Определение понятия «лфк»,ее роль в современном комплексном лечении как метода функциональной ,патогенетической и др. Терапии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение понятия «лфк»,ее роль в современном комплексном лечении как метода функциональной ,патогенетической и др. Терапии.



Механизм трофического действия физических упражнений на организм человека.

Трофическое действие ФУ проявляется в том,что под влиянием мышечной деятельности улучшаются обменные процессы и процессы регенерации в организме, перестраивается функциональное состояние вегетативных центров, которые улучшают трофику внутренних органов и опорно-двигательного аппарата по механизму моторно-висцеральных рефлексов.

Важным проявлением трофического эффекта ФУ является стимуляция рабочей гипертрофии сохранившейся части органа или парного органа, а также обратное развитие астрофических и дистрофических процессов в организме.

Формирование временных и постоянных компенсаций с помощью средств ЛФК.

Компенсация — это временное или постоянное замещение нарушенных функций.

Формирование компенсаций представляет собой биологическое свойство живых организмов. При нарушении функций жизненно важного органа компенсаторные механизмы включаются сразу же. Так, при нарушении дыхательной системы простейшая самопроизвольная компенсация проявляется в виде одышки и тахикардии. Во время выполнения физической работы одышка усиливается. Занятия лечебной физической культурой постепенно развивают компенсации за счет укрепления дыхательной мускулатуры, увеличения подвижности ребер и диафрагмы и автоматически закрепленного глубокого, но редкого дыхания, которое более экономично, чем поверхностное, но частое дыхание.
Компенсации бывают временные и постоянные.

Временные компенсации необходимы на непродолжительное время в период болезни. Так, до операции на грудной клетке можно с помощью физических упражнений усилить диафрагмальное дыхание; навык углубленного диафрагмального дыхания облегчит положение больного в послеоперационный период.

Постоянные компенсации формируются на всю жизнь при необратимых изменениях в организме (пороке сердца, ампутации конечности, опущении внутренних органов и др.). Такие компенсации следует постоянно совершенствовать. Во многих случаях в результате настойчивой тренировки функции улучшаются настолько, насколько это необходимо для бытовой и трудовой деятельности, хотя само заболевание не излечивается.

Механизм нормализации функции при лечебном применении физических упражнений.

Нормализация функций основана на способности целенаправленных ФУ тормозить или полностью устранять сформировавшийся во время болезни патологические условно-рефлекторные связи и одновременно восстанавливать нормальную регуляцию деятельности всего организма.

Нормализация функций достигается постепенной и осторожной тренировкой,с помощью которой удается восстановить нарушенную болезнью и вынужденным покоем координацию в работе сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

ФУ.соответствующие возможностям ССС,способствуют восстановлению моторно-висцеральных рефлексов.

 

Классификация и краткая характеристика средств ЛФК.

Основными средствами ЛФК являются:

-ФУ:гимнастические, упр. В посылке импульсов к сокращению мышц(идеомоторные),спортивно-прикладные, игры.

-естественные природные факторы:солнце,воздух.вода.

-лечебный массаж.

Дополнительные средства ЛФК

-механтропия и трудотерапия.

Гимнастические упражнения выполняются в определенных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Они развивают силу, выносливость, координацию, улучшают подвижность в суставах и т.д.

Идеомоторные упражнения — это мысленно выполняемые упражнения, во время которых дается как бы приказ для выполнения определенных движений (параличи и парезы, при гипсовых повязках на конечности и др.). Их необходимо сочетать с пассивными движениями.

Пассивные упражнения (движения) выполняются методистом (инструктором) лечебной физкультуры. Пассивные движения характеризуются отсутствием волевого усилия или мышечного напряжения у больного. Пассивные движения применяются для стимуляции восстановления движений и профилактики контрактур (параличи, парезы и др.).

Дыхательные упражнения возбуждают и углубляют функцию дыхания, они способствуют нормализации и совершенствованию дыхательного акта; одновременно происходит взаимокоординация дыхания и движений, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение подвижности грудной клетки, растягивание (ликвидация) спаек в плевральной полости, предупреждение и ликвидация застойных явлений в легких, удаление мокроты.

Kорригирующие упражнения направлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки. Правильная осанка обеспечивает наиболее полноценное в функциональном отношении взаиморасположение и функционирование внутренних органов и систем.

Упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, с предметами. Упражнения на гимнастических снарядах выполняются в виде висов, упоров, подтягиваний Предметами и снарядами могут быть палки, гантели, набивные мячи, булавы, обручи и др.

9.Классификация и характеристика гимнастических упражнений.

Восстановительная

Трудотерапия направленная на профилактику двигательных расстройств или восстановление временно сниженной у больного функции двигательного аппарата.

Профессиональная

Трудотерапия направленна на восстановление нарушенных в результате повреждения или заболевания производственных навыков проводится на заключительном эттапе восстановительного лечения.(При это виде тредотерапии оцениваются професиональные возможности больного, при утраченной профессиональной трудоспособности ил частичном стойком ее снижении больной подготавливается к обучению новой профессии)

На протяжении всего восстановительного лечения необходим медецинский контроль над проведением труотерапии, что позволяет корригировать характер трудовых операций, их дозировку, режим труда и т.д.

Дозировка физической нагрузки:

Определяется общим состоянии больного

Локализацией патологического процесса

Объемом функциональных нарушений

Периодом восстановительного лечения (острый, хронический), а также видом трудотерапии.

 

Требования к методике лечебного применения физических упражнений.

Общая и частная методики ЛФК.

Общая методика ЛФК предусматривает правила проведения занятий,классификацию ФУ, дозировку физической нагрузки, схему проведения занятий в различные периоды курса лечения, формы применения ЛФК, схемы режимов движения.

Частные методики ЛФК для оределенной нозологической формы заболевания, травмы и индивидуализируются с учетом этиологии, клинических особенностей, возраста.

Необх. применять след. методические принципы:

-при обучении нужно соблюдать дидактические принципы: созн-сть, активность, наглядность, доступность, систематичность, регулярность.

-ФУ не должны усиливать болевые ощущения.

-необх. ежедневно частично обновлять и усложнять упр,вводить 10-15% новых.

-Обучать правильному дыханию и умению расслаблять мышцы.

-учитывать характер применяемых упр., физиолог. нагрузку, дозировку и ИП составлять схему занятия, соблюдать принцип постепенности повышения и снижения ФН.

-принцип всесторонности(предусматривать воздействие не только на пораженный орган, но и на весь организм).

-принцип рассеивания нагрузки (чередование мышечных групп учавст. в ФУ).

Принцип сознательности и активности. сознательное и активное участие больного в процессе создает необход. эмоциональный фон и психол-кий настрой, что повышает эффективность применения ЛФК.

Принцип наглядности. Обучении ФУ осущ. с помощью зрительного восприятия (показа). Показ ФУделает словесное объяснение более понятным и помогает правильно выполнять упр.

Принцип доступности. необх, чтобы предлагаемые больному упражнения были адекватны егос остоянию и физ. возможностям.

Принцип систематичности и последовательности обязательное выполн. методических правил: 1. от простого к сложному 2.от известного к неизвестному

Принцип новизны и разнообразия. В процессе занятий 10-15% физических упражнений должны обновляться, а 85-90% - повторяться для закрепления результатов лечения.

 

Методы

1. Клинические (анамнез, физическое обследование (пальпация, аускультации, перкуссия))

2. Параклинические (антропометрия, термометрия, инструментальные, лучевые, ультразвуковые, лабораторные, термография, функциональные пробы и др.)

Оценка эффективности

Для оценки эффективности результатов лечебной физкультуры и контроля за восстановлением функции различных органов и систем организма важно наблюдать за деятельностью сердечнососудистой системы (пульс, артериальное давление, электрокардиография), периодически проводить спирометрию, динамометрию кисти, измерять амплитуду движений в суставах.
Конечным итогом реабилитации является социальная ориентация, связанная с трудоустройством, материально-бытовым обеспечением, возвращением в трудовой коллектив.

Методика

Специальные упражнения

- с отягощением(гантели, набивные мячи 1-2 кг)

-с сопротивлением (с эспандерами, с партнером, на тренажерах)

-изометрические упражнения мышц (удержание гантелей в вытянутых руках, противодействие выполнению движений)

-скоростно-силовые упр. (бег, подскоки, прыжки)

-упр. на координацию движений (жонглирование предметами, асимметричные движения конечностями)

-тренировка вестибулярного аппарата (движение головой, сохранение равновесия на месте и в движении, с открытыми и закрытыми глазами)

-ДУ (обучение правильному дыханию в покое и при выполнении движений)

Механизм

1. Возможность влиять на ритм дыхания

2.Активизируется обмен веществ в работающих мышцах

Самое лучшее положение для дых. Упр –стоя

Специальные ДУ:

1.Статические с углубленным вдохом и форсированным выдохом

2.Динамические

3.Звуковая гимнастика(вибромассаж)

4.Постуральный дренаж

Противопоказания

1.Астматический статус

2.Кровохоркание

 

Задачи

1.Нормализация тонуса ЦНС и восстановление нормального стереотипа регуляции дых. аппарата

2.Уменьшение спазма бронхов и бронхиол

3.Развитие механизма полного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха

4.Увеличение силы дых. мышц и подвижности диафрагмы и грудной клетки предотвращение возможного развития эмфиземы

5.Обучение произвольному мышечному расслаблению

6.Обучение больного управлять своим дыханием с тем, чтобы владеть им во время астматического приступа

7.Повышение устойчивости организма к воздействию внешней среды

Противопоказания к занятиям ЛГ:

1.Легочно-сердечная недостаточность III степени

2.Астматический статус

3.Тахикардия более 120 уд. Мин

4.Одышка более 25 дыханий в мин

5. Температура с выше 38

Формы ЛФК:ЛГ,УГГ, дозир. Ходьба по ровной местности, терренкур, легкий бег в медленном темпе, легкие спорт. игры, пешеходные, лыжные прогулки, плавание

Средства ЛФК:

*ДУ(статические, динамические)*Упражнения снижающие МОД*»звуковая» гимнастика*Массаж*ОРУ *постуральный дренаж

Специальный ДУ:

1.Упражнения с медленным полноценным и удиненным выдохом

2.Упражнения с произношением гласных и согласных звуков

3.На занятиях ЛГ больных обучают произвольному снижению минутного объема дыхания(МОД)

4.Надувание резиновых и грушевых предметов

Пауза между ДУ 20-30 сек

Дозировка 4-12 раз, темп медленный, средний

Занятия следует начинать и заканчивать массажем лица, предплечий и грудной клетки

 

Определение понятия «ЛФК»,ее роль в современном комплексном лечении как метода функциональной,патогенетической и др.терапии.

ЛФК -метод лечения,использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья и трудоспособности больного,предупреждения осложнений патологического процесса.

ЛФК - самостоятельная научная дисциплина,основывается на современных научных данных в области медицины,биологии,ФК,педагогики.

ЛФК — естественно-биологический метод, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма — движения Движение является основным стимулятором роста, развития и формирования организма. Стимулируя активную деятельность всех систем организма, движение поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности.

ЛФК является методом общего воздействия. С этих позиций физическое упражнение, стимулирующее физиологические процессы всего организма, рассматривается как неспецифический раздражитель, вызывающий реакцию всего организма.

ЛФК — метод патогенетической терапии: систематическое применение физических упражнений влияет на реактивность организма, изменяет как общую реакцию, так и ее местные проявления.

ЛФК — метод активной функциональной терапии. Регулярная дозированная тренировка стимулирует и приспосабливает отдельные системы и весь организм к возрастающим физическим нагрузкам и, в конечном счете, приводит к функциональной адаптации больного.

ЛФК — метод поддерживающей терапии и чаше всего применяется на завершающих этапах медицинской реабилитации, а также у больных пожилого возраста.

ЛФК — метод восстановительной терапии. При комплексном лечении средства ЛФК успешно сочетают с медикаментозной терапией и различными физическими методами. Систематическое выполнение физических упражнений развивает функциональные резервы как пораженной системы, так и всего организма. Раннее применение средств ЛФК обеспечивает восстановление функции в патологический процесс системы, оздоровление и укрепление всего организма

2.Организация ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях.Материальная база.Очетная документация.Обязанности методиста ЛФК.

Организация всей работы по лечебной физической культуре возлагается на врача-специалиста и инструктора (методиста) с привлечением медицинского персонала (врачей, медицинских сестер) лечебного учреждения. Врачебно-физкультурные диспансеры района, города, области осуществляют методическое руководство всеми звеньями лечебно-профилактических учреждений, где работают специалисты по лечебной физической культуре.
В обязанности врача-специалиста по лечебной физической культуре входит:

--- проведение осмотров больных, назначенных на занятия, до, после, а иногда и во время лечения;

---определение методики занятий (форм, средств, дозировки физических упражнений);

---руководство работой инструкторов (методистов);

---консультации врачей других специальностей по вопросам лечебной физической культуры, организация и проведение санитарно-просветительской работы среди больных и здорового населения.

Врач должен присутствовать на занятиях с больными и осуществлять врачебно-педагогический контроль за ними.
В обязанности инструктора (методиста) входит:

---организация и проведение занятий лечебной гимнастикой (индивидуальных и групповых) в палатах, кабинетах или залах лечебной физической культуры, на спортивных площадках;

---организация и проведение спортивно-массовых мероприятий с занимающимися, включая группы здоровья.

Врач и инструктор (методист) ведут установленную документацию (форма № 42, записи в истории болезни), проводят антропометрические и другие исследования, анализируя эффективность лечения, составляют комплекс и схемы упражнений лечебной гимнастики.
Схему занятий лечебной гимнастикой разрабатывают применительно к основным группам заболевания (без учета принципа индивидуализации) по следующей форме:

1) части занятия;

2) порядковый номер группы упражнений;

3) исходное положение больного;

4) содержание частей;

5) дозировка (число повторений) упражнений в каждой группе;

6) целевая установка, методические указания.
Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастикой должны соответствовать содержанию схемы, отвечать принципу индивидуального подхода к больному и составляться по указанной форме.
Врач лечебной физической культуры отвечает за обеспечение необходимым оборудованием мест проведения занятий, а инструктор (методист) является материально ответственным лицом.


3.Механизм тонизирующего действия физических упражнений на организм человека.

Тонизирующее действие ФУ выражается,прежде всего.в стимуляции моторно-висцеральных рефлексов,в изменении интенсивности биологических процессов в организме и обусловлено тем, что двигательная зона коры больших полушарий головного мозга, посылая импульсы двигательному аппарату.одновременно возбуждает центры ВНС (непосредственно связанной с внутринними органами).

При соответствующем подборе упр. Можно избирательно воздействовать на моторно-сосудистые, моторно-кардиальные, моторно-пульмональные,моторно-желудочно-кишечные и др. рефлексы,что позволяет повышать приимущество тонус тех систем и органов, у которых он снижен.

Преимущества физических упражнений: их физиологичность и адекватность, универсальность (широкий спектр действия), отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке нагрузки и рациональной методике занятий), возможность длительного применения (практически без ограничений) с переходом из лечебного в профилактическое и общеоздоровительное качество

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.045 с.)