Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристики и строение человеческой деятельности
Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: 1) мотив; 2) цель; 3) предмет; 4) структура; 5) средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает человека выполнять ее. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая входе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляются пластичность деятельности, связь деятельности со свойствами независимо существующих от нее объектов. Это, в свою очередь, предполагает детерминированность деятельности человека внешним миром и опредмечивание потребности, превращение ее в конкретный мотив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом. Таким образом, осознанная потребность становится мотивом поведения. В качестве цели деятельности выступает идеальное представление ее (деятельности) будущего результата, которое определяет характер и способы действий человека. Результатом деятельности может быть реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат. ■ Цель не привносится в индивидуальную деятельность извне, а формируется самим индивидом. В этот процесс неизбежно включается опыт, накопленный человечеством, который данный индивид усваивает в процессе обучения и воспитания. Обычно в процессе деятельности человек имеет не одну, а целую систему подчиненных друг другу целей. Понятиям мотива и цели в психологическом анализе деятельности принадлежит важное место. Немотивированной деятельности, также, как инецеленаправленной, просто не может быть. Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и развертывающихся в ходе деятельности. Важно подчеркнуть, что на почве одного и того же мотива могут формироваться разные цели. Если мотив побуждает к деятельности, то цель «конструирует» конкретную деятельность, определяя ее характеристику и динамику. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, целъ -к предмету, на который деятельность направлена и который должен быть в ходе ее выполнения преобразован в продукт.
Предметом деятельности называется то, с чем непосредственно имеется дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия или операции. ность, т. е. в ней выражается личность человека и одновременно она формирует его личность. Под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Изменяя окружающий мир, человек тем самым изменяет условия своего существования. Трансформация реальности, в свою очередь, изменяет условия и направление деятельности человека. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в природе. Понятие деятельности связано с понятием активности, но не тождественно ему. К. А. Абуль-ханова-Славская принципиальное отличие активности от деятельности определяет в том, что деятельность исходит из потребности в предмете, активность - из потребности в деятельности. Активность как бы предшествует деятельности во времени и сопровождает ее в течение всего процесса осуществления. Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Однако провести четкое различие между ними достаточно трудно. Главное отличие состоит в том, что поведение не всегда целенаправленно, не всегда предполагает создание некоторого продукта, носит зачастую пассивный характер; деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Единицей поведения и деятельности индивида я вл яется действие.
Инстинкты - комплекс врожденных реакций, стимулом для которых являются отдельные биологически значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элементарного анализа. Паук, сидящий, в паутине, набрасывается на запутавшуюся в ней муху. Сигналом, вызывающим реализацию этой программы действия, является вибрация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь налетающую мошку - сигналом к ее действию является мелькание. Активность представляет собой всеобщую характеристику живых существ, их собственную динамику как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. К. X. Момджян указывает, что активность прежде всего выступает как самодвижение системных объектов, которое вызывается и определяется не внешними для системы, экстернальными причинами, а внутренними, имманентными ей факторами организации. Отличительным признаком активности, определяющим способ существования живыхсистем, от спонтанных преобразований вещества и энергии, происходящих в неживой природе, является «саморегулируемое поведение в среде существования, направленное на самосохранение в ней путем целесообразной адаптации к ее условиям»(2). X. Хек-хаузен отмечает, что активность человека включает не только разного рода действия или сообщения, но и переживания - психическую активность в виде восприятий, мыслей, чувств и1 представлений, даже если она и не производит каких-либо непосредственных изменений во внешнем мире (3). 43. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. В деятельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называют действием. Выполнение движения постоянно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Важно, что выполнение предметного действия не ограничивается осуществлением определенной системы движений. Оно включает сенсорным контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Этозначит, что когда мы наблюдаем какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели - или отдельное действие, или совокупность, цепь действий. Деятельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности. Могут быть выделены следующие составные час-тидействия: 1) принятие решения; 2) реализация; 3) контроль и коррекция.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.007 с.) |