Придумайте фразы с некоторыми из них, помня об этих особенностях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Придумайте фразы с некоторыми из них, помня об этих особенностях.



Задание 6. Прочитайте следующие нары слов. Объясните их значение по образцу.

Парить(подвергать действию пара) — парить(в бане для вызывания пота(, рефлекторный(бессознательно реагирующий на внешние раздражения) — рефлекторный(физический термин), ирис(многолетние травяное растение) — ирис(кондитерское изделие), замок(на дверь) — замок(дом), мука(продукт помола хлебного зерна) — мука(страдание), наголо(стрижка) — наголо(вынув из ножен шашку), атлас(ткань) — атлас(системное собрание карт), броня(металлическая одежда) — броня(закрепление чего либо за кем ни будь (номер)), видение (способность видеть) — видение(воображение, фантазия), угольный(предмет(шкаф)) — угольный(пыль (бассейн)), проклятый(надоевший и вызывающий досаду, злобу) — проклятый(проклинаемый, осуждаемый), хлопок(ткань) — хлопок(короткий удар), орган(музыкальный инструмент) — орган(внутренние органы человека), хоры(прислужницы богов) — хоры(галерея, балкон), языковая(система) — языковая(колбаса), занятой(немеющий свободного времени)— занятый(паровое поле севооборота), развитой— развитый(духовно зрелый) — развитый(достигший высокого уровня в своем развитии, в процессе роста и совершенствования), обиходный (обыденный) — обиходной, переводный(для перевода денег) — переводной(перевод с какого-либо языка), переходный(возраст) — переходной(состояние(промежуточное)),переносный(предмет)- переносной(значение(метафора)), подвижный(двигается, перемещается) — подвижной(который можно двигать), призывный(лозунг) — призывной(юноша в армию), характерный(имеющий свои отличительный особенности) — характерный(черта), чудный (удивление)— чудной(странный), валовой доход (не валовый), уставный фонд (не уставной).

II. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1) слово должно употребляться с учетом его лексического значения;

2) слово должно употребляться с учетом его стилистической окраски (принадлежности);

3) слово должно употребляться с учетом его лексической сочетаемости.

 

Задание 1. В значении слов отражаются различные явления действительности. Найдите предложения, в которых слова не соответствуют тем предметам, признакам и явлениям, которые они обозначают. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

1. Началась избирательная компания. 2. В парке было заложено (посажено) тридцать два дерева. 3. Он познакомился с рядом новейших компьютеров. 4. Депутаты приняли важное решение, которое способствует изменению отмеченных недостатков. 5. Передавали по радио «Седьмую симфонию». Тысячи ленинградцев собрались у радиоприемников. 6. Бабушка ласково кивает головой. 7. В зале в основном были люди пожилого возраста, то есть многолетние читатели «Знамени». 8. На очередном заседании Клуба книголюбов была представлена презентация первых номеров альманаха «Владикавказ». 9. Эта борьба ведется под лозунгом защиты прав человека. 10. Сделавшись революционеркой, Ниловна стала предметом наблюдения сыщиков.

 

Задание 2. Объясните различия в значении следующих паронимов, в случае затруднения обратитесь к «Словарю паронимов современного русского языка».

Абонемент(право пользование чем- либо)— абонент(потребитель), восприятие(создавать представление о внешнем мире) — восприимчивость(реакция на раздражители окружающей среды), адресат(получатель) — адресант(отправитель), атомник(специалист по атомной физике) — атомщик, двигатель(механизм приводящий в движение) — движитель(устройство преобразующее энергию), описка(ошибка) — отписка(формальный ответ), обсуждение(дискуссия) — осуждение(критика), представление(восприятие) — предоставление(вручение), паритет(равенство) — раритет(старина), невежа(невоспитанный)— невежда(малообразованный), учители(церкви) — учителя(школа), секторы — сектора, пропуски — пропуска, образы — образа, лагери — лагеря, токи — тока, хлебы — хлеба, тормозы – тормоза, корпусы – корпуса, юнкеры — юнкера, экспорт(Вывоз товара) — импорт(ввоз товара), факт(знание) — фактор(причина), самолюбие(высокая оценка) — себялюбие(забота только о себе), союзник(партнер в действиях) – сообщник(соучастник преступления), здравица(торжественная речь с пожеланиями здоровья) – здравница(учреждение для отпуска), наследие (то, что получено от прежних эпох)— наследство(имущество).

 

Задание 3. Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов. Исправьте эти ошибки.

1. Исследования почвы облегчают установление недостаточных питательных веществ. 2. В полку царило воинственное настроение. 3. Доказанная опытом гипотеза становится научной теорией. 4. Когда вокруг тебя пустыня, когда еще далек привал, в тебе рождается гордыня: вот', дескать, где я побывал. (В. Берестов) 5. Народ терпел двойной гнет. 6. Наташа надела спецовку электросварщика. 7. Множество факторов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растений. 8. Хищное уничтожение лесов привело к образованию оврагов. 9. Речь его одинаково эффективно воздействовала на самые разные аудитории. 10. В конце собрания слово предоставили профессору Дьяконову. 11. Бывшие заслуги здесь во внимание не принимают.

 

Задание 4. Найдите избыточные словосочетания. Объясните, в чем причина их избыточности.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, ввести новое понятие, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

 

Задание 5. Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях. Объясните причины речевых ошибок.

1. Он записал песни аборигенов Севера. 2. Уровень несчастных случаев в шахтах увеличивается. 3. В школах Москвы появилась новая традиция. 4. Мы вышли озеру, окруженному лесом. 5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала невыносимой. 6. Сегодня у нас гости из Мадрида. 7. Нервы охотников напряжены. Палец на курке. 8. Нашей спортсменке выпало бежать в паре с Марсиа Персокс. Свою соперницу она обошла почти на полкруга. 9. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации. 10. В субботу бутик «Ягуар» начнет показ мод.

 

Задание 6. Определите различии в значении слов.

1. Грант – безвозмездная субсидия, дотация- пожертвование, пенсия – ежемесячная выплата государства по возрастному цензу, стипендия – регулярная финансовая помощь учащимся ВУЗ, субсидия – выплата потребителям, которое предоставляется государством или местным самоуправлением, субвенция – вид денежного пособия местными органами власти со стороны государства.

2. Аннотация – краткая характеристика издания, дайджест – краткое сод. Других изданий, конспект – сжатое краткое обозрение какого либо отдела науки, реферат – письменный доклад или выступление по определенной теме, резюме – личная бизнес карточка, досье на соискателя с упором его профессиональных навыков и опыта, тезисы – это краткий научный текст, в котором изложены основные результаты исследования.

3. Импресарио – организатор зрелищных предприятий или агент артиста, меценат – бескорыстный покровитель, способствующий развитию науки и культуры, спонсор – поручитель, гарант, заказчик, продюсер- специалист, который регулирует финансовые, юридические, технические аспекты деятельности какого – либо проекта.

 

Задание 7. Употребите в прямом и переносном значениях следующие слова, составляя с ними словосочетания.

Святая вода – лить воду, лечебная грязь - грязные мысли, ветер в голове - ветер в поле, зерновые культуры – зерно правды, тепло в доме - сердечное тепло, ушедший артист - заслуженный артист; черный хлеб - черный ворон, деревянный дом – деревянная голова, золотой человек- золотой слиток, горький мед- горькая новость; рубить с плеча – рубить дрова, вспыхнуть, как огонь - вспыхнуть от стыда, хлебнуть горя - хлебнуть воды, звенеть звонком - в ушах звенит; горячее сердце- горячее блюдо, грамотно писать- делать грамотно, первый в классе - первая скрипка, десятый класс – дело десятое.

 

Задание 8. Составьте словосочетания с указанными словами, подтверждающие, что данные слова являются омонимами.

Брак производителя- брак по расчету, пачка балерины – пачка книг, глава Республики - глава книги, ни свет, ни заря - целый свет, образование гор – светское образование, среда обитания – среда каждого месяца, Уральские горы – гора дел; грести по воде, бродить по улицам, досадить человеку – досадить цветы, тушить еду - тушить пожар, настоять на звонке – настоять суп; ключевой момент - ключевая вода, правый либерал – правый берег, худой человек - худая жизнь, залив моря - заливная рыба, уход за животным – уход со сцены.

 

Задание 9. Прочитайте предложение. Выпишите синонимы, располагая их но принципу градации. Составьте схему этого предложения.

Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикача горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля. (Л. Кассиль)

[ = o]: [ = - ], [ = - ],[ = - ],[ = - ],[ = - ], [ = - ],[ = - ], [ = - ].

Улыбались,крякнул,хмыкнул,хихикая,усмехался,сиеялся,хохотали,заливались.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

 

Задание 1. Прочитайте синонимический ряд. Охарактеризуйте смысловые и стилистические оттенки каждого синонима, составьте с ними словосочетании или предложения.

Известная мелодия (пользуется славой, признанием), популярная мелодия(известный), знаменитый артист(известный), прославленненая команда (известный), славная вещица (хороший), знатный господин (почетный), именитый ученый(известный), мировой чемпионат(хороший).

Пройти, миновать, пролететь, пробежать, промелькнуть, пронестись, промчаться.

Задание 2. Определите происхождение указанных слов, запишите их по группам: а) исконно русские; б) старосла­вянского происхождения; в) заимствованные. Проверьте себя по словарю иностранных слов или толковому словарю.

Музей, пастух, бедствие, алфавит, земля, мать, вдаль, лебе­зить, разиня, абажур, Богородица, волк, ландыш, афиша, щи, вокзал, джинсы, теленок, грач, грядущий, синтаксис, заяц, ям­щик, колледж, тулуп, мэр. пюре, кормчий, святыня, халва, вни­мание, чудесный, джемпер, конспект, боязнь, партер, сочувст­вие, хобби, ватрушка, лепешка, дом, дуэт, опера, макароны, гар­дероб, дочь, крыша, кошка, лодка, зодчий, среда, тряпка, алмаз, арба, шхуна, сестра, брат, табун, цирк, офицер, шинель, береза, благоденствие, матрос, благонравие, трап, лифт, трамвай, хож­дение, разум, доброта.

 

Задание 3. Прочитайте слова и запишите их, распределяя по группам: а) общеупотребительные; б) устаревшие; в) нео­логизмы.

Дискотека, целинник, макияж, флорист, ранец, видеомагни­тофон, плейер, инфляция, аккредитация, банкрот, спонсор, предприниматель, купец, колледж, лицей, коммуна, райком, брифинг, джинсы, информатика, круиз, менеджер, телевидение, соцсоревнование, перестройка, милосердие, парламент, прези­дент, мэр, сериал, трансляция, космос, прилунение, атомщик, компьютер, фестиваль, калейдоскоп.

 

Задание 4. Укажите речевые ошибки, отредактируйте предложения.

1. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его седую голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается большой рост нашей кинематографии. 3. Иванов давно работает на этом грудном участке, и неплохо справляется. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные результаты. 4. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только ярые любители спортивной статистики. 5. Выгул собак запрещается. 6. Склад закрывается на санитарный день ввиду обнаружения тараканов. 7. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные отходы. 8. Продается старый дом. 9. Лекция для бездетных пар переносится на четверг. 10. Студенты нашей группы добились улучшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 11. В нашей работе ведущее значение уделяется нравственному и трудовому воспитанию. 12. В истории нужно помнить не только сражения и акты вандализма, но и поступки великодушия противников.

 

Задание 5. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения.

1.В своей работе руководители детских учреждений пользуются методической литературой. 2. Сейчас набирают спортивную команду, лучшие футболисты поедут в Москву. 3. Увеличение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе. 4. Применение этого метода возможно, если у педагога-воспитателя есть контакт с детьми, если он знает их способности. 5. Поток зрителей на этой выставке до сих пор уменьшается. 6. Нередко можно увидеть человека, необдуманно пренебрегающего законами уличного движения. 7. Он снова ощутил, что его охватывает болезненное чувство одиночества. 8. На борту фрегата находилась команда моряков. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда высадилась на берег бухты и построила несколько сооружений. 9. В процессе тиснения резина сохраняет высокую твердость и при этом обеспечивает высокое удельное давление, что дает возможность получить высокое качество декоративного слоя на пластиках. 10. Каждый пейзаж этого художника — законченное ювелирное произведение живописи, момент реальной жизни, которым не устаешь любоваться.

 

Задание 6. Сравните предложения, укажите речевые ошибки (немотивированное употребление заимствованного слова, использование его без учета семантики, нарушение лексической сочетаемости и др.), устраненные при стилистической правке. В случае несогласия с редакторской правкой предложите свои варианты.

2. Нужно упражнять детей в различении твердой и мягкой фактуры.

3. Интуиция подсказывала Гаврилову, что направление поиска нужно кардинально менять.

4. Экс-чемпион мира получил микроскопическое преимущество, которое тонкой игрой трансформировал в нечто ощутимое.

5. Каждая из гимнасток имеет хорошие ресурсы для улучшения своей спортивной формы.

2. Нужно учить детей различать твердые и мягкие предметы.

3. Чутье подсказывало Гаврилову, что направление поиска надо решительно менять.

4. Экс-чемпион мира гонкой игрой развил едва ощутимое преимущество в довольно значительное.

5. У каждой из гимнасток есть возможности для улучшения спортивных результатов.

6. Третий результат в соревнованиях показал быстро прогрессирующий Сергеев.

7. Всякая действительно серьезная реконструкция требует в футболе немало времени.

8. Судьи довольно индифферентно усмиряли дравшихся игроков.

9. Нас, прежде всего, заботит, как комплектуются наши участники кубковых турниров Европы.

10. Без «паблисити нет просперити», но некоторые бизнесмены игнорируют эту ис­тину и не заботятся о рекламе.

6. Третье место в соревнованиях занял Сергеев, мастерство которого заметно растет.

7. Всякий пересмотр тактики игры в футболе требует немало времени.

8. Судьи равнодушно разнимали игроков.

9. Нас, прежде всего, волнует подбор участников кубковых турниров Европы.

10. Без рекламы нет успеха, но не которые предприниматели еще не осознали этого и не заботятся о рекламе.

 

Задание 7. Прочитайте высказывании и прокомментируйте употребление иностранных слов. Всегда ли оно уместно и почему?

I. Не будем продолжать вопрос инфляции. 2. Эти новшества направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка. 3. Сравнение разных регионов с этой стороны может привести бизнес к решению не вступать в данный проект. 4. Так в конце XIX в. формировался образ ивановских предпринимателей: заводчиков, купцов, подрядчиков. 5. Переселять стариков в Митино, в Бутово? Ну, зачем же переселять человека из той среды, в которой он жил? 6. В новом союзе соединились и средства, и возможности. 7. Отраслевые органы управления становятся ориентированными на выполнение функций, уполномоченных им основным производственным звеном. 8. Все сильнее воспоминания по прекрасному.

 

Задание 8. Образуйте устойчивые словосочетании, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к первой группе существительных соответствующие прилагательные, ко второй группе — необходимые глаголы.

1) суровый приговор, исполнительный срок, официальное лицо, несовершеннолетние дети, гражданская ответственность, незаконные действия, допустимая оборона, превышенные полномочия, рассматриваемые обстоятельства, тяжкое преступление, уголовное наказание, адвокатская жалоба, социальное пособие, правоохранительные органы, административный порядок, судебное рассмотрение;

2) издать приказ, усилить контроль, объявить выговор, высказать порицание, выявить ошибку, оказать содействие, установить порядок, возложить выполнение, устранить недоделки, усилить дисциплину, назначить совещание, произвести перестройку, распределить обязанности, произвести обследование, назначить меры.

 

Задание 9. Замените следующие словосочетания «стандартами» официально-делового стиля.

Рассказать о произошедшем, нетрезвый, избиение, совершение правонарушения, предметы, доказательство виновности, сговор преступников, нарушение общественного порядка, явка с повинной, квалификация действиям, арест, суд, назначить меру наказания, конфискация имущества у граждан.

 

Задание 10. Подберите слова-синонимы русского происхождения (в случае затруднения воспользуйтесь толковым словарем или словарем иностранных слов).

Абитуриент (ученик), абориген (туземец), адаптация (приспособление), ажиотаж (волнение), аккредитив, аксессуар (принадлежность, деталь), альтернатива (выбор), альтруизм(человеколюбие), аномалия(странность), аннексировать(насилие), антагонизм(вражда), антипатия(отвращение), апелляция(жалоба), апогей(высшая точка), апологет(защитник), арбитраж, аспект(мнение), ассимилировать(усвоенный), ассоциировать(соединенный), атеизм(неверие), атрибут(черта), аудиенция(прием), базис(главное), бойкот(отказ), бравировать(рисковать), бум(фурор), бюджет, вакуум, вето(запрещать), виза, генеалогия, генезис, геноцид(вырождение), гипертрофированный (чрезмерное преувеличение), гриф(печать), девальвация(обесценивать), дезавуировать(опровергать), демагогия(бесполезные рассуждения), денонсировать(расторгать), депрессия(усталость), диапазон(область распространения), дилемма(вопрос, задача), дилетант(любитель), дискриминация(ущемление в правах), дислокация(местоположение), диспропорция, диссонанс(противоречие), доктрина(наука, учение), досье(дело), зондировать(испытывать), идиллия(эклога), иллюзия(надежда), имитировать(подражать), импозантный(представительный), импульс(возбуждение), индекс(показатель), индифферентный(равнодушный), инкогнито(анонимность), инфляция(вздутие), интуиция(чутье), компания (фирма), камуфляж (маскировка), кворум(наименьшее количество членов), коалиция(союз, альянс), коллегиальный(общий), коллектор(помощник),, контекст(окружение, фон), концепция(план, идея), конъюнктура(условия), координировать(управляющий, согласовывающий), корпорация(компания), курьезный(забавный), лаконичный(краткий), лейтмотив(мысль, идея), лимит(предел, норма), лицензия(разрешение), локаут(увольнение, закрытие), лояльный(благонадежный), манкировать, меморандум(документ), меценат(спонсор), мигрировать(перемещаться), монолитный(целые, единый), натуральный(настоящий), нивелирован(обезличивший), номинальный (фиктивный), нюанс (оттенок), обструкция(сопротивление), одиозный(противный), оппозиция(противодействие), ординарный(обычно), паллиатив(непрочный), параметр(размер), пацифизм(миролюбие), педантичный(аккуратный), позитивный(положительный), постулировать(принятый), потенциальный(возможный), приоритет(первенство), провоцировать(побудить), продуктивный(полезный), протекция(поддержка), профилактика(предупреждение), проформа(видимость), пунктуальный(точность), регресс(деградация), резюме(реферат), референдум(выборы), ритуал(обряд), симпозиум(собрание), статус-кво, стационарный(постоянный), стереотип(образец), суверенитет(независимость), схоластичный(начетничество), тарифицировать(расценивать), тезис(мысль), тотальный(полн6ый), тривиальный(банальный), утилитарный(практичный), фактор(причина), фальсифицировать(искажать), фатальный(непонятный), филантропия(спонсорство), филигранный(тонкий), фрагмент(часть), эволюция(развитие), эквивалентный(одинаковый), экспертиза(консультация), экспозиция(выставка), экспроприировать(отображать), экстравагантный(необычный), эксцентричный(странный), юрисдикция(подсудность).

 

 

III. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

Задание 1. Прочитайте фразеологические обороты, постарайтесь определить их происхождение. Выпишите их по труппам в зависимости от происхождении. Дайте их толкование.

Попал как кур во щи – попал в неприятную ситуацию; без году неделя – совсем недавно, в течение короткого срока; овчинка выделки не стоит - дело не стоит потраченных на него сил; зубы заговаривать - обманывать; играть первую скрипку – царствовать, первенствовать; в здравом уме и твердой памяти – осознанно принимать решения; а ларчик просто открывался – проблема казавшаяся сложной имела простое решение; исчадие ада – сволочь, чудовище; что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку – вышестоящим положено больше чем другим; быть или не быть – смятение, выбор; ищите и обрящете – старайтесь приложить воля, усилие, и только в этом случае все получится; попасть впросак; по образу и подобию – на примере кого - то; еле-еле душа в теле - хилость, полуживой; блажен, кто смолоду был молод – счастливый человек; тяжела ты, шапка Мономаха – власть нелегка; хоть кол па голове теши – непонятливый, глупый; тридцать сребреников – плата за предательство; вавилонское столпотворение – полная неразбериха; а Васька слушает да ест – когда делают свое, невзирая на чужую критику; мавр сделал свое дело, мавр может удалиться больше не нужен; альфа и омега – начало и конец; Содом и Гоморра – суматоха и шум; ахиллесова пята – непроходимое место; во время оно – когда - то давным-давно; лет до ста расти нам без старости – долго не старится; сама себя высекла – сама себя обманула; без руля и без ветрил – легкомысленный человек.

 

Задание 3. Укажите, что привело к изменению состава фразеологизмов; внесите исправления в предложении.

1. После приезда Ольги жизнь у нас стала новой. 2. Павел Константинович знал всю его тайную жизнь. 3. Отец не захотел слушать объяснений и послал Вадика очень далеко. 4. Вообще-то он будующий, оста­лось сдать экзамены. 5. Положение на комбинате остается очень плохим. 6. Педагог должен знать, в чем кроется успех этой работы, подметить в каждом питомце только ему одному присущую индивидуальность. 7. Писатель идет в одну ногу со своим временем. 8. Побывайте и вы в этих местах, где не только нога человека, но и нога журналиста еще не ступала. 9. Российское правительство еще не повернуло лицо к очагам культуры. К). Иван Иванович по душе не солдат, а труженик. 1 I. Голова женщины убелена сединой. 12. Думали, что этого мальчика придется воспитывать и опекать, а он рос и вырос сам собой. 13. Он говорил такое, что у всех уши завяли. 14. Не за горой тот день, когда спад производства прекратится.

 

Задание 4. Проверьте, насколько точно Вы представляете себе значение некоторых широко известных фразеологизмов. В левом столбце помешен перечень подобных оборотов, а нравом — варианты их толкования; поменяйте их местами, если произошла путаница.

 

1) считать ворон; 1) бездельничать, без цели глядеть, но сторонам;
2) вить веревки; 9) подчинять кого-либо своей воле, вынуждать поступать по своему желанию.
3) выводить на чистую воду; 8)разоблачать кого-либо, изобличать в неблагородных по­ступках;
4) ставить вопрос ребром; 4) заявлять решительно, спрашивать напрямик;
5) доводить до белого каления; 5) приводить в состояние сильного гнева и полной поте­ри самообладания;
6) держать камень за пазухой; 6) иметь злобу против кого-либо;
7) дразнить гусей; 7) вызвать злобу, раздражение у кого-либо;
8) заводить волынку; 3) начинать говорить долго и скучно, не по существу дела, повторять уже известное;
9) выпускать вожжи. 2) ослаблять руководство чем-либо, позволять упасть тому, что находилось в руках;  

 

Задание 5. Приведенные ниже фразеологизмы разделите на две группы с точки зрения происхождения и традиции использования:

а) в книжно-письменной речи;

б) в устно-разговорной речи.

Задание 1. Подберите прилагательные (определении), правильно согласуй их с существительными. Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных?

Пятое Авеню, взбитое безе, длинный боа, банковский евро, оценивающее жюри, белохвостый какаду, Исполинский кенгуру, зеленый киви, травянистое кольраби, официальное коммюнике, черный кофе, забитый пенальти, вкусное салями, теплое сирокко, принятый табу, американские хиппи, тропический цеце, большое цунами, современный Батуми, пустынный Калахари, величественная Миссисипи.

 

Задание 2. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Выделите существительные, имеющие варианты.

Авторов, бухгалтеры, векселей, возов, года, директора, доктора, инспекторов, катера, киверов, кителей, корпусов, куполов, отпуска, паспорта, порта, профессора, сектора, слесаря, сторожа, теноров, тополя, тортов, флигелей, шоферов, шулеров, якорей, ястребов.

 

Задание 3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Англичан, апельсинов, баклажанов, бурят, вафель, гектар, гренадеров, гусар, заморозков, калмыков, килограмм, кочерги, лезгинок, мандаринов, микрон, носков, полотенец, рельс, рентгенов, сапог, свечей, томатов, туркмен, туфель, уланы, чулок, цапель, якутов, ясель, кеглей, грабель, валенок, пельменей, дно, шил, пустынь, килограммов, блюдец, деревьев, цапель, зеркалов, болгар, грузин, осетин, армян, чукчей, щупальцев, областей, ведомостей, торгов, шарфов, углей.

 

Задание 4. Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях. Какие нормы управления в них нарушены?

1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 2. Им руководила жажда в деятельности. 3. Следует уделять больше внимание на орфографию. 4. Первоклассники уже отличают звук и букву. 5. Мужество десантников вселяло страх противнику. 6. Мать тревожилась о ребенке. 7. Докладчик отметил о недостатках работы министерства. 8. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 9. Уже появилась рецензия о новом фильме.

 

Задание 5. Замените данные глаголы синонимичными словосочетаниями, состоящими из глагола оказать плюс существительное. Обратите внимание на падежные формы после них.

Верить людям, помогать бездомным, воздействовать на человека, помогать родителям, способствовать улучшению, бороться с трудностями, препятствовать наказанию, получить письмо, отличать цвета, уничтожать мусор, нажимать, влиять на ребенка.

 

Задание 6. Прочитайте данные словосочетания, употребив их в единственном числе. В случае сомнения в родовой принадлежности существительных проверьте себя по словарю.

Старинная рояль, ваша фамилия, заказная бандероль, наш плацкарт, старинная банкнота, новая расценка, спелое яблоко, большая мозоль, маленькая мышь, кожаный туфель, широкая прорубь, лесная просека, спелый помидор, молодой жираф, черный ботинок, войлочный тапочек.

Задание 7. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени. Прочитайте получившиеся словосочетания.

Заварил чай,

Выпил кофе,

Сварил какао,

Встретил леди,

Стал атташе,

Заказал такси.

Побывал в Тбилиси.

Видел Дели,

Выпил бренди,

Бродил по Чили,

Купил какаду,

Поговорил с крупье,

Встретились визави,

Накинула боа,

Построил бунгало,

Поднял гантель,

Спустился в каньон,

Разбросал конфетти,

Ездил в купе,

Делал маневры,

Одевал пенсне,

стрелял в тире,

выпустил шасси,

играл с шимпанзе,

сирокко,

бенгали,

наргиле,

бибабо,

говорить на хинди,

попробовал виски,

зебу,

мокко,

открыл портмоне,

носил кашне,

поговорил протеже,

сидел жюри, Капри, Юнгфрау,

«Тайме»,

«Фигаро литерер»,

здравствуйте,

забил пенальти,

кольраби,

иваси,

повесила тюль,

открыл жалюзи,

накрутил бигуди,

рантье,

ходил по авеню,

ел салями,

смотрел кенгуру,

был в колье.

Отдыхал Сочи,

отправился ЗАГС.

 

Задание 8. Прочитайте данные аббревиатуры, затем восстановите полностью составные наименования, которые они обозначают. Употребите сокращенные наименования в контексте, выявляющем их родовую принадлежность.

Военно-промышленный комплекс (Советский ВПК имел немало положительного, так и отрицательного, Комитет Государственной Безопасности (В 1954 году был создан КГБ при совете Министров СССР, Организация Объединенных Наций (ООН создана для поддержания и укрепления международного мира и безопасности), Теплоэлектроцентраль (В водоеме ТЕЦ спасатели проверяли исправность своей спец техники), Автоматические телефонные станции (АТС – устройство, автоматически передающее сигнал вызова от одного телефонного аппарата к другому), Международный Валютный Фонд (Стать соглашения об учреждении МВФ были выработаны на Конференции ООН по валютным и финансовым вопросам), Федеральная сетевая компания (ФСК объединяет важнейшие инфраструктурные объекты российской электроэнергетики), Синдром приобретенного иммунного дефицита (Первая информация о СПИД появилась в середине 80 – х. годов прошлого века), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. (В настоящее время список содержит 851 объект, который охраняет ЮНЕСКО, Московская кольцевая автодорога(МКАД самая загруженная трасса России), Московский Государственный Университет (МГУ. Им М.В Ломоносова занимает первое место в России)

 

Задание 9. Сравните употребление выделенных существительных мужского и женского рода, обозначающих профессию или должность женщины. Какую стилистическую окраску имеют некоторые из приведенных форм женского рода? Всегда ли приемлемо их использование?

1.Пока Окунчиков говорил, ездовой со смешанным чувством симпатии и жалости разглядывал агронома. Ей можно было дать лет шестнадцать-семнадцать. (Ю. Нагибин) 2. Недавно прибывшая из института агрономша каждый раз, как приезжает бригадир Со-ловейков. надевает глухое, до подбородка, платье и, встречаясь, словно невзначай роняет: «Федор, у вас талант. Пойдемте сегодня в Дом культуры на репетицию». (В. Тендряков) 3. Лекторша с трубным звуком высморкала свой похожий на губку нос, нагнулась и вытащила из-под стола большие листы картона. На картоне были нарисованы огромные черви с хоботами и голые люди со вскрытыми внутренностями.

Лекторша, агрономша – это существительные женского рода, обозначащие

 

Задание 10. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор, устраните неправильные формы.

1. Радостно встретились после долгой разлуки двое друзей

2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи четырех сирот.

3. В семье было трое сыновей), все трое— прекрасные охотники.

4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними тремя приедет мать,

5. При больном неотлучно находились три слуги..

6. Семинар вели два доцента.

 

Задание 11. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме.

1. К 345 прибавить 157. К тремстам сорока пяти прибавить сто пятьдесят семь.

2. От 964 отнять 89. От девятисот шестидесяти четырех отнять восемьдесят девять.

3.10 сложить с 798. Десять сложить с семьюстами девяносто восемью

4. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). Предложение принято тремястами семьюдесятью пятью голосами против сорока четырех голосов.

5.Деревня находится в 163 (километр) от города. Деревня находится в ста шестидесяти трех километрах от города.

 

Задание 12.

Раскройте скобки, употребив слова из скобок в нужной форме, используйте, где это необходимо, соответствующий смыслу предлог.

Серьезность и глубина отличает обсуждаемую работу на многих студенческих исследованиях. 2. В монографии дается характеристика всех положений дела в отрасти. 3. В настоящее время усилия направлены на модернизацию производства 4. Происшедшее с трудом вписывается в рамки демократических традиций. 5. Опубликованная статья содержит краткий обзор о научных достижениях. 6. Достигнутые успехи вселяют уверенность в дальнейшее повышение результативности. 7. Серьезная научная работа требует самоотдачи.

Задание 1

1Нау́чный стиль — функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее. Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

2Авторы научных работ применяют различные способы написания текста:
1)строго последовательный;
2 целостный;
3) выборочный.

Научный текст – это текст, каждое положение которого выдержало очень строгие требования достоверности.

31) системно-языковой; 2) коммуникативный; 3) многоаспектный подходы.

Системно-языковой подход исследует текст как единицу языковой системы, как знак, характеризующийся формой, содержанием и функцией (внутренней – функцией единиц, входящих в состав текста). В рамках системно-языкового подхода мы различаем следующие направления: 1) структурное (формальное); 2) семантическое; 3) структурно-семантическое; 4) функциональное; 5) функционально-семантическое. Внутри направлений мы выделяем дотекстовые и текстовые исследования. Такую классификацию можно назвать семиотической, поскольку она исходит из свойств текста как языкового знака.
Объектом исследования при коммуникативном подходе является текст как единица коммуникации во всем многообразии его внешних функций. В рамках коммуникативного подхода мы выделяем следующие направления: 1) психолингвистическое (функция общения: порождение-восприятие-понимание-интерпретация текста); 2) когнитивное (функция сообщения/денотативная); 3) прагматическое/социолингвистическое (функция воздействия); 4) лингвокультурологическое (функция культурно-экспрессивная).
К многоаспектному подходу мы относим следующие направления, объединяющие некоторые из рассмотренных выше: 1) семиотическое; 2) когнитивно-дискурсивное; 3) функционально-стилистическое.
Существующее многообразие подходов к исследованию текста свидетельствует как о многоаспектном характере самого текста, так и о множестве методов его исследования. Наиболее перспективными на современном этапе развития лингвистики представляются многоаспектные (интегральные) подходы, рассматривающие свой объект как сложный многоаспектный феномен и использующие различные методы для определения его сущностных характеристик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.173 с.)