Объект психологической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект психологической науки



Психология как наука изучает факты, закономер­ности и механизмы психики.

Сам термин «психическое» происходит от гречес­кого слова «псюхе», что значит «душа».

Предметом психологии являются факты психичес­кой жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особен­ностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исто­рического развития общества.

Нет практически ни одного выдающегося психо­лога, занимавшегося проблемами общей психоло­гии, который бы одновременно так или иначе не занимался бы проблемами развития психики. В этой области работали такие всемирно известные уче­ные, как В. Штерн, К. Левин, 3. Фрейд, Э. Шпран-гер, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.

Прежде психология была преимущественно тео­ретической (мировоззренческой) дисциплиной, те­перь же, сохраняя свою познавательную роль, она все более становится и областью профессиональ­ной практической деятельности в промышленности, государственном управлении, системе образования, в здравоохранении, культуре, спорте и т. д. Совре­менная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях фор­мирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочис­ленные отрасли психологии? Исходя из этого, в ка­честве основания классификации отраслей психо­логии может быть избрана психологическая сторона:


ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями пси­хологической науки: 1) инженерная психология;

2) авиационная психология; 3) космическая пси­
хология и др.

Педагогическая психология имеет предметом изучение психологических закономерностейобучения и воспитания человека. К ее разделам относятся:

1) психология обучения; 2) психология воспитания;

3) психология учителя; 4) психология учебно-воспи­
тательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология изучает психологи­ческие аспекты деятельности врача и поведения больного.

Она подразделяется на: 1) нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;

2) психофармакологию, изучающую влияние ле­
карственных веществ на психическую деятель­
ность человека; 3) психотерапию, изучающую
и использующую средства психического воздей­
ствия для лечения больного; 4) психопрофилак­
тику и психогигиену.

Юридическая психология - отрасль, изучаю­щая закономерности и механизмы психической де­ятельности людей, связанной с реализацией сис­темы права. Она также имеет ряд отраслей: 1) криминальная; 2) судебная; 3) исправительная;

правовая психология.


Военная психология исследует поведение че­ловека в условиях боевых действий, психологи­ческие стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаган­ды и контрпропаганды и т. д.

Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

Возрастная психология. Возрастная психоло­гия - это особая область психических знаний, ак­центирующая внимание на психологических особен­ностях личности людей разного возраста.

Главный принцип - принцип развития психики в деятельности, следовательно, возрастную психо­логию нельзя представить вне развития (генезиса), вне развертывания.

Она изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности и имеет ряд отраслей: 1) детская психология; 2) психология подростка; 3) психология юности; 4) психология взрослого человека; 5) геронтопси-хология (психология старости).

Психология аномального развития, или специ­альная психология - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характернр отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами фор­мирования или функционирования нервной системы.

Дифференциальная (сравнительная) психо­логия выявляет и описывает индивидуальные раз­личия людей, их предпосылки в процессе форми­рования.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают во взаимодействии людей в различных организованных и неорганизо­ванных общественных группах.


1) конкретной деятельности; 2) развития; 3) отно­шения человека (как субъекта развития и деятель­ности) к обществу (в котором осуществляются его деятельность и развитие).

Обычно основным принципом классификации от­раслей психологии считают принцип развития пси­хики в деятельности. Поэтому чаще всего в основе классификации отраслей психологии находятся раз­личные виды человеческой деятельности. В связи с этим выделяют: 1) психологию труда; 2) медицин­скую психологию; 3) педагогическую психологию; 4) юридическую психологию и т. п.

В основу классификации ветвей психологии мож­но положить психологические аспекты разви­тия. В этом случае перед нами выступит следую­щий ряд отраслей психологии: 1) возрастная психология; 2) психология аномального развития; 3) дифференциальная психология.

В основу классификации отраслей психологии можно положить психологические аспекты от­ношений личности и общества. В этом случае выделится целый ряд отраслей психологии, объе­диняемых понятием «социальная психология».

Необходимо отметить, что особое место среди прочих отраслей психологии занимает общая пси­хология. Она не является ветвью психологической науки, которую можно поставить в один ряд с дру­гими, это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих законов воз­никновения, развития и бытия психических явле­ний. Она изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в облас­ти общей психологии - фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологичес­кой науки.


ный первосигнальный раздражитель. Под вли­янием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения и самовнушения).

Вторая сигнальная система имеет две функ­ции - коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименова­ние предмету, но и содержит в себе обобщение.

Ко второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое.

Выше были рассмотрены типологические особен­ности высшей нервной деятельности. Они общие у человека и высших животных (четыре типа). Но у людей имеются специфические типологические особенности, связанные со второй сигнальной сис­темой. Увсехл юдейвторая сигнальная система пре-

см

обладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова. Это дает основание разделить высшую нервную деятельность человека натри типа: 1) мыс­лительный; 2) художественный; 3) средний (смешан­ный).

К мыслительному типу относятся лица со значи­тельным преобладанием второй сигнальной систе­мы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); непосред­ственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах.

Кхудожественному типу относятся люди с мень­шим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструк­торы, изобретатели и др.).

Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми.


CD


МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых добываются факты, используемые для доказательства положений, из ко­торых, в свою очередь, складывается научная теория.

Основные методы психологических иссле­дований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных: Основной метод; Ва­риант основного метода; Наблюдение; Опрос; Тес­ты; Эксперимент; Внешнее (наблюдение со сторо­ны); Внутреннее (самонаблюдение); Свободное; Стандартизованное; Включенное; Стороннее; Уст­ный; Письменный; Свободный; Стандартизирован­ный; Тест-опросник; Тест-задание; Проективный тест; Естественный; Лабораторный.

Наблюдение представляет собой преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие пси­хических явлений с целью изучения их специфичес­ких изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, которые непосредственно не даны. Наблюдение - это экспериментальная страте­гия, которая представляет собой исследование опре­деленных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление его инвариантных призна­ков, без активного включения в сам процесс. Наблю­дение может быть ориентировано на регистрацию ак­тов поведения и физиологических процессов и, как правило, выступает в качестве предварительного эта­па перед планированием и осуществлением экспери­ментального исследования. Одним из первых методов психологии, представляющим собой разновидность наблюдения, является интроспекция.

Интроспекция (от лат. intro - «внутри» + specto -«смотрю») - метод исследования психологических про- X



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.011 с.)