Тема № 11: организационное поведение и национальная культура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 11: организационное поведение и национальная культура.



 

Вопросы:

1. Понятие и сущность национальной деловой культуры.

2. Модели национальных деловых культур. Особенности деловой культуры в России.

3. Тенденции и перспективы развития ОП.

 

1. Для нашей страны, где проживают представители более ста наций и народностей, актуальной проблемой является национальная культура, которая оказывает существенное влияние на поведение людей в организации.

Национальная культура - устоявшаяся совокупность ценностных ориентиров, поведенческих норм, традиций и стереотипов, принятая в данной стране и усвоенная личностью. В основе каждой культуры лежит национальный менталитет - присущая национальной общности, стабильная совокупность рациональных и иррациональных особенностей индивидуального и общественного сознания, жизненных позиций, мышления, верований, установок, проявляющихся в материальной и духовной культуре. Менталитет можно определить как "национальный характер" ("дух народа").

Важной составляющей любой культуры выступает национальная деловая культура - это проявление национальной культуры в деловой сфере, это всегда "слепок" норм, ценностей и правил.

Национальная деловая культура определяет важнейшие параметры системы управления: стиль руководства, систему мотивации, тактику ведения переговоров, отношение к законам, коммуникации и межличностные отношения в организации. На формирование ее, оказывает влияние множество факторов: тип собственности, форма государственного устройства, зрелость рыночных отношений, уровень конкуренции и др. В свою очередь, национальная культура обуславливает создание разных систем ценностей и предпочтений, а так же, образцов поведения в организации.

2. Существует многообразие национальных культур, которые можно классифицировать на: индивидуалистические, групповые и клановые. Они различаются по признакам: принятие решений, оценка работника, организационная структура, процедуры контроля, подбор кадров, стиль управления, делегирование полномочий, система стимулирования труда. Можно выделить американскую модель, основанную на технократическом подходе, индивидуализме, рационализме; японскую модель, которая впитала в себя достижения национальной культуры с ее коллективизмом, идентификации личности с группой, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, стремлением к достижениям и гармонии; арабскую модель, с ее клановостью, соблюдением иерархии, демонстрации власти, недоверием к "чужим".

Западноевропейская модель культуры основывается на рационализме и утилитаризме в организационных отношениях и ориентирует на развитие гуманистических и социальных основ работы организации, обучение и саморазвитие персонала. Разные культуры демонстрируют неодинаковые модели оргповедения. В этой связи различают монохромные и полихронные культуры. Для России характерно умеренная контекстность (оценка человека), а так же относится к культуре конкретных истин, так как невысокий уровень законности.

3. Организационная среда современного бизнеса сильно отличается от ранее существовавшей благодаря глобализации экономики и образования, новым информационным технологиям, диверсификации рабочей силы, ее интернационализации, переходу к тотальному качеству, преобладанию услуг над производством и др. В этой связи изменилось отношение менеджмента к человеческим ресурсам и концепции ОП. По Лютенсу, в развитии организационного поведения, обозначились тенденции: во-первых, ОП стало определенной областью изучения, вносит свой вклад в эффективное управление человеческими ресурсами.

Во-вторых, проблемы ОП больше увязываются с организационной культурой, решением конфликтов, удовлетворенностью работой, групповой динамикой с энергетическим эффектом и др.

В-третьих, все больше усилий направляется на доступность и практическое применение методов ОП на всех уровнях анализа: индивидуальном, групповом и общеорганизационном.

В-четвертых, методы ОП способствуют более эффективному управлению человеческими ресурсами в организации.

Наиболее важные задачи управления ОП в XXI веке: формирование культуры нового типа, основанной на интеллекте и энергии людей, социальной этике и ответственности менеджмента; формирование и развитие человеческого капитала организации; генерирование инновационных стратегий развития.

В этой связи, перспективными направлениями развития ОП становятся: актуализация принципов ОП; акцентрирования внимания менеджмента на формировании корпоративной культуры; ситуационный подход в управлении, гибкость и адаптивность; командный и мотивационный менеджмент; клиентоориентированный подход в управлении; инноватика управленческих технологий, путем внедрения передовых информационных достижений.

По мнению Ф. Лютенса, будущее ОП "представляется ярким и увлекательным". Изучение ОП и применение его результатов, помогут лучше и эффективнее использовать человеческие ресурсы, как наиболее значимые в конкурентной борьбе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.005 с.)