Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие человеческой деятельности. Компоненты человеческой деятельности
В своем развитии человеческая деятельность проходит следующие аспекты прогрессивного преобразования: 1) филогенетическое развитие системы деятельности человека; 2) включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития; 3) изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития; 4) дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рожда-ютсядругие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности. Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением улюдей новых видов деятельности, экономики. Процесс интеграции растущего индивида вдействующую систему деятельностей называется социализацией. При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования: 1) деятельность обогащается новым предметным содержанием; 2) у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты; 3) в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности;V ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: 1) игру; 2) учение; 3) труд. Они различаются: 1) по конечным результатам; 2) по организации; 3) по особенностям мотивации. Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное значение. В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. В игре имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности. Игра организуется свободно, нерегламентирован-но. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до 11 часов в настольные игры, а после 11 - в «дочки-матери». Ребенок сам переходит от одной игры к другой.
Учение является непосредственной подготовкой личности ктруду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд - процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества. В отличие от игры учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной ^продуктивностью изготовляются продукты труда. Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией: 1) мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры; 2) основным мотивом учения и труда являются чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимно существуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет. Внесение игровых моментов в процесс обучения позволяет повысить эффективность усвоения материала. В жизни взрослого человека игра также имеет большое значение, занимая определенное место в организации отдыха. Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого -учение, а для третьего - труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. Ведущая деятельность- деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности - игра. Ведущий виддеятель-ности школьника - учение, взрослого - труд.
4) в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся: 1) анатомо-физиоло-гические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельности со стороны центральной нервной системы; 2) психологические процессы и структуры, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности. Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. Внешняя предметная деятельность как бы предваряется внутренней деятельностью. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими) операциями. Процесс такого перехода от внешнего действия к внутреннему идеальному называют ин-териоризацией. Таким образом, интериориза-ция - это формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней деятельности. В свою очередь экстериоризация представляет собой процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования, ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериориза-ции внешней сознательной деятельности человека. Внешнюю предметную деятельность можно рассматривать какэкстериоризацию внутренней, психической деятельности, так как человек в процессе деятельности всегда реализует идеально представленный план действий. Таким образом, внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия. При этом в принятии решения происходитувязы-вание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий. Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости оттехусловий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями. Операция (от лат. operatio - «действие») - исполнительная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операцией именуется способ осуществления действия. Операции, при помощи которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения человеком общественно выработанными способами действий. В качестве операций рассматриваются прежде всего врожденные или рано сформированные: 1) перцептивные; 2) мнестические; 3) интеллектуальные акты. Операции - это преобразованные действия,~действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий. Например, когда ребенок учится писать буквы, то написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью -правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложного действия), и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию.
Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности. но 46. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Психические процессы - восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, ч*то психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды. Практическое манипулирование ребенка с объемными близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые си нерги чески ми, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений опреде- ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Игра - это вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение ребенком общественного опыта. Игра тренирует ребенка в осознании значений предметов и явлений, развивает умение в овладении различными действиями и операциями, расширяет самосознание от восприятия себя как субъекта действия до восприятия себя как субъекта человеческих отношений. Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. В первых играх ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые «обыгрывают» игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно. Затем инициатива организации игры переходит к ребенку, но и на этом этапе руководящая роль взрослых остается.
В игре принято выделятьтакие элементы, как: 1) воображаемая ситуация; 2) роль; 3) игровые действия. Если в младшем дошкольном возрасте в игре воспроизводятся прежде всего предметные-действия людей, а направленность на партнера или на развитие сюжета минимальна, то в среднем дошкольном возрасте в центр игры начинают перемещаться отношения междулюдьми. Формируется ролевая игра, которая достигает своего максимального расцвета в 4-5 лет. В старшем дошкольном возрасте в игру вступает процесс контроля над выполнением тех правил, которые обусловлены взятой на себя ролью. Дошкольный возраст имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. На-( ВИДЫ ИГР Все игры также можно разделить на два типа: 1) индивидуальные игры - представляют собой род 2) групповые игры - включают несколько индивидов. два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. В функциональной игре перед ребенком раскрываются не известные для него свойства предметов и способы действия с ними. Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом; ребенок начинает многократно повторять это действие, пытаясь при всяком удобном случаеповернуть ключ. Это реальное действие переносится в игровую ситуацию. Играя, дети делают в воздухе движение, напоминающее поворот ключа, и сопровождают его характерным звуком. Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играхдети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие. Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Ролевые игры - допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Ролевая игра - преобладающая для детей дошкольного возраста, форма игры, в которой происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей. Отношения между людьми осмысливаются в сю- ряду с игровой деятельностью в этом возрасте фор- ленных групп мышц, и это обучает органы чувств жетных играх. Ребенок играет в «дочки-матери», мируются и другие формы деятельности: конструи- восприятию скорости. в «магазин», беря на себя определенную роль, по- рование, рисование. Существенным в формирова- Воображение тоже связано с деятельностью. Во- этому сюжетные и ролевые игры тесно взаимосвя- нии личности становится то, что мотивы и желания первых, человек не в состоянии представить или заны, и имеет смысл говорить о сюжетно-ролевых ребенка начинают согласовываться друг с другом, вообразить такое, что когда-либо не выступало
играх . выделяются более и менее значимые, за счет чего в опыте, не было элементом, предметом, условием Сюжетно-ролевые игры возникают в 3-4 года. До происходит переход от импульсивного, ситуативного или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, этого возраста дети играют рядом, но не вместе. поведения к опосредованному каким-то правилом и r y Л ■ опыта практической деятельности. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные или образцом. Запоминание как основной процесс памяти осу- отношения. Конечно, включение ребенка в коллек- Игра основана на условном моделировании ществляется в деятельности и само представляет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться го развития общества, заключается в воспроизве- Мышление в ряде своих форм идентично прак- правилам, требованиям, которые к нему предъяв- дении детьми действий и взаимоотношений тической деятельности (так называемое ручное, или - ■ практическое мышление). В более развитых фор- ляются в игре: он то капитан космического кораб- взрослых. м ^ мах - образной и логической-деятельностный мо- ля, то его пассажир, то восторженный зритель, на- В подходе К. Бюлера, который строил свою тео- мент выступает в мышлении в виде внутренних блюдающий за полетом. Эти игры воспитывают рию на основе теории игры К. Грооса, акцент в ана- ментвыступаетвмышленииввидевнутреннихмыслительных действий и операций. Речь также чувство коллективизма и ответственности, уважение лизе игры был смещен с операционного аспекта на представляет собой особого рода деятельность, так к товарищам по игре, приучают соблюдать правила мотивационный. Стремление к игре, которая заклю- что часто, характеризуя ее, пользуются словосоче- и вырабатывают умение подчиняться им. чается в повторении одних и тех же действий, мо- танием «речевая деятельность». Поскольку внутрен- Игры по правилам широко представлены в жиз- жет поддерживаться только положительными эмо- ние психические процессы у человека обнаружива- ■ ни школьников и взрослых. Они регулируются оп- циями, которые порождаются самим процессом ют то же строение, что и внешние действия, есть ределенной системой правил поведения их участ- деятельности. Эти положительные эмоции были на- все основания говорить не только о внешнем, но ников. званы им функциональным удовольствием. и о внутреннем действии. 49. УЧЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков, необходимых в конечном счете для выполнения трудовой деятельности. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида. Учебная деятельность - ведущая деятельность школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта прежде всего в виде интеллектуальных основных операций и теоретических понятий. Развернутый анализ учебной деятельности дан в трудах Д. Б. Эльконина (1904-1984) и В. В. Давыдова (1930-1998). В учебной деятельности участвуют непременно два лица: V учитель; 2) учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способности и т. д. За время обучения в школе ребенок проходит длительный путь развития. В начальных классах он овладевает основами грамоты, доступными ему естественнонаучными и историческими знаниями, а также элементарными формами труда (обработ- I 50. МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ | Хорошо известно, что человеческое поведение
редко обусловлено одним-единственным мотивом. Чаще всего их бывает несколько. Ими могут стать: I 1) идеалы; 2) мечты; 3) чувства; 4) стремления; 5) интересы и т. д. | Мотивы учения могут быть подразделены- на
две большие категории: 1) первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и про-| цессом ее выполнения; 2) другие - с более широ-' кими взаимоотношениями ребенка с окружающей I средой. i К первым относятся познавательные интересы | детей, потребность в интеллектуальной активнос-
ти и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ре-J бенка в общении с людьми, в их оценке и одобре-. нии, с желаниями ученика занять определенное ме-| сто в системе доступных ему общественных
отношений. Обнаружено, что для этого у школьников необхо-I димо вызвать особое отношение к собственной мо-тивационной сфере, выработать умение активно ее | анализировать, соотнося с целями действий. Было
обосновано важное психологическое положение о том, что существенным условием становления ка-I кого-либо конкретного учебного мотива является направленность сознания школьника не только на | результат учебной деятельности, но и на способы
его достижения. В процессе школьного обучения формируются I и изменяются мотивы учения: 1) в первые годы школьного обучения нередко мотивом является не У лг или интерес к знаниям, а стремление получить 5 1. ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учение складывается из: 1) усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания); 2) овладения способами использования указанной информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умения); 3) автоматизации приемов и операций, из которых складываются основные виды деятельности (навыки). Таким образом, в процессе обучения усваиваются определенные знания, умения и навыки. Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели. Навыки - это полностью автоматизированные, и нстин кто подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия. Развитие и совершенствование деятельности можно понимать, таким образом, как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. Умения, в отличие от навыков, всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это глав- ное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т. е. на уровне коры головного мозга. Умения и навыки делятся на несколько типов: 1) двигательные; 2) познавательные; 3) теоретические; 4) практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходят автоматизация навыков, совершенствование умений и деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества. Еще один элемент деятельности - это привычка. хорошую отметку, обрадовать родителей; 2) в средней школе развивается дифференцированный интерес к предметам. В связи с этим возникает любознательность к проблемам науки, появляется мотив приобретения знаний, удовлетворяющих познавательные интересы подростка. Формирование чувства долга, совести как высших регуляторов поведения включает в сферу мотивов учения высшие моральные чувства. Большую роль в учебной деятельности играет стимул. Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. Но стимул лишь тогда становится реальной побудительной силой, когда он превращается в мотив, т. е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием внешних стимулов, но и под влиянием самой личности школьника, его прежнего опыта, потребностей и пр. Собственно, стимул всегдадает не только прямой, но и опосредуемый личностью обучаемого эффект. Один и тот же стимул может по-разному сказаться на мотивах разных учеников, в зависимости от их отношения к этому стимулу, готовности отозваться на него и даже от настроения, самочувствия ученика. В учебном процессе очень важно добиваться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание иактивность учеников в овладении новым учебным материалом. В самом названии «методы стимулирования и мотивации» находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников. кой бумаги, ткани). Начальная школа подготавливает ученика к обучению в старших классах. Учебная деятельность в средней школе требует от учащегося большей ответственности и сознательного отношения к учению. Прежде всего, в связи с предметным преподаванием, ослабевает контроль учителя за деятельностью ученика. Повышаются требования к качеству умственной деятельности. От школьника требуется не столько запоминание, близкое к тексту, сколько понимание, переосмысливание изучаемого материала. Математика, физика, история и другие предметы формируют систему понятий, знаний, закладывают основы мировоззрения. Предметы политехнического цикла лежат в основе практической подготовки к трудовой деятельности. На уроках по этим предметам вырабатывают трудовые умения и навыки, что увеличивает долю участия школьника в общественно полезном труде. В старших классах средней школы формируются мировоззрение и убеждения, с которыми связываются мотивы учебной и трудовой деятельности. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: 1) процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; 2) многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала (учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.). со CD ТРУД КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Труд - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. Участвуя в создании продуктов труда, человек вступает в существующую систему производственных отношений, у него формируются отношение к трудовой деятельности, мотивы труда. Таким образом, трудпроявляется воб щественном взаимодействии людей и как научная категория является предметом анализа общественных наук. Предметом психологического изучения является не труд в целом, а пси-хологическиекомпонентытрудовойдеятельности. В труде раскрываются и формируются способности человека, его характер, личность в целом. Изучение условий, влияющих на производительность труда, показало, что в процессе производства ' для человека нет безразличных факторов. Окраска помещений, организация рабочего места, режим напряжения и пауз в работе, отношения с товарищами по работе - все это имеет прямое отношение к производительности труда, создает общий настрой на работу и облегчает или затрудняет проявление трудовых усилий. При психологическом анализе труда можно выделить следующие его признаки: 1) предвосхищение общественно-ценного результата; 2) сознание обязательности достижения заданного результата; 3) владение внешнимии внутренними средствами деятельности; 4) ориентировка в межлюдских производственных отношениях. Предвосхищение общественно-ценного результата. Чтобы деятельность в условиях нашего общества можно было назвать трудовой, ее пред-,
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.085 с.) |