Если сомнительный долг возник менее чем за 45 дней до окончания предыдущего отчётного периода, то резерв по нему не создаётся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Если сомнительный долг возник менее чем за 45 дней до окончания предыдущего отчётного периода, то резерв по нему не создаётся.



Сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 % от выручки отчетного года.

В течение последующего года резерв не увеличивается, несмотря на то, что образуются новые сомнительные долги. Погашение сомнительного долга тоже не влечёт немедленного присоединения резерва по этому долгу к прибыли. Уменьшение величины резерва происходит только при списании с баланса сомнительного долга, по которому он был создан.

При оценке влияния резервов сомнительных долгов на финансовый результат следует учитывать, что право их образования предоставлено всем предприятиям, но для целей налогообложения прибыли сумма резервов, отнесённая на уменьшение финансового результата, может быть учтена лишь у предприятий, избравших для исчисления налога на прибыль в качестве метода определения доходов и расходов метод начислений.

Формирование принципов кредитной политики и системы кредитных условий

Кредитная политика оказывает значительное влияние на уровень дебиторской задолженности. Основой её является формирование принципов кредитования покупателей и разработка кредитных условий.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два вопроса:

1) в каких формах осуществлять реализацию в кредит.

Выделяют две формы реализации в кредит: товарный и потребительский кредит.

Товарный (коммерческий) кредит – форма оптовой реализации продукции с отсрочкой платежа. Потребительский кредит – форма розничной реализации товаров с отсрочкой платежа;

2) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию.

Предприятие может осуществлять кредитную политику трех основных типов: консервативного, умеренного и агрессивного. К

Консервативный тип предполагает минимизацию кредитного риска. При этом предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли, сокращает круг покупателей, ужесточает условия кредитования и увеличивает стоимость кредита.

Умеренный тип предполагает средний уровень кредитного риска, характеризует типичные условия кредитной политики.

Агрессивный тип предполагает максимизацию прибыли за счет расширения клиентской базы, увеличение срока кредитования, снижение стоимости кредита, высокий уровень кредитного риска.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что консервативный ее тип отрицательно влияет на рост объемов операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.

Инкассационная политика предприятия представляет собой комбинацию методов инкассации, которые оно применяет.

К мерам инкассации дебиторской задолженности могут относиться письма, телефонные разговоры, личные визиты и юридические воздействия.

Предприятием могут отсылаться письма-напоминания до наступления срока оплаты, а затем письма-требования. Если должник на погасил задолженность перед предприятием, то предприятие осуществляет подачу иска в суд.

В письме-требовании предприятие должно предупредить дебитора о намерении применять по отношению к нему штрафные санкции, в случае если это предусмотрено договором.

Чем больше количество задействованных мер инкассации дебиторской задолженности, тем меньше доля потерь по безнадежным долгам и короче средний период инкассации.

Использование современных методов рефинансирования дебиторской задолженности.

Под рефинансированием дебиторской задолженности понимается ускоренный ее перевод в другие формы оборотных активов предприятия.

К наиболее распространенным методам рефинансирования дебиторской задолженности относятся факторинг, учет векселей в банке, форфейтинг.

Факторинг – операция по продаже дебиторской задолженности факторинговой компании (банку) в выплатой последней комиссионного вознаграждения. В факторинге действуют 3 участника: покупатель, продавец и факторинговая компания.

На первом этапе предприятие-поставщик и предприятие-покупатель заключают между собой договор о поставке продукции, формах и сроках платежа, осуществляется поставка. На втором этапе поставщик заключает договор с факторинговой компанией, в соответствии с которым продавец уступает право получения денежных средств за поставленную продукцию в пользу факторинговой компанией, которая принимает на себя все кредитные риски по инкассации долга.

На третьем этапе факторинговая компания за осуществление операции взимает с предприятия-продавца комиссионное вознаграждение в процентах от суммы продаваемой дебиторской задолженности (примерно 2 – 6 %). Ставка комиссионного вознаграждения будет зависеть от периода инкассации дебиторской задолженности, платежеспособности покупателя и др.

На четвертом этапе факторинговой компания предоставляет в трехдневный срок факторинговый кредит – кредит в форме предварительной оплаты долговых требований продавца, размер которого обычно составляет от 60 до 90 % суммы проданной купленной задолженности. Остальные 10-40 % купленной дебиторской задолженности депонируются факторинговой компанией в форме страхового резерва при ее непогашении покупателем.

После того, как предприятие-покупатель полностью погашает обязательства перед факторинговой компанией (этап пятый), последняя возвращает продавцу депонированную в форме страхового резерва часть дебиторской задолженности (10 – 40 % купленных долгов) (этап шестой).

Факторинг имеет ряд преимуществ, таких, как улучшение платежеспособности продавца, снижение накладных расходов, снижение риска дебиторской задолженности, сглаживание фактора времени. При применении факторинговой операции продавец теряет сумму комиссионных, а также проценты за суженные факторинговой компанией средства.

Эффективность факторинговой операции для предприятия-продавца определяется путем сопоставления суммы расходов по факторинговой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредиту.

Пример. Предприятие продало факторинговой компании право взыскания дебиторской задолженности на сумму 300000 р. Факторинговая компания предоставляет кредит в форме предварительной оплаты его долговых требований в размере 70 % от суммы дебиторской задолженности. Процентная ставка за предоставляемый кредит – 16 % годовых. Комиссионная плата факторинговой компании составляет 2 % от суммы долга. Ожидается, что дебиторская задолженность будет инкассирована через 30 дней с момента заключения договора факторинга. Определите эффективность факторинговой операции при условии, что средний уровень процентной ставки по банковскому кредиту составляет 30 % годовых.

Решение. Для оценки эффективности факторингговой операции определим уровень расходов по ней:

1) комиссионные расходы = 300000 * 0,02 = 6000 р.;

2) расходы на выплату процентов по кредиту = ;

3) общие расходы по договору факторинга = 6 000 + 2 800 = 8 800 р.;

4) уровень расходов по отношению к дополнительно полученным активам =

 

Сопоставляя полученный показатель со среднемесячным уровнем процентной ставки по кредиту (30 % / 12) получим, что факторинговая операция в данном случае является неэффективной по сравнению с получением банковского кредита на период оплаты долга покупателем.

Учёт векселей, выданных покупателями – это операция по продаже векселедержателем векселей банку по определенной дисконтной цене с предоставлением векселедержателем учетного кредита.

Участвовать в операции учета векселей в банке может только переводной вексель, использование которого позволяет решить задачу краткосрочного финансирования деятельности предприятия и существенно сократить финансовый цикл предприятия.

Закрытие учетного векселя осуществляется на основании извещения банка об оплате векселя.

 

Форфейтинг – финансовая операция по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному или коммерческому кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк принимает на себя обязательство по финансирования экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю. Гарантия по векселю обеспечивается авалем банка страны импортера.

На первом этапе предприятие-экспортер и предприятие-импортер заключают договор о поставке продукции. Предприятие-импортер в соответствии с договором осуществлять платежи посредством коммерческих векселей, авалированных банком его страны.

На втором этапе предприятие-экспортер заключает договор с банком своей страны, который обязуется за комиссионное вознаграждение финансировать поставки продукции путем предоставления учетного вексельного кредита.

На третьем этапе импортер авалирует векселя в банке, которые затем (четвертый этап) направляет в адрес экспортера.

На пятом этапе предприятие-экспортер учитывает векселя в банке своей страны, который на шестом этапе перепродает их на финансовом рынке.

В результате форфетирования задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую в пользу банка. По своей сути форфейтинг соединяет в себе элементы факторинга и учета векселей.

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность предприятия, определяет пути востребования долгов и уменьшения безнадежной задолженности, выбор условий кредитной политики, обеспечивающих гарантированное поступление доходов от продажи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.008 с.)