Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бытие, декада, гармония, небытие, апория, парадокс, движение, судьба, логос, архэ, закон, число, космос, количество, качество, атом, амера, нус, детерминизм, причина, противоположности, диалектика.
Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Какая школа противопоставила себя Гераклиту и на каком основании? 2. Что такое «судьба» в представлениях древних греков? Существует ли определенное сходство «судьбы» с «Логосом» Гераклита? 3. Как соотносятся между собой мир видимости и умопостигаемый мир? 4. Правда ли, что Ахиллес никогда не догонит черепаху, как утверждает Зенон Элейский? В чем заключается сложность и логическая неразрешимость парадоксов Зенона Элейского? 5. Каким образом пифагорейские представления о космосе влияли на древнегреческую медицину, культуру, религию и искусство? В чем пифагореизм и для нас сохраняет свое значение? 6. Решение проблемы единого и многого в философии Эмпедокла и Анаксагора. 7. Перечислите признаки умопостигаемого мира = подлинного бытия. 8. «Добро и зло – одно и то же. В самом деле, врачи всячески режущие и жгущие, требуют еще сверх этого платы, хотя ее не заслужили, ибо они делают то же самое: благо и болезни». Как можно истолковать этот фрагмент Гераклита в связи с основными принципами его философии?
Семинар № 4. Афинская школа (4 часа) Вопросы для собеседования на семинаре: 1. Антропологический поворот в развитии античной философии: его внутренние и внешние факторы. 2. Софисты. Протагор: человек есть мера всех вещей. Антропологизм, субъективизм и релятивизм философии софистов. 2. Жизнь и учение Сократа. Сократический идеал мудреца и философствования. Проблемы человека: «познай самого себя». Этический рационализм: «добро есть знание». Постановка проблемы единичного и общего. Сократический метод: «ирония», «майевтика», «даймон». 3. Философия Платона. Космос Платона. Учение о Мировой душе. Учение об идеях, о бессмертии души, о познании как припоминании. Учение о государстве. Искусство как «мимезис» (подражание). 4. Философия Аристотеля. Критика учения об идеях Платона. Учение о первичных и вторичных сущностях и четырех причинах вещей. Космология. Учение о душе. Этика. Политика.
Обязательная литература: 1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 3.4. Классическая античная философия. С.134-187.
2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / авт. колл.: Фролов И.Т. и др.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. С. 46-55. 3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2001. С.124-300. 4. Аристотель. Метафизика. //Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1976. (Книги 1, 4, 12). 5.Аристотель. Никомахова этика. Поэтика. //Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т.4. М.: Мысль, 1984. С.63-68,191-197, 645-660. 6. Аристотель. О душе. – //Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т.1.М.: Мысль,1976. С. 371-375,394-399. 7. История философии. Запад – Россия – Восток. (Книга первая. Философия древности и средневековья). М.: Греко-латинский кабинет,1995. С.111-135. 8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: Ладомир, 1994. 9. Платон. Государство. //Платон. Сочинения в 3-х тт.Т.3. М.: Мысль,1971. С.224-242. 10. Платон. Пир. Теэтет. //Платон. Соч. в 3-х тт. Т.2. М.: Мысль,1970. 11. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. М.,2001. С.33-74. 12. Спиркин А.Г. Философия. М.,2001. С. 46-66. 13. Телегина Н.В. Философское учение Платона в системе античной культуры. //Философия – культура – медицина: история и теория. М., 2009. С. 57- 65. 14. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М.: Мир идей, 1995.
Дополнительная литература: 1.Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982. 2. Богомолов А.С. Античная философия. М.,1985. 3. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.: ПЕРСЭ – СПб.: Университетская книга, 2000. 4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль,1979. 5. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. //Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. 6. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. 7. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993. 8. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. Глава II. 9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. Античность. СПб.: Петрополис, 1994. 10. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона. //Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х тт. Т.2. - М.: Мысль, 1988. 12. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М.: Мысль, 2003. 13. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: Владос, 1997. 14.Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М.: Высшая школа, 2001.
Ключевые понятия: Софистика, софизм, антропологизм, релятивизм, единичное и общее, философский метод, майевтика, ирония, даймон, рационализм, идея, бессмертие души, метампсихоз, философский диалог, мимезис, государство, сущность, форма, катарсис, энтелехия, благо, истина, красота, платонизм, перипатетики.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Что такое софизмы (например, «Лжец», «Лысый» и др.) и как они могут быть разрешимы? 2. Каким образом жизнь Сократа связана с его философией? 3. В чем сходство и различие между философией Сократа и философией софистов? 4. В чём смысл принципа иронии? 5. В чём смысл принципа «майевтики» у Сократа? 6. При помощи каких аргументов Платон доказывает бессмертие души («метампсихоз»)? (Диалог «Федон»). 7. В чем сходство и различие между «атомом» Демокрита и «идеей» Платона? 8. Имеет ли отношение «платоническая любовь» к Платону? Любовь как путь к истине, благу и красоте (диалог «Пир»). 9. Какое место в космологии Платона занимает «мировая душа»? (диалог «Тимей»). 10. Согласны ли Вы с концепцией Платона о знании как понимании благого назначения вещи и ее становления к благу? Объясните свое решение. 11. Можно ли найти в современной философии или психологии эквивалент античному представлению об «идеях»? 12. «Золотая середина Аристотеля». Сравните ее с «мерой» и «средним» у Платона. Объясните различие двух концепций 13. Какое место в космологической картине мира у Аристотеля занимает Ум- Перводвигатель? 14. В чем заключается природа движения по Аристотелю? 15. Что означает понятие «энтелехии» у Аристотеля? 16. Что означает высказывание Аристотеля о естественной необходимости рабства? Какой принцип определяет данную концепцию? 17. Аристотель и античная наука. (Логика, биология, психология, физика и др.). 18. Природа искусства, трагедии и трагического «катарсиса» (очищения) у Аристотеля. Медицинский и философский аспекты катарсиса. Семинар № 5. Эллинистическая философия (3 часа) Вопросы для собеседования на семинаре: 1. Развитие античной культуры и философии в эпоху эллинизма (вторая половина IV в. до н.э. –V в.н.э.) Философия Древнего Рима и ее этическая направленность. 2. Эпикуреизм: проблема свободы и счастья человека. А 3. томизм Эпикура. 4. Скептицизм: кризис античной рациональности. Эпохе и атараксия Пиррона. Этика здравого смысла в работах Секста Эмпирика. 5. Этика стоицизма: позднеантичный идеал мудреца. Римские стоики: Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет. 6. Философия неоплатонизма. Плотин об эманации и иерархии бытия. Идея мистического экстаза и гибель античной философии.
Обязательная литература: 1. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2013. Глава 3.5. Эллинистическая философия. С.187-213. 2. Введение в философию. Ред. Фролов И.Т. М.: Республика, 2003. С.55-57. 3. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2001. С. 300-396. 4. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С.237-340. 5. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. М.: Академический Проект, 2008. С. 156-200. 6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: АСТ,1994.
7. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический Проект, 2006. С. 275-364. 8. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2005. С.342-561. Дополнительная литература: 1. Адо П. Плотин или простота взгляда. М., 1991. 2. Антология кинизма. М., 1984. 3. Блонский П.П. Философия Плотина. Петроград, 1918. 4. Диллон Дж. Средние платоники. СПб., 2002. 5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. 6. Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время. СПб., 2003. 7. Лега В.П. История западной философии. Ч I Античность. Средневековье. Возрождение. СПб.: ПСТГУ, 2007. 8. Лосев А.Ф. История античной философии. Последние века. М., 1998. 9. Лукреций. О природе вещей Т. I-II М., 1946-1947. 10. Луций Аней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. 11. Марк Аврелий Размышления. Л., 1985. 12. Маркс К. Из ранних произведений. М., 1956. 13. Нахов И.М. Философия киников. М., 2010. 14. Плотин. Сочинения. СПб, 1995. 15. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2т. Т. I-II. М., 1975-1976. 16. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995. 17. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.. 1983. 18. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М.,1979. 19. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.
Ключевые понятия: эллинизм, индивидуализм, космополитизм, Мусейон, школа, экзистенциальная терапия, кинизм, скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, эпохе, атараксия, апатия, сомнение, пневма, имманентная божественная сила, наслаждение, счастье, гедонизм, эвдемонизм, свобода, смерть, долг, неоплатонизм, Единое и Благо, Ум, Душа, христианство, трансцендентность Бога, идея творения, эманация, ипостась, синкретизм, гностицизм, герметическая литература, озарение, божественные философы, теургия. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. В чем сходство и различие (в этике, в мировоззрении) между христианством и стоицизмом? 2. Античная философия и русская культура. 3. Что нового внес Эпикур и эпикуреизм в античный атомизм? 4..Чем отличается этика классического периода (Сократа, Платона, Аристотеля) от этики эллинистического периода античности? 5. Понятия красоты и блага в неоплатонизме. 6. Платонизм и неоплатонизм 7. В чем заключался кризис античной культуры в начале новой эры? 8. Каковы, на Ваш взгляд, кардинальные новшества, внесенные Эпикуром в атомистическую картину мира, нарисованную Демокритом? Каковы источники и цели этих нововведений Эпикура?
9. Что, помимо хронологии объединяет, философские школы эллинистической эпохи? 10. Ф. Сейер писал о философе эллинистического периода: «Он потерял гражданство на родине и не приобрел его ни в Афинах, ни в Коринфе. Это был человек без родины. Он пользовался дурной славой из-за преступления, совершенного в юности, и его непреклонного поведения. Он был лишен человеческих привязанностей, друзей, дома, собственности, честолюбия, цели в жизни. Он не создал философской системы, но обладал хорошо подвешенным языком и серьезные дискуссии вел, должно быть, посредством острот и шуток. Доминирующая черта характера (философа) – лень». Назовите имя этого мыслителя. Дайте характеристику философскому направлению, к которому он принадлежал. Вы согласны с мнением автора об отсутствии честолюбия данного философа? Обоснуйте свою позицию. Вопросы и задания для текущего и промежуточного контроля к теме «Античная философия» Тематика рефератов: 1. Философия мифологии. Особенности мифического мышления. 2. Миф и мифология в современном мире: от мифа к логосу и от логоса к мифу. 3. Античная мифология о происхождении мира. 4. Античный полис: особенности и история развития. 5. Поиск архэ в ионийской философии. 6. Миф и символ. 7. Особенности медицины Древнего Рима. Гален. 8. Религия и философия: сходство и различие. 9. Проблема первобытного мышления. 10. «Осевое время» как время возникновения современного типа мышления. 11. Ф.Ницше о возникновении античной культуры: дионисизм и апполлонизм. 12. Особенности мифического сознания и древняя культура врачевания. 13. Миф и мифология. 14. Проблема человека в древнегреческой философии. 1. Учение Гераклита о Логосе как выражение идеи естественной необходимости. 2. Диалектические идеи натурфилософского периода античной философии. 3. Учение о бытии в философии досократиков. 4. Философские взгляды Эмпедокла. 5. Учение о «семенах вещей» и мировом Нусе Анаксагора. 6. Атомистическое учение в античной философии. 7. Учение Демокрита о человеке, его жизни и человеческих ценностях. 8. Античная натурфилософия и медицина. Кротонская, сицилийская, кносская и косская школы медицины. Учение Гиппократа. 9. Афинская демократия. 10. Релятивизм философии софистов. 11. «Сократический поворот» в философии: постановка проблемы человека. 12. Космология Платона и Аристотеля. 13. Энциклопедический характер философии Аристотеля. 14. Понятие материи у Платона и Аристотеля. 15. Учение о душе и теория познания Аристотеля. Учение о пассивном и активном разуме. 16. Александрийский музей и библиотека - мировой центр научных исследований эллинистической эпохи. 17. Философия Диогена и деструктивная направленность александрийского кинизма. 18. Космологическое обоснование индивидуального самоопределения личности в философии Эпикура. 19. Римские стоики: Марк Туллий Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. 20. Неоплатонизм – философия позднего эллинизма. Влияние неоплатонизма на арабскую философии.
Вопросы для письменного контроля: 1. Проблема возникновения античной философии. 2. Пифагорейское учение о числах как первооснове вещей. 3. Учение о первоначале (архе) в философии досократиков. 4. Объективный идеализм Платона. 5. Учение об эйдосах в философии Платона и Аристотеля. 6. Этика софистов и Сократа. 7. Симпатичен ли Вам скептический идеал мудреца? Охарактеризуйте пирроновского мудреца и обоснуйте свою позицию. 8. Как Вы думаете, почему киники выступали против философии Платона? 9. Раскройте смысл тезисов: «жить в согласии с естеством» и «живи незаметно». 10. Охарактеризуйте Космос как естественное государство, в котором правит вечный и неизменный Закон с позиции стоической этики. 11. В чем выразился монизм неоплатоников? Почему мы говорим о том, что неоплатонизм явился своеобразным итогом развития античной мысли? Вопросы для устного контроля: 1. Какие проблемы были поставлены первыми античными философами? 2. Что такое «космос» в понимании античных мыслителей? 3. В чём принципиальное отличие философии Пифагора от прежней натурфилософии? 4. В чём сущность (принцип) вещей, по Гераклиту? 5. В чём состоял основной принцип философии элеатов? 6. Кто такие софисты и в чём суть софистики? 7. В чем смысл известной метафоры о «пещере» Платона? 8. Почему Аристотель не удовлетворяется одной сущность вещей и допускает вторую сущность вещей? В чем она заключается? 9. В чем сходство и различие между «идеей» Платона и «формой» Аристотеля? 10. Почему во всех школах эллинистического этапа античной философии отрицается наличие универсальных начал государства и в чем проявилась терапевтическая функция эллинистической философии? 11. Можем ли мы говорить о технологическом упадке античности и почему многие полезные изобретения эллинов нашли свое практическое применение только в «темные века»? 12. Кто явился основателем нового типа учебного заведения – школы и чем она отличалась от академии Платона и ликея Аристотеля? 13. Б. Рассел писал, что «скептицизм как философия является не просто сомнением, а тем, что можно назвать догматическим сомнением». Чем, по Вашему мнению, отличаются данные виды сомнения? 14. Кто впервые в истории мысли выступил против института рабства, утверждая достоинство всех людей, способных «возделывать» свою душу? Тестовые задания: 1. Определите время возникновения философии: A. середина III тысячелетия до н.э. B. VII-VI вв. до н.э. C. XVII-ХVIII вв. D. V-XV вв. 2. Основная проблема милетской школы: A. проблема познаваемости мира B. проблема первичности материи или духа C. проблема первоначала D. проблема природы человеческой души 3. «Все из воды» - так считал: A. Гераклит B. Анаксимандр C. Пифагор D. Фалес
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.09 с.) |