Анализ результатов третьего этапа обследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов третьего этапа обследования



Результаты, полученные при проведении констатирующего эксперимента, позволили выявить взаимосвязь между уровнем слухового самоконтроля и степенью сформированности просодического оформления речи и рассмотреть особенности ее проявления во всех группах испытуемых. На основе сопоставления сформированности мелодико-интонационной стороны речи и уровня слухового самоконтроля мы смогли установить характер просодических нарушений и определить прогноз успешности коррекционных мероприятий.

Наличие низкой степени сформированности просодики отмечается при достаточном (IV) уровне самоконтроля. В этом случае можно говорить о расстройстве моторного характера и предположить благоприятный прогноз.

Мелодико-интонационные расстройства, имеющиеся при несформированном слуховом самоконтроле (I уровень), свидетельствуют о сенсорном характере нарушений и неблагоприятном прогнозе.

Если интонационные расстройства при слуховом самоконтроле, находящимся в стадии формирования (II уровень) или автоматизации (III уровень), имеют смешанный, сенсомоторный характер, то успешность коррекционной работы будет зависеть от темпов формирования слухового самоконтроля.

Сопоставительный анализ степени сформированности просодического оформления речи и уровней слухового самоконтроля у дошкольников обследуемых нами групп представлен в таблицах 24 - 27.

 

Таблица 24

Сформированность просодического оформления речи и уровней слухового самоконтроля у дошкольников с нормальным речевым развитием

  Уровень слухового самоконтроля Степень сформированности просодической стороны речи
первая (низкая) вторая (недостаточная) третья (средняя) четвертая (высокая)
число детей % число детей % число детей % число детей %
I уровень -- -- -- -- -- -- -- --
II уровень -- --   1,89   13,21   7,55
III уровень -- -- -- --   28,3   9,4
IV уровень -- -- -- --   7,55   32,1

 

 

Таблица 25

Сформированность просодического оформления речи

и уровней слухового самоконтроля у дошкольников с ФН

  Уровень слухового самоконтроля Степень сформированности просодической стороны речи
первая (низкая) вторая (недостаточная) третья (средняя) четвертая (высокая)
число детей % число детей % число детей % число детей %
I -- -- -- --   16,67   3,33
II -- -- -- --   3,33 -- --
III -- -- -- --        
IV -- -- -- --   16,67    

 

 

Таблица 26

Сформированность просодического оформления речи

и уровней слухового самоконтроля у дошкольников с ФФН

    Уровень слухового самоконтроля Степень сформированности просодической стороны речи
первая (низкая) вторая (недостаточная) третья (средняя) четвертая (высокая)
число детей % число детей % число детей % число детей %
I -- --   10,34   20,69 -- --
II -- -- -- --   13,8 -- --
III -- -- -- --   24,13   6,9
IV -- -- -- --   10,34   13,8

 

 

Таблица 27

Сформированность просодического оформления речи

и уровней слухового самоконтроля у дошкольников с ОНР

    Уровень слухового самоконтроля Степень сформированности просодической стороны речи
первая (низкая) вторая (недостаточная) третья (средняя) четвертая (высокая)
число детей % число детей % число детей % число детей %
I   4,35   13,04   30,43 -- --
II -- --   13,04   4,35 -- --
III -- -- -- --   17,4 -- --
IV -- -- -- --   13,04   4,35

 

Проведенный сопоставительный анализ степени сформированности просодической стороны речи при различных уровнях слухового самоконтроля во всех группах обследуемых дошкольников позволил нам условно выделить три группы детей по характеру нарушения просодики.

I группа – к этой группе мы отнесли дошкольников, у которых нарушения просодического оформления происходили на перцептивном уровне, т.е. на уровне восприятия и носили сенсорный характер. Несформированность слухового самоконтроля позволила предположить неблагоприятный прогноз успешности коррекционных мероприятий. Поэтому для повышения эффективности логопедического воздействия основное внимание при планировании коррекционной работы необходимо уделять развитию компонентов перцептивной деятельности, таких как: слуховое внимание и восприятие, речеслуховая память, речевой и акцентный слух, слуховой самоконтроль.

II группу составили дошкольники, у которых нарушения просодической стороны речи имеют сенсомоторный (смешанный) характер. У этой категории детей мелодико-интонационные расстройства сопровождались недостаточным уровнем сформированности слухового самоконтроля, что позволило говорить о недостатках и моторной, и перцептивной сферы. Для повышения эффективности коррекционных мероприятий необходимо не ограничиваться устранением недостатков моторной функции артикуляционного и голосового аппарата, но и уделять достаточное внимание развитию слухового самоконтроля.

III группа – дети, которые на уровне реализации просодического оформления испытывали трудности моторного характера при высоком уровне сформированности слухового самоконтроля. При построении коррекционной работы благоприятный прогноз возможен в том случае, когда основное внимание будет уделяться развитию моторных навыков, устранению недостатков функционирования артикуляционного и голосового аппарата.

Количественные показатели распределения по характеру нарушения просодической стороны речи у дошкольников в норме и патологии представлены на диаграммах 10 и 11. Приведенные диаграммы наглядно демонстрируют, как менялся характер нарушения просодической стороны речи при различных речевых расстройствах.

 

Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил сделать следующие выводы:

· нарушения просодического оформления речевых высказываний выявлены как у нормально говорящих дошкольников, так и у детей с различной речевой патологией, что обусловлено совокупным влиянием различных факторов, таких как: состояние акустических характеристик голоса, уровень речевого развития детей, нарушение иннервации мышц артикуляционного и голосового аппарата, уровень слухового самоконтроля;

· трудности мелодико-интонационного оформления речи дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием проявляются в неточностях при отраженном воспроизведении разных ритмических и интонационных структур, в ошибках при передаче логического ударения, а также при самостоятельном воспроизведении фраз, имеющих различную интонационную окраску;

· установлена взаимосвязь между степенью сформированности просодики у дошкольников с разной речевой патологией и уровнем развития слухового самоконтроля;

· выявленные в ходе обследования уровни слухового самоконтроля у дошкольников позволяют определить характер просодических нарушений (сенсорный, моторный или смешанный) и служат прогностическим признаком успешности коррекционного воздействия;

· учет уровня сформированности слухового самоконтроля у детей дошкольного возраста позволит обеспечить дифференцированный подход при выборе методов и приемов логопедической работы по развитию просодической стороны речи.

·

Дети с нормальным речевым развитием Дети с ФН
 
Дети с ФФН Дети с ОНР

 

Рисунок 14. Характер нарушения просодического оформления речи дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии

 

Глава III. Логопедическая работа по формированию и развитию просодического оформления речи у дошкольников с речевыми нарушениями



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.008 с.)