Эпистемология (Гносеология). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпистемология (Гносеология).



1. Философская дисциплина, исследующая проблемы познания, называется…


А) гносеологией

Б) теологией

В) аксиологией

Г) онтологией.


2. Только практика является целью, источником и критерием познания и творчества, - доказывали представители…


А) солипсизма

Б) томизма

В) экзистенциализма

Г) марксизма.


3. Формой чувственного восприятия является…


А) суждение

Б) восприятие

В) гипотеза

Г) теория.


4. Идея, что истина есть соответствие знания вещам, высказывалась…


А) Фомой Аквинским

Б) Беркли

В) Аристотелем

Г) Махом.


5. Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл отличает _______________ знание


А) паранаучное;

Б) научное;

В) обыденное;

Г) квазинаучное.


6. Согласно классической позиции, истина есть…

А) соответствие знаний объективной реальности;

Б) то, что признаётся таковым большинством учёных;

В) правда;

Г) теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации.

7. Укажите диалектико-материалистическое понимание истины…

А) истина – это то, что просто и экономично описывает опыт, поток чувственных переживаний человека;

Б) истина – это знание, с которым все согласны;

В) истина – знание, ведущее к цели;

Г) истина – адекватное отражение бытия в сознании людей.

8. Укажите конвенциалистское понимание истины:

А) истина – то, что просто и экономно описывает опыт, поток чувственных переживаний человека.

Б) истина – это знание, с которым все согласны.

В) истина – это адекватное отражение бытия в сознании человека.

Г) истина – это знание, ведущее к достижению цели.

9. Укажите прагматистское понимание истины.

А) истина – то, что просто и экономно описывает опыт, поток чувственных переживаний человека.

Б) истина – это знание, с которым все согласны.

В) истина – это адекватное отражение бытия в сознании человека.

Г) истина – это знание, ведущее к достижению цели.

10. «Объективной истины быть не может» - такова позиция …


А) рационализма;

Б) материализма;

В) агностицизма;

Г) эмпиризма.


11. Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей, называют…


А) мифологическим;

Б) философским;

В) обыденным;

Г) религиозным.


12. Какие из указанных вопросов могут быть, на Ваш взгляд, отнесены к эпистемологическим?

А) расширяется ли Вселенная?

Б) существуют ли принципиально недоступные для познания вещи?

В) изменяется ли истинное бытие?

Г) возможно ли объективное истинное знание?

13. Выберите правильный, на Ваш взгляд, ответ на вопрос, что является предметом эпистемологии?

А) формы, структура, операции научного мышления;

Б) способы обоснования, доказательства и опровержения, приемы построения выводного знания и его преобразования;

В) взаимоотношение между осознанными и неосознанными, формальными и чувственно-образными, эмоциональными и волевыми компонентами познания;

Г) строение, структура, знания, условия его достоверности и критерии его истинности, функционирование и развитие знания.

15. Выберите из предлагаемых характеристик те, которые применимы к феномену знания:

А) принятие в качестве истинного тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого;

Б) неразрывная связанность с личностью человека;

В) соотнесение с жизненным опытом человека;

Г) возможность отчуждения от человека;

16. Укажите, какой из предлагаемых признаков отличает знание научное от повседневного:


А) систематичность;

Б) истинность;

В) обоснованность;

Г) полезность


17. Содержанием какой концепции истины является следующее ее понимание:

«истина – это теоретическая конструкция, позволяющая добиться удовлетворяющих меня результатов в данной ситуации, это инструмент для достижения определенных целей»?


А) когерентной;

Б) прагматистской;

В) корреспондентной;

Г) конвенциалистской.


18. Гносеология рассматривает

А) Границы и возможности человеческого познания

Б) Человеческое бытие

В) Нравственные ориентиры человеческой жизни

Г) Эстетические ценности

19. Достоверное знание о мире невозможно, утверждает


А) Скептицизм

Б) Атеизм

В) Рационализм

Г) Эмпиризм


20. Носитель преднамеренной, целенаправленной активности


А) Субъект

Б) Объект

В) Индивид

Г) Антропоид


21. Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов). Укажите, какая среди указанных сторон здесь лишняя?


А) Субъект познания

Б) Средства познания

В) Цель познания

Г) Объект познания


22. Не относятся к видам средствам познания


А) Концептуальные

Б) Технические

В) Адекватные

Г) Физиологические


23. Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами


А) Материи

Б) Пространства

И) Истины

Г)Теории


23. Непротиворечивость относится к следующему критерию научности


А) Эмпирическому

Б) Логическому

В) Эстетическому

Г) Прагматическому


24. Если предсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, то тогда говорят о


А) Верификации знания

Б) Фальсификации знания

Б) Апробации знания

В) Конгруэнтности теории и опыта


25. Невозможно фальсифицировать:


А) существование черных гусей

Б) существование жизни на Марсе

В) существование Бога

Г) существование Атлантиды


26. Поддается фальсификации гипотеза о:


А) существовании жизни на Марсе

Б) существовании Бога

В) триединстве Троицы

В) просветлении Будды


Когерентность – это

А) Самосогласованность знания

Б) Способность знания инициировать постановку новых проблем

В) Эстетическая приглядность знания

Г) Неопровержимость знания

28. Эвристичность относится к

А) Логическим критериям научности

Б) Эмпирическим критериям научности

В) Внелогическим критериям научности

Г) Вероятностным критериям научности

29. Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность


А) Мультиплет

Б) Агрегор

В) Гипотеза

Г) Истина


30. Критерий истины в марксистской философии


А) Практика

Б) Наука

В) Действительность

Г) Вера


31. В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это

А) Результат соглашения между учеными

Б) Свойство знания соответствовать действительности

В) Продукт научной деятельности, соответствующий предшествующим знаниям

Г) То, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы

32. Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам


А) Интеллект

Б) Интуиция

В) Созерцание

Г) Наблюдение


33. В современной теории познания переосмысление познающего субъекта идет по пути

А) Абстрагирования от личностных качеств человека

Б) Субъект познания рассматривается как живая целостная человеческая личность

В) Познающий понимается как трансцендентальный субъект

Г) «Смерть субъекта»

Философия науки

1. Математика, как и все другие науки, возникла из практических потребностей, - так утверждал…


А) Энгельс

Б) Хайдеггер

В) Декарт

Г) Платон.


2. В науке различают два уровня исследования:

А) эмпирический и теоретический

Б) чувственный и логический

В) гуманитарный и естественнонаучный

Г) интуитивный и рациональный.

3. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на основные элементы, называется…


А) анализ;

Б) экстраполяция;

В) дедукция;

Г) аналогия.


4. Автором всемирно известного труда «Структура научных революций» (1962) является…


А) К.Ясперс

Б) Т.Кун

В) К.Поппер

Г) Б.М.Кедров.


5. Выявление в науке сущности изучаемого явления, подведение его под закон называется…


А) пониманием

Б) узнаванием

В) диалогом

Г) объяснением.


6. В отличие от науки философия …

А) внутренне непротиворечива;

Б) постигает мир в его универсальной целостности;

В) опирается на факты;

Г) является систематизированным знанием.

7. Основу эмпирического исследования составляют испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях, то есть…


А) измерения;

Б) наблюдения

В) эксперимент;

Г) приборы.


8. Система приёмов, процедур, применяемых для получения достоверного знания, называется…


А) знанием;

Б) теорией;

В) методом;

Г) парадигмой.


9. Коренную ломку старого способа мышления учёных, традиционных теорий, ставших преградой на пути движения науки вперёд, Маркс и Энгельс назвали научной…


А) эклектикой;

Б) эволюцией;

В) революцией;

Г) контрреволюцией.


10. Какие из предлагаемых вопросов не входят в сферу философии науки?

А) проблемы психологической совместимости членов научного коллектива;

Б) принципиальные особенности научно-познавательной деятельности;

В) проблемы роста и развития научного знания:

Г) особенности влияния науки на разные сферы общественной жизни.

11. Что отличает науку XVII–XVIII вв. от науки периода античности:

А) организация научных коллективов;

Б) математизация естествознания;

В) включение в научное исследования эксперимента;

Г) выдвижение в центр научных исследований проблемы человека.

12. Выберите из предлагаемых признак, по которому осуществляется подразделение науки на классическую, неклассическую и постнеклассическую:

А) организация научных коллективов;

Б) изменение объекта исследования;

В) изменение методов исследования;

Г) степень включенности субъективного момента в природу объекта.

13. Отметьте, какая из предлагаемых черт выходит за пределы содержания «стандартной концепции науки»:

А) научное знание есть постепенное накопление истинных представлений о мире;

Б) практике научного познания присуще многообразие взглядов и мнений ученых;

В) познание есть беспристрастное наблюдение, что и обеспечивает получение «чистого», объективного знания;

Г) результатом научного познания является истинное знавние.

14. Выберите, какие критерии не выдвигались в философии науки для демаркации научного и вненаучного знания:


А) обоснование;

Б) верификация;

В) фальсификация;

Г) пролиферация.


15. Искючите то, что не характеризует концепции науки Т. Куна и И. Лакатоса:

А) анализ готовых форм знания;

Б) опора на конкретный материал истории науки;

В) выяснение социокультурных оснований знания.

Г) утверждение изменчивости научной картины мира

16. Теория научного познания именуется


А) Онтологией

Б) Аксиологией

В) Эпистемологией

Г) Эволюционной эпистемологией


17. Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания?


А) Обоснованность

Б) Доказательность

В) Неопровержимость

Г) Системность


18. По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на:

А) Фундаментальные и прикладные

Б) Точные и приближенные

В) Достоверные и вероятностные

Г) Естественнонаучные и технические



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1095; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.056 с.)