Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие об актуальном членении предложения
В разных речевых условиях одно и то же предложение может служить базой для высказываний, различных по коммуникативной задаче. Коммуникативная задача – это стремление говорящего подчеркнуть в содержании предложения то, что является наиболее важным, наиболее значимым в данном контексте или данной речевой ситуации, т.е. стремление актуализировать определенную информацию. В результате у высказывания появляется определенная коммуникативная организация, которая выражается в том, что говорящий выделяет в предложении наиболее значимую часть информации для партнера по коммуникации в зависимости от речевых условий и вхождения предложения в текст. Например, в рассказе К.Г. Паустовского «Снег» есть высказывание Поезд пришел в городок днем. Его коммуникативная задача – сообщить, когдá прибыл поезд (ранее было: «Еще в поезде лейтенант Николай Потапов высчитал, что у отца ему придется пробыть не больше суток»). Но в иных речевых условиях говорящий мог бы сообщить: – кудá пришел поезд днем: Днем поезд пришел // в городок (знаком // обозначено место паузы); – чтó произошло днем в городке: Днем в городок // пришел поезд; – какóе действие совершил поезд: Поезд // пришел в городок днем или Поезд // днем пришел в городок; – какóе транспортное средство пришло в городок днем: Днем в городок пришел // поезд. При выполнении каждой из этих коммуникативных задач высказывание членится на две части: одна заключает в себе исходный пункт сообщения, исходную информацию, другая содержит информацию актуальную, т.е. важную и нужную в данный момент. Первая часть высказывания называется темой (обозначается T), вторая – ремой (обозначается R). Иначе говоря, тема – это то, о чем сообщается, а рема – то, что сообщается о теме, по поводу темы или в связи с темой. Рема является главной коммуникативной частью сообщения, ради нее и строится высказывание. Членение на тему и рему называется актуальным членением предложения. (В лингвистике закрепился именно такой термин, хотя представляется, что корректнее было бы говорить об актуальном членении высказывания.) Приведем определение: «Членение предложения на две части, определяемое коммуникативной задачей, существенной для данного контекста или данной речевой ситуации, называется актуальным членением»[7].
Приемом, позволяющим определить состав темы и ремы, является вопрос, ответом на который могло бы послужить анализируемое высказывание. Та часть высказывания, которая повторяется в вопросе и в ответе, – тема: – Кто звонил? – Звонил / брат (здесь и далее в этой теме знак / отмечает границу между темой и ремой; рема там, где это необходимо, выделена жирным шрифтом); – Какая сегодня погода? – Погода сегодня / чудесная. В неполном ответе тема опускается, и он представляет собой рему: – Куда ты собираешься? – (Я собираюсь) / в библиотеку. Таким образом, актуальное членение предложения зависит не от его синтаксической структуры, а от внешних причин: от речевой ситуации, контекста и т.п. Если высказывание строится на основе сложного или распространенного простого предложения, его актуальное членение имеет ступенчатый характер. Рассмотрим высказывание На куртке летчика / Степа / увидел две полоски орденских ленточек (Паустовский). На первой ступени членения роль темы (Т1) играет детерминант, вся остальная часть высказывания – рема. На второй ступени выделяется тема – подлежащее (Т2) и рема – состав сказуемого. Таким образом, в данном высказывании тема комплексная, включающая Т1 и Т2. Часто вторая тема называет нечто уже известное, данное, в ее роли выступают личные местоимения и имена собственные: В этот ужасный день еще утром / Шарика / кольнуло предчувствие (Булгаков); К семи вечера / Коркин / устал и проголодался (Грин); В этот момент / они оба / еще не заметили записки Синцова (Симонов). Примечание. Тему иногда называют «данным», а рему – «новым». Однако понятия «тема» и «данное», «рема» и «новое» не тождественны. Тема – это исходный пункт сообщения, а «данное» – нечто названное в предшествующем контексте. Часто встречаются высказывания, тема которых содержит не упоминавшуюся ранее и, следовательно, новую информацию. В качестве примера приведем первые предложения из нескольких рассказов К. Паустовского (помните, что в сложном предложении у каждой части свое актуальное членение): Зенитный пулеметчик со сторожевого катера Тихон Рябцов / был родом из-под Пскова («Правая рука»); Лето / стояло дождливое. В городском саду над рекой / крапива / разрослась выше скамеек и закрыла могильную каменную плиту («Пачка папирос»); Старик Потапов / умер через месяц после того, как Татьяна Петровна / поселилась у него в доме («Снег»).
С другой стороны, рема может включать какие-либо элементы данного: Далекое эхо / смутно напевало ту же мелодию (Грин); Синцов / был того же мнения (Симонов). Возможны случаи, когда новой информации в высказывании нет и рема целиком обозначает нечто данное. Это наблюдается, например, когда коммуникативная задача состоит в подтверждении или отрицании известного факта: И это дикое, бессмысленное пари / состоялось! (Чехов); [ Вот почему и считали узлы и смотрели вдаль: не покажется ли дым. ] И дым / показался! (Пришвин).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.82.78 (0.007 с.) |