От потребительского равновесия к закону спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От потребительского равновесия к закону спроса



Концепцию потребительского равновесия и убывающей предельной полезности можно объединить для объяснения закона спроса. Можно предложить следующее полезное, хотя и не вполне точное объяснение.

Допустим, что вы корректировали вашу модель потребления до тех пор, пока не достигли равновесия, при котором:

 
 

 


До тех пор, пока это равенство сохраняется, вы не выиграете от увеличения потребления пиццы; если вы увеличите ее потребление, то предельная полезность пиццы быстро уменьшится. При этом величина предельной полезности в расчете на 1 доллар стоимости пиццы уменьшится до уровня ниже величины предельной полезности в расчете на 1 доллар стоимости содовой воды. Это оставит вас в проигрыше, если вы быстро не переключитесь на потребление большего количества содовой воды.

Что произойдет, если цена пиццы упадет до 1,5 доллара за кусок, нарушив приведенное равенство? Для того, чтобы снова уравнять оба отношения исходя из новой цены пиццы, нужно, чтобы предельная полезность содовой воды возросла или чтобы предельная полезность пиццы уменьшилась. В соответствии с принципом убывания предельной полезности единственный способ уменьшить предельную полезность пиццы состоит в увеличении потребления пиццы, а единственный способ увеличить предельную полезность содовой воды состоит в сокращении потребления содовой воды. Скорее всего вы сделаете и того и другого понемножку: несколько сократите потребление содовой воды и увеличите потребление пиццы. Поступая таким образом, вы будете действовать в полном соответствии с законом спроса: снижение цены пиццы приведет к покупке большего количества пиццы.

Эта линия рассуждений связывает закон спроса с принципом убывания предельной полезности, не вступая в противоречие со здравым смыслом. Однако эти рассуждения удовлетворяют не всех экономистов. В следующем параграфе мы рассмотрим альтернативную линию рассуждения.

Эффект замещения и эффект дохода

С точки зрения некоторых экономистов, вся концепция полезности вызывает подозрения своей субъективной, не допускающей измерений, природой. Вместо нее они предлагают объяснение закона спроса, основанное на концепциях эффектов замещения и эффектов дохода в связи с изменением цены. Оба подхода к закону спроса вполне состоятельны, однако подход с точки зрения эффекта замещения и эффекта дохода не связан непосредст­венно с предельной полезностью и измерением полезности.

Эффект замещения

Одной из причин, по которой люди покупают большее количество того товара, цена которого падает, является тенденция заменить товаром с низкой ценой те товары, которые относительно дороги. В вашем примере мы рассмотрели результаты падения цены пиццы. Изменение цены приведет к тому, что люди заменят пиццей те продукты, которые они до снижения цены тоже вполне могли бы съесть - бутерброды и тому подобное. Возможны и более широкие замещения. Когда цена пиццы становится ниже, чем раньше, люди могут заменить ужин дома на ужин в ресторане или посещение кино вечеринкой с пиццей. Та доля увеличения спроса на подешевевший товар, которая вызвана замещением этим более дешевым товаром остальных, ставших в новых условиях сравнительно более дорогими, называется эффектом замещения изменения в ценах.

Эффект дохода

Вторая причина, по которой изменение цены вызывает изменение величины спроса, связана с воздействием изменений цены на величину реального дохода.

В экономической теории термином номинальный обозначаются величи­ны, измеряемые самым обычным образом, т. е. в терминах долларовых цен, по которым фактически заключаются сделки. Термин реальный используется для указания на величины, скорректированные так, чтобы учесть влияние изменений цен. Типичным примером является разграничение реального и номинального дохода. Если вы ежемесячно получаете по чеку 1000 долларов, то таков и будет ваш номинальный доход, равный числу полученных долларов. Если ваш номинальный доход остается на уровне этой тысячи долларов, тогда как инфляция удваивает средние цены всех товаров и услуг, то ваш реальный доход (ваша способность покупать те или иные товары с учетом изменения цен) уменьшится вдвое. Имея в своем распоряжении уменьшившийся реальный доход, вы купите меньше нормальных товаров и больше "низших" товаров. Если же ваш номинальный доход остается на уровне 1000 долларов, а средний уровень цен за это время понизился вдвое, то ваш реальный доход удвоится. При увеличении реального дохода вы купите большее количество нормальных товаров и меньшее количество низших товаров.

Рассмотрим далее суть понятия "издержки".

В общее понятие "издержки" входят денежные затраты, связанные с расходованием различных видов экономических ресурсов: сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов в процессе произ­водства и обращения товаров. В силу этого общие издержки делятся на издержки производства и издержки обращения. Как те, так и другие одновременно подразделяются на целый ряд видов издержек, связанных со временем их использования, отнесением на единицу продукции, действием закона убывающей предельной полезности.

Издержки производства и издержки обращения каждое предприятие (фирма) стремится эффективнее использовать, располагая множеством рычагов снижения затрат. В нашей стране издержки производства и реализации еще принято называть себестоимостью продукции, работ, услуг.

Произведенная продукция подлежит реализации на рынке на основе рыночного предложения. Предложение - это только те блага, которые пос­тупают на рынок с целью их продажи по ценам, удовлетворяющим товаропроиз­водителей. При прочих равных условиях наращивание предложения и вывод результатов производства на рынок будет тем больше, чем выше цены на вынесенную на рынок продукцию предприятием (фирмой).

П
Цена Р        
В таких условиях кривая предложения будет выглядеть так:

 
 

 

 

С ростом цены наращивание предложения от точки А к точке Б характеризует действие закона предложения и действие главного ценового фактора роста предложения. К неценовым его факторам относятся технические нововведения, налоговая политика, выход на рынок новых фирм с увеличением предложения вне зависимости от цен, изменение цен на другие товары, что обуславливает перелив капитала в смежные отрасли, природные катастрофы, войны и т.п.

Р     Цк
П
В целом рыночная цена устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения и формирования равновесной цены. Это могут характеризовать следующие графические кривые:

 
 

 


Точка равновесия К определяется по формуле: С=П=Цк×Qк, где

С – спрос;

П – предложение;

Цк – цена товара на данный момент;

Qк – количество реализованного товара.

В рыночных условиях действуют свойственные им законы рыночного ценообразования. В их числе: а) стремление цены к уровню, при котором спрос равен предложению; б) влияние неценовых факторов на спрос и предложение, а также на их основе и на сами цены.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.006 с.)