Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы сурдопедагогики и ее связь с другими наукамиСтр 1 из 34Следующая ⇒
Теоретические основы сурдопедагогики и ее связь с другими науками Методологическую основу современной сурдопедагогики составляет марксизм-ленинизм. Важное место в теории марксизма-ленинизма' занимают идеи о роли социальной среды, общества в воспитании человека. Длительное время считалось, что дефект слуха, ограничивая возможности развития ребенка, обрекает его на примитивное существование. Формирование личности человека определяется сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Опираясь на материалистическое понимание природы глухонемоты пароли социальной среды в развитии и воспитании человека, сурдопедагогика оптимистично оценивает возможности развития детей с недостатками слуха. Основополагающим в сурдопедагогике является марксистско-ленинское учение о языке и мышлении. Язык — явление социальное. Он возник под влиянием потребности людей в общении в ходе совместной трудовой деятельности. Язык является средством общения и орудием мышления. Единство языка и мышления доказано исследованиями физиологов, психологов, философов. На основе материалистического понимания сущности языка строится современная система обучения глухих и слабослышащих языку. Совершенствование системы обучения речи детей с нарушением слуха осуществляется с учетом знания ими основ родного языка, закономерностей овладения речью слышащими детьми, патофизиологии глухоты и тугоухости. Естественнонаучную основу сурдопедагогики составляют данные физиологии, материалистическое учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека, об анализаторах и единстве организма со средой. Нормально функционирующие анализаторы способствуют установлению сложных взаимоотношений ребенка с окружающим миром. Полное или частичное нарушение деятельности одного из анализаторов (в частности, слухового) приводит к изменениям в деятельности других анализаторов, что оказывает воздействие на процесс развития ребенка, расследование развития-детей с нарушениями слуха основывается на рассмотрении отдельных аномальных проявлений в их взаимосвязи, на основе системного подхода, предложенного Л. С. Выготским. Комплексное психолого-педагогическое и клиническое изучение структуры дефекта строится исходя из диалектического понимания первичных, вторичных и последующих отклонений в развитии детей с дефектами анализаторов.
При построении теории и практики формирования речи и развития слухового восприятия детей с нарушениями слуховой функции важную роль играют идеи И. М. Сеченова и И. П. Павлова о закономерностях образования условных рефлексов, о единстве первой и второй сигнальных систем, о высокой пластичности коры головного мозга человека. Сурдопедагогика широко использует данные общей педагогики о принципах, методах, формах, средствах обучения и воспитания слышащих школьников. Эти данные творчески применяются в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, с учетом особенностей их развития, потенциальных возможностей и специфики обучения. Сурдопедагогика – это раздел дефектологии комплексной науки о закономерностях развития, воспитания и обучения аномальных детей. Все разделы дефектологии (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия и др.) объединяет общая методологическая основа, общие главные теоретические и практические задачи. Сурдопедагогика развивается во взаимосвязи со смежными областями дефектологии. . ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СУРДОПЕДАГОГИКИ Методы сурдопедагогики - Советская сурдопедагогика опирается на марксистско-ленинское учение о диалектической взаимосвязи теории с практикой. На его основе ученые и практики-сурдопедагоги проводят педагогические исследования, определяют суть изучаемых явлений, объективные закономерности и ход их развития. Сурдопедагогика широко использует разнообразные методы исследования для изучения и совершенствования процесса обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Изучение литературных источников. Изучение одной из проблем сурдопедагогики начинается с работы с литературными источниками и документами. К их числу относятся: современная специальная литература по сурдопедагогике (монографии, учебные и методические пособия, сборники статей, учебники и др.); периодическая печать (статьи в научных журналах);
научная литература по смежным областям знаний (педагогике, психологии, сурдопсихологии и другим отраслям дефектологии, аудиологии и т. п.); справочная литература («Дефектологический словарь», «Педагогическая энциклопедия» и др.); труды выдающихся сурдопедагогов; труды сурдопедагогических учреждений (отчеты, доклады, материалы съездов и др.). Работа с литературой позволяет изучить опыт обучения и воспитания детей с недостатками слуха в разные периоды развития сурдопедагогики, проследить методические поиски сурдопедагогов, выявить сущность и пути формирования различных систем воспитания и обучения глухих. Работа над литературными источниками необходима при определении научной4 проблемы, задач и объекта исследования, при анализе собранного материала. % Изучение литературных источников предусматривает применение таких видов работы с литературой, как конспектирование, реферирование, составление аннотаций, библиографии и т. д. При составлении библиографии (список литературных источников) необходимо четкое оформление сведений: фамилия, инициалы автора, название работы, издательства, место, год издания; для статьи— название, номер журнала, год публикации. Педагогическое наблюдение — целенаправленное, систематическое исследование учебно-воспитательного процесса в школах-интернатах для детей с нарушениями слуха. При организации наблюдения определяются цели, задачи педагогического процесса, план его проведения, точно и объективно фиксируются наблюдаемые явления. Задачей наблюдения является накопление фактов, их систематизация и научно-педагогический анализ. Исследователь наблюдает за деятельностью учителя и учащихся на уроке, внеклассных занятиях, за воспитательным процессом в интернате. Возможно наблюдение за работой значительного числа учителей или воспитателей. При изучении состояния учебно-воспитательной работы и ее результатов педагогическое наблюдение дает возможность собрать как положительные, t?i; неотрицательные факты. Для научного анализа необходимо иметь достоверные факты, поэтому наряду со стенографированием уроков и внеклассных занятий широко используются современные приемы регистрации наблюдений: магнитофонная запись на пленку, фото- и киносъемка, наблюдение с помощью телевидения в специально оборудованных классах. Изучение передового педагогического опыта. Большинство сурдопедагогических исследований, включает углубленное изучение опыта передовых учителей и воспитателей специальных школ. Исследователь, изучая опыт работы передового учителя, сравнивает его с работой других учителей, обнаруживает объективные закономерные связи между деятельностью учителя и учеников и педагогическими результатами. Изучение передового педагогического опыта должно раскрывать взаимосвязь всех его сторон: средства, методы, приемы педагогического воздействия, знания, умения и навыки, приобретенные учениками, изменения в их развитии и воспитании. Углубленное изучение передового педагогического опыта проводится планомерно в течение длительного времени по тщательно продуманной программе. Оно должно показать, как происходит сложный диалектический процесс развития школьника
с нарушением слуха, обеспечивающий его переход с одной качественной ступени на другую, более высокую. Изучение педагогического опыта способствует его обобщению и разработке возможных путей дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Педагогический эксперимент — научно поставленный опыт в процессе учебной или воспитательной работы. Исследователь создает или изменяет условия педагогического процесса в соответствии с намеченной целью. Главная цель эксперимента - практическая проверка научных предположений, более глубокое (по сравнению, например, с наблюдением), целенаправленное исследование учебно-воспитательной работы. Постановка эксперимента требует знания и учета условий его проведения, объективной фиксации хода эксперимента и его результатов. На основе эксперимента получают подтверждение выдвинутой исследователем научной гипотезы или основание для внесения изменений в постановку вопроса либо в методику. При анализе полученных данных для обработки массового материала часто применяют математические методы, что позволяет более точно определить педагогическую эффективность эксперимента. Опрос. Широкое распространение в исследованиях получил метод опроса в виде анкетирования (письменный опрос) и интервью (устный опрос). При проведении опросов большое значение имеет четкость формулировки вопросов, соответствие их задаче исследования. Метод опроса позволяет проследить за интересами, взглядами, склонностями учащихся, учителей или родителей, глубже вникнуть в суть изучаемых явлений. Беседа проводится с глухими и слабослышащими учащимися, с родителями, с сурдопедагогами для получения необходимых исследователю сведений. Эффективность беседы зависит от создания естественной психологической обстановки, от умения исследователя установить непринужденный контакт с собеседником. Педагог заранее должен подготовить целенаправленные вопросы. Содержание беседы фиксируется в протоколе. Изучение детских работ. Метод изучения продуктов деятельности детей важен для определения уровня их знаний и умений. Проводится анализ рисунков, различных изделий учащихся — из пластилина, бумаги и др. Анализируется не только конечный результат деятельности, но и этапы ее выполнения, учитываются ошибки, поиски способов преодоления трудностей. При изучении тетрадей школьников может быть получен материал о системе работы учителя. Для оценки знаний учащихся исследователь может провести контрольные работы, сочинения и др.
Изучение школьной документации. Изучение педагогической документации (конспекты уроков и внеклассных занятий, планы учебно-воспитательного процесса, протоколы и отчеты педагогических советов, методических объединений учителей и т. д.) позволяет узнать об организации учебно-воспитательного процесса в школе и достигнутых педагогическим коллективом результатах. Изучение личных дел учащихся, их психолого-педагогических характеристик, дневников индивидуальных занятий помогает выявлять особенности каждого учащегося и вооружает исследователя необходимыми объективными данными. Результаты знакомства с документацией специальных учебно-воспитательных учреждений могут быть использованы для постановки научной проблемы и ее исследования или материалом для научных обобщений. Дошкольное воспитание Общественное воспитание детей с недостатками слуха в СССР начинается с раннего возраста. Вся деятельность дошкольных учреждений построена на основе «Типового положения о дошкольных учреждениях и специальных группах для детей с нарушениями слуха» и руководствуется программно-методическими документами, разработанными НИИ дефектологии АПН СССР. Система дошкольного воспитания носит государственный, общественный характер и решает важные социальные задачи: разностороннее, гармоничное развитие и воспитание детей; предупреждение, коррекция аномального развития глухих и слабослышащих, охрана и укрепление их здоровья; подготовка к обучению в школе; оказание помощи семье в воспитании и специальном обучении дошкольников с дефектами слуха. Дошкольные учреждения организуются исполкомами местных Советов народных депутатов и органами народного образования, если имеется необходимый контингент детей с нарушениями слуха: не менее четырех, но не более десяти групп. С учетом состояния слуха и речи детей создаются дошкольные учреждения двух типов: для глухих и для слабослышащих. Позднооглохшие дети, сохранившие речь, воспитываются и обучаются в детских садах для слабослышащих. Группы комплектуются по возрастному принципу. Наполняемость всех возрастных групп дошкольных учреждений для глухих и для слабослышащих 10—12 человек, для детей со сложными дефектами — 8 человек. На основе «Типового положения...» для детей с нарушениями самоорганизуются следующие дошкольные учреждения: 1. Ясли-сады и детские сады для глухих, для слабослышащих и позднооглохших детей с круглосуточным пребыванием. В ясли-сады дети принимаются с полутора лет, в детские сады — с трех. Содержание воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в детских садах раскрыто в программах для каждого типа дошкольных учреждений. 2. Дошкольные детские сады интернатного типа для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. Предназначены для детей, дошкольного возраста из сельской местности и городов, где отсутствуют специальные детские сады для детей с дефектами слуха.
Глухие и слабослышащие дети, имеющие негрубое нарушение опорно-двигательного аппарата или олигофрению в степени дебильности, направляются в группы для детей со сложными дефектами в детских садах. 3. Специальные группы для детей с нарушениями слуха при массовых детских садах и дошкольных детских домах. Комплектуются детьми одного или смежного возраста в зависимости от состояния слуха и речи (группа для слабослышащих или группа для глухих детей). 4. Дошкольные отделения при школах-интернатах для глухих или для слабослышащих детей 4—6 летнего возраста с двухгодичным сроком пребывания в них. Организуются при школах интернатах при отсутствии в республике, области, городе специальных дошкольных учреждений для детей с недостатками слуха. Неполное среднее образование Специальные общеобразовательные школы-интернаты для глухих и для слабослышащих и позднооглохших детей осуществляют коммунистическое воспитание, общеобразовательное и трудовое обучение учащихся, а также коррекцию их аномального развития. Их деятельность осуществляется на основе «Устава средней общеобразовательной школы» и Положений о специальных общеобразовательных школах-интернатах для глухих и для слабослышащих и позднооглохших детей. Порядок открытия и закрытия специальных школ-интернатов определяется советами министров союзных республик при наличии контингента учащихся и необходимой материальной базы. В составе специальных школ-интернатов для глухих и для слабослышащих и позднооглохших детей, при наличии соответствующего контингента, организуются классы для детей с нарушениями слуха и несложными формами нарушения опорно-двигательного аппарата, а также для умственно отсталых (олигофрения в степени дебильности) с дефектами слуха. Обучение в специальных общеобразовательных школах-интернатах осуществляется на основе утвержденных учебных планов и программ. Предельная наполняемость классов и воспитательных групп—12 человек, для детей со сложными дефектами — 5—7 человек. Учебно-воспитательная работа в специальных школах-интернатах направлена на решение задач воспитания и обучения с учетом уровня развития детей, формирования у них словесной речи и словесно-логического мышления, развития слухового восприятия речи и обучения произношению и других коррекциенных задач. Обучение и воспитание строится на основе разнообразной трудовой деятельности учащихся. Специальная общеобразовательная школа решает те же, что и общеобразовательная школа, задачи и является единой трудовой, политехнической школой. В соответствии с Положениями о специальных общеобразовательных школах-интернатах для детей с нарушениями слуха организуются следующие школы: делением 10-летним сроком обучения (I—X классы)—для детей с легким недоразвитием речи и нарушением слуха; II отделение — с 12-летним сроком обучения (I—XII классы) —для детей с глубоким недоразвитием речи и нарушением слуха. Во II отделении имеется подготовительный класс для детей шестилетнего возраста без дошкольной подготовки. Учащиеся I отделения за 10 лет и учащиеся II отделения за 12 лет обучения получают образование в объеме массовой неполной средней школы и первичную профессионально-трудовую подготовку. Среднее общее и профессиональное образование Средняя общеобразовательная и профессиональная школа, которая включает XIII—XV классы специальной средней общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школы для лиц с недостатками слуха, работающих в народном хозяйстве; специальные группы в профессионально-технических училищах массового типа и группы для молодежи с дефектами слуха в средних специальных учебных заведениях — система этих учебных учреждений обеспечивает неслышащим среднее образование и профессиональную подготовку. Вечерняя и заочная школа для неслышащих руководствуется в своей деятельности Уставом и Положением о средней общеобразовательной вечерней (сменной) школе и Положением о специальной средней общеобразовательной вечерней и заочной школе для глухих и слабослышащих. В состав этой школы входит VIII—XV классы. При наличии контингента с более мягким общеобразовательным уровнем могут открываться и I—VII классы,. Наполняемость классов очной формы обучения не менее 8 человек. В составе школы имеются учебно-консультационные пункты, открываемые при наличии 15 и более учащихся, заочные группы, организуемые при наличии от 4 до 10 учащихся, и индивидуально обучающиеся заочники. Разрешается открытие филиалов школ при одном или нескольких близлежащих предприятиях, если имеется достаточный контингент учащихся. В XIII—XV классах вечерней или заочной специальной школы глухие и слабослышащие после окончания специальной школы-интерната получают полное среднее образование. После окончания специальных школ молодежь с дефектами слуха может получить профессиональную подготовку в профессионально-технических училищах (ПТУ). В некоторых профессионально-технических училищах массового типа открываются специальные группы подготовки молодежи с дефектами слуха по различным специальностям: слесари-инструментальщики, слесари-механосборщики, токари-универсалы, полиграфисты, радиомонтажники и др. В ПТУ принимаются глухие и слабослышащие в возрасте 15 — 20 лет, имеющие образование в объеме VIII — XII классов специальной школы; первые обучаются в ПТУ два года, другие один год. Среднее специальное образование молодежи с дефектами слуха осуществляется в специальных группах в техникумах. Пребывание в массовых учебных заведениях совместно со слышащими способствует общему и речевому развитию, формированию личности неслышащего. В настоящее время лица с нарушениями слуха обучаются во многих техникумах, например во Владимирском авиационно-механическом (обработка металла резанием), Куйбышевском техникуме (швейное производство), Московском техникуме механизации учета Госкомстата РСФСР (эксплуатация и ремонт вычислительной техники), Московском и Пятигорском медицинских училищах (зубной техник, протезист) и др. В большинстве техникумов при обучении молодежи с недостатками слуха в специальных группах время прохождения учебной программы увеличивается по сравнению с обучением слышащих на 6 — 8 месяцев. При этом учебный план и содержание обучения соответствуют тем, по которым занимаются слышащие. Учебный материал неслышащие студенты воспринимают с помощью переводчиков, использующих жестовую, дактильную, письменную и устную формы речи. Обучение молодежи с недостатками слуха в средних специальных учебных заведениях в отдельных группах существует в ряде союзных республик: РСФСР, Украине, Белоруссии, Узбекистане, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии. Высшее образование Молодежь с дефектами слуха имеет право поступления в высшие учебные заведения, как и все граждане СССР, получившие полное среднее образование. Глухие и слабослышащие имеют возможность выбирать различные профессии, кроме тех где для выполнения их обязанностей требуется слуховой контроль. В вузах комплектуются специальные группы неслышащих студентов или организуются совместные со слышащими занятия в общей группе. В вузах сроки обучения специальных групп не изменяются. Лица с дефектами слуха обучаются в Московском высшем техническом училище (МВТУ) им. Н. Э. Баумана, во Всесоюзном заочном политехническом институте в Москве, в Ленинградском Северо-Западном заочном политехническом институте, в Киевском педагогическом институте и Специальные профессиональные учебные заведения Всероссийского общества глухих В СССР создано специализированное учебное заведение для лиц с недостатками слуха — Ленинградский восстановительный центр (ЛВЦ) Всероссийского общества глухих. В политехникуме. ЛВЦ глухие и слабослышащие обучаются по следующим специальностям: художник-оформитель широкого профиля, бухгалтер, работник системы социального обеспечения, культурно-просветительный работник Домов культуры и красных уголков Общества I глухих. Профессиональное обучение молодежи с дефектами слуха, рассчитанное на подготовку рабочего достаточно высокой квалификации, проводится в учебно-производственных предприятиях (УПП) Общества глухих. Наряду со специальными дисциплинами изучаются и общеобразовательные предметы в объеме, необходимом для успешного овладения профессией. В учебно-производственные предприятия Общества глухих принимаются глухие и слабослышащие в возрасте 16—25 лет с образованием VIII—XII классов специальной школы. В УПП осуществляется групповое и индивидуальное обучение глухих и слабослышащих по следующим специальностям: металлообработка, деревообработка, швейное дело, радиомонтажное дело и др. Профили профессий постоянно модернизируются. Обучение в УПП бесплатное, все учащиеся находятся на полном обеспечении Общества-глухих, получают стипендию. Система образования лиц с нарушениями слуха постоянно развивается и совершенствуется.
ДИДАКТИКА ШКОЛЫ ГЛУХИХ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ Функции процесса обучения Процесс обучения в школе глухих выполняет образовательную воспитательную и развивающую функции. Наряду с этим следует выделить и специфическую — коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности. Образовательная функция состоит в вооружении глухих учащихся необходимыми знаниями, в формировании у них общеучебных, специальных и специфических умений и навыков, а также способности добывать и приобретать их. Основой для реализации этой функции является содержание образования, определенное в учебных планах, программах и учебниках. Глухие школьники за время обучения в специальной школе полностью усваивают содержание образования в объеме неполной средней школы. Особое значение в процессе обучения глухих приобретает задача вооружения учащихся осознанными знаниями. Формализм в знаниях глухих школьников — один из серьезных недостатков работы школы. Наряду со знаниями, в неразрывном единстве с ними глухие учащиеся овладевают умениями и навыками, многие из которых необходимы в течение всей жизни. Кроме общеучебных умений и навыков (работа с книгой, навыки письма, чтения и др.), специальных, которые определяются спецификой учебного предмета (решение задач, работа с картой, демонстрация опытов и т. п.), глухие учащиеся овладевают специфическими умениями и навыками (зрительного и слухо-зрительного восприятия устной речи, пользования дактильной формой словесной речи, произносительными навыками, навыками использования слухового восприятия и др.). Продвижению в умственном развитии учащихся способствуют не только приобретение знаний, но и способы их усвоения,. При анализе уровня и качества усвоения знаний сурдопедагог учитывает сами знания (их объем, системность, умение учащегося применять их на практике), мыслительные операции (умения, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы, обобщения, умозаключения и др.), а также определенные качества мыслительной деятельности (внимательность, наблюдательность, быстроту и глубину понимания, любознательность и интерес, самостоятельность, логичность мышления и т. п.). Способы и приемы мыслительной деятельности, интеллектуальные умения, которыми пользуются учащиеся при усвоении знаний, И являются одним из объективных показателей уровня и качества ' знаний; стабильность же этих умений — показатель умственного развития ученика. Знания и умения, приобретенные в процессе обучения, важны как средство воспитания целеустремленного, активного, трудолюбивого 'и высоконравственного человека. Этим обусловлена воспитывающая функция обучения, направленная на формирование совокупности качеств личности, необходимых для жизни и трудовой деятельности в обществе. Содержание воспитательной функции заключается в формировании у глухих в процессе обучения коммунистических взглядов и убеждений, диалектико-материалистического мировоззрения, идейно-политических, нравственных, трудовых, волевых, эмоциональных, эстетических и физических качеств личности. Характер учебного материала, выбор методов, рациональное сочетание форм организации обучения играют важную роль в реализации воспитательной функции. Особенности глухих учащихся данного класса, уровень общего и речевого развития, индивидуальные особенности каждого из них, отношение к учебе и труду, организованность и дисциплина, нравственный климат коллектива, степень сформированное общественного мнения и многие другие факторы помогают сурдопедагогам определять воспитательные задачи, а также пути и способы их выполнения в процессе изучения каждого учебного предмета в каждом классе. Сурдопедагоги обеспечивают реализацию комплексного подхода к воспитанию глухих учащихся в учебном процессе. Между обучением и воспитанием существует двусторонняя связь, так как обучение влияет на воспитанность учащихся, а уровень воспитанности — на эффективность обучения. Знания, умения и навыки, усвоенные учеником, имеют ценность не сами по себе, а как факторы формирования всесторонне развитой личности. Вот почему образовательная и воспитательная функции процесса обучения осуществляются в неразрывном единстве. При их реализации учитываются особенности всех психических процессов у глухих школьников. Развивающая функция обучения направлена на обеспечение общего развития учащихся. Обучение и воспитание способствуют развитию личности. Однако, как показали исследования, не всякое обучение знаниям, умениям и навыкам в одинаковой мере приводит к высокому уровню развития. Советские сурдопедагоги рассматривают обучение глухих детей и их развитие как единый, взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Обучение ведет за собой развитие, определяет его уровень и само зависит от уровня развития глухих учащихся. Содержание развивающей функции обучения представляет развитие и формирование психических процессов и свойств личности глухого ученика, его познавательной активности, логических приемов и операций, интереса и способностей, творческих возможностей. Особое внимание в процессе обучения уделяется формированию и развитию словесной речи. Эта задача в школе глухих выступает как специальная и решается своеобразными путями. За период обучения в школе глухой ученик должен овладеть речью как средством общения, познания и мышления. Он усваивает словарный состав, грамматические формы речи, овладевает произносительными навыками устной речи и навыками зрительного восприятия ее. Уровень речевого развития глухого ребенка является важным показателем его общего и интеллектуального развития. Руководствуясь идеей о единстве в развитии мышления и речи, советские сурдопедагоги и сурдопсихологи считают, что формирование у глухих детей словесной речи должно протекать в единстве с развитием словесно-логического мышления. Общим условием развития всех психических процессов является обеспечение активности и самостоятельности глухих детей в ходе обучения. Большая роль при этом принадлежит личностным, эмоционально-волевым факторам — заинтересованности и мотивации, -волевых усилий, радости учения. Коррекционная функция процесса обучения состоит в преодолении последствий глухоты в психическом и физическом развитии глухих детей. В процессе специального обучения осуществляется преобразование всей познавательной деятельности глухого ребенка и формирование его личности в целом. Особая роль отводится вооружению глухих детей словесной речью как средством общения. Проводится работа над устной речью, исключая все ее составные компоненты (дыхание, голос, звуки и их сочетания, словесное и фразовое ударение, членение речи, ритм, темп, орфоэпические нормы и др.). На протяжении всех лет обучения глухих осуществляется коррекция их словесной речи. Большое место в процессе обучения глухих занимает работа по развитию слухового восприятия. Коррекционная функция обучения выполняется с учетом общих закономерностей развития глухих детей, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все функции процесса обучения в школе глухих могут быть успешно осуществлены лишь при условии опоры на научные данные об особенностях психического развития глухих учащихся и создания условий для целенаправленной работы по обеспечению этого развития. Исходными при этом являются выводы советских ученых о том, что у глухих детей имеются большие возможности для всестороннего их развития. Реализация этих возможностей достигается в специально организованном процессе обучения, который нацелен не только на вооружение знаниями, умениями и навыками, не только на развитие слуха и речи, ее лексико-грамматической и фонетической сторон, но и на формирование личности в целом. Структура процесса обучения Процесс обучения имеет сложную структуру. Его составными компонентами являются: целевой, содержательный, стимулирующе-мотивационный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. Целевой компонент состоит, прежде всего, в осознании каждым сурдопедагогом общей цели обучения глухих детей - обеспечить всестороннее развитие личности и подготовить к самостоятельной трудовой и общественно-политической деятельности. Достичь эту социально детерминированную цель можно лишь тогда, когда каждый учитель на основании глубокого понимания цели и задач изучения конкретного учебного предмета, раздела и темы вносит определенный вклад в ее достижение. Перед каждым сурдопедагогом стоит конкретная цель в единстве четырех ее составных элементов: обучающего, воспитывающего, развивающего и коррекционного. Содержательный компонент процесса обучения определяется государственными документами (учебным планом, программой и учебниками) и реализуется сурдопедагогом с учетом особенностей контингента глухих учащихся. Стимулирующе-мотивационный компонент отражает необходимость в процессе обучения глухих формировать у них познавательные интересы и положительные мотивы учения. Операционно-деятельностный компонент предполагает рациональное использование сурдопедагогом общих, специальных и специфических методов обучения глухих, эффективных средств и форм организации учебного процесса, обеспечивающих активную деятельность глухих учащихся и их всестороннее развитие. Контрольно-регулировочный компонент реализуется путем проведения сурдопедагогом системы различных видов контроля за ходом учебного процесса, характером деятельности учащихся и особенностями усвоения ими знаний, умений и навыков. Анализ трудностей, с которыми встречаются глухие учащиеся в процессе обучения, помогает сурдопедагогу определить более совершенные пути обучения. Важным является оценочно-результативный компонент процесса обучения, предполагающий критический анализ и объективную оценку сурдопедагогом результатов обучения. Довольно сложным, но необходимым является формирование у глухих учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки и неточности, замечать способы их устранения, осуществлять самооценку. J,. Основные этапы процесса обучения отражают структуру процесса усвоения. К ним относятся: подготовка учащихся к восприятию; восприятие ими нового учебного материала в различных формах и из разнообразных источников; осмысливание воспринятого материала, образование обобщений, формирование научных понятий- закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков; применение/полученных знаний, умений и навыков на практике; анализ результатов обучения, проверка достижений учащихся. Все эти звенья выделены условно. В процессе обучения — они находятся в тесной взаимосвязи, являются неотъемлемыми его частями, способствуют достижению конечной цели, хотя каждое из них выполняет свои специфические задачи. Подготовка к восприятию обеспечивается, прежде всего, правильной постановкой познавательной задачи, которая носит как практический, так и теоретический характер. Знание об окружающем мире дети получают, прежде всего, через ощущения и восприятия в процессе непосредственного воздействия предметов и явлений на органы чувств. Глухота нарушает целостность анализаторной системы, обедняет возможность чувственного восприятия. У глухих учащихся восприятие осуществляется на основе активного и разностороннего использования всех сохранных анализаторов. Обогащение чувственного опыта создает предпосылки для более успешного овладения изучаемым материалом. Вначале процесс познания осуществляется в рамках наглядно-образного мышления. По мере овладения словесной речью и основами научных знаний наглядно-образное мышление постепенно преобразуется в словесно-логическое. Организуя восприятие глухими учащимися подлежащего изучению материала, сурдопедагог на основе учета их жизненного опыта и уровня подготовки целенаправленно руководит этим процессом, привлекая внимание детей к наиболее существенным сторонам и свойствам изучаемого объекта. Уже на этапе восприятия необходима активная деятельность ученика. В сурдопедагогической теории и практике разработаны пути активизации восприятия глухими учащимися учебного материала. Среди них большая роль отводится различным видам наглядно-практической деятельности учащихся.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.087 с.) |