IV. Теоретико–методологическое обоснование Концепции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Теоретико–методологическое обоснование Концепции



Теоретико-методологическая база Концепции основана на трудах российских ученых Л. И. Божович, В.Н. Сахарова, А.Г. Смирнова, П.А. Шавира, специалистов, занимавшихся исследованием феномена профориентации в рамках психолого-педагогического подхода Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, Г.В. Резапкиной.

Философские и общепсихологические идеи развития личности, ее субъективности и активности в этом процессе получили свое воплощение в концепции профессионального становления личности и ее методологическом и теоретическом обосновании. Профессиональное становление личности рассматривается как длительный процесс развития, имеющий следующие стадии: возникновение и формирование трудовой направленности и профессиональных намерений (психологический критерий – обоснованный выбор профессии); профессиональное обучение и воспитание (психологический критерий – профессиональное самоопределение); профессиональная адаптация (психологический критерий – овладение профессией) и полная или частичная реализация личности в самостоятельном труде (психологический критерий – мера мастерства и творчества в деятельности).

Группа ученых под руководством С.Н. Чистяковой определяет профориентацию как специально организованную помощь молодежи в процессе ее профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение трактуется как «Я» - концепция индивида, отражающая его понимание, переживания, намерения и действия в процессе выбора профессии.

С этих позиций профориентация предполагает единство трех компонентов:

1) получение обучающимся необходимых для профессионального самоопределения знаний о себе самом (формирование адекватного образа – «Я»);

2) информация о мире профессионального труда;

3) осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности).

Профориентация - это деятельность, направленная на помощь индивиду в выборе профессии через организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, оказание консультационной помощи в осознании индивидом склонностей и способностей к этому виду деятельности, предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией.

Профориентационное развитие обучающихся складывается из серии выборов, достигающих стабилизации лишь в среднем возрасте. Своеобразие выборов обуславливается не только наследственными факторами, но и влиянием среды, воспитания, накопленным опытом, т.е. совокупностью всех воздействий и испытаний, переживаемых субъектом в каждый момент развития. Для того, чтобы добиться успешного профессионального созревания личности, необходима строгая преемственность всех воспитательных воздействий, специфичных для каждого возрастного этапа.

Профессиональная ориентация – длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека. Условно их можно обозначить следующим образом:

Первый – эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру – людям труда, их занятиям, первоначальные трудовые умения в доступных ему видах деятельности. На данном этапе занятия проводят воспитатели д/садов по разработанной программе (профпросвещение) в условиях детского сада.

Второй – I-III (IV) классы – пропедевтический – формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности. На этом этапе занятия по разработанной программе проводят учителя начальных классов (профпросвещение) в условиях обучения младших классов общеобразовательной организации.

Третий – IV (V) – VII классы – поисково-зондирующий – формирование у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Этому способствует включение обучающихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования и предполагаемой сферой профессиональной деятельности. Консультации и занятия могут проводиться педагогами, психологами, социальными педагогами, специалистами-профориентаторами по специально разработанной программе, учитывающей возрастные особенности обучающихся и позволяющей сформировать начальные представления о многообразии мира профессий.

Четвертый – VIII-IX классы – формирование у школьников личностного смысла выбора направления образования, умений соотносить общественные цели такого выбора со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Этому этапу соответствует проектирование получения образования в профессиональной образовательной организации (и возможной последующей ориентацией на продолжение образования в образовательной организации высшего образования). Консультации и занятия проводятся по разработанной программе, которая позволяет сформировать у обучающихся навыки выбора профессии и дать им соответствующие знания.

Пятый – обучающиеся X-XI классов – в этот период акцентируется внимание старших подростков на формировании профориентационно значимых компетентностей, коррекции и реализации их образовательно-профессиональных планов, способах оценки своих достижений. Консультации и занятия проводятся по разработанной программе, которая формирует основные навыки осмысленного выбора профессии с учетом интересов, желаний и способностей обучающихся, как на базе центра занятости населения, так и на базе образовательной организации.

Шестой – учащиеся и студенты профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования – вхождение в профессиональную деятельность – период углубленной подготовки к ней, формирование опыта и жизнедеятельности в трудовом коллективе. Работу по профориентации на этом этапе проводят специалисты соответствующих служб образовательных организаций.

Седьмой – развитие профессионала в процессе самого труда, когда он одновременно не только повышает свою квалификацию, но и расширяет сферу своей деятельности, осваивает новые специальности. В настоящее время возрастает число взрослого населения, меняющего по различным причинам профессию, что обязывает соответствующие службы вести с ним работу по профессиональной реориентации. Работу по профориентации и построению карьеры проводят службы персонала организаций и службы занятости населения.

В идеале субъект должен проходить все эти этапы профориентации. Но это не всегда возможно в силу определенных причин. Таким образом, чем позже начнется процесс профориентации, тем выше вероятность совершения субъектом ошибки при выборе им будущей профессии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.006 с.)