и реальными их возможностями, обусловленными недоразвитием словесной речи. (Своеобразны противоречия между языком жестов и языком слов на различных ступенях обучения и этапах усвоения учебного материала. Чрезвычайно существенными для процесса обучения глухих также являются противоречия между потребностью в общении и степенью владения средствами общения, между объемом имеющихся знаний и умением выразить их в словесной форме, между привычными житейскими представлениями, сформированными на основе языка жестов, и научными понятиями, между средствами овладения знаниями, основ наук на уроке и средствами общения во внеурочное время. Разнообразие причин нарушений слуха, различная степень и разное время возникновения поражения слухового анализатора, - неодинаковые условия дошкольного воспитания глухого ребенка создают противоречия между деятельностью учителя и индивидуальной познавательной деятельностью каждого ученика, между общим средством общения, которым владеет сурдопедагог, и индивидуальными особенностями восприятия глухим учеником устной речи, владения им тактильной речью и пользования языком жестов, между коллективным характером преподавания учителем и индивидуальным характером усвоения каждым школьником. Это, в свою очередь, создает противоречие между общим ходом учебного процесса и темпом продвижения и развития каждого ученика. Все эти противоречия неисчерпаемы на протяжении всего процесса обучения и потому являются его движущими силами. Достигнутое снимает те или иные противоречия лишь в данный момент, но возрастающие требования обусловливают возникновение всё новых и новых противоречий, которые и выступают источником дальнейшего совершенствования процесса обучения.
Функции процесса обучения Процесс обучения в школе глухих выполняет образовательную воспитательную и развивающую функции. Наряду с этим следует выделить и специфическую — коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности. Образовательная функция состоит в вооружении глухих учащихся необходимыми знаниями, в формировании у них общеучебных, специальных и специфических умений и навыков, а также способности добывать и приобретать их. Основой для реализации этой функции является содержание образования, определенное в учебных планах, программах и учебниках. Глухие школьники за время обучения в специальной школе полностью усваивают содержание образования в объеме неполной средней школы. Особое значение в процессе обучения глухих приобретает задача вооружения учащихся осознанными знаниями. Формализм в знаниях глухих школьников — один из серьезных недостатков работы школы. Наряду со знаниями, в неразрывном единстве с ними глухие учащиеся овладевают умениями и навыками, многие из которых необходимы в течение всей жизни. Кроме общеучебных умений и навыков (работа с книгой, навыки письма, чтения и др.), специальных, которые определяются спецификой учебного предмета (решение задач, работа с картой, демонстрация опытов и т. п.), глухие учащиеся овладевают специфическими умениями и навыками (зрительного и слухо-зрительного восприятия устной речи, пользования дактильной формой словесной речи, произносительными навыками, навыками использования слухового восприятия и др.). Продвижению в умственном развитии учащихся способствуют не только приобретение знаний, но и способы их усвоения,. При анализе уровня и качества усвоения знаний сурдопедагог учитывает сами знания (их объем, системность, умение учащегося применять их на практике), мыслительные операции (умения, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы, обобщения, умозаключения и др.), а также определенные качества мыслительной деятельности (внимательность, наблюдательность, быстроту и глубину понимания, любознательность и интерес, самостоятельность, логичность мышления и т. п.). Способы и приемы мыслительной деятельности, интеллектуальные умения, которыми пользуются учащиеся при усвоении знаний, И являются одним из объективных показателей уровня и качества ' знаний; стабильность же этих умений — показатель умственного развития ученика.
Знания и умения, приобретенные в процессе обучения, важны как средство воспитания целеустремленного, активного, трудолюбивого 'и высоконравственного человека. Этим обусловлена воспитывающая функция обучения, направленная на формирование совокупности качеств личности, необходимых для жизни и трудовой деятельности в обществе. Содержание воспитательной функции заключается в формировании у глухих в процессе обучения коммунистических взглядов и убеждений, диалектико-материалистического мировоззрения, идейно-политических, нравственных, трудовых, волевых, эмоциональных, эстетических и физических качеств личности. Характер учебного материала, выбор методов, рациональное сочетание форм организации обучения играют важную роль в реализации воспитательной функции. Особенности глухих учащихся данного класса, уровень общего и речевого развития, индивидуальные особенности каждого из них, отношение к учебе и труду, организованность и дисциплина, нравственный климат коллектива, степень сформированное общественного мнения и многие другие факторы помогают сурдопедагогам определять воспитательные задачи, а также пути и способы их выполнения в процессе изучения каждого учебного предмета в каждом классе. Сурдопедагоги обеспечивают реализацию комплексного подхода к воспитанию глухих учащихся в учебном процессе. Между обучением и воспитанием существует двусторонняя связь, так как обучение влияет на воспитанность учащихся, а уровень воспитанности — на эффективность обучения. Знания, умения и навыки, усвоенные учеником, имеют ценность не сами по себе, а как факторы формирования всесторонне развитой личности. Вот почему образовательная и воспитательная функции процесса обучения осуществляются в неразрывном единстве. При их реализации учитываются особенности всех психических процессов у глухих школьников. Развивающая функция обучения направлена на обеспечение общего развития учащихся. Обучение и воспитание способствуют развитию личности. Однако, как показали исследования, не всякое обучение знаниям, умениям и навыкам в одинаковой мере приводит к высокому уровню развития. Советские сурдопедагоги рассматривают обучение глухих детей и их развитие как единый, взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Обучение ведет за собой развитие, определяет его уровень и само зависит от уровня развития глухих учащихся. Содержание развивающей функции обучения представляет развитие и формирование психических процессов и свойств личности глухого ученика, его познавательной активности, логических приемов и операций, интереса и способностей, творческих возможностей. Особое внимание в процессе обучения уделяется формированию и развитию словесной речи. Эта задача в школе глухих выступает как специальная и решается своеобразными путями. За период обучения в школе глухой ученик должен овладеть речью как средством общения, познания и мышления. Он усваивает словарный состав, грамматические формы речи, овладевает произносительными навыками устной речи и навыками зрительного восприятия ее. Уровень речевого развития глухого ребенка является важным показателем его общего и интеллектуального развития.
Руководствуясь идеей о единстве в развитии мышления и речи, советские сурдопедагоги и сурдопсихологи считают, что формирование у глухих детей словесной речи должно протекать в единстве с развитием словесно-логического мышления. Общим условием развития всех психических процессов является обеспечение активности и самостоятельности глухих детей в ходе обучения. Большая роль при этом принадлежит личностным, эмоционально-волевым факторам — заинтересованности и мотивации, -волевых усилий, радости учения. Коррекционная функция процесса обучения состоит в преодолении последствий глухоты в психическом и физическом развитии глухих детей. В процессе специального обучения осуществляется преобразование всей познавательной деятельности глухого ребенка и формирование его личности в целом. Особая роль отводится вооружению глухих детей словесной речью как средством общения. Проводится работа над устной речью, исключая все ее составные компоненты (дыхание, голос, звуки и их сочетания, словесное и фразовое ударение, членение речи, ритм, темп, орфоэпические нормы и др.). На протяжении всех лет обучения глухих осуществляется коррекция их словесной речи. Большое место в процессе обучения глухих занимает работа по развитию слухового восприятия. Коррекционная функция обучения выполняется с учетом общих закономерностей развития глухих детей, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все функции процесса обучения в школе глухих могут быть успешно осуществлены лишь при условии опоры на научные данные об особенностях психического развития глухих учащихся и создания условий для целенаправленной работы по обеспечению этого развития. Исходными при этом являются выводы советских ученых о том, что у глухих детей имеются большие возможности для всестороннего их развития. Реализация этих возможностей достигается в специально организованном процессе обучения, который нацелен не только на вооружение знаниями, умениями и навыками, не только на развитие слуха и речи, ее лексико-грамматической и фонетической сторон, но и на формирование личности в целом.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.014 с.) |