Философское учение о человеке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философское учение о человеке



(философская антропология).

План.

1. Человек как предмет антропологии. Биосоциальная природа человека.

2. Характеристики человека.

3. Категории человеческого бытия.

Философская антропология – это часть философии, в которой изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия. В современной философии отчётливо обозначился процесс антропологизации знаний. Большую роль в формировании антропологии сыграл И.Кант («Антропология с прагматической точки зрения», 1798).

Кант: самый главный предмет в мире, к которому могут быть применены познания – это человек, ибо он сам по себе есть последняя цель.

Один из основоположников современной философской антропологии– немецкий философ Макс Шелер (1874 – 1928). В работе «Место человека в космосе» (1927) он в качестве основных принципов рассматривал могущественный, но слепой жизненный «порыв» и всепостигающий, но бессильный дух.

Исследуя проблему человека, философская антропология стремится найти ответ на ряд вопросов:

1. Что такое человек, откуда он пришёл в этот мир и чем он отличается от других живых существ?

В античности философы полагали, что человек – часть мира, вещь среди вещей; его местоположение не внизу и не наверху. А где-то посередине.

Для мыслителей раннего средневековья человек уже не вещь среди вещей, он поле битвы и продукт обоих царств (Света и Тьмы, Бога и Дьявола); у человека нет твёрдого, постоянного места в мире.

Для зрелого средневековья образ мира выражен крестом, вертикальная перекладина которого – пространство от небес до преисподней, а поперечная – время от сотворения мира до последнего его дня; человек снова обрёл своё место в мире.

В эпоху Возрождения человек снова стал проблемой; наука создаёт образ Вселенной, но не новый дом человека; человек вынужден искать опору и смысл своего существования в самом себе.

В отличие от западной философской традиции китайская философия:

─ не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность чело­века не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее говорить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений);

─ начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;

─ не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, То есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью - "шэн") остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми: нуждается в питании, заботе, со­храняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан - в зависимости от поведения его потомков;

─ выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце;

─ воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми суще­ствами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдель­ной личности другим членам общества;

─ призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.

Критериями человека считаются: труд, язык, сознание, те или иные формы регулирования общности, брачных отношений, нравственность.

Человек – существо, способное к труду, социально детерминированному потреблению и общению на основе деятельности сознания (разумного отношения к действительности)

Человек живёт не только в предметном, но и символическом мире, нити которого сплетаются в символическую сеть.

2. Какие особенности человеческого организма, жизненные процессы в нём и специфические биологические потребности оказали и оказывают существенное влияние на социальную жизнь?

По данным А.Розе (США) и Я.Щепаньского (Польша) такими особенностями человека являются:

- прямохождение;

- противостояние большого пальца;

- расположение глаз, при котором взгляд направлен вперёд; большой мозг и сложная первая сигнальная система;

- сложный механизм голосовых связок, строения гортани и губ;

- биологическое дозревание как естественное условие полноты передачи социального опыта;

- пластичность врождённых импульсов и потребностей, обеспечивающая адаптацию к различным условиям среды;

- устойчивость сексуального влечения, которая способствовала формированию семейного уклада жизни и оказала влияние на другие стороны жизни человека и общества.

Понятие «человек» - это родовое понятие, включающее в себя всё то, что характеризует Homo sapiens, его природные и социальные черты. Человек в философии рассматривается с двух сторон: его биологической природы и его социальной сущности.

На соотношение биологического и социального в человеке возможны три точки зрения:

1. Биологическое определяет социальное (эта позиция отражена в расистских теориях, психоанализе, лжетеориях типа евгеники или френологии).

2. Социальное составляет подлинную сущность человека (Напр., К. Маркс: богатство личности определяется подлинным богатством общественных отношений, в которых он участвует). Физическому, телесному отводится очень ограниченная, второстепенная роль.

3. Социальное не устраняет биологическую природу человека, но в социальном биологическое присутствует в снятом, преобразованном виде. Особо это видно в правилах этикета, где удовлетворение чувства голода трансформировано в правила трапезы, сексуальное стремление – в ритуалы ухаживания, сватовства, свадьбы и т.п.

3. Как объяснить происхождение человека?

Происхождение человека рассматривается либо с позиции религиозной идеи сотворения мира богом, либо с позиции науки, предлагающей рассматривать человека как естественную ветвь эволюционного развития живой природы. В марксизме содержится обоснование роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Ключевым понятием становится понятие труда, ставшего одним из ведущих стимулов эволюции.

Ведущие мотивы и стимулы к труду:

1) поддержание собственного существования, выживание индивида («робинзонада»);

2) продолжение жизни рода (особенно труд родителей ради поддержания жизни детей;

3) удовлетворение в самой потребности в труде; труд ради творчества, приносящий радость и ощущение полноты бытия;

4) борьба с другими людьми за присвоение продуктов труда или ради помощи людям (антагонизм и сотрудничество – два полюса взаимодействия людей в обществе).

Аргументы против теории трудового генезиса:

1) науке неизвестны факты перехода, благодаря эволюции или искусственной селекции, от одного вида к другому (?! а ханорик, мулл?);

2) науке неизвестно промежуточное звено между древними человекообразными приматами и человеком-кроманьонцем; такое звено так и не найдено до сих пор;

3) трудовым антропогенезом не объяснить изменения, помимо изменения конечностей, в таких органах и системах как гортань, челюсти, внутренние органы, вестибулярный аппарат;

4) фактор избыточности мозга не описывается в системе адаптационного подхода.

Человек рождается очень зависимым, слабым существом по сравнению с другими приматами. Но этот недостаток стяновится достоинством, поскольку обеспечивает полноту жизненно и социально важного опыта. В природе существует 3 типа наследования опыта:

1) генетическое, когда родители дают жизнь потомству ценой утраты собственной жизни (лососи, осьминоги и др.);

2) генетическое с элементами обучения по принципу «делай как я» (у высших животных);

3) генетическое с системой «учитель-ученик», кодирование информации (язык), отказ от внутривидовой борьбы (мораль), общечеловеческие ценности (у людей).

Социальные связи человека в обществе носят сложный характер. В истории сложились 3 типа взаимоотношений человека и общества:

1) отношения личной зависимости (характерны для доиндустриального общества);

2) отношения вещной зависимости и личной независи мости (они возникают с образованием индустриального общества);

3) отношения свободных индивидуальностей, которые формируются в постиндустриальном обществе.

Основные характеристики человека:

- несводимость:

а) к своему биологическому виду;

б) к телесным или биологическим особенностям;

в) к профессии или социальной роли;

г) к собственным произведениям; человек – ничто, являющее условием чего-то, не совпадающим с ним;

- непредопределённость

(свобода как «собранность», без «хвостов» в виде богатства, карьеры и т.п.), т.е. внешние условия (несвобода) не предопределяют человека;

- незаменимость и неповторимость;

- невыразимость.

Свободу человеку дают 2 способности: к самотрансцендентации (направленности на что-то или на кого-то) и самоотстранению (взгляд на себя и ситуацию со стороны). Благодаря им человеку свойственны не только детерминированность внешними обстоятельствами, но и самодетерминация (свобода воли).

Жизнь всегда проблема для человека, в ней столько противоречий, что невозможно найти алгоритм на все случаи жизни и прожить жизнь безошибочно. Личность, являясь субъектом собственной жизни, несёт ответственность за свой выбор и перед собой и перед другими людьми.

Под ответственностью личности понимается не только возможность осознать все последствия содеянного, но и ответственность за упущенные возможности.

В философии выработан ряд категорий, посредством которых можно выразить важнейшие моменты существования человека. Это понятия о смерти и бессмертии, о цели и смысле жизни, о счастье, насилии, творчестве и другие.

Характерная особенность нашего времени – утрата смысла жизни, «экзистенциальный вакуум». О причинах такого состоянии Виктор Франкл (1905-1997) писал: «в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему делать нУжно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют человеку, что ему дОлжно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже утратил ясные представления о том, что же он хочет. В итоге от либо хочет того же, что и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят за него (тоталитаризм) (В.Франкл. Человек в поисках смысла. М., 1990. С.25).

Поскольку человек всегда направлен вовне – на что-то ли на кого-то, то В.Франкл оценил агрессивность и гипертрофию сексуальности как результат экзистенциального вакуума.

Вопрос о смысле жизни:

1) возникает только после выхода за рамки, так сказать, «первой программы» - программы удовлетворения минимальных (в основном физиологических потребностей;

2) свидетельствует о появлении потребностей, а вместе с ними и ценностей, более высокого, духовного порядка;

3) Является вопросом о наших ценностных предпочтениях, о субординации ценностей материальных и духовных.

Четыре варианта ответа на вопрос о цели и смысле жизни:

- цель и смысл жизни состоит в стремлении достичь наибольшего удовольствия (счастья, свободы, равенства, материального благополучия и т.п.) в период земной жизни человека;

- смысл и цель жизни заключаются в стремлении выработать в себе добрую волю для исполнения нравственного долга;

- смысл и цель жизни – в развитии физических и духовных качеств человека и в стремлении внести наибольший вклад в достижение той или иной исторической цели;

- смысл и цель жизни есть стремление к «стяжанию» Святого Духа, к одухотворённости всей жизни для подготовки к блаженной жизни «в селениях праведных», в царствии небесном.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 3209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.017 с.)