Какой идол не выделял Ф. Бэкон. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какой идол не выделял Ф. Бэкон.



A. Рынка

B. Пещеры

C. Страха

D. Рода

4. Согласно Локку субъективны:

A. Вторичные качества

B. И первичные, и вторичные качества

C. Первичные качества

D. И те и другие объективны

5. Работу "Этика" написал:

A. Декарт

B. Лейбниц

C. Спиноза

D. Локк

6. Онтологическое доказательство бытия Бога применялось:

A. Локком

B. Гоббсом

C. Декартом

D. Юмом

7. Принцип «существовать − значит быть воспринимаемым» был выдвинут:

A. Беркли

B. Гоббсом

C. Декартом

D. Юмом

8. Юм не выделяет следующий принцип ассоциации идей:

A. Сходству

B. Смежности

C. Гармонии

D. Причинности

Тема 6. Философия Просвещения

Семинар № 12. Философия эпохи Просвещения (XVIII в.) (3 часа)

Вопросы для собеседования на семинаре:

1. Эпоха Просвещения как необходимый этап развития общества. Сущность просветительской идеологии и её предпосылки. Кант о сущности Просвещения.

2. Понимание Бога - деизм и атеизм (Руссо, Вольтер, Дидро). Критика религии, суеверий и невежества.

3. Понимание природы. Механистическая картина мира. Фатализм.

4. Просветительская трактовка человека как естественного существа, нуждающегося в воспитании. «Человек – машина» (Ламетри).

5. Учение о Дж. Локка о «гражданском обществе» и «разделении властей». Понятие прогресса.

6. Концепция «натурализации культуры» («Назад к природе!») Ж.- Ж. Руссо.

 

7. Роль общественного воспитания и образования в просветительской идеологии. Идея «Энциклопедии». Этика: теория «разумного эгоизма».

Обязательная литература:

1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 7. Философия Просвещения. С.379-394.

2. Введение в философию. В 2-х ч. Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - Ч.1, глава 5.

3.История философия, Запад-Россия-Восток. Книга вторая: Философия Нового

времени. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2000. - 480 с. (3-е изд.)

4.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время (От Леонардо до Канта). Спб.: Петрополис, 1996. – главы 15-17.

5.Спиркин А.Г. Философия. 2-е изд. М.: Гардарики. 2006. глава 5.

6.История философии: учеб. пособие. Под ред. Васильева В.В., Кротова А.А., Бугая Д.С. М., 2005.

7.Философия. Учебник для ВУЗов под общ. ред. В.В. Миронова М.: Норма, 2005. Раздел 1, глава 3.

8.Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. - М.: ИД «Форум» - Инфра-М, - 2008.

9.Гайденко П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. М.: ПЕРСЭ; Спб: Университетская книга, 2000. С. 305-316.

2. Новая философская энциклопедия. М., 2001.

3. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное.— М.: «Проспект», 1997 (Составители: Алексеев П. В., Панин А. В.).

Дополнительная литература:

1. Гайденко П. У истоков классической механики (и не только механики) //Знание – сила. – 1994, № 12.

2. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). – М., - Канон, 2008.

3. Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо (от концепции просвещённого абсолютизма к теориям гражданского общества). М., - 2006.

4. Кучеренко Г.С. Человек эпохи Просвещения», М., 1999.

5. Французское Просвещение и революция. М., 1989.

6. Вольтер Философские сочинения. М.: Наука, 1983.

7. Кант И. Что такое Просвещение? //Кант И. Сочинения в 8-ми томах. М.: 1994., Т.8.

8. Ламетри Ж.О. Человек-машина. //Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1983.

9. Руссо Ж.Ж. Сочинения. Калининград, 2001.

 

Ключевые понятия:

Просвещение, идеалистическое понимание истории, деизм, атеизм, материализм, механицизм, вольтерианство, руссоизм, теория «естественного права», теория «общественного договора», теория «разумного эгоизма», эмпиризм, гражданское общество, неотчуждаемые права человека, сенсуализм, общественное воспитание.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Что означает девиз эпохи Просвещения – «Имей мужество жить собственным умом!»? (Sapare aude!)

2. Как связаны между собой понятия «суверенной, автономной личности», «естественного света разума» и «здравого смысла»?

3. Как вы можете охарактеризовать идеалы эпохи Просвещения?

4. Как связаны принципы личного интереса, свободолюбия индивида и «общественного договора»?

5. «Человек рождается свободным, а между тем повсюду он в оковах». Как эта идея Ж.Ж. Руссо связана с «естественным правом» и критикой им цивилизации?

6. Способствует ли прогресс знаний и культуры повышению нравственности человека? (Ж.Ж. Руссо).

7. Какова роль воспитания и образования в достижении задач просветительской идеологии?

8. Как связаны стремления просветителей к прямому диалогу с монархами и высказывание Вольтера «Мнения правят миром»?

9. Как связаны механистический материализм и фатализм просветителей?

10. О чём свидетельствует следующее высказывание: «…В вихре пыли, поднятом буйным ветром, каким бы хаотичным он ни казался, в ужаснейшем шторме,...нет ни одной молекулы пыли или воды, которая расположена случайно, не имеет достаточной причины, чтобы занимать то место, где она находится, и не действует именно тем способом, каким должна действовать» (И.Г. Гердер)?

11. Что образ Левиафана позволяет объяснить Т. Гоббсу?

12. Человек - продукт среды? Или среда – продукт деятельности человека?

13. Что вкладывали философы Просвещения в понятие «разумный эгоизм?

Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Философия Просвещения».

Тематика рефератов:

1. «Философский портрет» мыслителя Просвещения (Вольтер, Дидро, Гольбах, Джефферсон и др.)

2. Просветительская концепция воспитания.

3. Великие личности в истории. Роль просвещенного монарха.

4. Проблема суверенной человеческой личности (индивидуальности).

5. Принципы демократии и социального прогресса.

6. Идеи Просвещения в России.

7. Концепция «гражданского общества» у французских просветителей.

8. Влияние идеалов Просвещения на развитие европейской культуры.

Вопросы для письменного контроля:

9. Какие изменения претерпевает понимание «природы человека» на пути от «Декларации прав и свобод человека и гражданина» (1789) ко «Всеобщей декларации прав человека» (1948)?

10. Как связаны успехи естественных наук и французский материализм XVIII века?

11. Какова роль личности в истории согласно теориям французских просветителей?

12. Значение проекта «Энциклопедия» для решения задач просветительской идеологии.

13. Как связан девиз и лозунг эпохи Просвещения – «Свобода, равенство, братство!» с пониманием природы человека?

14. Какое понимание природы человека утверждается современным естествознанием (Конрад Лоренц, Н. Тинберген и др.)?

15. Актуально ли в настоящее время выражение Ж.Ж. Руссо «Человек рождается свободным, а между тем повсюду он в оковах»?

16. Каковы различия французского и немецкого Просвещения?

17. Каковы причины критики церкви и религии деятелями эпохи Просвещения?

 

Вопросы для устного контроля:

1. Почему идея энциклопедии получила развитие именно в эпоху Просвещения?

2. Каковы основные черты философии эпохи Просвещения?

3. Каких представителей французского Просвещения вы знаете?

4. Как Ж.Ж. Руссо относился к прогрессу науки?

5. Как французские просветители понимают Бога?

6. С каких позиций просветители относятся к религии и церкви?

7. Существует ли взаимосвязь между принципом самодвижения материи и атеизмом в философских взглядах просветителей?

8. Объясните, как соотносятся теизм, пантеизм, деизм и атеизм?

9. Кому принадлежит лозунг «Назад к природе!» и что он означает?

10. С какими целями просветители вели переписку с монархами? Каковы политические идеалы просветителей?

11. Какое издание Вольтер назвал «великим памятником нации»?

12. Как вы понимаете выражение «педагогическая утопия»?

Тестовые задания:

1.Т. Гоббс исходит из того, что человек:

A. Изначально добр

B. Изначально испорчен и зол

C. Политическое животное

D. Целостен

E. Идеален

2. Ж.Ж. Руссо исходит из того, что человек:

A. Изначально добр

B. Смеющееся животное

C. Изначально зол

D. Политическая марионетка

E. Экономическая марионетка

3. Теория «естественного права» утверждает:

A. Право индивида на жизнь

B. Право на достойную жизнь

C. Право на жизнь и свободу

D. Право на жизнь, свободу и собственность

E. Право на жизнь, свободу и творчество

4. Теория «общественного договора» это:

A. Невозможность договора с эгоистическим индивидом

B. Возможность договора с разумным эгоистом

C. Возможность достижения общего блага

D. Невозможность всеобщего счастья

E. Теория происхождения государства

5. Идеология Просвещения по своей направленности является:

A. Олигархичной

B. Аристократичной

C. Буржуазной

D. Монархической

E.Демократической

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.025 с.)