VI. Цель и задачи профориентационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Цель и задачи профориентационной работы



Цель профориентационной работы в образовательных организациях: подготовка обучающихся к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору будущей сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы в образовательных организациях:

- создание условий для осознания обучающимися своих возможностей, способностей в сравнении себя со сверстниками и с идеалом (идеальной формы социальной и профессиональной взрослости);

- формирование у обучающихся устойчивой профессиональной направленности и психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений;

- развитие у обучающихся профессионально важных компетенций, необходимых для дальнейшего развития конкурентоспособности и профессиональной мобильности личности в современных условиях;

- подготовка обучающихся к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса;

- формирование единого информационного пространства по профориентации;

- разработка форм и методов социального партнерства профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных организаций по вопросам профессионального самоопределения молодежи;

- обновление системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;

- разработка механизма содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций;

- повышение престижа рабочих профессий для привлечения молодежи к поступлению в профессиональные образовательные организации, что будет способствовать восполнению трудовых ресурсов и решению проблемы нехватки рабочих кадров в регионе;

- активизация работы с родителями, как с активными участниками в определении жизненных и профессиональных планов своих детей.

Система (модель)

профориентационной работы с обучающимися образовательных организаций

Профессиональная ориентация - длительный и сложный процесс, осуществляющийся на всех этапах жизни человека, это стройная система работы, охватывающая всех участников образовательного процесса на протяжении всех образовательных периодов и всех направлений деятельности в различных формах.

Организация этой работы в системе образования региона должна быть выстроена по возрастной вертикали от уровня дошкольного общего образования к образовательным организациям профессионального образования и далее в производственную или социальную сферы.

Ранняя профориентация

Начинать работу по профориентации личности необходимо в раннем возрасте: в дошкольном образовании. И здесь важно не только ознакомление с профессиями и окружающим миром. Очень важным является общеинтеллектуальное и адаптивное развитие ребенка раннего возраста, всех его способностей. Кроме того, в детских садах нужны специальные уроки технического творчества и занятия по робототехнике, ЛЕГО- конструированию и моделированию.

В дошкольных образовательных организациях работа по трудовому воспитанию детей должна быть направлена на формирование трудовых умений и элементарных представлений о труде взрослых, воспитание интереса к профессиям и результатам труда.

Качественному трудовому воспитанию детей дошкольного возраста способствуют научно-методическое обеспечение образовательного процесса; повышение профессиональной компетентности педагогов через базовые и целевые курсы, систему методической работы; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в современных условиях; внедрение элементов экономического воспитания детей дошкольного возраста по рациональному использованию материальных ресурсов; совершенствование игровой среды в дошкольных образовательных организациях, в том числе приобретение современных средств обучения, сюжетно-ролевых, дидактических игр и др.; организация тематических выставок; работа с родителями; организация взаимодействия и преемственность работы со школой и др.

Знакомство и формирование у детей элементарных представлений о труде взрослых и их профессиях, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств ребенка, как основы будущей профилизации, побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; обучение навыкам общения и сотрудничества, формирование оптимистичной самооценки и уверенности в себе осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы с детьми (игровой, художественно-речевой, изобразительной, трудовой, музыкальной, общении, выполнении физических упражнений) во взаимодействии с педагогами и родителями.

На уровне начального общего образования ведется работа по созданию у обучающихся конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Структура занятий основывается на возрастных особенностях младших школьников, учитываются такие характеристики как неустойчивость внимания, особенности мышления, необходимость игровых компонентов в деятельности и т.д., поэтому диагностические мероприятия здесь носят неявный, опосредованный характер. Более того, с введением ФГОС работа должна быть максимально смещена в область развивающих занятий. В начальной школе важно заложить основы знаний о многообразии мира профессий, связать учебные предметы с конкретными профессиями и развить учебную мотивацию, как будущую основу профессионального труда.

На уровне основного общего образования профориентационная работа имеет свои особенности. Так, в 5-7 классах в рамках профориентации необходимо организовать изучение индивидуальных особенностей обучающихся. Большое место уделяется развитию навыков самонаблюдения и самопознания школьников, умению соотносить свои особенности с «хочу» и «могу». Цель работы – сформировать у подростков умения объективно оценивать собственные силы, выявлять свои сильные стороны, позитивные качества, уметь опираться на них и использовать для дальнейшего роста.

В 8-9 классах профориентационная работа предусматривает следующие этапы:

- общее знакомство обучающихся с профессиональными образовательными организациями;

- знакомство с профессиограммами востребованных на региональном рынке труда профессий;

- знакомство с системой профессионального обучения региона;

- демонстрация примеров конкретных профессиональных образовательных организаций, выпускники которых востребованы на рынке труда нашего региона;

- демонстрация наиболее ярких или типичных примеров путей достижения профессионального успеха бывшими выпускниками школ в условиях нашего региона;

- презентации возможностей и путей профильного обучения в общеобразовательной организации, в организациях дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования;

- организация ярмарки элективных учебных предметов, курсов по выбору, дисциплин (модулей);

- предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей образовательного запроса школьников с учетом мнения родителей и педагогов.

- анкетирование обучающихся 8-го класса и их родителей (законных представителей) для выявления образовательного запроса в конце ученого года;

- формирование учебного плана с учетом выявленного образовательного запроса;

- подача заявлений на предпрофильную подготовку обучающимися 9-го класса в первые дни учебного года;

- посещение элективных курсов (курсов по выбору) обучающимися 9-го класса, участие в проектной и научно-исследовательской деятельности;

- профориентационное тестирование обучающихся 9-го класса и индивидуальные консультации с психологом;

- подача заявлений в профильные 10-е классы после прохождения итоговой аттестации.

Кроме того, результатом системной многоуровневой работы по ранней профилизации на этапе окончания основной школы может быть составление индивидуальных учебных планов (далее – ИУП) для обучающихся 10-11 классов.

При организации учебного процесса на основе ИУП, обучающиеся получают возможность выбрать предметы профильного уровня по своему усмотрению. При этом осуществляется замена традиционная классно-урочной системы на предметно-групповую. Расписание занятий для учебных предметных групп и индивидуальные расписания обучающихся формируются на совершенно иных принципах, сохранив понятие «класс» фактически только для организационной деятельности классных руководителей, организации внеклассной работы и т.п.

Таким образом, данный (пропедевтический) этап позволяет дифференцировать обучающихся в соответствии с их потребностями.

При разработке и организации курсов по выбору необходимо учитывать, что набор предлагаемых курсов носит вариативный характер, их количество «избыточно» (что обеспечивает ученику возможность реального выбора).

Содержание курсов по выбору включает не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы, знакомит обучающихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.

На уровне среднего общего образования целевыми ориентирами профессионального самоопределения обучающихся являются организация освоения социального и личностного смысла различных сфер профессиональной деятельности; обеспечение пространства выбора возможного применения своих сил и способностей, сферы профессиональной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям каждого; включение обучающихся в моделируемую будущую профессиональную деятельность и др. Важным является изучение профессионально-квалификационных характеристик, составление учащимися профессиограмм, личных профессиональных планов, программ самовоспитания для подготовки себя к избранной профессиональной деятельности.

В целях повышения эффективности и результативности профориентационной работы с обучающимися при проведении мероприятий рекомендуется применять современные информационно-коммуникационные средства обучения (мультимедийные презентации, видеоролики, он-лайн конференции по профориентации), направленные на обсуждение проблем перспективного развития профессий и рынка труда. Необходимо предоставлять информацию не только о различных профессиях, но и информацию, связанную с такими аспектами, как особенности профессиональной деятельности, содержание профессионально-квалификационных характеристик, условия труда в той или иной профессиональной области, специфика взаимодействия в трудовом коллективе и т.д.

В профессиональных образовательных организациях профориентационная деятельность включает:

– разработку и наполнение разделов сайтов профессиональных образовательных организаций для абитуриентов;

– использование возможностей ИT-технологий, потенциал интернет - ресурсов, СМИ;

– выпуск информационных газет, буклетов, календарей, флаеров, листовок профориентационной направленности с целью распространения их в общеобразовательных организациях;

– создание профессиональных консультационных пунктов на базе профессиональных образовательных организаций с целью проведения профдиагностики, оказания помощи обучающимся общеобразовательных организаций в профессиональном самоопределении;

– участие в днях открытых дверей, выставках-ярмарках, фестивалях профессий;

– организация выставок технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций с приглашением к участию обучающихся общеобразовательных организаций;

– создание и развитие музеев (музейные экспозиции) на базе профессиональных образовательных организаций о выпускниках, достигших профессиональных успехов, организовывать экскурсии обучающихся общеобразовательных организаций;

– проведение мастер-классов в общеобразовательных организациях с привлечением студентов профессиональных образовательных организаций, мастеров производственного обучения с целью формирования ценностных профессиональных ориентиров;

– поддержка инициативы учащейся молодежи по реализации социально значимых проектов по профилю будущей профессиональной деятельности;

– проведение среди студентов профессиональных образовательных организаций конкурсов творческих проектов (составление эссе, сочинений, слоганов на тему ”Почему я выбрал эту профессию…“) с подведением результатов на уровне города, района, области, республики с размещением лучших работ в СМИ;

– проведение фото-выставок о профессиях в общеобразовательных организациях, в кинотеатрах, учреждениях культуры и др.;

– привлечение в кружки технического и декоративно-прикладного творчества обучающихся общеобразовательных организаций;

– проведение мероприятий, нацеленных на формирование преемственности поколений, отражающих роль и значимость семейных династий в достижении вершин профессионального мастерства;

– реклама и продвижение профессиональной образовательной организации на рынке образовательных услуг.

В образовательных организациях высшего образования (далее – вуз) должна осуществляться системная и комплексная профориентационная работа на довузовском, вузовском и послевузовском этапах:

– формирование контингента слушателей на специальностях и направлениях довузовской подготовки;

– качественный отбор абитуриентов;

– изучение и прогнозирование перспектив формирования студенческого контингента;

– установление постоянных контактов с коллективами общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, предприятий.

- проведение совместно с факультетами и кафедрами профориентационных мероприятий по проблемам профессиональной ориентации обучающихся, в том числе выездных информационных лекций в общеобразовательных организациях региона;

– сотрудничество с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, по организации и проведению выездных профориентационных мероприятий в муниципальных общеобразовательных организациях, тематических семинаров с участием профессорско-преподавательского состава, информированию заинтересованных лиц о факультетах, направлениях подготовки; привлечению обучающихся общеобразовательных организаций к участию в Днях открытых дверей, научно-практических конференциях и др.;

– информирование абитуриентов о формах обучения, многообразии специальностей, возможностях дальнейшего трудоустройства посредством рекламы в СМИ;

– издание информационных профориентационных буклетов и газет с целью предоставления абитуриентам полной информации о поступлении в вуз, факультетах и специальностях;

– обновление на сайте вуза странички «Абитуриенту»;

– создание профессиональных консультационных пунктов на базе вуза с целью оказания помощи обучающимся в уточнении и конкретизации информации о профессиональной деятельности по выбранной специальности;

– проведение акций, встреч абитуриентов с выпускниками вузов, направленные на создание положительного имиджа специалиста.

Таким образом, все этапы профориентации должны служить одной цели – сформировать у обучающегося стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, о перспективах своего профессионального пути.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 4753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.022 с.)