Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства актуального членения предложения
Прежде чем говорить о средствах актуального членения, нужно сказать, что различаются высказывания нейтральные, не имеющие стилистической окраски, и экспрессивные, более эмоциональные, более выразительные. Первые свойственны письменной кодифицированной речи, вторые – устной разговорной. Нейтральные и экспрессивные высказывания одного лексического состава и с одинаковым актуальным членением – стилистические варианты одной речевой единицы. Сравните экспрессивные высказывания (в парах они первые) с их нейтральными вариантами: Славный будет день для охоты! (Бунин) и Для охоты день будет славный!; Что-то непостижимое, ужасное происходило у нас в доме (Чехов) и У нас в доме происходило нечто непостижимое, ужасное. Средствами актуального членения, или, иначе, средствами актуализации, в русском языке являются порядок слов, интонация, частицы, лексические и лексико-морфологические средства, специальные синтаксические конструкции. 1. Порядок слов. В нейтральных высказываниях тема занимает начальную позицию, а рема следует за ней. Высказывание, таким образом, разворачивается от темы к реме: На поляне / синели заячьи следы (А.Н. Толстой); Глаза женщины / загорелись (Булгаков); Работа на станции / была первая в жизни Нины интересная работа (Гранин). Такой порядок слов называется объективным. Позицией актуализации при нем является прежде всего конец высказывания. В экспрессивных высказываниях рема предшествует теме: Только уже темновато / для съемки (Симонов); Недолго / пришлось Травке ждать (Пришвин); [ – Чем ты тут занимаешься, дед? ] – Корзинщик / я (Паустовский). Такой порядок слов характеризуется как инверсия (обратный порядок). Позиция актуализации в подобных высказываниях – их начало. 2. Интонация. В нейтральных высказываниях тема произносится с некоторым повышением тона, а рема – с понижением тона к ее концу. На последний ударный слог ремы приходится фразовое ударение, которое на слух практически не ощущается. Границей между темой и ремой является перелом тона. Эта граница может обозначаться и паузой: Компания охотников / ночевала в мужицкой избе на свежем сене (Чехов); Первый снаряд / ударил в новгородский кремль перед вечером (Паустовский). Однако пауза обязательна только при выразительном произнесении, а в обычной речи, как правило, отсутствует. Очень часто составляют один речевой такт высказывания на основе нераспространенных или мало распространенных предложений: Комнаты / были малы и пусты (Бунин); Капитан / молчал (Грин); От обрыва / тянулась чаща (Грин). Обычно не выделяется в отдельный речевой такт тема – личное местоимение: Я / возвращался со всенощной (Чехов); Мы / долго сидели молча (Паустовский).
В экспрессивных высказываниях у ремы те же фонетические характеристики, что и в нейтральных – понижение тона и ударение, но в этом случае усиливается интенсивность ударения, повышается частота основного тона: Славное место / эта долина (Лермонтов); В Добрудже / это было (Горький); Чудесен / шум ночного дождя (А.Н. Толстой). Именно наличие такого ударения позволяет сделать вывод, что высказывание начинается с ремы. Поэтому можно сказать, что при восприятии коммуникативного смысла экспрессивно окрашенного высказывания определяющая роль принадлежит интонации, а нейтрального высказывания – порядку слов. И.И. Ковтунова отмечает, что в контекстуально независимых высказываниях (см. о них ниже) интонационные показатели темы и ремы выражены слабо, в частности, ударение на реме не превышает по силе обычного фразового ударения. В них порядок слов и интонация выполняют функцию средств актуального членения автоматически. В контекстуально зависимых высказываниях автоматизм нарушается. Возникает необходимость в выделении темы особым повышением тона. В высказываниях с комплексной темой повышением тона выделяется только первая тема, находящаяся в их начале, вторая же, как правило, находится в интонационном провале[8]. 3. Частицы. Для выделения темы могут использоваться частицы то, же (в невопросительных предложениях), а (выступающая как союз), а для выделения ремы – не, именно, и, только, лишь, всего лишь и т.п.: Мне кажется, сердца- то у него / и нету (Тургенев); А я / пойду письма писать (А.Н. Толстой); Посетители теперь бывают у меня / не каждый день (Чехов). (В этом и последующих четырех абзацах средства актуального членения подчеркнуты.)
Рема может выделяться и некоторыми модальными словами или сочетаниями слов: На столе / действительно лежала раскрытая книга (Паустовский); Шмаков / и в самом деле оказался разговорчивым человеком (Симонов). 4. Лексические и лексико-морфологические средства. В состав темы могут входить слова, указывающие на связь с предшествующей частью текста и, следовательно, позволяющие «отталкиваться» от нее. Прежде всего, это личные, притяжательные и указательные местоимения и указательные местоименные наречия: Маша / загорела. Косы ее / выцвели на солнце. Она / стала похожа на степную девчонку (Паустовский); Суда / получили приказ обходить остров на пушечный выстрел. Так / они и делали (Булгаков). Обычен для темы и прямой повтор слов или употребление однокоренных слов: Любовь в Суходоле / необычна была. Необычна была / и ненависть (Бунин); Он / замолчал. Молчала / и Маша (Симонов). Такую же роль играют все слова и сочетания слов, обозначающие упомянутые в предшествующем контексте лица, действия, признаки, события или нечто, вытекающее из вышесказанного: синонимы, антонимы, слова одной тематической группы; слова, связанные родо-видовыми отношениями и др.: Ну, да ведь вы / знаете, как он / умеет говорить. Слова его / подействовали на меня необыкновенно (Тургенев); Он / положил руку на телефон. Холодная трубка / казалась очень тяжелой (Гранин). 5. Специальные синтаксические конструкции, например, что касается…, то; кто (когда, если)…, так это: Что же касается серьезных русских статей, например, по социологии, по искусству и проч., то я не читаю их просто из робости (Чехов); Что же касается до имени, то его ввиду облегчения задачи мы решили совсем отбросить (Куприн). К специальным синтаксическим приемам, выделяющим тему, относится и сегментация – вынесение темы вперед и оформление ее как отдельного высказывания (см. выше об именительном и инфинитиве представления): Город, отбитый у немцев! К этому еще не привыкли (Симонов). Однако спорным является вопрос, чтó членится с помощью сегментации: отдельное высказывание или связный текст[9]. В реальной речи разные средства актуального членения взаимодействуют. См.: [ Так начинается мой день. ] Продолжается он / не лучше (Чехов) – средствами актуального членения являются порядок слов, личное местоимение и фазовые глаголы; [ Затерян на острове маленький дом. ] Живут в этом домике / двое (Маршак) – средствами актуального членения служат порядок слов, указательное местоимение и однокоренные слова. Актуальное членение играет большую роль в построении связного текста. Тема позволяет связать предложение с предшествующим текстом, рема дает возможность развивать мысль, двигать ее вперед. См., например: Все леса / хороши с их грибным воздухом, с шелестом листьев. Но особенно хороши / горные леса около моря. В них / слышен шум прибоя. С моря / постоянно наносит туманы, и от обилия влаги / буйно разрастается мох (Паустовский). При построении высказывания мы прежде всего определяем его стилистическую направленность. Исходя из нее, устанавливаем порядок следования темы и ремы, а затем оформляем компоненты актуального членения соответствующими средствами.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.005 с.) |