Сущность процесса обучения и его методологические основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность процесса обучения и его методологические основы



Процесс обучения — это специально организованное, целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие сурдопедагога и глухих учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания «общего развития школьников. Основу обучения составляет активная планомерная познавательная деятельность детей под руководством сурдопедагогов.

В процессе обучения глухой школьник познает многообразный» мир природы, человеческого общества, представленный в виде основ соответствующих наук. Специально организованная познавательная деятельность ускоряет познание учеником окружающей действительности. Она имеет свои задачи, содержание, принципы, условия, методы и формы организации, структуру и логику. Ребенок за сравнительно короткий срок усваивает основы тех- знаний,. которые приобретены человечеством за тысячелетияШ7оэтому обучение в школе является одним из специфических видов познании объективной действительности.

Обучение как единый познавательный процесс протекает в форме преподавания (деятельность учителя) и учения (деятельность ученика).

Преподавание — это управление сурдопедагогом учебной деятельностью глухих учащихся. Оно заключается в умении организовать учебно-воспитательный процесс, правильно планировать, стимулировать, контролировать и анализировать познавательную деятельность учащихся. Сурдопедагог активно воздействует на глухих школьников, мобилизуя их интеллектуальные, нравственные-и велевые силы для решения учебных задач.

| Учение — это активный процесс усвоения глухими учащимися знаний, умений и навыков. В процессе учения формируются интеллект ученика, его моральные качества, черты характера, свойства личности. Учение — сложный для глухого познавательный процесс, зависящий от степени развития его активности и самостоятельности, требующий интеллектуальных, волевых и физических усилий. X

Задача обучения в школе глухих состоит во всестороннем № гармоничном развитии каждого ученика, в подготовке выпускников школы к практической деятельности наравне со слышащими в различных отраслях народного хозяйства.

Методологической основой процесса обучения глухих является марксистско-ленинская теория познания, отправным пунктом которой является признание объективности и материальности окружающего мира, его вечного движения, изменения и развития, взаимосвязи и взаимозависимости всех предметов и явлений, познаваемости мира и его закономерностей. Общую основу познания определил В. И. Ленин: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике...» Эти положения ленинской теории имеют непосредственное отношение и к 'учебному познанию, в котором живое созерцание, абстрактное мышление и практика тесно сочетаются, хотя не обязательно следуют в такой последовательности. Ступени познания в процессе обучения находятся в сложных диалектических взаимосвязях и взаимодействии.

Особо следует отметить роль и место практики как формы научного познания, источника и критерия истины. В1 процессе обучения глухих практика выступает на всех его этапам, при решении различных дидактических задач, в разнообразных видах деятельности учащихся. Единство теории и практики в процессе обучения осуществляется разными путями. Долгое время практика была главным образом связана с применением знаний и умений учащихся. Исследования показывают, что возможен и другой путь, когда практика предшествует теории. Личный опыт глухих учащихся, их практическая деятельность выступают здесь в качестве источника приобретения знаний и умений.

Практикой проверяется истинность знаний в учебном процессе на всех его этапах. Она выступает и как конечная цель в процессе обучения, так как знания, умения и навыки нужны в первую очередь для практической деятельности.

В дидактике школы глухих процесс обучения понимается как развивающийся, подчиняющийся общим законам диалектики. Этот процесс обладает внутренними противоречиями, которые являются движущими силами обучения и обеспечивают его развитие.

Для процесса обучения в школе глухих характерны те же противоречия, которые являются источниками развития, изменения и совершенствования учебного процесса в общеобразовательной школе (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Л. Ф. Спирин и др.). Среди них выделяются более общие, основополагающие противоречия между требованиями общества к школьному образованию и реальными возможностями обучения в данных условиях; между объемом общественно-исторического опыта, накопленного человечеством, и объемом знаний, усваиваемых учащимися; между учебным предметом и соответствующей отраслью науки; между познавательными и практическими задачами, сложными, требованиями, которые выдвигаются в обучении, и имеющимися знаниями, умениями и навыками, достигнутым уровнем умственного развития учащихся, их возможностями;. требуемым и достигнутым уровнем отношения учащихся к учению; знаниями учителя и объемом знаний учащихся; знанием учителем теоретических положений и умением применять их на практике; способом усвоения знаний учеником и способом изложения материала учителем.

Наряду со всеми отмеченными противоречиями процессу обучения в школе глухих присущи свои специфические противоречия. K ним относятся, прежде всего, противоречия между уровнем развития мышления и уровнем развития словесной речи. Речь слышащего ребенка развивается в неразрывном единстве с развитием его мышления. У глухого ребенка к началу его обучения наглядно-образное мышление имеет определенный уровень развития при отсутствии словесной речи. Первостепенная задача сурдопедагога состоит в устранении расхождения в развитии мышления и речи. Советская дидактика обосновывает необходимость с самых первых шагов обучения воспитывать у глухих мышление на основе (_словесной речи.

Довольно сложными являются противоречия между задачами, стоящими перед глухими учащимися, в усвоении определенных знаний, умений и навыков, и реальными их возможностями, обусловленными недоразвитием словесной речи. (Своеобразны противоречия между языком жестов и языком слов на различных ступенях обучения и этапах усвоения учебного материала.

Чрезвычайно существенными для процесса обучения глухих также являются противоречия между потребностью в общении и степенью владения средствами общения, между объемом имеющихся знаний и умением выразить их в словесной форме, между привычными житейскими представлениями, сформированными на основе языка жестов, и научными понятиями, между средствами овладения знаниями, основ наук на уроке и средствами общения во внеурочное время.

Разнообразие причин нарушений слуха, различная степень и разное время возникновения поражения слухового анализатора, - неодинаковые условия дошкольного воспитания глухого ребенка создают противоречия между деятельностью учителя и индивидуальной познавательной деятельностью каждого ученика, между общим средством общения, которым владеет сурдопедагог, и индивидуальными особенностями восприятия глухим учеником устной речи, владения им тактильной речью и пользования языком жестов, между коллективным характером преподавания учителем и индивидуальным характером усвоения каждым школьником. Это, в свою очередь, создает противоречие между общим ходом учебного процесса и темпом продвижения и развития каждого ученика. Все эти противоречия неисчерпаемы на протяжении всего процесса обучения и потому являются его движущими силами. Достигнутое снимает те или иные противоречия лишь в данный момент, но возрастающие требования обусловливают возникновение всё новых и новых противоречий, которые и выступают источником дальнейшего совершенствования процесса обучения.

 

Функции процесса обучения

Процесс обучения в школе глухих выполняет образовательную воспитательную и развивающую функции. Наряду с этим следует выделить и специфическую — коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности. Образовательная функция состоит в вооружении глухих учащихся необходимыми знаниями, в формировании у них общеучебных, специальных и специфических умений и навыков, а также способности добывать и приобретать их. Основой для реализации этой функции является содержание образования, определенное в учебных планах, программах и учебниках. Глухие школьники за время обучения в специальной школе полностью усваивают содержание образования в объеме неполной средней школы.

Особое значение в процессе обучения глухих приобретает задача вооружения учащихся осознанными знаниями. Формализм в знаниях глухих школьников — один из серьезных недостатков работы школы.

Наряду со знаниями, в неразрывном единстве с ними глухие учащиеся овладевают умениями и навыками, многие из которых необходимы в течение всей жизни. Кроме общеучебных умений и навыков (работа с книгой, навыки письма, чтения и др.), специальных, которые определяются спецификой учебного предмета (решение задач, работа с картой, демонстрация опытов и т. п.), глухие учащиеся овладевают специфическими умениями и навыками (зрительного и слухо-зрительного восприятия устной речи, пользования дактильной формой словесной речи, произносительными навыками, навыками использования слухового восприятия и др.). Продвижению в умственном развитии учащихся способствуют не только приобретение знаний, но и способы их усвоения,. При анализе уровня и качества усвоения знаний сурдопедагог учитывает сами знания (их объем, системность, умение учащегося применять их на практике), мыслительные операции (умения, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы, обобщения, умозаключения и др.), а также определенные качества мыслительной деятельности (внимательность, наблюдательность, быстроту и глубину понимания, любознательность и интерес, самостоятельность, логичность мышления и т. п.). Способы и приемы мыслительной деятельности, интеллектуальные умения, которыми пользуются учащиеся при усвоении знаний, И являются одним из объективных показателей уровня и качества ' знаний; стабильность же этих умений — показатель умственного развития ученика.

Знания и умения, приобретенные в процессе обучения, важны как средство воспитания целеустремленного, активного, трудолюбивого 'и высоконравственного человека. Этим обусловлена воспитывающая функция обучения, направленная на формирование совокупности качеств личности, необходимых для жизни и трудовой деятельности в обществе. Содержание воспитательной функции заключается в формировании у глухих в процессе обучения коммунистических взглядов и убеждений, диалектико-материалистического мировоззрения, идейно-политических, нравственных, трудовых, волевых, эмоциональных, эстетических и физических качеств личности. Характер учебного материала, выбор методов, рациональное сочетание форм организации обучения играют важную роль в реализации воспитательной функции.

Особенности глухих учащихся данного класса, уровень общего и речевого развития, индивидуальные особенности каждого из них, отношение к учебе и труду, организованность и дисциплина, нравственный климат коллектива, степень сформированное общественного мнения и многие другие факторы помогают сурдопедагогам определять воспитательные задачи, а также пути и способы их выполнения в процессе изучения каждого учебного предмета в каждом классе.

Сурдопедагоги обеспечивают реализацию комплексного подхода к воспитанию глухих учащихся в учебном процессе.

Между обучением и воспитанием существует двусторонняя связь, так как обучение влияет на воспитанность учащихся, а уровень воспитанности — на эффективность обучения. Знания, умения и навыки, усвоенные учеником, имеют ценность не сами по себе, а как факторы формирования всесторонне развитой личности. Вот почему образовательная и воспитательная функции процесса обучения осуществляются в неразрывном единстве. При их реализации учитываются особенности всех психических процессов у глухих школьников.

Развивающая функция обучения направлена на обеспечение общего развития учащихся. Обучение и воспитание способствуют развитию личности. Однако, как показали исследования, не всякое обучение знаниям, умениям и навыкам в одинаковой мере приводит к высокому уровню развития.

Советские сурдопедагоги рассматривают обучение глухих детей и их развитие как единый, взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Обучение ведет за собой развитие, определяет его уровень и само зависит от уровня развития глухих учащихся.

Содержание развивающей функции обучения представляет развитие и формирование психических процессов и свойств личности глухого ученика, его познавательной активности, логических приемов и операций, интереса и способностей, творческих возможностей.

Особое внимание в процессе обучения уделяется формированию и развитию словесной речи. Эта задача в школе глухих выступает как специальная и решается своеобразными путями. За период обучения в школе глухой ученик должен овладеть речью как средством общения, познания и мышления. Он усваивает словарный состав, грамматические формы речи, овладевает произносительными навыками устной речи и навыками зрительного восприятия ее. Уровень речевого развития глухого ребенка является важным показателем его общего и интеллектуального развития.

Руководствуясь идеей о единстве в развитии мышления и речи, советские сурдопедагоги и сурдопсихологи считают, что формирование у глухих детей словесной речи должно протекать в единстве с развитием словесно-логического мышления.

Общим условием развития всех психических процессов является обеспечение активности и самостоятельности глухих детей в ходе обучения. Большая роль при этом принадлежит личностным, эмоционально-волевым факторам — заинтересованности и мотивации, -волевых усилий, радости учения.

Коррекционная функция процесса обучения состоит в преодолении последствий глухоты в психическом и физическом развитии глухих детей. В процессе специального обучения осуществляется преобразование всей познавательной деятельности глухого ребенка и формирование его личности в целом.

Особая роль отводится вооружению глухих детей словесной речью как средством общения. Проводится работа над устной речью, исключая все ее составные компоненты (дыхание, голос, звуки и их сочетания, словесное и фразовое ударение, членение речи, ритм, темп, орфоэпические нормы и др.). На протяжении всех лет обучения глухих осуществляется коррекция их словесной речи.

Большое место в процессе обучения глухих занимает работа по развитию слухового восприятия.

Коррекционная функция обучения выполняется с учетом общих закономерностей развития глухих детей, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Все функции процесса обучения в школе глухих могут быть успешно осуществлены лишь при условии опоры на научные данные об особенностях психического развития глухих учащихся и создания условий для целенаправленной работы по обеспечению этого развития. Исходными при этом являются выводы советских ученых о том, что у глухих детей имеются большие возможности для всестороннего их развития. Реализация этих возможностей достигается в специально организованном процессе обучения, который нацелен не только на вооружение знаниями, умениями и навыками, не только на развитие слуха и речи, ее лексико-грамматической и фонетической сторон, но и на формирование личности в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.014 с.)