Обеспечение взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой



В образовательном процессе взаимосвязь учебных предметов с профессиональной средой предусматривает соблюдение следующих этапов работы учителя-предметника:

- Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.

- Определение формы подачи профориентационного материала (деловая игра, дискуссия, экскурсия на производство), наиболее соответствующей содержанию той или иной темы. Подбор наглядных пособий.

- Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному учебному предмету (особое внимание уделяется востребованным рабочим профессиям своего региона).

- Обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного учебного предмета, в учебном кабинете.

В ходе урока можно решать следующие профориентационные задачи:

- знакомство обучающихся с различными профессиями, раскрытие их социальных, экономических и психологических сторон;

- информирование обучающихся о путях получения избранных профессий, об учебных заведениях, профилирующих предметах, сроках обучения, перспективах профессионального роста;

- формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и к профессиям, особенно к рабочим, в которых ощущается острая необходимость в регионе;

- углубление представлений об особенностях некоторых видов профессиональной деятельности;

- формирование профессиональных интересов, стойких социально-трудовых компетенций и мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на знании своего внутреннего мира, а также на социально-экономических потребностях общества.

 

Новые подходы к преподаванию учебного предмета «Технология» (технологическое образование)

 

Роль учебного предмета «Технология» (далее – «Технология») заключается в подготовке обучающихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям. Этот предмет обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представлений о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию у обучающихся творческого мышления.

Освоение основной образовательной программы по «Технологии» должно обеспечить:

- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов и сформированных универсальных учебных действий;

- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса.

В связи с этим необходимо менять технологию работы учителя, т.к. требования ФГОС состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения.

Современный учитель «Технологии» должен уметь варьировать содержание программы в зависимости от реальной материально - технической базы по предмету, учитывая склонности, способности, потребности обучающихся; находить эффективные пути взаимодействия с обучающимся в рамках преподавания предмета.

Следует оптимально отбирать содержание материала к урокам, чтобы активизировать познавательную деятельность на уроках путем использования активных методов обучения.

На уровне основного общего образования обучение школьников технологии должно строиться на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Обязательный минимум содержания (стандарт) основных образовательных программ по технологии для учащихся 5-8 классов изучается в рамках одного из трех направлений:

- «Технология. Технический труд».

- «Технология. Обслуживающий труд».

- «Технология. Сельскохозяйственный труд».

Каждое направление включает в себя базовую и обязательную дополнительную составляющие.

В сельской школе традиционно изучаются технологии как промышленного, так и сельскохозяйственного производства. Для обучающихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, необходимо создавать комбинированные программы, включающие разделы по агротехнологиям, а также базовые и обязательные разделы по одному из направлений: «Технический труд» или «Обслуживающий труд».

При освоении сельскохозяйственных технологий важное место в программах отведено сельскохозяйственным проектам социальной направленности, которые позволяют расширить учебно-материальную базу обучения и одновременно решать задачи социального воспитания обучающихся.

На профильном уровне основным предназначением курса «Технология» должно стать:

- продолжение формирования культуры труда;

- развитие системы технологических знаний и трудовых умений;

- воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;

- уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Технологическая подготовка на профильном уровне позволяет обучающимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности. В обучении на индустриально-технологическом (агротехнологическом) профилях предусмотрена подготовка старшеклассников по основным направлениям технологической деятельности в выбранной отрасли.

Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки должна включать в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную.

Общетехнологическая подготовка подразделяется на следующие блоки:

- Организация производства.

- Инновации в профессиональной деятельности.

- Профессиональное самоопределение и карьера.

- Проектная деятельность.

Структура разрабатываемых примерных программ специальной технологической подготовки может соответствовать структуре программ, принятых в системе профессионального образования.

Общетехнологическая подготовка осуществляется интегрировано со специальной подготовкой в выбранной обучающимся сфере профессиональной деятельности. Она включает основные компоненты содержания программы, разработанной для базового уровня, и носит инвариантный для изучаемых профессиональных сфер характер. Практическая деятельность обучающихся при овладении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующей сферой или профилем специальной технологической подготовки.

Основной принцип реализации профильной программы — обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности обучающихся. Основными формами обучения являются лекционно-семинарско-зачетная система обучения, проектно-исследовательские, практические и лабораторно-практические работы, профориентационные экскурсии.

Специальная технологическая подготовка осуществляется по выбору обучающихся в следующих направлениях (сферах, профилях) трудовой деятельности:

в сфере промышленного производства: токарное дело; фрезерное дело; слесарное дело; монтаж радиоэлектронной аппаратуры и приборов; управление станками с ЧПУ; электромонтажные и наладочные работы; сборка электроизмерительных приборов; изготовление хлебобулочных или кондитерских изделий; швейное дело; вязание и плетение; вышивка; роспись тканей; моделирование одежды и головных уборов и т.п.;

в сфере сельскохозяйственного производства: овощеводство; плодоводство; животноводство; птицеводство; пчеловодство; механизация технологических процессов сельскохозяйственного производства; слесарные работы по ремонту сельскохозяйственных машин, механизмов, оборудования;

в сфере строительных и ремонтных работ: архитектурное проектирование; малярные (строительные) работы; облицовочные работы; штукатурные работы; печное дело; столярные и плотницкие работы; паркетные работы; монтаж внутренних санитарно-технических систем;

в сфере телекоммуникаций и информационных технологий: операторские работы на ЭВМ (компьютерные сети, компьютерная графика); телеграфия; телефонная связь; операторские работы в сфере телекоммуникаций;

в сфере коммерции: продажа продовольственных или непродовольственных товаров; обслуживание на предприятиях общественного питания; страховое дело; рекламное дело; контрольно-кассовые операции;

в сфере сервиса: переплетные работы; ювелирные работы; ремонт обуви; ремонт часов; обслуживание и ремонт радиотелевизионной аппаратуры (видеотехники); слесарно-ремонтные работы; ремонт и обслуживание автомобилей; вождение автомобиля; парикмахерское дело; фотография; индивидуальный пошив одежды; декоративное оформление витрин; социальное обслуживание; озеленение; цветоводство;

в сфере декоративно-прикладного искусства: выжигание по дереву; резьба по дереву и бересте; кружевные работы; вышивка; плетение; гончарные работы; изготовление художественных изделий из дерева, бересты и лозы; чеканка художественных изделий.

Специальная технологическая подготовка в общеобразовательных организациях может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности. При увеличении количества учебных часов, наличии необходимой учебно-материальной базы, педагогических кадров по желанию учащихся и их родителей и с учетом потребностей регионального рынка труда специальная технологическая подготовка может быть заменена профессиональной подготовкой по профессиям (специальностям), соответствующим перечисленным направлениям.

При организации профессиональной подготовки обучающихся необходимо руководствоваться приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.08.2013, регистрационный N 29322).

Специальная технологическая или профессиональная подготовка обучающихся может проводиться на базе школьных (межшкольных) учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатов, а также, в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 02.01.2016 № Пр-15ГС, на базе профессиональных образовательных организаций, имеющих соответствующую материально-техническую базу. Занятия по «Технологии» могут проводиться в школьных кабинетах и мастерских, а также в межшкольных учебных комбинатах. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации набор инструментов, приборов, станков и оборудования.

Выполнение вышеуказанных положений позволит повысить качество преподавания «Технологии» в общеобразовательных организациях региона и эффективность технологической подготовки и профессиональной ориентации учащихся.

Организация профильного обучения на уровне среднего общего образования

Профильное обучение на уровне среднего общего образования ставит своей целью помощь в выборе сферы будущей профессиональной деятельности и овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе. Научить учиться и мыслить, осознанно делать выбор и неуклонно двигаться в выбранном направлении – задача профильной школы.

В 10–11-х классах каждый обучающийся выбирает «профиль-пакет», в который входят базовые и профильные учебные курсы. Формируется он на основании изучения образовательного запроса обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом возможностей общеобразовательной организации.

Важно, чтобы в профильной школе активные формы образования (семинары, конференции, индивидуальные и командные практикумы, дискуссии и дебаты, взаимозачеты, мини-исследования, создание и защита учебных проектов) постепенно, но неуклонно вытесняли традиционную классно-урочную форму. Немаловажная задача активных форм образования – формирование у обучающихся навыков самоорганизации и рефлексии.

Социальные и научно-исследовательские проекты, необходимые в профильной школе, призваны научить старшеклассников основам инновационного менеджмента и подлинно научного исследования. Кроме того, они способны принести реальную общественную пользу, а для каждого участника проекта – стать первой ступенькой в профессиональной карьере. Естественно, реализация таких проектов требует серии обучающих семинаров, тренингов с привлечением специалистов из сферы науки, бизнеса, журналистики, управления и т.д.

Миссия педагога в профильной школе включает несколько компонентов, без которых его деятельность лишается потенциала развития:

- формирование культуры выбора;

- создание ситуаций ответственного выбора;

- позитивное стимулирование, поддержка инициатив;

- обучение различным способам деятельности;

- обучение жизненному проектированию;

- организация учебного сотрудничества;

- формирование потребности в рефлексии и самооценке.

У обучающихся в профильных классах в результате должны быть сформированы следующие ключевые профильные компетенции:

- специальные и профессиональные компетентности;

- адаптивность;

- способность к ответственному выбору (в том числе образовательных программ, способов представления учебных достижений, построение индивидуальных образовательных маршрутов и др.).

В основе представления о результате профильного образования должен быть положен принцип продуктности: любая образовательная деятельность должна воплощаться в конкретном продукте. Это могут быть (в зависимости от содержания, методов, этапа работы):

- портфолио;

- презентации, творческие отчеты;

- текущий мониторинг;

- программно-методические разработки;

- результаты проектно-исследовательской, творческой деятельности детей;

- организация образовательных событий и др.

Таким образом, предлагаемая модель профильной школы основана на нескольких важных принципах: мобильность и учет общественного запроса к системе образования, индивидуальный подход и признание равнозначности различных образовательных траекторий, практико-ориентированность и систематическое использование активных форм образования, открытость и готовность к социальному партнерству.

Необходимо отметить, что развитая система дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения играет свою важнейшую роль в системе профориентации на всех возрастных этапах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.111.22 (0.027 с.)