Основных взгляда на проблему жизни и смерти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основных взгляда на проблему жизни и смерти



1. Религиозная концепция: все мы гости на этой земле, наша планета – временное пристанище, которое существует лишь для того, чтобы подготовить человека к «той» жизни.

2. Пессимистическая концепция: и жизнь, и смерть в равной степени лишены смысла.

3. Оптимистическая концепция: смерть – неизбежность, которую следует принять, а смысл жизни – в постоянном поиске смысла жизни.

Смерть – это 1) то, что придаёт жизни смысл (индивидуальное бессмертие – тяжелейшее наказание); 2) неотвязчивая тень человека; 3) источник чувств, делающих человека несчастным, но она же – преимущество, придающее жизни осмысленность, упорядоченность, целенаправленность.

«Momento mori» - призыв мудрецов, т.к. в обыденной жизни человек ведёт себя так, будто он бессмертен.

Осознание смерти – стимул к внутренней дисциплине, ответственности.

С биологической точки зрения бессмертия не существует. Но осознание этого уже в архаичном обществе сопровождается развёрнутой картиной загробной жизни.

Появление страха смерти = осознание своей индивидуальной неповторимости (особый страх – у тех, кто как бы и не жил ещё).

Проблема смерти решается индивидом, причём неоднократно (для кого-то в смерти видится избавление)

Единственные формы поведения, при которых человек как бы рассчитывает на бессмертие и берёт заведомо недостижимые обязательства, ведущие к настоящему бессмертию – творчество, любовь, делание добра.

Тема 15. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология).

План.

1. Ценности, их природа и принципы классификации.

2. Проблема формирования и обновления нравственных ценностей.

3. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.

4. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.

Философия включает в себя учение о ценностях – аксиологию.

Для философского мировоззрения аксиологическая проблематика имеет фундаментальное значение. Оно обусловлено тем, что задачей философии является установление предельных оснований бытия и построение, исходя из их понимания, целостного мировидения, которое помогло бы выбрать общее направление жизни, указать ее главные цели. В решении этой задачи первостепенную важность имеет определение ценностных оснований человеческого бытия. Отсюда проистекает проясняющая сила ценностного подхода в философии. Существенные различия между философскими системами, школами, течениями и т. д. обусловлива­ются тем, какие ценности и в каком соотношении полагаются в их основание.

В.самомшироком смысле ценность - это положительная значимость, противопоставляемая отрицательной значимости антиценности: ценность – характеристика благого, хорошего; антиценность - неблагого, «дурного», плохого.

Ценность - это понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта (в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного осознания (субъективные ценности или ценности сознания).

Способы классификации ценностей:

по содержанию - экономические, политические, социальные и духовные ценности;

по субъекту - субъективно-личностные ценности (они формируются в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида) и надиндивидуальные - групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (яв­ляющиеся результатом развития общества и культуры);

по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные ценности (жилище, питание и т.п.) и духовные.

В отношении человека к ценностям выделяются два аспекта – оценочный и целеполагающий. Оценочное отношение включает в себя определение ценностей, их качественное разграничение, выявление ценностных градаций в том, что подвергается оценке. Целеполагающее отношение основывается на принятии ценностей в качестве того, что следует сохранять и/или осуществлять, т.е. в качестве более или менее упорядоченной совокупности целей. Различаются самодостаточные, высшие цели и способствующие их достижению цели-средства. Высшими ценностях являются те, которые, с одной стороны, выступают как наиболее общезначимые критерии оценки, а с другой – как самодостаточные цели.

Систему ценностей, можно представить следующим образом:

1. Витальные: здоровый образ жизни, образ жизни.

2. Социальные: благополучие, благосостояние.

3. Политические: свобода, правопорядок, социальная безопасность и гражданское равенство.

4. Нравственные: справедливость, добро, честь и т.п.

5. Эстетические: прекрасное, низменное, изящное, драматическое, комическое и др.

6. Религиозные и идеологические: цели и предназначение человека.

7. Семейно-родственные: отношения поколений, семейные традиции и устои, уют.

8. Трудовые: мастерство, справедливость оценки.

Традиционно в европейской культуре к высшим относят ценности добра, истины, красоты, божественности, личности, свободы, любви, бытия.

Добро как высшая нравственная ценность есть благо, соединенное с особого рода долженствованием. Различаются добро-цель (абсолютное, безусловное добро) и добро-средство, способствующее достижению добра-цели. Безусловное добро есть высшее благо, к которому ты должен направлять себя, руководствуясь определенными требованиями к себе. Можно сказать, что добро есть обязывающее благо, требующее исполнения долга перед собой – учреждения внутреннего закона и соблюдения его.

Зло есть отдаление от добра, недостаток добра – выбор в пользу недолжного.

Нравственным центром личности является совесть, в процессе формирования и совершенствования которой индивид осваивает общественные нормы и идеалы, расширяет личную автономию, свободу, принимая обязательства по отношению к себе в перспективе всей своей жизни.

В отношениях между людьми наиболее общим нравственным требованием издревле считается так называемое золотое правило. Его «отрицательная» формулировка: «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «положительная»: «Поступай по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Золотое правило обязывает практи­чески признавать принципиальную равноценность тебя и другого, соотнесенность твоего достоинства и достоинства другого человека. Тем самым в отношениях между людьми утверждаются основания справедливости – применения адекватной ценностной меры.

Мораль (нравственность) – это сущностная составная духовной жизни личности и общества. Важнейшее отличительное качество морали состоит в том, что определяющим в ней является действие обобщенных требований (норм, принципов), выработанных в культуре, исполнение которых выступает как долг (обязанность) личности перед высшим началом в себе, идеалом личного совершенства. Такая обязанность есть нравственный долг; следование ему повышает человеческое достоинство, нарушение долга - понижает.

Мораль не образует отдельной области духовной деятельности. Нравственной оценке подлежат любые человеческие намерения, стремления, поступки и отношения. Никакая организация, никакое официальное лицо не имеет преимущественного права в вынесении моральных санкций, поскольку в морали в конечном счете каждый отвечает за себя. Поэтому лучше называть мораль не одной из сфер, а одним из измерений духовной жизни, одним из необходимых путей самоосуществления, самосовершенствования человека, поддержания и регулирования отношений между людьми.

Общая направленность исторического развития морали состоит в том, что она становится все более универсальной: расширяется сфера действия морали, все более обобщенными становятся нравственные требования, растут возможности выбора и ответственность личности.

Эстетическое – это такое измерение жизни, в котором определяющее значение имеет ценность прекрасного. В свете прекрасного может предстать любое явление: действительное или воображаемое, природное или культурное, принадлежащее внешнему миру или глубинам души. Эстетическое, также, как и нравственное, правильно будет назвать не сферой, а измерением жизни.

Наиболее общие черты эстетического представлены категориями: эстетическое, прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, трагическое - комическое, эстетический идеал, эстетический вкус. Возвышенное, трагическое, комическое, эстетический идеал, а также изящное, грациозное и т. д. суть модификации прекрасного.

Прекрасное — ключевая категория эстетики, это ценность выраженности, явлённости совершенного. Встреча с совершенством, его воплощение вызывает особого рода ра­дость – эстетическую – бескорыстное, возвышенное чувство Противоположность прекрасного, эстетическая антиценность - безобразное, в котором являет себя несовершенство, недостаток блага. Безобразное вторично, поскольку обнаруживается только в свете прекрасного.

Искусство – относительно обособленная область духовной жизни, предназначенная для культивирования эстетического,

Действительность (окружающий человека мир и внутренняя жизнь его души) в искусстве представляется в формах человеческой чувственности, с точки зрения эстетического идеала. Так, в произведениях искусства художником создается своеобразная – художественная реальность с собственными закономерностями, со своей, художественной правдой. Художественный образ – основная выразительная единица художественной реальности и языка искусства. При создании образа художник, руководствуясь своим эстетическим вкусом, творчески соединяет отражение внешней внехудожественой действительности и выражение своих личных идей, пережива­ний, чувств, стремлений.

Строение духовной жизни отчетливо проступает при рассмотрений ее с ценностных позиций. В религии определяющая ценность – божественное, священное. Высшая ценность мора­ли – добро. Ценностью прекрасного определяется эстетическое отношение к действительности, специально развиваемое (со­вершенствуемое) в искусстве. В познавательной деятельности, наиболее специализированной областью которой, является наука, ведущая ценность – истина. Для философии особую ценность представляет сама возможность построения мировоз­зренческих систем с различным ценностным строем на основе интегрирования достижений многих областей культуры.

Методические рекомендации по выполнению рефератов (контрольных работ).

Тематика рефератов и контрольных работ совпадает, но учебные задания различны:

1. Контрольная работа – учебное задание, имеющее своей целью освоение важнейших идей и принципов, утвердившихся в философии при анализе одной из её проблем. Кафедра предлагает примерные варианты планов выполнения контрольных работ, которые по желанию студента или рекомендации преподавателя могут быть уточнены, расширены.

2. Реферат представляет собой учебно-творческую работу студента. Раскрытие предложенной темы может проводиться по собственному оригинальному плану; в реферате должны более подробно, чем в контрольной работе, анализироваться современные точки зрения по теме, материал новейших философских источников.

Тема реферата (контрольной работы) избирается студентом в соответствии с «шифром» - последней цифрой номера зачётной книжки. Объём работы должен быть не менее 15 страниц печатного текста (шрифт 14, интервал между строками – 1) или 20-22 страницы рукописного текста в стандартной школьной тетради. Работа должна включать план, на основании которого излагаются основные идеи и проблемы избранной темы, материал содержания работы и список использованной литературы. Список литературы должен быть составлен в алфавитном порядке, пронумерован, содержать не менее трёх изданий, причем кроме учебников и учебных пособий в него должны быть включены монографии, статьи из научной периодики, энциклопедии и словари. Все источники полагается оформлять в соответствии с нормативами библиографического описания документов. Помимо печатных изданий рекомендуется использовать сайты Интернета, указывая их электронный адрес: напр., www. alternativy. ru

Необходимым условием положительной оценки работы является оформление ссылок на изученную литературу. Ссылки могут быть различными:

а) включёнными в тек ст. Например, «Э.Фромм в работе «Бегство от свободы» (6) обращал внимание на то, что…»»; в данном случае 6 – номер источника в Вашем списке литературы,

б) в виде цитаты, выделенной кавычками. В этом случае после закрытия кавычек следует дать сноску, состоящую из двух чисел, напр., (3; 56). Первое число – номер цитируемого источника, второе – страница, на которой напечатан цитируемый фрагмент. Ссылки на учебники в такой форме делать не принято. За исключением цифрового или табличного материала, при котором ссылка на источник обязательна;

в) в виде ссылки на источник цитирования. В некоторых случаях непосредственное использование текста нужной работы невозможно, но фрагмент, необходимый для усиления содержания, цитируется в учебнике. Включив его в свой текст, следует указать: Цит. по: 7;123.

г) в виде ссылки на источник в Интернете. В этом случае при цитате будет одно число – номер в списке использованной литературы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.018 с.)